Как правильно закрепить трубопроводы в жб лотках - Домашний мастер Dach-Master.ru
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно закрепить трубопроводы в жб лотках

Требования к монтажу электропроводок на лотках

Лотки служат для прокладки силовых и осветительных электропроводок, выполненных незащищенными проводами и небронированными кабелями с резиновой и пластмассовой изоляцией. На лотках следует прокладывать провода сечением менее 120 мм 2 и кабели с сечением жил до 16 мм 2 .

Перфорированные лотки применяют для выполнения магистральных участков сетей, стояков, мостиков, ответвлений и спусков от основных лотковых трасс.

Лотки располагают на высоте не менее 2 м от уровня пола или площадки обслуживания. В электротехнических помещениях, а также в помещениях, обслуживаемых специально обученным персоналом, высота расположения лотков не нормируется.

Повороты, пересечения, переходы лотков с одной ширины на другую и с одной отметки на другую выполняют с помощью перфорированных монтажных полос, заготавливаемых в мастерских.

При пересечении трубопроводов лотки устанавливают с таким расчетом, чтобы расстояние от трубопроводов до ближайшего кабеля или провода было не менее 50 мм (трубопроводов с горючими жидкостями и газами — не менее 100 мм).

При параллельной прокладке лотков расстояние от проложенных в них проводов и кабелей до трубопроводов должно быть не менее 100 мм (до трубопроводов с горючими жидкостями и газами — не менее 250 мм).

При пересечении лотками горячих трубопроводов или при параллельной прокладке лотков и горячих трубопроводов кабели и провода следует защищать от нагревания. Лотки могут устанавливаться вертикально или горизонтально. При горизонтальном расположении допускается устанавливать лотки в несколько ярусов.

Лотки монтируют как вплотную к стенкам, так и на сборных кабельных конструкциях (стойках, полках, подвесках), а также на полках и конструкциях из монтажных перфорированных профилей и полос, заготавливаемых в мастерских.

Перфорированные лотки прокладывают по основаниям, полкам и подвесам, соединяют их по нескольку в ряд так, чтобы они примыкали друг к другу бортиками и образовывали широкую перфорированную плоскость.

Соединение секций и крепление перфорированных лотков на строительных основаниях и полках выполняют с помощью комплектно поставляемых соединительных уголков и болтов. Секции сварных лотков соединяют между собой болтами и соединительными пластинами, которые обеспечивают также непрерывность электрической цепи.

Для создания надежного электрического контакта в местах соединения элементов лотков заземляющие шайбы устанавливают острыми выступами непосредственно к окрашенной поверхности.

Соединение прямых секций перфорированных лотков в одной плоскости выполняют с помощью специальных соединителей в виде швеллеров, сварных лотков — вводом одной секции в другую на 135 мм и креплением стандартными крепежными изделиями.

При изменении ширины трассы сварных лотков применяют переходные соединители. При переходе трассы лотков с одного уровня на другой под углом до 90°, а также при изменении направления трассы используют шарнирные соединители и угловые секции.

Повороты, ответвления, обходы выступов и препятствий, пересечения, переходы лотки с одной ширины на другую и с одной отметки на другую производят с помощью специальных секций заводского изготовления или выполняемых по типовым проектам.

Расстояния между точками крепления лотков на основаниях и между опорными конструкциями лотков должны быть не менее 2 м. Лотки крепят к основаниям и конструкциям зданий на поворотах, подъемах, спусках, пересечениях, ответвлениях, обходах выступов и препятствий, расширениях, сужениях, переходах с одной отметки на другую.

Опорные конструкции для лотков закрепляют с помощью дюбелей-гвоздей и дюбелей-винтов, забиваемых строительно-монтажным пистолетом, а также с помощью обхватывающих и зажимных конструкций или сваркой.

Сварные лотки крепят к полкам специальными комплектными прижимами. Для установки лотков в пролетах применяют также тросовые растяжки.

Запрещается закреплять на установленных лотках блоки, стропы и другие подъемные приспособления.

Заготовленные электропроводки доставляют в зону монтажа на инвентарных кассетах. Провода и кабели, как правило, следует укладывать на лотки в один ряд. Допускается их прокладка без зазора, а также пучками вплотную друг к другу в 2—3 слоя (в пучке) и, как исключение, более чем в 3 слоя.

Наружный диаметр пучка должен быть не более 100 мм, и в нем не должно быть более 12 проводов и до 3 четырехжильных кабелей. Способы прокладки проводов и кабелей на стальных лотках показаны на рисунке.

Способы крепления проводов и кабелей на стальных лотках

В основном при укладке кабелей и проводов используют два способа: протяжку вдоль лотков по роликам или желобам,, а затем переброска на лотки с помощью специального комплекта механизмов и приспособлений.

Крепление проводов и кабелей к лоткам. Пучки проводов и кабелей, уложенных на лотки, скрепляют бандажами. Расстояние между бандажами на горизонтальных прямолинейных участках трассы не должно превышать 4,5 м, а на вертикальных — более 1 м.

Крепить кабели и провода, прокладываемые на прямых участках трассы при горизонтальной установке лотков, не нужно. Если лотки расположены плашмя на опорных поверхностях или вертикально, то кабели и провода крепят с интервалом не более 1 м.

Кроме того, отдельные провода, кабели, а также пучки закрепляют на поворотах и в местах ответвлений при всех способах установки лотков на расстоянии не более 0,5 м до и после поворота или ответвления.

Для крепления как отдельных проводов и кабелей, так и пучков к лоткам применяют ленты и кнопки, полоски и пряжки.

Крепление незащищенных проводов и кабелей с металлической оболочкой металлическими скобами или бандажами следует выполнять с прокладками из эластичных изоляционных материалов.

В местах выхода с летков провода и кабели должны быть защищены от повреждений об острые края лотков втулками или обмотаны липкой изоляционной лентой.

Провода и кабели, прокладываемые на лотках, маркируют в начале и конце лотков, в местах ответвлений и поворотов трассы, а также в местах подключения к электрооборудованию.

Монтаж бетонных водоотводных лотков: правила и инструкция

Для водоотведения дождевых вод используются водоотводные пластиковые, бетонные и полимербетонные лотки. Они устанавливаются на автодорогах, железных дорогах, на территориях различных предприятий и других территориях.

Разновидности бетонных лотков

Изготовление лотков из бетона происходит с помощью процесса прессования материалов – это делает изделие прочнее. Иногда, для того, чтобы придать лотку дополнительную прочность, к бетону примешиваются металлические частицы. Железобетонные лотки систем отвода воды, благодаря своим более высоким показателям качества, по сравнению с обычными бетонными изделиями, имеют и большую стоимость. Из-за цены и повышенной прочности и выносливости, их применяют для установки в тех местах, где требуется более стойкие и долговечные конструкции для отвода воды.

Лотки из бетона массивные и прочные

Классификация лотков ливневой канализации

Классификация лотков ливневой канализации, изготовленных из бетона, по количеству нагрузки, которую они в состоянии выдержать:

    Класс F900. Обладает наибольшей прочностью, устанавливается в аэропортах, портах, больших логистических центрах.

По сравнению с другими видами бетонные лотки могут выдерживать значительные нагрузки

На городских улицах бетонные лотки устанавливаются по краям проезжей части

Для бытового строительства обычно используют лотки, которые производятся из полимербетона. Полимербетонные изделия, по сравнению с бетонными, имеют более адекватную стоимость. Так же в бытовом строительстве могут применяться и лотки С250 из бетона.

Монтажные работы по установке лотков из бетона

Работы по установке лотков необходимо проводить в три основных этапа:

  1. Выбор схемы монтажа для системы, исходя из того, какое покрытие будет покрывать территорию.
  2. Подготовка к монтажным работам.
  3. Монтажные работы.

В некоторых случаях не обойтись без применения техники

Выбор схемы и работы по установке

Параметры установки лотков в зависимости от класса нагрузки

Для того, чтобы лоток из бетона оказался установлен правильно и качественно, нужно придерживаться специально разработанных схем, которые предназначаются для разных типов покрытия.

  1. Схема монтажа для асфальтного покрытия. Для данной схемы подойдут лотки марки С250. Примыкающий шов должен быть 10 сантиметров, а стяжка из бетона под лотком иметь ширину 15 см и более.
  2. Схема установки на бетонное покрытие. Используются лотки класса С250. Размеры примыкающего шва и ширины стяжки аналогичны приведенным в предыдущем пункте.
  3. Установка лотка для плиточного покрытия. Оптимальный вариант для данной схемы – лотки категории С250 и D400. Ширина стяжки под C250 10 см, размер примыкающего шва — 8 см. Для D400 обе величины равняются 10 см.
  4. Схема установки особо прочных лотков в для асфальтного покрытия. Ширина стяжки должна быть15 и более см, а ширина примыкающего шва 20 см.
Читать еще:  Как заменить счетчик воды в квартире

Подготовительные работы

Этапы подготовительных работ:

  1. Разработка проектной документации, которая содержит описания всех основных элементов водоотводной конструкции и мест, где она расположена.
  2. Разбивка местности с помощью знаков разметки в соответствии с документацией.
  3. Подготовка элементов системы – лотки и сопутствующие материалы должны присутствовать в нужном количестве.
  4. Аренда подъемной техники для установки.

Использование спецтехники необходимо при монтаже крупногабаритных водоотводных систем

Этапы монтажа водоотводов из бетона

После завершения всех подготовительных работ можно приступать непосредственно к установке лотков.

Монтажные работы по установке бетонных водоотводных лотков включают в себя:

  1. Выкапывание траншей. Траншеи копаются в специально предназначенных местах и должны быть больших размеров, чем ливневый лоток. Это даст возможность дополнительного укрепления конструкции. Затем выполняется уплотнение почвы, которое производится с помощью песка и щебенки.
  2. Заливка бетона. Сырой бетон кладется на уплотненный грунт; в будущем к нему будут крепиться лотки.
  3. Установка железобетонных лотков. Производится в центр траншеи на недавно выложенный и еще сырой бетон. Бетон обеспечивает деталям конструкции дополнительную фиксацию, а так же повышает адгезию – способность сцепления с поверхностью.

Установка лотков на бетонную подушку

Стыки бетонных лотков заделываются герметиком

После установки бетонный лоток обязательно закрывается водоотводной решеткой

Самостоятельный монтаж водоотводной системы не составляет особых сложностей. Единственное, что следует учесть – это необходимость арендовать подъемную технику, так как из-за большого веса элементов конструкции, без нее не обойтись.

Технология монтажа трубопроводов (стр. 1 из 3)

1. Технология монтажа трубопроводов.

1.1. Общие сведения о трубопроводах.

Трубопроводами называются устройства, которые служат для транспортирования жидких, газообразных и сыпучих веществ. Трубопроводы состоят из плотно соединённых между собой прямых участков труб, деталей, запорно-регулирующей арматуры, контрольно-измерительных приборов, средств автоматики, опор и подвесок, крепежа, прокладок и уплотнений, а также материалов, применяемых для тепловой и антикоррозионной изоляции.

К технологическим трубопроводам относятся все трубопроводы промышленных предприятий, по которым транспортируются: сырьё, полуфабрикаты и готовые продукты; пар, вода, топливо, реагенты; отходы производства и др.

Технологические трубопроводы работают в сложных условиях. В процессе работы отдельные части трубопровода находятся под давлением транспортируемого продукта, которое может быть от 0,01 до 2500кгс/см 2 и выше, под воздействием температур в пределах от –170 до +700 о С и более, под постоянной нагрузкой от массы труб и деталей, нагрузок теплового удлинения, вибрационных, ветровых и давления грунта.

Кроме того, в элементах трубопровода могут возникать периодические нагрузки от неравномерного нагрева, защемления подвижных опор и чрезмерного трения в них.

Сложность изготовления и монтажа технологических трубопроводов определяется:

· характером и степенью агрессивности транспортируемых продуктов (вода, нефть, пар, газ, спирты, кислоты, щелочи и др.);

· конфигурацией обвязки аппаратов и оборудования, большим количеством разъёмных и неразъёмных соединений, трубопроводов, компенсаторов, контрольно-измерительных приборов, средств автоматики и опорных конструкций;

· расположением трубопроводов в траншеях, каналах, лотках, на стойках, эстакадах, этажерках, на технологическом оборудовании, а также на разных высотах и часто в условиях, неудобных для производства работ.

По территориальному признаку технологические трубопроводы разделяют на внутрицеховые, соединяющие отдельные аппараты и машины в пределах одной технологической установки или цеха и размещённые внутри здания или на открытой площадке, межцеховые, соединяющие отдельные технологические установки и цехи.

Успешное и качественное выполнение монтажных работ зависит от своевременной подготовки производства. При монтаже трубопроводов необходимо строго соблюдать технические условия и правила производства работ, тщательно контролировать качество поступающих на монтаж труб, деталей и узлов трубопроводов, арматуры и других материалов.

1.2. Технология монтажа внутрицеховых трубопроводов.

Внутрицеховые трубопроводы имеют сложную конфигурацию с большим количеством деталей, арматуры и сварных соединений. На каждые 100м длины таких трубопроводов приходится выполнять до 80 – 120 сварных стыков.

Монтаж технологических трубопроводов необходимо выполнять индустриальным методом.

Такой метод предопределяет, что на монтажную площадку элементы, узлы и отдельные законченные линии трубопроводов, а также опорные конструкции, опоры, подвески и другие средства крепления поступают от заводов или трубозаготовительных мастерских с максимальной степенью заводской готовности.

Способ монтажа внутрицеховых трубопроводов выбирают в зависимости от конкретных условий и наличия грузоподъёмных и такелажных средств.

Линии и участки трубопроводов сложной конфигурации, с условным проходом более 50мм, как правило, монтируют из узлов, заранее изготовленных в трубозаготовительных цехах. Прямолинейные участки трубопроводов с условным проходом более 50мм монтируют как из заранее собранных и сваренных секций длиной 24–36м, так и из отдельных труб. Трубопроводы диаметром менее 50мм в основном собирают на месте монтажа.

Трубопроводы условным диаметром 50мм и более монтируют по месту из отдельных труб и деталей только в исключительных случаях.

Технологическая последовательность монтажа внутрицеховых трубопроводов следующая:

· собирают и устанавливают леса и подмости;

· подвозят и разгружают на площадке для укрупнительной сборки узлы и детали трубопроводов, трубы, принимают их и комплектуют линии трубопроводов, размечают места прокладки трубопроводов, устанавливают проектные опорные конструкции и подвески, производят расконсервацию деталей и присоединительных концов труб и узлов;

· производят укрупнительную сборку узлов, труб и деталей трубопроводов в монтажные блоки, поднимают и устанавливают в проектное положение арматуру, измерительные диафрагмы и сопла, которые не вошли в состав узлов и блоков, выверяют и закрепляют их;

· собирают фланцевые соединения, подготовляют у сварке монтажные стыки и сваривают их;

· в зависимости от марки стали труб производят по заданному режиму термическую обработку монтажных сварных стыков;

· проверяют надёжность закрепления трубопровода в неподвижных опорах, правильность установки опор и подвесок, отсутствие защемлений труб в местах прохода их через междуэтажные перекрытия и стены, а также в опорах и опорных конструкциях;

· монтируют дренажи, продувки и воздушники на трубопроводах;

· производят гидравлическое или пневматическое испытание трубопроводов;

· при необходимости производят все исправления.

В процессе пуско-наладочных работ промывают и продувают трубопроводы.

Широко применяют метод крупноблочного монтажа конструкций, оборудования и трубопроводов. В цехах и заводах монтажных организаций собирают обвязочные трубопроводы вместе с оборудованием в транспортабельные комплексные блоки, которые доставляются на месте монтажа. В отдельных случаях такие блоки собирают на площадках для укрупнительной сборки.

Значительное сокращение сроков монтажа объектов и повышение производительности труда на монтажной площадке достигается при переходе на сооружение промышленных объектов из монтажных блоков заводского изготовления.

Монтажный блок (в отличие от технологических блоков или блоков, собираемых при укрупнительной сборке узлов) представляет собой часть технологической установки, собранную на жестком постоянном основании (раме) или аппарате, которая служит, состоит из одной или нескольких единиц оборудования, обвязочных трубопроводов с арматурой, коммуникаций, приборов контроля, автоматики и управления, испытанных на месте изготовления и поступающих на монтажную площадку в готовом виде, не требующем разборки перед вводом в эксплуатацию.

Допускаемые габариты таких блоков зависят от условий их транспортирования железнодорожным, водным или автомобильным транспортом. Масса блоков определяется возможностью их разгрузки и установки наиболее распространёнными кранами и достигает 30–35т.

Применение монтажных блоков, смонтированных на жестких рамах, позволяет во многих случаях устанавливать их без фундаментов непосредственно на бетонное основание, с креплением сомоанкерующимися болтами.

Изготовляют и поставляют монтажные блоки только в тех случаях, когда это предусмотрено технологическим проектом установки объекта. При этом следует применять новые проектно-компоновочные решения установок.

1.3. Технология монтажа межцеховых трубопроводов .

Межцеховые трубопроводы характеризуются довольно прямыми участками (длиной до нескольких сот метров) со сравнительно небольшим количеством деталей, арматуры и сварных соединений.

Межцеховые трубопроводы прокладывают надземным или подземным способами. Способ прокладки определяется проектной организацией.

В пределах границы промышленного предприятия прокладку межцеховых трубопроводов и паропроводов проектируют преимущественно над землей.

Надземным способом межцеховые трубопроводы прокладывают, как правило, на эстакадах: отдельно стоящих стойках (рис.1,а); балочных одноярусных эстакадах, в которых трубопроводы прокладывают по поперечным траверсам, опирающимся на балки (рис.1,б); балочных двухъярусных эстакадах, в которых трубопроводы прокладывают по поперечным траверсам, опирающимся на балки или стойки эстакады (рис.1,в); многоярусных эстакадах с пролетными строениями ферменного типа (рис.1,г), а также на низких опорах, шпалах и др.

Для обеспечения свободного проезда внутризаводского транспорта и беспрепятственного прохода людей минимальная высота до низа трубопроводов или пролетных строений высоких эстакад на территории предприятия должна быть: над внутризаводскими железнодорожными путями (от головки рельсов) – 5,5м и над пешеходными проходами – 2,2м.

Высоту от уровня земли до низа труб (или поверхности их изоляции), прокладываемых на низких опорах, принимают с учетом возможности производства ремонтных работ, но не менее: при ширине группы труб до 1,5м–0,35м, при ширине 1,5м и более -0,5м. при пересечении с внутризаводскими дорогами такие трубопроводы должны быть подняты и уложены на эстакады или опоры или проложены под дорогами в патронах или лотках с устройством дренажа в низших точках. Трубопроводы на низких опорах прокладывают в один ряд по вертикали. В местах прохода обслуживающего персонала через трубопроводы предусматривают переходные площадки или мостики.

В целях использования несущей способности трубопроводов, прокладываемых на стройках, к ним крепят трубопроводы меньших диаметров (с обязательной проверкой расчетом труб большого диаметра на допускаемый прогиб). Такой способ закрепления не допускается на трубопроводах: транспортирующих высокоагрессивные, ядовитые, токсичные вещества и сжиженные газы; работающих под давлением от 64 кгс/см 2 и более, транспортирующих продукты с температурой выше 300 о С.

При многоярусном расположении трубопроводов на верхнем ярусе эстакад или опор размещают трубопроводы больших диаметров, транспортирующие горючие и инертные газы, а также пар.

Современная теплотрасса: материалы и способы прокладки

Как строятся теплотрассы? Зачем используют железобетонные плиты перекрытия лотков? Это важный вопрос, и его не стоит оставлять без ответа.

Теплотрасса – сооружение, имеющее особую важность для большинства людей планеты. С её помощью мы получаем не только отопление, но и горячую воду. Процесс подготовки к прокладке теплотрассы занимает довольно много времени и сил: следует проверить почву, коммуникации, выбрать наиболее подходящий метод прокладки труб, способы утепления. Интересная статья о полнотелых канальных плитах.

Теплотрассы можно разделить на несколько категорий. Они могут различаться по виду теплоносителя (вода, пар) и способу строительства (подземные и надземные).

К подземной относится бесканальная прокладка, то есть укладка системы труб в грунт. Для данного способа подходят трубы в особой изоляции:

  • пенополиуретаном (ППУ) в оболочке из полиэтилена;
  • пенополимерминералом (ППМ) без оболочки.

Виды прокладки теплосетей

Укладку тепловых сетей можно разделить на два типа:

В большинстве городов и поселений применяют двухтрубную систему водоснабжения. Причина этого в том, что по одной из труб проводят тепло, а с помощью второй отводится теплоноситель, отработавший свое.

Теплотрассы: способы строительства

Есть несколько способов строительства:

  • канальный (монолитный и лотковый канал);
  • бесканальный (укладка теплотрассы в траншею);
  • горизонтальное направленное бурение (бестраншейный способ).

Способ монолитного канала состоит в укладке теплотрассы методом заливки основания и армирования канала. С помощью лоткового канала прокладка осуществляется с применением готового лотка.

Во время прокладки современных теплотрасс применяют различные материалы, такие как кирпич (полезный материал про кирпичный фундамент ленточного типа), шлакоблок, ЖБ блок и другие.

ЖБИ плиты перекрытия состоят из тяжелого бетона класса В15 — В20 и стальной арматуры типа Вр-I, A-I и A-III. Это дает гарантию защиты от повреждений каналов теплотрасс и инженерных сетей.

Плиты покрытия теплотрасс могут быть как конструктивным элементом в паре с лотками, так и отдельной деталью покрытия теплотрассы, выложенной, например, из шлакоблоков или кирпича. Их размеры строятся в зависимости от размеров лотков. Так как стандартная длина бетонного лотка составляет 3 метра, плиты зачастую имеют размер 1/1,5/3 метра. Из-за большого веса трехметровые плиты являются наименее удобными в процессе сборки.

Плиты перекрытия канала теплотрассы используют в перекрытии каналов под трубопроводы различного назначения. При агрессивной среде эксплуатации лотки, равно как и плиты теплотрасс, вдобавок покрывают защитным веществом.

Плиты перекрытия каналов и лотков – это плоские железобетонные конструкции, которые производят в соответствии с габаритами лотков.

Плиты покрытия класса «П» – одна из важнейших частей конструкции теплотрассы или трубопровода, которая сооружается из лотков типа «Л». Ширина данной прямоугольной плиты по стандарту равняется ширине перекрываемого лотка. Стандартная длина подобных плит составляет 2990 мм. Элементы «д» имеют длину 740 мм.

Производятся плиты покрытия из бетона, который способен противостоять разрушающему воздействию грунтовых вод, чрезмерному давлению почвы, скачкам температур и различной степени интенсивности нагрузки. Также будет интересно почитать про технологию устройства финской фундаментной плиты.

Важно: зачем использовать плиты?

Плита перекрытия теплотрассы помогает решить целый спектр проблем и задач:

  • сохранить герметичность подземных каналов;
  • защитить кабели от проседания грунта, притока подземных вод и нарушения теплоизоляции;
  • гарантировать повышенную теплоизоляцию;
  • сохранить воздух внутри коммуникационного канала.

Железобетонные лотки для теплотрасс укладывают в обычных грунтовых условиях. Основные параметры бетонных лотков – прочность и устойчивость, поэтому изготавливаются они из тяжелого сорта бетона с включениями стали категории А1 и Вр1. Буква «Л» служит для обозначения железобетонных лотков, применяемых для создания каналов теплотрасс и укладки системы труб различного назначения: как подземных, так и полуподземных каналов. Последние могут выступать над грунтом на расстояние от 200 до 400 мм.

Для чего применяют бетонные лотки?

Список применения бетонных лотков:

  • закладка теплотрассы;
  • строительство инженерной сети;
  • защита трубопровода от воздействия грунтовых вод;
  • сохранность воздуха внутри инженерной сети для лучшей термоизоляции.

Железобетонные лотки можно примерно разделить на несколько категорий. Разделение зависит от конструкции, особенностей монтажа и функций:

  1. Железобетонные прикромочные лотки. С их помощью возможна обустройка конструкций для водоотвода на автотрассах. Они устанавливаются по кромке трассы и накапливают воду, отводя ее к откосам дороги.
  2. Железобетонные телескопические лотки. Они применяются при установке мостовой системы водоотвода, строительстве гражданских объектов, дорог и трасс. Принцип установки таков: каждый ЖБИ лоток вставляется в предыдущий, укрепляя всю конструкцию.

Особенности установки железобетонных лотков

Бетонные лотки для теплотрасс могут основательно упростить процесс установки. Их можно устанавливать с помощью маломощных автоматических подъемных кранов, что экономит время на проведение работ. Незаменимую помощь в соединении отдельных частей окажет цементно-песчаная смесь. А в этой статье вы узнаете о пустотных плитах перекрытия.

Использование железобетонных лотков может существенно облегчить техническое обслуживание магистралей. Чем больше изделие, тем легче открыть доступ к различным участкам теплотрассы.

Подведем итоги

Плиты покрытия теплотрасс и железобетонные лотки делают процесс прокладки теплотрассы проще и быстрее. Строительство теплотрасс способом лоткового канала гарантирует качество работы на выходе и уменьшает риск возникновения проблем с только что проложенной теплотрассой. Все это вдобавок к правильно подобранным материалам позволит обеспечить профессиональный уровень работ.

Технология монтажа наружных трубопроводов

Технология монтажа наружных трубопроводов во многом зависит от их назначения и вида прокладки, мате­риала труб, их диаметра, толщины стенок, длины труб, нали­чия на них готовой изоляции и ее вида (или ее отсутствия), а также от обеспеченности строительства монтажными элемен­тами (трубными секциями, плетями) и других условий.

Монтаж трубопроводов из любых видов труб (или их сек­ций) сопряжен с необходимостью соединения их в непрерыв­ную нитку. Трубопроводы на трассе собирают (монтируют) из отдельных элементов (труб) сравнительно небольшой длины, в связи с чем приходится заделывать или сваривать большое чис­ло стыков. Это замедляет и удорожает прокладку трубопрово­дов. Несколько облегчает прокладку трубопроводов предвари­тельное укрупнение труб в звенья или секции из двух-трех и большего числа труб.

Прокладка трубопроводов заключается в установке и сбор­ке на трассе монтажных узлов — труб (или их секций, плетей), фасонных частей, компенсаторов и арматуры — в проектное положение. При этом чем крупнее монтажный узел, тем мень­ше монтажных стыков и легче сборка трубопроводов. Узлы комплектуют и испытывают, а также покрывают слоем изоляции или окрашивают на трубозаготовительных базах. Инду­стриальная технология прокладки трубопроводов предусмат­ривает централизованную заготовку монтажных элементов и узлов, доставку их в готовом виде на трассу, предварительную подготовку оснований и опорных конструкций к укладке, по­точную сборку трубопроводов.

Состав и последовательность рабочих процессов при проклад­ке трубопроводов зависят от типа применяемых труб (металли­ческие и неметаллические), а также от условий их прокладки (в стесненных городских или полевых условиях, на ровной или пересеченной местности, при наличии или отсутствии естест­венных или искусственных преград и т.п.).

Работы при прокладке трубопроводов обычно осуществляют в несколько этапов, выполняемых последовательно: проверка качества труб; опускание труб в траншею; центрирование и ук­ладка их по заданному направлению и уклону, закрепление труб на месте; заделка стыков с проверкой их качества; испыта­ние и приемка.

Проверка качества труб обычно выполняется дважды — на заводе-изготовителе (по установленной методике, иногда с ис­пытанием их на стенде) и непосредственно на трассе перед их укладкой в траншею. На трассе практически все поступающие трубы подлежат осмотру и проверке их качества. Это крайне необходимо, потому что использование при монтаже трубо­провода, особенно напорного, хотя бы нескольких или даже одной некачественной трубы приведет к разрывам и авариям в месте их укладки. Устранить их очень трудно, так как это требу­ет остановки эксплуатации водовода и разрытия траншей. При авариях на водоводах из раструбных чугунных или железобе­тонных труб замена некачественной трубы очень затрудни­тельна. Если в таких случаях невозможно исправить дефекты некачественной трубы в траншее, приходится ее разрушать (что также нелегко) и удалять, а на ее место укладывать «встав­ку», чаще всего из стальной трубы, поскольку уложить такую же раструбную трубу практически невозможно. Если удается исправить недостаток и включить в работу трубопровод, то «вставка» всегда будет слабым местом из-за быстрой коррозии стальной трубы.

На трассе поступающие трубы принимают по документам (сертификатам, паспортам) заводов-изготовителей, подтвер­ждающих их качество. Однако в трубах могут возникнуть де­фекты вследствие неправильной их погрузки, перевозки и раз­грузки. Поэтому перед укладкой в траншею трубы тщательно осматривают, проверяют их фактическое качество и отбрако­вывают при обнаружении серьезных и неисправимых дефек­тов. Не допускается укладывать трубы с трещинами, отколами кромок и раструбов, большими отклонениями от окружно­сти, т.е. с овальностью, и другими серьезными дефектами. По­верхность используемых для устройства стыков труб резиновых манжет и колец должна быть гладкой, без трещин, пузы­рей, посторонних включений и дефектов, снижающих их эксплуатационные свойства.

Опускание труб в траншею ведется при помощи кранов, а также специальных грузозахватных приспособлений. Вручную опускают лишь легкие трубы (небольших диаметров), исполь­зуя мягкие канаты, полотнища и т.п. Категорически запреща­ется сбрасывать трубы в траншею. Опускать трубы в траншею с пологими откосами без креплений сравнительно легко, эф­фективность опускания зависит лишь от правильного выбора схемы укладки труб и типа монтажного крана. Сложнее опус­кать в траншею трубы при наличии креплений с поперечными распорками. Трубы при этом укладывают с последователь­ным снятием и установкой распорок. Все это замедляет и ус­ложняет процесс укладки труб, увеличивает его трудоемкость и удлиняет срок строительства. Чтобы ускорить и обезопасить этот процесс, применяют крупноразмерные крепления с вер­тикальными щитами, горизонтальными прогонами и распор­ными рамами, располагаемыми через 3-3,5 м.

Укладку труб при этом ведут по двум схемам. При первой схеме процесс выполняют двумя потоками. Вначале трубоук­ладчики с помощью крана укладывают трубу на дно траншеи и продолжают работу по окончательной выверке и временному ее закреплению, а затем монтажники с помощью компрессора и пневмомолотков зачеканивают стыки трубы. При второй схеме процесс выполняют тремя потоками, используя два крана. Причем один из них опускает трубу и продолжает рабо­ту со звеном монтажников по выверке и временному закреп­лению трубы, а второй — дублирует все эти процессы по ук­ладке следующей трубы (второй поток); третий поток по зачеканке (заделке) стыков труб выполняется, как при первой схеме. Легкие трубы в траншеи с креплениями опускают с по­мощью средств малой механизации или вручную. Опускать трубы или секции следует при строгом соблюдении правил безопасности.

Укладку труб по заданному направлению и уклону (рисунок ниже) между двумя смежными колодцами выполняют в основном по переносным (ходовым) визиркам, штырям-маякам или с по­мощью уровня. Ходовые визирки применяют при зачистке дна траншеи до проектной отметки. При укладке напорного трубо­провода на зачищенное дно траншеи выравнивают (нивелиру­ют) верх труб, для чего применяют визирки без выступов вни­зу, устанавливаемые на верх труб. Поэтому длину такой визир­ки уменьшают на величину внешнего диаметра труб.

Укладка труб по заданному направлению и уклону

Для укладки самотечных канализационных труб по задан­ному уклону используют ходовую визирку, у которой внизу на пятке имеется выступ, приклеенный под прямым углом. При укладке труб визирку выступом устанавливают вертикально на лоток трубы. Труба считается уложенной по заданному уклону на проектные отметки, если верх перекладки ходовой и двух постоянных визирок находится в одной плоскости, просматриваемой невооруженным глазом. Прямолинейность укладки труб проверяют нитяными отвесами, подвешенными на осе­вую проволоку (причалку). После установки обносок и поло­чек с помощью нивелира определяют отметки полочек На кон­цах укладываемого участка.

Линия, соединяющая точки между центрами постоянных визирок на обносках, имеет тот же уклон, что и уклон трубо­провода. Эту линию называют линией визирования. В трубы больших диаметров вставляют шаблон с отмеченной осью тру­бопровода, что облегчает их укладку в заданном направлении. Для ускорения работ применяют инвентарные металлические переносные обноски-визирки. Для более точного соблюдения проектного уклона лотка трубопровода применяют визуаль­ный способ наклонного луча нивелира или лазерного луча (визира). При последнем способе используют лазерный нивелир, который устанавливают в начале участка.

Самотечные трубопроводы по заданному уклону можно ук­ладывать и с помощью уровня. Правильность укладки трубо­провода по заданному направлению и уклону окончательно проверяют перед засыпкой труб и колодцев путем нивелирова­ния дна лотков труб и колодцев, т.е. выполняют исполнитель­ную съемку. Разность отметок между дном колодцев и лотком в отдельных точках трубопровода не должна отличаться от про­ектной более чем на строительный допуск. Прямолинейность трубопровода между колодцами проверяют с помощью зеркал, отражающих луч вдоль его оси.

Закрепление труб на месте после их укладки выполняют ли­бо присыпкой грунтом, либо с помощью клиньев (например, при укладке тяжелых труб больших диаметров на бетонные ос­нования).

Заделка стыков производится при устройстве напорных и безнапорных трубопроводов из коротких бетонных, железобе­тонных, чугунных, асбестоцементных и керамических труб (раструбных или гладких на муфтовых соединениях). Стыки напорных труб обычно заделывают резиновыми кольцами или манжетами, а самотечных — просмоленной прядью, асбестоце­ментной смесью и т.п. (рисунок ниже). Стыки стальных труб сварива­ют, а пластмассовых — сваривают или склеивают.

Герметичность и водонепроницаемость раструбных стыков чугунных трубопроводов достигаются заделкой раструбной щели пеньковой просмоленной или битуминизированной прядью с последующим устройством замка из асбестоцемент­ной смеси, удерживающего прядь от выдавливания гидравли­ческим давлением. Иногда вместо нее применяют цементный раствор и в исключительных случаях — свинец. В последнее время используют мастики-герметики. При заделке стыков са­моуплотняющимися резиновыми манжетами устройство зам­ков не требуется.

Стыки железобетонных труб

а, б — раструбные; в — фальцевые; 1 — гладкий конец трубы; 2 — асбестоцемент; 3 смоляная прядь; 4 — раструб; 5 — цементный раствор; 6 — резиновые кольца; 7 — цементный раствор или асфальтовая мастика; 8 — затирка цементным раствором

Заделка раструбных стыков прядью. Пеньковую прядь вво­дят в раструбную щель до упора раструба на такую глубину, чтобы осталось место для устройства замка. Поскольку толщи­на жгута из пряди несколько больше ширины раструбной ще­ли, его проталкивают в стык с помощью конопатки, которой жгут вводят в кольцевой зазор сначала от руки, а затем сильны­ми ударами молотка (при ручной чеканке). При механической чеканке жгут уплотняют пневматическим инструментом. Для создания требуемой герметичности стыка в щель обычно закладывают 2-3 жгута, причем так, чтобы захлесты их не совпа­дали по длине окружности. После заделки стыка прядью уст­раивают асбестоцементный замок, укладывая асбестоцемент­ную смесь в зазор слоями-валиками (по 3-4 слоя) и уплотняя чеканками, нанося по ним сильные удары молотком. Заделан­ный стык укрывают на 1-2 суток влажной мешковиной, что создает благоприятные условия для схватывания и твердения асбестоцементной смеси.

Мастиками-герметиками заделывают стыковые соедине­ния раструбных чугунных труб при прокладке напорных ка­нализационных трубопроводов с максимальным рабочим давлением до 0,5 МПа. Чаще всего применяют полисульфидные герметики из герметизирующих и вулканизирующих паст, в которые иногда добавляют асбестовую или резино­вую крошку. Мастики-герметики приготовляют на месте работ за 30-60 мин до их использования. Стыки герметизи­руют с помощью шприцев с ручным или пневматическим выдавливанием мастики или пневматических установок. Герметик в раструбную щель вводят с помощью насадки, ко­торая крепится к наконечнику шприца или шланга пневма­тической установки.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector