Игрыдраматизации и руководство ими - Домашний мастер Dach-Master.ru
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игрыдраматизации и руководство ими

Игра — драматизация как средство развития творческих способностей детей.

В играх — драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли..В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Л.В.Артемовавыделяет несколько видовигр-драматизаций дошкольников:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

-Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

-Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры. Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С.А.Козлова, Е.Е.Кравцова).Занятия с детьми драматизацией очень продуктивны. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.

Процесс игры – драматизации возможен, если ребенок:

· имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

· имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);

· включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок –«режиссер», ребенок –

· «актер», ребенок-«зритель», ребенок –«оформитель»-«декоратор» спектакля.

Ребенок — “режиссер” — имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).

Ребенок – «актер» — наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).

Ребенок – «декоратор»наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно – изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создания соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Ребенок – «зритель» обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре – драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности.(рисунок, слово, игру).

Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Систему работы по развитию творческих способностей можно разделить на 3 этапа:

· художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

· освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

· самостоятельная творческая деятельность.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок — способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания (Е.А.Антипина). Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности ( Н.В.Микляева).

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки.

Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

В процессе работы над ролью рекомендуется:

— составление словесного портрета героя;

— фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

— сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

— анализ придуманных поступков;

— работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

Игры-драматизации и руководство ими.

В играх- драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заклычается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр — драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они превлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр — драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия — всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В игре — драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации , в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям , уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап — возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наиболее важным является актуализация собственного социального опыта. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

Читать еще:  Что производят из бокситов

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой ре­жиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункцио­нальные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего раз­витию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей не­зависимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

— своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;

— сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, независимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;

— характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, который возникают у ребенка;

— непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

— в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

— характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

— ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка

— эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Сайт для воспитателей детских садов

Рубрики

Документы

Педагогический проект

«Игры–драматизации с использованием масок и игрушек оригами»

Пояснительная записка: Театрализованная деятельность основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декорационно-художественное оформление.

Одной из форм театрализованной деятельности являются игры-драматизации. Игры — драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей.

Игры-драматизации — форма деятельности ребенка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др)

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени, в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей. Детям очень интересно использовать оригамские игрушки и маски. Используя оригамские игрушки можно разыграть не только эти сказки, но и многие другие, а также придумать сюжеты своих сказок и рассказов. Маски и игрушки оригами просты в изготовлении. Их можно хранить в коробочке, в небольшом мешочке, из которых в любой момент можно извлечь фигурки, чтобы разыграть сценку из сказки, прочитать стишок, загадку, спеть песенку, придумать веселую историю. Оригами рассматривается как средство для подготовки игр-драматизаций, которые строятся на основе литературного произведения. Я знакомлю детей с оригамскими масками и игрушками. Как формировать у детей навыки драматизации литературных произведений, интерес к имитационным движениям? Я рекомендую привлекать дошкольников всех возрастов к участию в изготовлении элементов масок, сказочных атрибутов, распределяя работу по степени сложности. В подгруппе пятого года жизни ребенок обводит по контуру основную форму. Ведь маска важный атрибут игры, она делает образы героев яркими и впечатляющими. Успеху драматизаций, освоению выразительных имитационных движений способствуют наблюдения за живыми объектами. В процессе этого я стараюсь акцентировать внимание детей не только на способах передвижения, защиты и питания, но и на повадках животного. Кроме этого читаю детям стихи, рассказы о животных, рассматривает картинки, иллюстрации. Все это помогает детям приобрести способность выполнять самые разные задания: показать: как слетает бабочка, как куры клюют корм, пьют воду, как кошка играет с клубком ниток, как ведет себя собака со своими и чужими. Драматизация литературных произведений, обыгрывание различных событий, изображение повадок животных приучают ребенка к самостоятельному поиску средств выразительности. К этой работе мы привлекаем родителей, они помогают детям, участвуя в мини – спектаклях, в качестве рассказчика одного или даже нескольких персонажей, при этом используя оригамские маски, игрушки совместного изготовления с детьми.

Актуальность темы: мы знаем, что театрализованная игра привлекает всех ребят, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей бояться групповой деятельности. Как привлечь таких малышей к театрализованным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со сверстниками и взрослыми? Я считаю, что эту проблему можно решить с помощью игр – драматизаций с использованием масок и игрушек оригами. Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви.

Цель проекта: использование масок и игрушек оригами для устранения психологических проблем. Это боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, опасение быть осмеянным сверстниками или получить негативную оценку своих поступков взрослыми – все это обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1. Воспитывать доброжелательное общение друг с другом.

2. Побуждать интерес к играм-драматизациям, создавать необходимые условия для ее проведения, используя маски и игрушки оригами.

3. Развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения в играх-драматизациях с использованием масок и игрушек оригами

Гипотеза: если систематически проводить игры-драматизации с использованием масок и игрушек оригами и обеспечить целенаправленное руководство ими, то дети научатся общаться со сверстниками и взрослыми.

Место реализации проекта: в детском саду: в групповой комнате, в музыкальном зале.

Адресат проекта: дети 3-4 лет, родители

Игры-драматизации пользуются у детей неизменной любовью. Игры — драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей. Дети с удовольствием включаются в игру. Им нравится надевать маски. Малыши радуются, когда радуются персонажи, грустят вместе с ними, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы придти к нему на помощь. Тематика и содержание игр-драматизаций с использованием красочных оригамских масок и игрушек имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, стихотворении, потешки. Эта дружба, доброта, отзывчивость. Сказочные герои становятся для детей любимыми и подражая им дети присваивают положительные качества. Используя оригамские игрушки можно разыграть не только сказки, но и стихи, потешки, а также придумать сюжеты своих сказок и рассказов. Маски и игрушки оригами просты в изготовлении. Их можно хранить в коробочке, в небольшом мешочке, из которых в любой момент можно извлечь фигурки, чтобы разыграть сценку из сказки, прочитать стишок, загадку, спеть песенку, придумать веселую историю.

Этапы реализации проекта:

1. Организационный этап:

  • Выбор темы и разработка проекта;
  • Изучение методической литературы;
  • Составление перспективного плана по реализации проекта;
  • Изготовление масок и игрушек оригами
  • Проведение консультаций и бесед с родителями


2. Диагностический этап:

  • Исследование развития игровой деятельности детей
  • Мониторинг заинтересованности и активности воспитанников
  • Проведение игр-драматизаций с использованием масок и игрушек оригами
  • Разучивание ролей, песен, потешек
  • Чтение художественной литературы
  • Использование устного народного творчества
  • Вовлечение родителей в составление рассказов и сказок для детей
  • Конкурс с родителями на лучшую оригамскую маску или игрушку
  • Презентация проекта на педагогическом совете
  • Показ игр-драматизаций на родительском собрании с демонстрацией масок игрушек оригами
  • Выставка масок и игрушек оригами

— контроль старшего воспитателя

Результаты внедрения проекта:

— обогащение предметно-пространственной среды, укрепление дружеских отношений, расширение и обогащения словарного запаса, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Перспективный план работы с детьми 2 младшей группы в рамках проекта « игры драматизации с использованием масок и игрушек оригами».

1. Тема: Оригамские маски и игрушки

Задачи: Познакомить детей с оригамскими масками и игрушками, игрушками пальчикового театра

Необходимое оборудование: маски, игрушки оригами из разных сказок

2. Тема: Основы актерского мастерства

Задачи: Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое мнение.

Необходимое оборудование: имитационные упражнения с использованием оригамских масок.

1. Тема: Культура и техника речи

Задачи: Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Учить строить диалог, используя маски оригами.

Содержание деятельности: Ответы по содержанию сказки, звуковые упражнения, русская народная прибаутка

Необходимое оборудование: маски оригами

2. Тема: Основы театральной культуры

Задачи: Развивать сценическому искусству, знакомить детей с видами театрального искусства (театр масок)

Содержание деятельности: Словесная игра (зайка беленький сидит)

3. Тема: Игра «Зайки»

Задачи: Формировать правильную артикуляцию, обучать прыжкам на двух ногах

Необходимое оборудование: маски оригами

1. Тема: Игра «Зайчик и белочка»

Задачи: Развивать у детей внимание

Необходимое оборудование: маски оригами , картинки с изображением орехов, грибов, моркови, капусты, шишек и др., которые употребляют в пищу зайчик и белочка, корзинки.

2. Тема: Культура и техника речи

Задачи: Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Учить строить диалог. Пополнять словарный запас детей

Содержание деятельности: Игры, упражнения и загадки

Необходимое оборудование: маски оригами

Репертуар: «Гуси-гуси», «Разговор с котом», «Курочка-рябушечка»

3. Тема: Игра – драматизация «Мы в лесу построим дом»

Задачи: Развивать творческое воображение детей, учить подражать звуком и движению персонажей ( медведя, лисы, зайца, ежа, белочки)

Необходимое оборудование: маски оригами, использование цветных модулей для строительства

1. Тема: Рассказ с подражанием « Бабушка и внучка»

Задачи: Учить детей имитировать движения животных, имитировать звуки, издаваемые героями рассказа

Читать еще:  Котлы газовые колонки водонагреватели Ремонт сервис эксплуатация

Необходимое оборудование: игрушки оригами , в предметном окружении с декорациями

2. Тема: Диалог: « Разговор зайчика и белочки по телефону»

Задачи: Развивать диалогическую речь. Учить детей общаться друг с другом.

Необходимое оборудование: маски оригами и трубки телефонов

3. Тема: Проведение праздников

Задачи: Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение.

Вызывать желание принимать активное участие в празднике.

Необходимое оборудование: маски оригами, декорации необходимые для обстановки праздника

Репертуар: «Новый год»

1. Тема: «Зимняя сказка»

Задачи: Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение

Необходимое оборудование: маски оригами

2. Тема: Игра-инсценировка: Стихотворение «Маша обедает»

Задачи: Побуждать к образному воплощению в роли. Учит выразительно двигаться. Учить выразительной мимике и движениям.

Необходимое оборудование: маски оригами, предметное окружение

1. Тема: Игра-драматизация «Они не умеют читать. »

Задачи: Развивать интерес к играм-драматизациям. Поддерживать бодрое веселое настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Необходимое оборудование: игрушки оригами, кукла Юля и предметное окружение

2. Тема: Основы актерского мастерства

Задачи: Воспитывать внимание. Развивать фантазию и воображение

Содержание деятельности: Работа у зеркала, имитационные упражнения

Репертуар: «Лиса», «Медведь», «Петушок», «Курочка», «Лягушка», «Собачка», «Котик».

3. Тема: Игра: «Веселые гуси»

Задачи: Побуждать детей эмоционально реагировать на происходящее.

Развивать умение сосредотачивать свое внимание на игрушках оригами.

Вызывать у детей радостные чувства.

Необходимое оборудование: игрушки оригами, декорации (домик с вырезанным окошком, плоскостной куст).

1. Тема: Игра-драматизация «Сорока»

Задачи: Развивать речевые способности каждого ребенка

Необходимое оборудование: маска оригами сороки, предметы: иголки, очки, мыло, звонок, утюг, кисть

2. Тема: Сказка «Колобок»

Задачи: Содействовать пониманию сюжета сказки. Эмоционально реагировать на происходящее, воспитывать доброту, смекалку

Необходимое оборудование: игрушки оригами, домик, декорации леса

3. Тема: Сказка «Котик Петрик и мышка»

Задачи: Разыгрывание сказки. Учить произносить реплики с нужной интонацией с помощью мимики и жестов.

Необходимое оборудование: маски оригами

1. Тема: Сказка «Теремок»

Задачи: Развивать воображение, фантазию детей, эмоционально раскрепощать, прививая устойчивый интерес к происходящему на сцене.

Необходимое оборудование: маска оригами, теремок.

2. Тема: Прибаутка «Тень-тень»

Задачи: Учить детей диалогу. Побуждать детей играть с игрушками оригами.

Вызвать желание слушать прибаутку

Необходимое оборудование: игрушки оригами, предметное окружение, ширма.

3. Тема: Самостоятельная игровая деятельность

Задачи: Привлечь детей к рассказыванию сказок, чтению потешек, стихов, прибауток.

Необходимое оборудование: маски оригами

Репертуар: Русские народные сказки, потешки

1. Тема: Сказка «Как лягушонок искал папу»

Задачи: Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить к выразительному исполнению, используя маски оригами

Необходимое оборудование: маска оригами.

2. Тема: Проведение развлечений

Задачи: Прививать любовь к театральному искусству, умение сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

Необходимое оборудование: предметно игровая среда, маски оригами, декорации.

К работе прилагается презентация .

  1. Гончарова О.В. Театральная палитра.- М.: «Творческий центр», 2010 г.
  2. Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/ Под ред. Бабыниной Т.Ф., Яруллиной Е.Х.- Казань: РИЦ, 2011г.
  3. Микляева Н.В.Программа развития и образовательная программа ДОУ.-М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2007г.
  4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка.- Ярославль: «Академия развития», 1998 г.
  5. Соколова С. Театр оригами.- М.: «Академия умелые руки», 2006 г.
  6. Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых маленьких.- М.: «Творческий центр»,2009 г.

Игрыдраматизации и руководство ими

Психолого-педагогическая характеристика игр — драматизаций

Игры-драматизации — это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

Следует отличать игры-драматизации от сюжетно-ролевых игр. Отличительной особенность первых является не только сюжет, но и характер игровой деятельности. Игры-драматизации являются одним из видов театрализованных игр. Однако и те и другие имеют определенные отличия. Театрализованные игры, в отличие от игр-драматизаций имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Имеются различия и в уровне самостоятельности ребенка.

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Л. Вырошниной, Н. Карпинской, Е. Трусовой, Л. Фурминой и др., было установлено следующее.

Самостоятельно в игры-драматизации даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают театрализованные игры по предложению воспитателя и под его руководством (Л. Фурмина). Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте игра-драматизация возможна как самостоятельная деятельность (Сигуткина). Этому предположению существует несколько подтверждений.

Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное (Н.Карпинская). А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности (Кофман).

В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр (Л. Вырошнина).

Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов (Е.Трусова).

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Выделяют несколько уровней игр-драматизаций:

1. Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей.

2. Ролевые диалоги на основе текста.

3. Инсценировки произведений.

4. Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

5. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

На каждом из перечисленных уровней могут использоваться несколько видов игр-драматизаций (Л.П. Бочкарева):

1. Драматизация художественных произведений, когда ребенок берет на себя роль персонажа. При этом он входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Как правило, при этом у него исчезает страх, речь приобретает яркую интонационную окраску, развивается жесто-мимическая сторона речи, способность к подражанию.

2. Настольный театр с плоскостными и объемными фигурами — это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально в условиях ДОУ.

3. Настольный конусный театр. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты — геометрические фигуры. Голова — круг, туловище и конечности — конусы, ушки — треугольники, а усы — прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т.п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Полуподвижная фигурка «скользит» по столу. Так как поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей.

4. Игры-драматизации с пальчиками. Они особенно полезны для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5 — 6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. В таком театре все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Они изготовлены из ткани, дерева. Достоверность образа можно считать одним из важных признаков качественной игрушки. У кукол — мягко прорисованные выразительные лица без оттенка сатиры в образе, у зверей — характерные черты того или иного животного. Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное). Можно встретить даже деревянного Змея-Горыныча с тремя головами. Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой. Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано. В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации.

5. Театр марионеток. Марионетка — это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы.

6. Театр теней. Этот театр справедливо считается одним из самых условных театров. В нем нет, по словам Нины Яковлевны Симонович — Ефимовой, «никаких рассеивающих внимание впечатлений (красок, рельефа). Именно поэтому он доступен и хорошо воспринимаем детьми. Именно потому, что силуэт — обобщение, он понятен детям. Потому что искусство самих детей обобщено. Рисунки детей всегда красивы, всегда приятны. И рисуют дети «эмблемами».

Становится очевидным, что виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.

По мнению известного психолога А.Н.Леонтьева «Развитая игра-драматизация — это уже своеобразная «предэстетическая» деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей»

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Однако необходимо помнить и о санитарно-гигиенических требованиях к театральному инвентарю. Так, например, врачи-педиатры считают, что не все виды кукольных театров могут использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Длительные действия ребенка с вытянутой и поднятой над головой рукой противопоказаны в этом возрасте, тогда как театр марионеток, при котором дети действуют сидя, признан одним из самых психо-физиологичных видов театра для детей этого возраста. Немаловажную роль играет и внешний облик кукол.

Читать еще:  Беседки шестигранные крыша с водостоками

Значительный вклад в решение этого вопроса внесла художница Наталья Васильевна Поленова, дочь выдающегося русского художника В.Д. Поленова. Куклы Натальи Васильевны были очень оригинальны. У них отсутствовал профиль, благодаря чему возникала условность, близкая к культуре древней ритуальной маски северных народов Сибири, и куклы как бы превращались в произведения пластического искусства с присутствующей в них мерой условности.

Эта идея Натальи Васильевны была высоко оценена художниками, но не подхвачена педагогами. Куклы для пальчикового театра, марионеток и др. делались и делаются массивными партиями, с лепной головой, в которой четко обозначены застывшие в одном выражении черты лица, которых, кстати, часто не видно маленькому зрителю.

Зато Вальдорфский детский сад в своем кукольном театре широко использует пластичность и условность образов кукол. Фрея Яффке пишет об этом так:

«Внешний облик куклы не меняется на протяжении всего действия: смеется она или сердится, спешит или никуда не торопится, — лицо ее остается неизменным. Поэтому в спектаклях для дошкольников нужно отказываться от кукол с карикатурными формами (например, ведьма с длинным носом); тогда дети из наблюдателей превращаются в активных участников представления. Характер куклы во всей глубине может быть выражен, прежде всего, через цвет одежды. Так, например, желто-золотое одеяние короля с пурпурной мантией излучает достоинство, а красно-фиолетовое платье старой мудрой женщины вызывает благоговение. Злые образы никогда не окружаются нежными светлыми тонами, для них используются приглушенные темные цвета».

Мы согласны с подходами вальдорфских педагогов в вопросах, связанных с организацией этой работы, с технологией изготовления кукол. Но считаем, что при этом большее внимание надо уделять художественному развитию детей.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Благодаря этим качества ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для своего выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, на занятиях по художественному труду дети из конусов делают основание куклы-марионетки, а затем с помощью прорисовки лица, одежды, внесения различного рода дополнительных деталей создают желаемый образ. В другом случае, основание для кукол из ткани могут сделать педагоги и родители. А множество разнообразных плащей и накидок и других атрибутов в состоянии изготовить сами дети. При подготовке к спектаклю с помощью одежды и дополнительных атрибутов дети могут создавать любой образ по своему усмотрению.

При этом мы не согласны с подходом Ф. Яффке относительно цвета, при котором желто-золотистый цвет связывают с достоинством, а красно-фиолетовое платье — с мудростью. Это формирует цветовые стереотипы. Гораздо важнее организовать работу с детьми таким образом, чтобы каждый ребенок сумел найти для своего замысла соответствующий ему видимый образ.

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности.

Поэтому, осуществляя работу с детьми в театрализованной деятельности, нельзя ограничиваться развитием только исполнительского творчества. Мера собственной активности ребенка может быть очень разной.

Для одних спектаклей они могут все сделать сами:

— обдумать содержание спектакля;

— определить в нем роль для себя;

— на основе собственных представлений изготовить для спектакля куклу или сделать для себя костюм.

В других — выступать только в роли костюмеров и исполнителей.

В третьих — быть просто зрителями и участниками спектакля, который для них подготовят педагоги и родители.

Но какую бы меру самостоятельности и активности не выбрал ребенок, ведущую роль всегда играет педагог. Именно от его профессионального мастерства и личной заинтересованности зависит степень вовлеченности ребенка в игру, сохранение его интереса и творческой активности на протяжении всей игры, грамотное достижение поставленных педагогических и психологических целей. Существуют особые требования к методике проведения и руководства играми-драматизациями на разных этапах дошкольного возраста. Эти требования мы рассмотрим в следующем параграфе нашей работы.

Игры-драматизации и руководство ими.

В играх- драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заклычается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр — драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они превлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр — драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия — всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В игре — драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации , в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям , уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап — возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наиболее важным является актуализация собственного социального опыта. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой ре­жиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункцио­нальные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего раз­витию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей не­зависимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

— своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;

— сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, независимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;

— характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, который возникают у ребенка;

— непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

— в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

— характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

— ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка

— эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector