Распитие водки на кладбище
История села
Водка в могиле, или Последнее завещание
Ивана Васильевича
Положенная в гроб бутыль часто предназначалась для того, чтобы дух умершего, при жизни зависимого от алкоголя, не беспокоил своих живых родственников. Да к тому же считалось, что и на том свете упокоенный мог вести такой же разгульный образ жизни, как и при жизни.
ВОДКА ОТ ПОКОЙНИКА
Как-то весной я принимал участие в этнографической экспедиции в Сергачский район Нижегородской области. В селе Ачка я записывал тамошние истории и былички, рассказываемые сельскими жителями, и один из пожилых мужчин поведал мне удивительную историю:
“Было это в 1984 году у нас в Ачке. Рыли мы могилу Ивана Воронина. Он умер в 1954 году, а мы рыли могилку для его супруги, пережившей мужа на 30 лет. Когда вырыли примерно с метр, вдруг лопата на что- то наткнулась. А один из мужиков и говорит: “Иван Васильевич, когда помер, ему в гроб, по его завещанию, вложили “четверку” “Московской особой»». И точно, стали мы осторожно копать дальше и нашли эту “четверку”, хорошо засургученную. И решили двое из наших товарищей эту “четверку” “раздавить” на двоих, а мы трое пить отказались. Нашли здесь же на могилках поминальные стаканы и выпили. Мы их спрашиваем: “Ну как?”. А они отвечают: “Да вроде за тридцать лет водка послабже стала». Ну, мы могилку дорыли — жену Ивана Васильевича похоронили. Помянули и разошлись. На следующий день всей нашей пятерке предстоял очередной калым — нужно было строить сруб-мазанку. Собрались мы вчетвером, заходим за Булкиным. Смотрим, он около своей избы ходит туда-сюда, на лужайке. Подходим к нему: “Здорово, Анатолий Федорович, пойдем строить мазанку». А он нам и отвечает: “Да что вы, я всю ночь квас пил, после этой могильной водки меня так мутило! Вырвало то, что мы пили, жрали. И всю ночь я не спал. Больше в жизни могильную водку я пить не буду!».
Вот такая любопытная история произошла в селе Ачка, и случай этот далеко не единственный.
Известно, что до недавнего времени изредка подобное действо действительно практиковалось. Захоронение водки или вина вместе с телом умершего, вероятно, имело целью принесение сопроводительной погребальной жертвы людям, при жизни зависимым от алкоголя, то есть положенная в гроб бутыль якобы предназначалась для того, чтобы дух умершего не беспокоил своих живых родственников. Да к тому же считалось, что и на том свете упокоенный мог вести такой же разгульный образ жизни, как и при жизни.
ОТ ЗАРАЗЫ И ЧАХОТКИ
В некоторых областях России и у отдельных славянских народов это действо означало нечто большее. В Боснии и Герцеговине выкопанное из могилы вино (так же, как и деньги) по архаичным верованиям тамошних жителей считалось чудодейственным, исцеляющим и охраняющим от зла и напастей. В Боснии склянки с вином помещали на дно могил людей, при жизни пристрастных к алкоголю, и находка такой бутылки при вторичной раскопке захоронения считалось большой удачей.
В санджаке Нови Пазар скончавшемуся от туберкулеза человеку клали в могилу бутылку вина, предварительно перевязав ее веревкой, чтобы было легче вытащить. Через 40 дней после поминок члены семьи вытаскивали за эту веревку бутылку на поверхность и распивали ее, веря в скорейшее излечение от туберкулеза. Традиционно вытаскивание из могилы бутылки с вином происходило в ночное время (после полуночи) с участием всех членов семьи. При выполнении этого обряда все его участники не должны были проронить ни слова. Также молча они возвращались домой. Запрет на разговоры распространялся и на членов семьи, оставшихся дома, и по каким-то причинам не пошедшим на кладбище. Разговаривать можно было только после полного завершения ритуала.
В Восточной Сербии около Болевца на похоронах умершего от заразной болезни поступали также. Только вместо алкоголя в бутылку наливали постное масло, которое выпивали через 40 суток, чтобы уберечь себя от заразы.
В России считалось, что бутыль водки, найденная в старом захоронении (так называемая “водка от покойника”) и выпитая живыми, погружает их в глубокий, продолжительный сон, прообраз смерти.
ЛИЛИ В МОГИЛКИ ПИВО И ВИНО
Интересный обряд был отмечен священником С.Троицким в 1867 году на юге Нижегородской губернии. С удивлением святой отец наблюдал за этим действом во вверенном ему приходе в родительскую субботу в непоименованной деревне, населенной мордвой — мокшей. По словам батюшки, этот обряд напоминал праздник или сельское гулянье.
В родительскую субботу все жители окрестных деревень оставляли свои работы и шли навещать умерших родственников, обязательно прихватив с собой в изобилии говядину, хлеб, вино и пиво (причем, последнее ведрами). После исполнения православной литии на могилках священника угощали вином и пивом и вежливо выпроваживали с кладбища. После этого, по словам батюшки, у мордвы якобы начинался языческий разгул. В могильных насыпях мокшане делали отверстия, в которые они заливали пиво и вино, приговаривая при этом: “Погуляйте теперь, батюшки вы наши, с нами; после вам без нас никто ничего не даст”. Как только все было съедено и выпито, народе песнями и с трубками во рту разбредался по домам.
Существует и другое сообщение конца XIX века, в котором говорится, что на похоронах у мордвы в фоб усопшему клали бутылку водки: “Опохмелиться на том свете и угостить старших покойников, чтобы приняли ласковей. ”
Архаика этих обрядов, видимо, предполагала установление связи между миром живых и миром мертвых. Подобно танцу или маскараду опьянение живых или угощение спиртным мертвых считалось средством ритуального изменения человека. Известно, что славянские погребальные пиры (тризны) включали в себя чрезмерное расточительство яств и медов и состояли из драматических игровых сцен с использованием масок. В русских летописях тризна изображалась как пьяный мир. Употребление до глубокого опьянения хмельных напитков на похоронах отмечалось на русском Севере вплоть до конца XIX века. Суеверные представления о жажде у мертвых по-разному проявлялись в погребальных обрядах многих народов, и истолковывались они, в основном, одинаково: влажный — живой, высохший — мертвый.
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ТРИЗНЫ
Случаи вкладывания бутылки водки в гроб мужчинам в XIX веке были зарегистрированы не только в Нижегородской области, но и в соседней с нами Костромской и Смоленской губерниях. Подобное действо этнографы наблюдали и в Беларуси!
В Беларуси, в Новогрудском лесу, однажды был найден надгробный камень XVII века. Надпись на нем гласила:
“Тут Иван Семашко лежит
У ногах черная собака тужит
У головах фляжка горилки стоит
У руках острый меч держит.
Го, го, го! Що ж кому до того?»
Рассказы о сопроводительном алкоголе для “ушедших в мир иной” мне не раз приходилось слышать в рассказах на завалинке от пожилого (и не очень) сельского населения тогдашней еще Горьковской области.
Подобные ритуальные действия — такие, как вливание хмельных и алкогольных напитков в могильную насыпь или вложение бутылей с водкой или вином в гроб умершему — берут свое начало еще с древних, незапамятных времен. Скорее всего, этот ритуал является отголоском древнейших языческих погребальных обрядов. Одним из них можно назвать тризну — поминание усопших, известия о которой сохранились еще со времен княгини Ольги.
Дмитрий КАРАБЕПЬНИКОВ, нижегородский краевед.
“МК в Нижнем Новгороде” 23 — 30 октября 2013 года
Поминовение усопших дома и на кладбище
Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного.
Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины.
Церковь также заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, родственниках и знакомых. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, в которую записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Как поминать на домашней молитве неправославных. На домашней молитве может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном Богослужении. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился об умерших язычниках и это приносило им отраду. Святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна. Такой строгий ревнитель Православия, как преподобный Феодор Студит, не допуская открытого поминовения на Литургии усопших еретиков-иконоборцев, находил возможным для близких их поминовение тайное: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».
Как молиться о самоубийцах. Преподобные Оптинские старцы разрешали на келейной (домашней) молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви. Так, преподобный Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней — по духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог, без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?».
Кроме молитвы за усопших, еще один вид поминовения их составляет милостыня, совершаемая нами в память их, или от имени их, т.е. подаяние каких-нибудь земных благ имеющим в этом нужду – нищим нашим собратьям. Милостыня может быть разнообразной – и деньгами, и едой, и в том, что мы раздаем нуждающимся одежду усопшего. Все это ведет к отраде для умерших грешников.
Благотворения, совершаемые живыми в память усопших, имеют такое же значение, как если бы сам умерший совершал эти добрые дела. Благотворение в память умерших также умножает число молящихся о спасении усопших; ибо естественно, что получившие помощь молятся за своих благодетелей.
Настоящее значение милостыни было известно и в Ветхом Завете; обычай раздавать милостыню бедным при погребении умершего ведет начало из глубокой древности; это обыкновение было у евреев. «Милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму… Раздавай хлебы твои при гробе праведных» (Тов. 4: 10, 17). «Милость деяния да будет всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (Сир. 7: 36). Пророк Иеремия говорит, что от лица Божьего будут отвержены те из умерших, о спасении которых не подается милостыня.
ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА
Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.
Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.
Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.
От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела. Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками.
НА КЛАДБИЩЕ
Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего всеобщего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного безсмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, помолиться. Желательно совершить литию (это слово в буквальном смысле означает «усиленное моление»). Для совершения чина литии можно пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, есть в полных молитвословах. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
Брать ли в Радуницу на кладбище еду и спиртное
Во вторник отмечаем Радуницу – День поминовения усопших. Брать ли на кладбище угощение и спиртное и как правильно провести этот день?
Радуницу празднуют на Фоминой неделе, во второй вторник после Пасхи. Считается, что копать землю до этого дня нельзя, потому что предки на это еще не дали добро. Действует принцип: сначала наведите порядок на могилах умерших родственников, а потом уже на своих подворьях. По белорусской народной традиции в этот день утром хозяйка готовила ритуальные блюда. Затем пасхальные яйца, освященную соль, кашу, колбасу, сало, спиртное, блины вместе со скатертью заворачивали в платок, и вся семья, празднично одевшись, шла в церковь. После богослужения отправлялись на кладбище, к могилам предков. Там перво-наперво был обязателен обряд «христосования» с мертвыми. Для этого пасхальное яйцо крест-накрест катали по могиле. После этого на могилу постилали скатерть, ставили зажженную свечу, раскладывали принесенную еду. Поминали предков и только потом принимались за угощение.
В то же время церковь не одобряет сложившуюся традицию приносить на кладбище еду и спиртное. Как объяснил представитель Белорусской православной церкви архимандрит Алексей Шинкевич, Радуница символизирует радость, что «Христос воскрес из мертвых и своей смертью смерть попрал и находящимся в гробах жизнь даровал». Поэтому в этот день православные христиане идут на кладбище, чтобы поделиться радостью о воскресении Христа с предками, ушедшими в мир иной. В этот день не плачут о смерти родных и близких, а радуются тому, что те родились в новой, вечной жизни.
По словам архимандрита Алексея, по традиции в понедельник вечером накануне Радуницы или во вторник утром принято приходить на пасхальное заупокойное богослужение, писать записки с именами умерших близких.
На поминальный стол в храм по традиции приносят трапезу – ту, что по ошибке многие несут на кладбище. Это могут быть пасхальные куличи, яйца, печенье, конфеты – любая еда. Не принято приносить только мясные изделия и алкоголь (за исключением вина для богослужебных целей). Потом вся эта трапеза раздается нуждающимся и неимущим. После богослужения отправляются на кладбище. Есть на могиле не нужно – следует поставить свечу, возложить цветы, помолиться, вспомнить умерших родных, близких, знакомых. После этого возвращаются домой. Вот там можно накрывать стол и тоже поминать души родственников. Однако сложившиеся в народе обычаи таковы, что многие все равно несут угощения и водку на кладбище, сокрушается архимандрит Алексей. В результате такие не соответствующие церковным традициям празднования иногда заканчиваются трагически – пьянством, драками, а то и смертельным исходом.
Решайте сами, приносить или не приносить еду и алкоголь к могилам, следовать народным обычаям или церковным традициям. Но учтите, что распитие спиртных напитков в общественном месте (в том числе на кладбище в Радуницу) считается правонарушением и влечет административную ответственность. Как объяснил заместитель начальника управления профилактики МВД Олег Каразей, сотрудники милиции сделают скидку на праздник и заострят внимание на разъяснительной работе. Другими словами, решившим выпить будут предлагать найти для этого более подходящее место. Однако к тем, кто ведет себя агрессивно или проигнорирует предупреждения, снисхождения не будет. Нарушителям грозит штраф от 0,1 до 8 базовых величин (до 280 тысяч рублей). Кроме того, как рассказал Олег Каразей, на Радуницу сотрудники ГАИ, отделений охраны правопорядка и профилактики будут работать в усиленном режиме, чтобы не допустить правонарушений и обеспечить безопасность граждан.
Алеся ГОЛОВЧИЦ, фото Артура НИКИТИНА, «ЗН»
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- КУЛИНАРИЯ (5200)
- ВЫШИВКА (1731)
- ВЯЗАННЫЕ МЕЛОЧИ (1051)
- ВЯЗАНИЕ КРЮЧОК (937)
- ВЯЗАНИЕ СПИЦЫ (926)
- ДЛЯ ДНЕВНИКА (754)
- ДЛЯ ДУШИ (737)
- КОТОматрицы (701)
- ЗДОРОВЬЕ (595)
- ДЕТИШКАМ(вяжем,шьем) (557)
- ДЛЯ СЕБЯ ЛЮБИМОЙ (552)
- УЛЫБНЕМСЯ (479)
- УЗОРЫ И МОТИВЫ ДЛЯ ВЯЗАНИЯ (378)
- ВИДЕО (345)
- ШЬЕМ (308)
- ШАЛИ (280)
- ПОЛЕЗНОЕ (277)
- ПОКРЫВАЛА.ПЛЕДЫ (271)
- ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА (244)
- ПОЧИТАТЬ (240)
- ЖИВОТНЫЕ.ФОТО (229)
- О РАСТЕНИЯХ (217)
- ЭТО ИНТЕРЕСНО (209)
- НЕМНОЖКО ПОКОЛДУЕМ (194)
- ПРОСТО КРАСИВО (190)
- ПРОЧИТАТЬ И ПРИЗАДУМАТЬСЯ (177)
- БИСЕР (152)
- МЫЛО.СДЕЛАЮ САМА (151)
- ЖУРНАЛЫ (147)
- ПОИГРАЕМ? (146)
- САЙТЫ.СТОИТ ЗАГЛЯНУТЬ (142)
- СОВЕТЫ ХОЗЯЙКАМ (140)
- САЛФЕТКИ (140)
- ЦВЕТЫ.ФОТО (128)
- ФАЗЕНДА (127)
- КАНЗАШИ (122)
- ДЛЯ КРАСАВИЦ(модели одежды) (122)
- ПРИМЕТЫ РАЗНЫЕ (107)
- АНИМАЦИЯ (106)
- ШТОРЫ (100)
- ПОДЕЛКИ ИЗ БУМАГИ (99)
- ДЛЯ ДОМА(разное,интерьер) (98)
- ТОМУ,КТО ВЕРУЕТ (95)
- ПАНОРАМЫ СФЕРИЧЕСКИЕ (86)
- ФОТОШОП (85)
- ПРИЧЕСКИ (83)
- МИР КИНО (82)
- МК по рукоделию (77)
- КУКЛЯШКИ (75)
- ИГРУШКИ(вяжем и шьем) (70)
- ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ (65)
- ШАНСОН (65)
- УДИВИТЕЛЬНОЕ-РЯДОМ (62)
- ЗАКЛАДОЧКИ(чтоб долго не искать) (55)
- ПОНРАВИЛОСЬ. (50)
- ИДЕИ РАЗНЫЕ (49)
- НЕ МЕШАЛО БЫ ЗНАТЬ (44)
- КОСМЕТИКА(сделаю сама) (42)
- ПУТЕШЕСТВИЯ (42)
- НОСТАЛЬГИЯ (39)
- СОННИК (39)
- КУЛИНАРНЫЕ ВИДЕОРЕЦЕПТЫ (27)
- ПОЛЕЗНОЕ О ЖИВОТНЫХ (20)
- НЕМНОГО ЭРОТИКИ (18)
- ПРОГРАММЫ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА (17)
- ХАКАСИЯ (13)
- ВИДЕОУКОТАЙКИ (13)
- ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНЫ (12)
- КОШМАРИКИ (10)
- ЗВЕЗДЫ НАШИ. (6)
- ПЛЕТЕНИЕ ИЗ БУС И БИСЕРА (5)
- КРАСИВЫЕ ФОТО И ЦИТАТЫ (5)
- АЛМАЗНАЯ ВЫШИВКА (5)
- ПЛЭЙКАСТЫ (5)
- Алиэкспресс (3)
- Картины по номерам (2)
- МЕШКОВИНА ДЖУТ И КОФЕ (1)
- ДЕКУПАЖ (1)
- МЕШКОВИНА ДЖУТ И КОФЕ (0)
—Музыка
—Всегда под рукой
—Стена
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
«Православные» хватит ходить на Пасху на кладбище и пить на гробах своих родственников водку!
«Православные» хватит ходить на Пасху на кладбище и пить на гробах своих родственников водку!
↓↑↓ ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ↓↑↓
КОГДА МОЖНО И НЕЛЬЗЯ ХОДИТЬ НА КЛАДБИЩЕ
ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ В ДНИ ПАСХИ
Пасха – это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.
Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и не совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.
Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.
Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма.
А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.
Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.
Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.
Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.
Как поминают усопших в Дни Пасхи
Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Как правильно поминать усопших
Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.
Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
Как вести себя на кладбище
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в “Полном православном молитвослове для мирян” и в брошюре “Как вести себя на кладбище”, выпущенных нашим издательством).
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
«Православные»! хватит ходить на Пасху на кладбище и пить на гробах своих родственников водку!!
Пасха – это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.
Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и не совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.
Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.
ЭТО ВАЖНО!
Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма.
А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.
Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.
Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.
Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.
Как поминают усопших в Дни Пасхи
Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Как правильно поминать усопших
Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.
Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
Как вести себя на кладбище
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в “Полном православном молитвослове для мирян” и в брошюре “Как вести себя на кладбище”, выпущенных нашим издательством).
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
Когда нужно ходить на кладбище:
- в день похорон;
- на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;
- каждый год в день ухода человека из жизни;
- в поминальные дни – понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной;
- Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту;
- 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста;
- Троицкая суббота – день перед праздником Святой Троицы;
- Дмитровская суббота – первая суббота ноября.
Когда нельзя ходить на кладбище:
- православие не приветствует посещать могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;
- Троица на кладбище тоже не отмечается. На Троицу ходят в церковь;
- считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;
- женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой представительницы прекрасного пола .Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу.
Можно просто помянуть его добрым словом, в кругу семьи и близких покойного. По приходу на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего.
Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.
Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них.
Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека.
В случае когда вы что-то обронили на мертвую землю, лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет для вас очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы).
Уходя с кладбища, не оборачивайтесь, и, тем более, не возвращайтесь.
Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.