Устройство смотровой ямы в гараже - Домашний мастер Dach-Master.ru
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство смотровой ямы в гараже

Строительство домов

Владельцы автомобилей особое внимание уделяют их обслуживанию, ведь не всегда обращение к специалистам считается уместным и доступным. Упростить ремонтные и профилактические занятия в гараже можно с помощью специально оборудованной смотровой ямы. Важно, что стройку данной подземной комнаты можно затеять и во время возведения хранилища, и в уже готовой стоянке. О преимуществах и недостатках данного сооружения, об особенностях монтажа, обустройке вентиляционной системы, пола и стен в нем, подробнее в статье.

Содержание:

Для чего нужна смотровая яма в гараже? Плюсы и минусы сооружения

Смотровая яма в гараже своими руками имеет функциональное назначение, благодаря ей автомобилисты имеют возможность самостоятельно обследовать машину, проверить состояние ходовой части, заменить масло без привлечения руки мастера, услуги которого на сегодняшний день обходятся очень дорого. Полезность оборудованного котлована отрицать никак не получится, так как многие хозяева, особенно у которых площадь гаражного помещения невелика, задействуют пространство с целью хранения наборов инструментов, мелкого оборудования. Имея в распоряжении место для осмотра выхлопной трубы, днища машины, глушителя, коробки передач потребителям не придется тратить время на очередь в сервисном центре, несложные процедуры можно легко, и к тому же в любое время, произвести собственноручно.

Но как говорится на ряд преимуществ всегда найдется свое “но”. В теме со смотровой ямой в гараже — это опасность для самого транспортного средства. Дело в том, что если котлован не оборудовать правильно, то в помещении будет господствовать сырость, а как следствие на металлических деталях образуется ржавчина, будет процветать плесень и процесс гниения. Мастерам, следует хорошо прозондировать наличие поблизости грунтовых вод, дабы исключить образование конденсата, который пагубно влияет на автомобили. Однако специалисты считают, что если весь процесс сооружения конструкции выполнить по нормам, то названный ряд недостатков можно полностью исключить.

Как правильно произвести расчеты смотровой ямы?

Удобной и эффективной является та смотровая яма в гараже размеры которой рассчитаны правильно. Стоит сразу отметить, что четко прописанных пропорций на эту тему нет, строитель должен соотносить габариты котлована с моделью машины. Проектируя подземную комнату, рекомендуют опираться на следующие критерии.

  1. Определится с шириной поможет расстояние между колесами транспортного средства. Важно, чтобы каждое из них имело в запасе пространство, обычно средний просвет составляет 80 см и больше.
  2. В зависимости от длины автомобиля делают и протяженность подземного ящика, для удобства дополнительно захватывают метр пространства, это позволит доставать необходимые инструменты без заминок.
  3. Что касается глубины смотровика, то основный фактором, который определяет этот показатель является рост мастера, к которому прибавляют 10-15 см. Важно, чтобы хозяину было удобно работать с поднятой головой или выпрямленными руками.

Если владелец планирует заниматься коммерческой деятельностью, то ему нужно будет зарегистрировать гаражное помещение, а это значит что подземный люк, для проведения ремонтных махинаций, должен соответствовать общепринятым стандартам, которые прописываются в специальной документальной базе. Смотровая яма в гараже размеры гост которой касаются скорее всего безопасности проверяется только на предприятиях, занимающихся обслуживанием техники. В обычных гаражах рекомендуют уделить должное внимание освещению, вентиляции и гидроизоляции. Дабы обеспечить комфортабельный спуск в яму при стоящем автомобиле, составляя проект, следует учесть дополнительное место под спуск.

Какие материалы следует подготовить для сооружения смотровой ямы своими руками?

При возведении гаражного котлована потребуется немало инструментария и разнообразного сырья. Масштабы материальной базы конечно же зависят от запланированных габаритов смотровой ямы, однако какими бы они не были нужно приобретать ресурсы с запасов в 10-12 %. Список необходимого включает:

  • щебень, песок, гравий. Их используют для организации песчаной подушки на дне, а также для приготовления раствора.
  • древесина — брус, фанера, доска, их применяют в процессе изготовления опалубки, а также крыши ямы.
  • для укрепления пола и стен понадобится арматурная стяжка.
  • обязательными являются гидроизоляционные материалы, в качестве которых чаще всего используют рубероид, плотную пленку, а также мастику. Владельцы с расширенным бюджетом, могут воспользоваться современными ресурсами, но они отличаются своей дороговизной.
  • для обработки ямы по периметру необходимо закупить металлический уголок.
  • арматурную решетку производят из стальной проволоки;
  • для оборудования системы вентиляции понадобятся пластиковые трубы;
  • стены в яме возводят чаще всего из кирпича, а также пеноблоков.

Мастерам следует ознакомится с основными рекомендациями по работе с строительными материалами, так как использование кирпича актуально в сухих котлованах, где господствуют плотные виды почвы. В таких местах, как правило, грунтовые воды проходят низко, при расположении влаги близко к стенам котлована следует применять армированный бетон.

Процесс монтажа смотровой ямы

В интернете представлено много разнообразных планировок, которые рассчитаны на строительство на открытом пространстве, так и на сооружение в уже готовом помещении. Многие из них подразумевают гараж с подвалом и смотровой ямой, которые отличаются своей сложностью. Мастерам-новичкам, выполняющим работу своими руками, лучше начать с самых простых вариантов, к тому же наличие погреба неразумно в слишко маленьких зданиях, поэтому расмотрим поэтапно процесс сооружения из монолитного бетона. Инструкция подана в таблице ниже.

В качественную смотровую яму в гараже вода не должна проникать, дабы не портить конденсатом состояние транспортного средства, в холодное время года. Поэтому в ряд немаловажных процессов по ее оборудованию относят монтаж вентиляционной системы. Подробнее об этом далее.

Вентиляция в смотровой яме

В гаражном помещении наличие системы нормализации воздуха считается строго необходимо и для автомобиля, и для мастера. Многие хозяева предпочитают естественную вентиляцию, однако в летние, знойные дни она малофункциональна. Более продуктивной считается комбинированная система, в которой удалению воздушных масс способствует искусственный вентилятор. Наиболее эффективной является принудительная система, при помощи которой воздух регулярно прибывает в помещение, циркулирует в нем. Прежде, чем приступить к работе следует грамотно составить проект, четко спланировать места размещения отверстий, конечно же это дело специалистов, однако гаражники-любители, проявив внимательность, смогут также справится с этим вопросом. В схеме вентилирования должны быть определены отверстия не только в фундаменте, в цоколе, стенах, для эффективности определены места воздуховодов. Основными критериями в этом моменте являются:

  • высота гаражного помещения;
  • число транспорта, на которое рассчитано здание;
  • габаритность гаража.

Качество проветривания зависит и от вмонтированных труб. Важно правильно подобрать диаметр материала, чтобы обеспечить хорошую тягу. К ряду нюансов следует отнести и такие факты.

  • Дабы сохранить функциональные возможности деталей машины и не повредить пол гаража смотровая яма должна иметь крышку. При естественной циркуляции попросту приоткрывают, но этого очень мало, чтобы настроить результативный процесс.
  • Правильно размещать вытяжное отверстие на самом высоком уровне, при этом над отверстием в обязательном порядке должен быть вмонтирован защитный грибок, для защиты от влаги.
  • Вентиляционное отверстие регулируется и в направлении ветра.

Автовладельцам следует знать, что деревянная крышка смотровой ямы должна иметь небольшие отверстия, которые бы способствовали вентиляции воздуха, так как спертый, масляно-бензиновый запах пагубно влияет на здоровье. Важным напоминание считается и факт о том, что размер приточных дыр должен быть в разы больше вытяжных. Хранить машину нужно не в зоне оттока, а дальше от него, из-за агрессивности и влажности воздушных масс в гараже.

Таким образом можно сказать, что строительство смотровой ямы — это достаточно сложный, но такой необходимый строительный процесс, к которому можно подойти и без специализированных рук, но заранее ознакомившись со всеми рекомендациями. По определению, земляные работы требуют наиболее весомого временного вложения, что можно сказать и бетонировании. Поэтому приступая к выполнению задумки хозяева должны быть готовы к недельным затратам. Важно помнить, что не стоит опускать моменты с оборудование гидроизоляционного слоя и вентиляционной системы. Самые простые сооружения могут быть созданы из б/у материалов, нередко мастера используют обычные деревянные доски, но это временные постройки, лучше отдать предпочтение монолитному бетону и кирпичу, однако и они имеют свои монтажные тонкости. Наличие смотровой ямы в гараже полностью себя оправдывает, если весь строительный процесс выполнен с учетом норм и испарения и конденсат не разрушают структуру автомобиля. Узнать подробнее о теме — смотровая яма в гараже смотрите видео:

Строительство смотровой ямы в гараже своими руками

Яма (канава) для диагностики автомобилей – не будет лишней ни в одном гараже. Только с помощью этой нехитрой конструкции можно производить полноценный серьезный осмотр нижней части машины. В идеале, обустройство гаражного помещения стоит начинать именно с оборудования смотровой ямы.

Чаще всего для сооружения смотровой канавы владельцы гаражей пользуются монолитным железобетоном или кирпичом. Конечно, у каждого из данных вариантов есть определенные плюсы и минусы. В частности, кладку из кирпича легче смонтировать, однако кирпичная стена уступает в прочности бетонной. Кроме того, вариант с кирпичом предполагает дополнительную затирку каждого наружного кладочного шва до укладки гидроизоляционного слоя.

Железобетонные конструкции отличаются максимальной прочностью и долговечностью, но обустраивать их значительно сложнее. Так, перед заливкой бетонной стяжки необходимо будет заняться сооружением опалубки. Для проведения комплекса работ потребуется соответствующее количество арматуры и самого раствора.

Чему стоит уделить внимание

О размерах и положении

В идеале обустройством смотровой ямы следует заняться в одно время с заливкой фундаментального основания в гараже. Оптимальной для данного сооружения считается ширина в 70-90 сантиметров. Если «канава» будет уже, — работать в ней будет проблематично, если шире – вероятность падения в яму серьезно увеличится. Высота канавы обычно составляет порядка 170 — 180 сантиметров, длина – не меньше двухсот сантиметров (идеальный вариант — длина авто + один метр).

О лестницах

Вариант с приставной лестницей можно «отмести» сразу. Ее использование в данном случае будет неудобным и небезопасным. Оптимальное решение –

оборудование ступеней параллельно с сооружением ограждения. Если стены выполнены из кирпича, ступени также разумнее будет сделать кирпичными. Если вы будете заливать бетонную конструкцию, можно одновременно провести отливку ступеней.

Читать еще:  Какие цветы неприхотливые на клумбе

Если вы не позаботились об устройстве лестницы на ранних этапах ремонта гаража – не беда. Лестничную конструкцию несложно сделать и позже, на стадии обустройства уже готовой ямы. В этом случае лестница может быть выполнена из металла (ступеньки из рифленого железа) или дерева (ступени крепятся при помощи косоуров или тетивы).

О подсветке

По понятным причинам, обустройство подсветки в диагностической яме – обязательный процесс. Согласно технике безопасности использовать здесь обычные лампы накаливания (220В) запрещено. Допустимо применение ламп, расчитанных на низкое напряжение (не больше 36В). В условиях гаража такие источники света могут «питаться» от понижающего трансформатора. Неплохим решением станет использование ламп дневного света в герметичных корпусах.

О вентиляции

Возникновение повышенной влажности в смотровой яме (по причине температурных перепадов) и образование конденсата, который осаждается на днище авто, — очень частые явления. Для предотвращения вышеописанных процессов необходимо оборудовать «канаву» качественной вентиляцией. Для изготовления вытяжного канала обычно применяют канализационные трубы из пластика или асбестоцемента. Труба закладывается в щебеночный слой фундамента пола, и соединяется вертикальной «вытяжкой» (стояком) при помощи переходного «колена». Важный момент: вытяжка смотровой ямы должна быть устроена отдельно от потолочной вытяжки гаража, в случае их объединения эффективность вентиляционной системы существенно упадет.

О котловане

Если вы обустраиваете смотровую траншею параллельно с оборудованием фундамента в гараже – разумным и рациональным решением будет нанять экскаватор (если, конечно, позволяет бюджет). В этом случае весь объем работ может быть выполнен за несколько часов. Несколько человек с лопатами будут трудиться намного дольше, при этом совокупная стоимость работы наемных «копателей» не будет намного ниже, чем оплата услуг экскаватора. В случае, если вы решили устроить яму в уже готовом помещении гаража – придется от души помахать лопатой. Для того, чтобы в дальнейшем избежать лишней работы, рекомендуем часть вынутой земли укладывать максимально близко от гаража, — она будет нужна для обратного засыпания пазух.

О заливке фундамента пола

Основание смотровой канавы должно быть защищено от всех видов влаги надежным слоем гидроизоляционного материала. Утрамбованную поверхность дна котлована в первую очередь следует залить десятисантиметровым слоем подбетонки. По ширине подбетонку укладывают вровень с наружными поверхностями каждой будущей стены ямы. Для гидроизоляции основания можно воспользоваться любой из разновидностей рулонных изоляционных материалов: полимерной пленкой, акваизолом, бикростом, рубероидом. Материал необходимо укладывать с напуском на каждую стену.

После укладки слоя гидроизоляции можно заливать бетонный раствор. Толщина слоя раствора должна быть не меньше, чем 7-8 сантиметров. Для армирования заливаемой поверхности лучше выбрать дорожную сетку 150 на 150 сантиметров (толщина проволоки 3-4 миллиметра).

Об устройстве стен

При обустройстве стен смотровой траншеи следует соблюдать ряд обязательных правил:

  • укладка кирпича производится без использования арматуры;
  • кирпичную стену следует выкладывать в один лог;
  • лучше применять для кладки силикатный кирпич;
  • раствор бетона заливается непосредственно в землю с внешних сторон ямы;
  • бетонная смесь заливается без использования армированной сетки.

О грунтовых водах

Перед тем, как приступить к строительству смотровой канавы, необходимо уточнить уровень залегания грунтовых вод на данном участке. Если этот уровень расположен выше отметки в два метра (глубина), то строительные работы лучше не начинать. На практике доказано, что при таком раскладе никакие варианты устройства гидроизоляции не спасут сооружение от проникновения влаги. Если грунтовые воды пролегают на глубине более чем два с половиной метра, яму можно оборудовать, с условием обеспечения максимальной гидроизоляции. Для этого часто используют несколько слоев гидростеклоизола, рубероида, стеклоизола и других оклеечных материалов. Есть надежный вариант с обработкой поверхности расплавленным битумом. Можно также воспользоваться составами с проникающим действием: пенетроном, акватроном-6 или гидротексом. Их можно наносить даже на высохшую не до конца бетонную поверхность, что позволяет сэкономить время.

Видео

Смотровая яма в гараже – как сделать удобно и функционально?

Смотровая яма в гараже незаменима при ремонте автомобиля своими силами. Ее можно также использовать и для экономии места. Сама смотровая яма – это не что иное, как углубление в центральной части гаража. Прелесть таких углублений в том, что благодаря им мы можем совершать ремонт без особых усилий в труднодоступных местах двигателя и нижней части транспортного средства.

Как вычислять размеры смотровой ямы в гараже?

Строительство смотровой ямы в гараже – идея очень хорошая, но не стоит забывать и о минусах. К ним можно отнести скопление влаги в гараже, а ведь автомобиль может пострадать от конденсата, образующегося в яме. Также такая работа в готовом гараже – это дополнительные хлопоты и расходы, но если вы собираетесь использовать яму, как рабочее место, то это мероприятие окупится с лихвой.

Размеры смотровой ямы в гараже должны соответствовать определенным параметрам. Если вы делаете ее только для своего автомобиля, то можно ориентироваться на его габариты, но стоит учесть, что и автомобиль у вас может со временем меняться. Глубина и ширина смотровой ямы в гараже должны тщательно просчитываться еще и с точки зрения удобства для вас.

Ширина ямы вычисляется так: измерьте, какое расстояние между колесами автомобиля. Но не стоит ориентироваться на этот размер с точностью до сантиметра, так как потом будет тяжело парковаться, и есть вероятность сломать свой автомобиль, провалившись в яму. Слишком маленькое расстояние тоже делать не нужно, потому что будет тяжело развернуться, так что выберите оптимальный вариант, но не меньше одного метра.

Высота ямы зависит только от вашего роста, не стоит делать глубокую яму, если у вас невысокий рост, и наоборот. Протяженность же выбираем по кузову автомобиля, а чтобы было удобно спускаться и перемещаться внизу, берем длину авто и прибавляем к ней 1 метр.

Разметка и гидроизоляция смотровой ямы в гараже

Устройство смотровой ямы в гараже надо начать с разметки. Стоит учитывать, что размеры должны быть на 15-20 сантиметров больше самой разметки, потому что нам потом нужно будет провести гидроизоляцию. После этого предстоит самая тяжелая часть – земляные работы, это порядка девяти кубометров земли. Выкопав грунт, нужно оставить часть для засыпки пазух, также можно сделать специальные ниши для инструмента и прочей мелочёвки. Когда придет время вывозить грунт, окажется, что выкопанная земля по объему больше на 20-25 процентов, чем объем котлована, это следует иметь в виду.

Затем следует выровнять полы ручной трамбовкой и уплотнить их щебнем, который потом можно залить бетоном. Гидроизоляция смотровой ямы играет важную роль, потому что конденсата не избежать в любом гараже, а из-за наличия углубления все будет собираться именно там. Отсюда следует постоянное наличие сырости, грибка, и наверняка постепенно начнет появляться коррозия кузова авто. Для гидроизоляции можно использовать пленку акваизол или бутилкаучук, а также обычный полиэтилен. На полу ее следует стелить на утрамбованный песок до выкладки щебня, а на стенах можно соорудить деревянный каркас, немного углубленный в грунт, и на него прикрепить пленку.

Устройство смотровой ямы в гараже – выкладываем стены и пол

Следующим этапом у нас идут стены и полы. Есть два варианта, как их сделать: можно выложить из кирпича или сделать монолит из бетона. В каждом варианте найдутся как положительные, так и отрицательные стороны. Но монолитный бетон будет намного дешевле кладки, да и, в общем, надежнее и долговечнее. Хотя построить опалубку, выровнять ее и залить – дело хлопотное. Для сооружения потребуется листовая фанера толщиной минимум 18 мм, подпорки и смесь для приготовления бетона.

Пользуясь гидроуровнем, выставите фанерные щиты вертикально и сбейте около них каркас, подоприте его колышками. Дальше готовится бетон и заливается в полученную форму. Простучав щиты для удаления воздуха изнутри, оставляем всю конструкцию до полного высыхания бетона. Затем разбираем ее, бетон проверяем на наличие трещин, пустот и прочих несовершенств. Пол заливается проще, главное – выровнять бетон специальной шваброй до его засыхания.

В яме желательно сделать лестницу из бетона или кирпича, но если будет не хватать места, то можно организовать и обычную компактную, из стальных труб или из бруса. Заключительным этапом может быть отделка ямы кафелем. Для этого достаточно приобрести специальный раствор, плитку, шпатель, крестообразные распорки и замазку. Выкладывать следует с нижнего ряда. Вентиляция смотровой ямы в гараже нужна, но не обязательна, для нее достаточно сделать несколько отверстий в половых досках, закрывающих яму, и воздух будет циркулировать туда и обратно.

Смотровая яма в гараже – что должно быть внутри?

Оснастить смотровую яму стоит различными наборами ключей, начиная от простых гаечных, заканчивая трещотками с различными насадками и удлинителями. Желательно еще туда поместить бочку, специально для замены моторного масла в двигателе. Освещение смотровой ямы в гараже также является важной составляющей. Свет можно провести прямо в углубление (проложить кабель в яму, закрепить там стационарную лампу хорошей мощности), либо использовать переносной светильник.

Не лишним будет расположить прямо в яме различную ветошь и растворители, чтобы все это было в пределах досягаемости рук мастера. Обязательно обзаведитесь упорами для колес автомобиля, даже если ваш гараж не находится на видимом уклоне. Все обилие масел и растворителей может таить в себе опасность, но это нужные в ремонте компоненты, поэтому не забывайте о технике безопасности, и обязательно купите огнетушитель.

Смотровая яма своими руками

Правильно обустроенная яма в гараже является отличным помощником для автолюбителя, с ней можно сделать мелкий ремонт автомобиля, провести профилактические работы или диагностические мероприятия без особых затрат. Она быстро становится важной частью строения и его главным достоинством.

Читать еще:  Российское государство этапы становления и интересные факты

В нашей стране наличие смотровой ямы способен оценить практически каждый автовладелец, поэтому и при строительстве гаража ее часто планируют первой. Чем же полезна смотровая яма, сделанная своими руками, как ее спроектировать и построить? И можно ли ею дополнить уже в готовое строение?


Смотровая яма из кирпича

Чем может быть полезна смотровая яма

Ответ на этот вопрос очевиден – смотровая яма нужна для удобного обслуживания автомобиля. Некоторые любители сами без помощи мастера совершают самые сложные операции, сооружая в собственном гараже небольшую СТО.

Другие же привычно обращаются к специалистам в технических центрах, однако и они не могут отрицать полезности смотровой ямы. На дорогах то и дело возникают ситуации, при которых возникает желание по возвращении домой осмотреть днище машины. Кочки и выбоины солидных размеров встречаются ежедневно, и после каждого неприятного удара вряд ли удобно ездить к автослесарю.

А вот в собственном гараже в спокойной обстановке, без очереди и в удобное время легко проверить, нет ли серьезных повреждений у машины. И именно смотровая яма дает возможность подобного осмотра, не говоря уж о практических работах. Она дает доступ к:

  • ходовой части;
  • днищу и его защите;
  • глушителю;
  • коробке передач;
  • поддону картера;
  • выхлопной трубе.

Также благодаря этому сооружению можно самостоятельно сменить масло, а ведь эта процедура в мастерской стоит довольно дорого.


смотровая яма из плитки

Достоинства и недостатки наличия смотровой ямы в гараже

На первый взгляд наличие ямы в собственном гараже является большим плюсом, но есть и нюансы, о которых нужно знать при ее обустройстве. К достоинствам решения в первую очередь относится возможность осуществлять осмотр вышеперечисленных частей автомобиля, не прибегая к помощи специалистов. Это просто, бесплатно и для многих владельцев машин даже интересно.

Далее, ремонт и техническое обслуживание без участия профессионального автослесаря позволяет сэкономить довольно большие суммы. Если подсчитать за год, во сколько обходится в мастерской смена масла и другие действия, выгода становится очевидной. Да и сам навык ремонта будет ещё не раз полезен.

К тому же если яма достаточно просторная, в ней же часто хранят ремонтные наборы и запасные части для автомобиля. Особенно это актуально для небольшого по площади гаража, в котором есть дефицит свободного места.

Чем же может не угодить столь полезный уголок? Самой главной опасностью при постройке гаража с ямой, являются близкорасположенные грунтовые воды. Вообще, избыток влаги является врагом автомобиля, а если в смотровой яме плохо сделана гидроизоляция, то даже при отсутствии подтоплений, вода будет накапливаться на стенках сооружения из-за перепадов температур в холодное время года.


вода в смотровой яме

Однако стоит отметить, что недостатком смотровая яма станет только в том случае, когда она сделана с нарушением технологий строительства и без учета инженерно-грунтовых особенностей участка.

Строительство смотровой ямы

Производится ли оно при закладке будущего гаража или в уже готовом помещении, этапы строительства одинаковы. Сначала проводится подготовка и разметка ямы, затем ее отделка и проведение коммуникаций. Ничего сложного в этом нет, однако каждый шаг требует грамотного исполнения со знанием некоторых тонкостей.

И в первую очередь нужно узнать уровень залегания грунтовых вод на разрабатываемом участке. Он должен быть не менее 2.5 метров для того, чтобы строительство было оправданным, и проверку лучше проводить самостоятельно, просто пробурив как можно глубже отверстие в земле на строительном участке. Можно также опросить соседей, уже имеющих в своих гаражах подвалы или ямы.

Какими должны быть размеры

Первым важным шагом является разметка ширины смотровой ямы. Она должна быть комфортной, но не усложнять движений автомобиля по гаражу. Опыт многих строителей сходится на том, что это около 70 см, к которым можно прибавить ещё 5-10 см.

Более сложным вопросом является определение длины сооружения. Она не должна быть меньше двух метров, иначе весь смысл конструкции меняется, однако ее увеличение может быть очень полезным при правильном использовании. Если будут сделаны стационарные ступени, их длина также должна быть прибавлена к минимальной.

Однако растягивать ее на весь гараж не только финансово невыгодно, но и вредно. Хорошо, если помещение большое и смотровая яма просто будет находиться дальше того места, где становится машина — это ещё один способ защитить днище от конденсата.

Важно помнить, что итоговый размер углубления будет меньше, чем черновой за счет слоев отделки и выкладывания стен. Поэтому на этапе земляных работ к полученным пропорциям прибавляют толщину стен и пола, и «углубляются» в соответствии с этим.

Глубина ямы должна составлять рост пользователя и зазор для работы — это 15-20 см до верха ямы. Лучше сделать ее более глубокой, ведь сделать деревянный настил на полы довольно легко. Если же ошибка приведет к необходимости постоянно биться головой о днище машины, вся постройка потеряет свой смысл.

Если строится смотровая яма для грузовика, то ее пропорции несколько меняются. Расстояние между колесами у больших машин разных моделей весьма разное, поэтому за основу берется размер собственного авто. Яма должна быть на 30-40 см уже, чем этот показатель. Если она будет меньше, то добраться до всех узлов грузовика не получится.

Если же яма нужна для обслуживания и легковой и грузовой машины, ее ширина должна быть усредненной. Например, ширина для одного автомобиля 80 см, а для другого 120 см. В таком случае искомый размер ямы будет один метр, хотя это усложнит маневрирование на легковой машине.

Основные этапы строительства

Строительство смотровой ямы своими руками проходит несколько этапов:

  • разметка участка;
  • рытье котлована;
  • укладка гидроизоляции;
  • обустройство пола;
  • выкладка стен.


Элементы конструкции смотровой ямы

Для того чтобы сделать правильную разметку на участке, необходимо сразу выбрать строительный материал для стен. Если выбран кирпич, то ширина кладки будет составлять примерно 12 см (у кирпича разных марок и размеры отличаются), и тогда к ширине и длине прибавляются по 24 см. Если стены бетонируются, то берется толщина в 20 см, то есть к общим параметрам стоит добавить по 40 см.

Рытье котлована производится вручную, так как пропорции его довольно небольшие. Стены и пол после проведения земляных работ нужно выровнять как можно более тщательно, это упростит дальнейшие действия.


Элементы гидроизоляции

До сих пор многие используют в качестве водонепроницаемого слоя полиэтилен, однако более долговечными являются полимерные мембраны или битумные материалы. Если гараж стоит на достаточно сухом грунте, можно взять жидкую гидроизоляцию, которая наносится кисточкой, а затем застывает.

Для пола достаточной будет бетонная заливка толщиной в 7-8 см, однако качество смеси должно быть высоким. Ещё перед укладкой гидроизолирующего материала нужно провести уплотнение пола гравием. Для этого слой камня в несколько сантиметров выкладывается на грунт и вбивается в него специальным приспособлением — «трамбовкой».

Затем в качестве арматуры на пол кладется кусок стальной сетки необходимых размеров. Заливка проводится в быстром темпе. Так как понадобится довольно много материала, сделать необходимое количество смеси в один прием вряд ли удастся. Поэтому работа должна вестись быстро, чтобы бетон застыл одним ровным слоем.

После того как пол твердеет и становится пригодным для использования, проводят армирование стен. Для этого часто используют ту же сетку, только выкладывают ее слоями. После армирования строится первый слой опалубки, делается заливка бетона. Удобнее всего проводить работу в три этапа, устанавливая и снимая на каждом из них доски опалубки. Кстати, их качество тоже может быть отменным, ведь после работ из хорошего дерева можно сделать полки для гаража.

Важные детали при обустройстве смотровой ямы

Есть ряд нюансов, на которые стоит обратить внимание по ходу работы. Так, ещё с момента рытья котлована важно заложить в стенах ямы несколько ниш, которые затем станут полками для подручного инструмента. Хорошей идеей является и закладка нескольких цилиндрических наклонных углублений, в которых потом можно располагать светильники.

Далее, смотровую яму можно и утеплить. Когда за стенами гаража температура опускается хотя бы до -10, работать в утепленном сооружении гораздо приятнее. Для этого можно использовать плиты пенополистирола, которые просто сажаются на специальный клей. Так уменьшается и количество конденсата на стенах и днище автомобиля.

Край смотровой ямы стоит отделать железным или деревянным уголком небольших размеров. Это дополнительное ребро жесткости для постройки, и упор для колес машины, который не позволит ей при неосторожном движении провалиться.

Последним штрихом станет крышка для смотровой ямы, которую собирают из досок. Она защищает человека от падения в яму, а днище машины — от влаги, которая может конденсироваться даже при самой тщательной обработке стен и пола ямы. Часто крышку трудно поднимать, поэтому ниже приведено простое и оригинальное решение сооружения подходящей ручки.

Этапы строительства смотровой ямы с фото

Разметка размеров для произведения земельных работ.

Заливка пола бетоном.

Сооружение стен из кирпича.

Или заливка стен бетоном.

Нормативные документы по строительству смотровых ям

  • ТКП 45-3.02-241-2011 (02250) СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ;
  • ОНТП-01-91 «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта»;
  • ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей»;
  • МГСН 5.01-94 «Стоянки легковых автомобилей»;
  • ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».

Мужики, у кого какой размер смотровой ямы? Интересно узнать ширину и глубину в маленьких гаражах.

У меня яма ширина 90см, длина 3м, глубина 1м. Глубину больше не стал делать так-как близко вода. Использую сиденье на колёсах для передвижения в яме. Пол и стены из металла.

Я собираюсь делать 70 см…

Ширина 90 см самый оптимальный вариант. Глубина 170 см. Длина произвольно.

Читать еще:  Обработка земли осенью от вредителей и болезней

гараж маленький думаю сделать яму 75 на170 и длинной 2м посоветуйте выкладовать толщиной в кирпич или в пол-кирпича

Себе делаю те же размеры, бывалые советуют в полкирпича, остальное — по желанию

бетон в 12 см размеры 80 200 170

В пол кирпича класть не советую, стены сложиться в последствии

У меня длина-3,5 м. Ширина-75см. Глубина-180м.

Пол в яме в гаража

Пол в подвале гаража представляет собой один из наиболее важных этапов обустройства этого помещения. Если пол сделать неправильно, в подвал может проникать влага. Наличие влаги приводит к появлению конденсата, который может оседать на стенах, запчастях или автомобиле, в результате провоцируя появление плесени и ржавчины.

Выбор типа пола в смотровой яме и подвале

Подвал в гараже может использоваться как в качестве смотровой ямы, так и для различных вещей, предметов и инструментов. Если подвал в гараже оборудован смотровой ямой, это будет дополнительным преимуществам для автовладельцев.

Профессионалы рекомендуют обустраивать пол подвала гаража с учетом уровня грунтовых вод. Поскольку от этого напрямую зависит количество влаги в яме. На самом деле способов обустроить пол смотровой ямы и погреба существует достаточно много.

Рассмотрим наиболее известные и доступные способы, сделать которые может каждый владелец самостоятельно. Различают следующие виды пола в подвале:

  • грунтовый;
  • бетонный (наиболее распространенный);
  • глинобитный;
  • деревянный.

Какими же особенностями отличается каждый из них? Дело в том, что в зависимости от способа покрытия, может существенно отличаться и порядок проведения работ.

Грунтовый пол

Этот вид обустройства пола смотровой ямы и подвала применяется уже на протяжении многих лет. Сделать грунтовый пол проще всего, а стоимость материалов будет минимальной. Устройство такой поверхности в погребе и смотровой яме предполагает выравнивание основания, далее производят сооружение песчано-гравийной подушки (около 10-12 см), поверх которой засыпают и утрамбовывают грунт.

К недостаткам данного вида покрытия следует отнести:

  • Ненадежность конструкции, при наличии стеллажей в подвале, они могут проседать под действием хранимых предметов;
  • Подобное устройство пола подходит только в тех случаях, когда уровень грунтовых вод достаточно низок. В противном случае в весенний период в подвале и смотровой яме может скапливаться вода.

Глиняный пол

Глиняное покрытие является одним из наилучших вариантов, особенно когда речь идет о погребе для хранения продукции. Необходимо только раздобыть нужное количество глины хорошего качества.

Нельзя прибегать к использованию материала низкого качества, поскольку это напрямую отразится на надежности пола. В силу того, что определить качество глины самостоятельно достаточно сложно, лучше всего воспользоваться помощью специалистов.

Порядок работ следующий:

  • Выравнивается поверхность основания;
  • Сооружается подушка толщиной 10-13 см. Сделать ее лучше всего из таких материалов как щебень и глина. Для обустройства основания можно использовать битум, им следует покрыть щебень;
  • Монтируется пароизоляция. Для этого подойдет рубероид или другой материал. Укладывать пароизоляцию необходимо с напуском на стену;
  • На пароизоляцию снова укладывается глина толщиной от 5 см. Так же, как и при укладке первого глиняного слоя, здесь возможно добавление щебня;
  • После высыхания могут появиться трещины, они замазываются смешанным раствором глины с известью.

Данный вид покрытия относится к типу самых экологически чистых.

Деревянный пол

Этот вид покрытия для пола смотровой ямы и погреба подходит в тех случаях, когда подвал является сухим, а также отсутствует протекание грунтовых вод в весенний период. Такое устройство пола является достаточно простым и экологичным. Дерево отлично подходит, когда речь идет о погребе, предназначенном для хранения продукции.

Рассмотрим последовательность проведения работ:

  • Выравнивание поверхности;
  • Сооружение подушки из щебня с добавлением глины или битума. Это позволит обеспечить защиту от излишней влаги и протекания грунтовых вод;
  • Настил гидроизоляции. В этих целях подойдет рулонный материал, либо толстая строительная пленка;
  • Укладка лагов. Лучше всего использовать лаги 100Х100 мм. Здесь следует обратить внимание на выравнивание уровня будущего пола;
  • Заключительным этапом будет настил деревянного пола. Крепить доски следует саморезами.

В подвале также можно сделать пол и стены из досок. В таком случае помещение подойдет не только для хранения продукции, но и для других целей.

Кирпичный пол

Такой пол из полнотелого красного кирпича также является распространенным вариантом обустройства пола смотровой ямы или погреба в гараже. Сразу следует отметить, что силикатный кирпич выбирать не следует. Благодаря кирпичу можно сделать устойчивую и прочную поверхность. Устройство пола при этом можно осуществить одним из двух вариантов.

Пример смотровой ямы в гараже из красного кирпича

Первый способ отличается своей воздухопроницаемостью. Он заключается в следующем:

  • Поверхность основания выравнивается;
  • Формируется подушка, толщина которой приблизительно 10-15 см. Для нее подойдут такие материалы, как гравий или щебень. Подушку нужно тщательно утрамбовать;
  • Необходимо приготовить глиняный раствор с консистенцией теста. Раствор укладывается толщиной примерно 20 см;
  • Следующим этапом устройства пола смотровой ямы будет укладка кирпича. Его следует немного утапливать. Кирпичи укладываются максимально плотно между собой. Наплывы и выпуклости на кирпичах недопустимы, при их обнаружении, необходимо их сбивать.

Данная техника обустройства пола достаточна проста. После высыхания подвал готов к эксплуатации.

Если поблизости протекают грунтовые воды, то подходит другой способ обустройства пола в подвале гаража. Порядок работ заключается в следующем:

  • Укладывается и утрамбовывается подушка толщиной 10-15 см. Для ее формирования подойдет песок и гравий;
  • Далее укладывается глиняная прослойка. Глиняный слой можно заменить покрытием битумом и оклейкой рубероидом;
  • Укладка кирпича с помощью цементного раствора. Кирпич, как и в предыдущем случае, необходимо утапливать;
  • Через несколько суток требуется намочить поверхность. После чего, используя веник или щетку, заполняют раствором стыки.

Бетонный пол

Лучше всего пол смотровой ямы и погреба в гараже залить бетоном. Этот материал будет эксплуатироваться на протяжении многих лет, а его ремонт достаточно прост.

К преимуществам бетонирования можно отнести:

  • Устойчивость к огню и влаге, прочность покрытия;
  • Бетонирование пола является мало затратным;
  • Устойчивость к атакам насекомых и других паразитов;
  • Стоимость работ относительно невысока. Помимо этого, провести работы можно самостоятельно;
  • Забетонированный пол по желанию можно облицевать другим материалом.

Именно поэтому залить поверхность бетоном будет наилучшим вариантом для обустройства пола в смотровой яме или погребе гаража.

Если подвал планируется использовать для хранения продукции и возникают сомнения о целесообразности бетонирования, следует отметить, что в большинстве случаев пол в помещениях аграрной отрасли является бетонным. При этом вся продукция отлично сохраняется.

Подготовительные работы

Прежде чем залить бетонный пол смотровой ямы и подвала, поверхность следует подготовить. Бетонирование лучше всего делать по грунту. В таком случае процесс проведения работ упрощается, справиться с ним можно без специальных навыков.

Подготовка основы разделяется на несколько основных этапов:

  • Измерение основы с помощью уровня;
  • Грунт следует утрамбовать. Чтобы залить пол, который в процессе эксплуатации не потрескается, нужно подготовить твердую поверхность. С этой целью можно воспользоваться щебнем или другим некрупным камнем;
  • На грунт необходимо уложить специальную подушку. Она может быть сформирована из песка. Изначально толщина подушки может быть от 50 до 100 см. Со временем она утрамбуется на четверть.
  • Подготовительный этап завершается утрамбовкой песка.

Как залить новый бетон поверх старого?

В некоторых случаях возможна заливка нового бетона на поверхность старого. Для этого следует тщательно очистить поверхность и при необходимости отремонтировать ее. При обнаружении сколов и трещин, следует их расширить, после чего они заделываются либо цементным раствором, либо полимерной смесью. Желательно избавиться от разницы перепадов старой поверхности. Если невозможно сделать ровным старое покрытие, можно воспользоваться специальным покрытием под бетон.

Пошаговая инструкция по бетонированию пола

Процедура бетонирования осуществляется в несколько этапов. Если залить бетон правильно, он сможет прослужить гораздо дольше, не требуя ремонта.

  • Гидроизоляция. После подготовки основания, необходимо сделать гидроизоляцию. Это обезопасит от проникновения влаги в помещение, а также позволит защитить от грибка. Для этих целей можно воспользоваться рулонными или полимерными материалами. Допускается использование толстой полиэтиленовой пленки. Процесс гидроизоляции подразумевает укладку материала внахлест. Для скрепления отдельных частей понадобится строительный скотч. Гидроизоляционный материал заводится на стены примерно на 20-25. Это защитит стыки пола и стены от попадания влаги. Лишний гидроизоляционный материал следует удалить, когда устройство пола будет завершено.
  • Утепление. Поверх гидроизоляции необходимо утеплить пол. Оптимальным вариантом будет пенополистирол толщиной 10 мм и плотностью 35 кг/м3. Теплоизоляционный материал укладывается на гидроизоляцию. Поскольку пенополистирол продается в листах, процесс может немного затянуться. Чтобы утеплить поверхность быстрее, можно воспользоваться рулонным утеплителем, например, минеральной ватой. Подойдет для утепления смотровой ямы и подвала стекловата. Сверху утеплитель нужно закрыть слоем гидроизоляции, например, пленкой. Это позволит избежать скопления влаги.

Армирование пола металлической сеткой перед заливкой бетона или цементной стяжки

  • Армирование. Далее можно приступать к этапу армирования. Это необходимо для укрепления бетонного пола смотровой ямы и подвала. В погребе, где предполагается хранение продукции, весьма желательно сделать армирование. Для этого понадобится специальная сетка со стержнями диаметром около 5 мм.
  • Заливка бетона. После этого можно приступать к бетонированию. Приготовленный раствор выравнивается правилом или виброрейкой по маякам. Их следует выставлять на расстоянии не более 2 м. После того как бетон залит, необходимо дождаться его высыхания. Это процесс занимает около 3 недель, только тогда можно осуществить затирку поверхности.
  • Затирка. Затирка начинается с более застывших участков, это области возле стен. После чего процесс перемещается по всей остальной поверхности пола.

Перед тем как приступать к процессу, необходимо определиться с объемом работ,рассчитать и закупить требуемые материалы. При тщательном планировании и расчетах можно убедиться, что устройство пола смотровой ямы и подвала в гараже не так сложно. Если выполнить все этапы работ правильно, он прослужит долгие годы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector