Минделла Что означает Дерево
Сайт психолога Светланы Пилюгиной
Психология повседневной жизни
Главное меню
Навигация по записям
АРНОЛЬД МИНДЕЛЛ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЮНГА
Процессуально ориентированная психология, или процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work) — теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей (психотерапию, личностный рост, групповые процессы) и заполняющее собой разрывы между искусством, психотерапией, духовной практикой и социальной активностью.
Парадигма Процессуальной работы предлагает новый взгляд на работу со всеми областями человеческого опыта, в особенности с теми, которые считаются проблемными или болезненными: телесными симптомами, конфликтами взаимоотношений, социальными напряженностями и политическими различиями.
Создатель процессуально-ориентированной психологии Арнольд Минделл – американский психолог, психотерапевт, писатель. Но прежде, чем стать психологом, Минделл закончил Массачусетсткий технологический институт и получил диплом физика. В 1961 он приехал в Цюрих продолжать свое физическое образование. Однако там он познакомился с работами К.Г.Юнга , заинтересовался его аналитической психологией и стал юнгианским аналитиком в институте Юнга. Минделл никогда не был лично знаком с Юнгом, более того, до своего приезда в Цюрих (спустя всего неделю после смерти Юнга!) он ничего не слышал о Юнге и аналитической психологии.
Юнг, которого всегда интересовало взаимоотношение между сновидениями и физической реальностью, последние годы жизни посвятил исследованию в сотрудничестве с физиком В.Паули связи между психологией и физикой. Незадолго до своей смерти он просил Марию Луизу фон Франц, свою ученицу и духовную наследницу, продолжить эти исследования (М.Л.фон Франц «Число и Время» – книга о единой основе психологии и физики). Из бесед Минделла с фон Франц и выросли его исследования в области процессуально-ориентированной психологии.
А.Минделл прошел профессиональную подготовку по юнгианской психологии, и процессуальную работу он оценивает как современное продолжение юнгианских традиций (хотя гештальт-терапевт, по его остроумному замечанию, может сказать, что она является новой ступенью в развитии гештальтистской практики). На самом деле процессуальная работа – это «пирог, каждая долька которого имеет свой собственный вкус» (из книги А.Минделла «Вскачь задом наперед»):
«Ролевая игра в процессуальной работе напомнит гештальт. Когда идет работа с мифами и сказками, это напоминает юнгианство. Стремление уделить внимание процессу осознавания похоже на випассана-медитацию, а доверие к текущему моменту – на даосизм. Кто-то увидит в процессуальной работе общее с хайкоми, биоэнергетикой, массажем или другими формами телесной работы». А.Минделл любит повторять, что в процессуальной психологии есть только одна техника – осознание, использует же она все, чего в данный момент требует процесс: буддизм, юнгиансую психологию, НЛП, гештальт и «многое другое, о чем мы и помыслить не можем».
Один из главных принципов Юнга — его телеологическая концепция («телеос» — цель), объяснение настоящего с точки зрения будущего, в отличие от принцина казуального, согласно которому события настоящего – это следствия прошлых событий. Настоящее определяется не только прошлым (каузальность), но и будущим (телеология). Каждое событие стремится к значимой цели. Юнг применял свою телеологическую концепцию к снам, Минделл применил ее к телесным переживаниям: он обнаружил, что физические симптомы, если их усилить и раскрыть, отражают образы из сновидений. Тело и взятый из сна образ — это два канала одного и того же глубинного процесса.
Юнговская концепция «бессознательного» А.Минделлом была расширена по той причине, что он считал необходимым в свою практику юнгианского аналитика включить движение и работу с телом. Таким образом, его практика работы со сновидениями стала работой со сновидящим телом, поскольку он включил в нее собственный эмпирический метод установления связи между телесными симптомами и ночными сновидениями. В результате была написана (в первой половине 1970-х) первая книга А.Минделла — «Сновидящее тело», которая адресована тем, кто хотел бы найти психотерапевтический подход, заполняющий существующую теоретическую брешь между психикой и телом. Сновидящее тело – это некая форма опыта, которая выражает себя посредством ощущений в теле и образов в сновидениях, и тело, и сновидение одновременно.
Подобно Юнгу, Минделл исходил из того, что все происходящее в жизни имеет смысл: «Изучая юнгианскую психологию, начинаешь понимать, а вернее, обнаруживаешь опытным путем, что события имеют свой смысл. Мысль, что боль в ноге сообщает мне о том, что я нездоров, казалась не совсем правильной. Внутри себя я слышал другой, более заботливый, голос: «Может то, что происходит с тобой, — нечто вроде сновидения!» Я задумался. Я всегда полагал, что сны имеют значение. Вот я и подумал: быть может, то, что происходит в теле, тоже имеет какой-то смысл, а не является просто патологией» (из книги «Вскачь задом наперед»). Минделл стал следовать процессу, стал следовать бессознательному, стал следовать телу и б лагодаря этому им было сделано замечательное открытие – идея саморазъяснения сновидения: если сосредоточиться на текущем процессе, то сон объяснит, раскроет себя сам. То же самое говорил Юнг, только другими словами: он утверждал, что в сновидениях содердится их собственная интерпретация.
В процессуальной работе важную роль играет телеологическая значимость симптома: ис–целение. Работая с симптомом, процессуальный терапевт обращает внимание не на то, откуда он (симптом) пришел (каузальная значимость), а с какой целью, для чего он есть у клиента; в отличие от казуального подхода (поиск причины и выявление причинно-следственных связей, например, обращение к детским травмам), взгляд, характерный, например, для психоанализа. В основе процессуальной работы лежит не поиск причин и ответ на вопросы «откуда?, почему?», а поиск цели и ответ на вопросы «зачем?, для чего?».
Отсюда разница между лечением, целью которого можно назвать поиск причины, породившей симптом, и избавление от симптома путем работы с причиной, – и исцелением. Ис-целение с точки зрения А.Минделла – путь к большей целостности путем интеграции того, что отвергалось. Симптом в процессуальной работе становится не проблемой, которую надо решать, не врагом, которого нужно победить, а другом, союзником, подарком. Симптом несет в себе дар, послание, смысл. Поэтому при исцелении не ставится цель избавления от симптома.
Связь процессуальной работы с юнгианским анализом и архетипами.
Аналитики не обучены отслеживать сигналы и обратную связь, они сосредоточены на содержании сновидения, а не на его процессе. С другой стороны, многие процессуальные терапевты пренебрегают символикой. Юнгианцы говорят, что на глубинном уровне все архетипы тесно переплетены между собой. Они имеют в виду, что как только погружаещься в образ, он начинает изменяться, течь (это течение и слияние архетипов и есть коллективное бессознательное). Минделл назвал это процессом. Таким образом, между аналитической психологией и процессуальной работой существует тесная взаимосвязь. Аналитик интерпретирует или дает советы, процессуальный терапевт помогает человеку самостоятельно раскрыть смысл своего сновидения. Однако часто хороший аналитик помогает жизни развернуться, а тот, кто работает с процессом, помимо прочего знает, как использовать поток-интерпретацию, которая сводит воедино настоящий и прошлый опыт человека.
Чтобы шаг за шагом описывать процесс сновидения, Минделл искал беспристрастный язык, не зависящий от таких терминов, как тело, материя или душа, но объясняющий события нейтрально. Он использовал информационную теорию, чтобы определить явления с точки зрения процесса, чувственно-ориентированных переживаний, сигналов и каналов. Таким образом, работа со сновидящим телом привела к созданию концепции процесса и каналов. Термин «процесс» указывает на непрерывное течение сигнала по различным перцептивным каналам. Он основывается на нескольких источниках, и один из них — это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.
Согласно процессуальной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент («первичный процесс»), и тот, который определяется как «чуждый» клиенту («вторичный процесс»). Более того, когда клиента поощряют принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется гранью или краем (англ. edge) идентичности человека.
В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней усиливаются и разворачиваются вторичнопроцессуальные переживания до степени осознавания.
В книге «Сновидящее тело» А.Минделл использовал парадигму аналитической психологии, но в дальнейшем он больше не мог «втискивать» свои результаты в формат аналитического мышления: это было все равно что «плавать в открытом море на дырявой лодке. Я понял, что время и энергию, которые я затратил на починку старой лодки, можно было вложить в постройку новой. Итак, с некоторой печалью, страхом и волнением я начал строить другую лодку, ту, в которой мы с вами сейчас плывем. Так что я всегда с любовью ссылаюсь на Юнга, потому что именно он дал мне идею о том, что сновидения представляют собой собственные решения. Процессы являются самообъясняющими» (из книги «Квантовый ум»).
Минделл – последователь Юнга, но, развивая идеи Юнга, Минделл, в отличие от него, предлагает не только идти во вторичный процесс, не только осознавать, но и проживать его, тем самым его трансформируя.
Сновидение (как дыхание) – это почти неощутимый опыт, который происходит постоянно, даже когда мы спим. Он едва уловим, но мы можем его обнаружить с помощью осознания. Мы склонны маргинализировать сновидения (как и дыхание!), считая их чем-то само собой разумеющимся, однако сновидения – источник и снов, и реальности. Чтобы их почувствовать, необходимо сосредоточиваться на самых неуловимых тенденциях своей повседневной жизни. Именно в этом – отличие подхода А.Минделла к сновидениям: исследование прежде всего тенденций, которые дают начало не только сновидениям, но и всему телесному опыту. Это позволит понять свое обыденное «Я» и свои сны с совершенно новой позиции – с т.з. Создателя сновидений.
Сновидение – не просто духовный или мистический фактор. Мы не просто двигаемся: каждому нашему движению предшествует тенденция двигаться в определенном направлении. Сновидения – это ощущаемая нами тенденция к движению или мышлению, тенденция ощущать, видеть или слышать, которую мы чувствуем непосредственно перед тем, как ощущать, видеть или слышать.
Если эти тенденции не отслеживать, пропускать, оставляя незамеченными, они могут усиливать сами себя и становиться телесными симптомами. Они усиливают себя подобно квантовым феноменам в физике, а также феноменам сновидений в традициях аборигенов. Тенденция – понятие из квантовой физики. Один из ее основателей, Вернер Гейзенберг, предположил, что волновая функция (точнее, амплитуда волновой функции) – это тенденция некоего события в реальности, тенденция, дающая начало повседневной реальности (квантовая волновая функция представляет собой математическую структуру, используемую в физике для описания свойств частиц). Так вот сновидение (сон) – это образное представление этих тенденций, пытающихся воплотиться в реальности. Их осознание подскажет смысл сна. Истоки работы со снами находятся в разработанной Юнгом методике анализа сновидений. Но Минделл, в отличие от Юнга, предлагает два способа интерпретации сновидений (и это – два совершенно разных взгляда на мир):
1. С повседневной т.з. сон можно понимать как часть нас самих, которую нам нужно лучше узнать, расширить самотождественность, включив в нее персонажи или события сновидения; такая интерпретация основана на образах сновидения.
2. Духовная интерпретация – это интерпретация с т.з. Создателя сновидений: сон можно понимать как проявление некоей духовной силы. Она основана на той энергии, которая дает начало, создает образы сновидения.
Процессуальная работа также расширяет юнговскую технику активного воображения, созданную для установления рабочих отношений между осознающим разумом и бессознательным. Таким образом ее становится возможным использовать, когда визуальный канал меняется. Если мы видим персонаж сновидения и бессознательно начинаем двигаться, создается впечатление, что наш образ пропал. На самом деле процесс лишь сменил каналы. Информация, которая ранее явилась как видение, теперь проявляется в движении и обрабатывается в этом канале.
Минделу
Город Минделу расположен на северо-западе острова Сан-Висенте, в естественной гавани (это кратер подводного вулкана) залива Порту-Гранде. Минделу — второй по величине город в Кабо-Верде. Он славится своим огромным глубоководным портом, который был построен в начале XX века и до сих пор служит морскими воротами страны.
Минделу издавна имел важное стратегическое значение для Кабо-Верде. Однажды город даже едва было не забрал столичный статус у Праи. Минделу и сейчас негласно соперничает с ней ― во всяком случае, звание туристической столицы город держит давно. Любители морской рыбалки едут сюда за барракудой или большим марлином, а серферы — за большой волной.
Минделу ― это еще и музыкальная столица Кабо-Верде. Здесь родилась и стала знаменитой известная певица Сезария Эвора. Музыка определяет самобытную атмосферу этого места, повсюду — в барах и ресторанах, из окон домов и машин — день и ночь напролет звучат африканские барабаны, аккордеоны, гитары и даже скрипки.
Провести отпуск в Минделу будет интересно всем. Путешественников ждет полный «туристический набор» развлечений: пляжи, широкие возможности для активного отдыха, этнографические экскурсии, ночные развлечения.
Регион
Сан-Висенте
70468 человек (2010 год)
Международный телефонный код
Климат и погода
На острове Сан-Висенте, где находится Минделу, преобладает субтропический климат. По сравнению с другими островами архипелага Кабо-Верде здесь гораздо более засушливая погода, даже несмотря на то что в период с августа по октябрь здесь длится сезон дождей. В остальное время года дождь является из ряда вон выходящим событием. Поэтому в Минделу более трехсот солнечных дней в году.
Температура воздуха в течение всего года комфортная для пребывания, без резких перепадов. Среднее температурное значение варьируется от +20 °C до +30 °C.
Надо отметить, что ветер в Минделу, как и повсюду в Кабо-Верде, дует почти круглый год. Не зря острова архипелага поэтически называют «сотканными из ветра». Благодаря атлантическому бризу здесь не так жарко.
Лучшим временем для поездки в Минделу считается время с июля по ноябрь: в это время вода здесь наиболее теплая. Но если вы любите прохладу и солнце, вам понравится здесь и зимой, и весной.
Природа
Окрестности Минделу довольно живописны, несмотря на засушливость здешних мест. Возможно, все дело в традиционной заботе местных жителей о растительности своего города: еще в 1873 году вышел указ, который обязал каждого горожанина посадить по одному дереву. С тех пор привычка культивировать зеленые насаждения у местного населения, что называется, в крови.
Минделу окружен горами: особенно красив вид на горную цепь Монте Кара (Monte Cara) на юге и пик Морро Бранко (Morro Branco) на северо-западе. А самая высокая гора — Монте-Верде (Monte Verde): ее вершина даже в солнечные дни скрыта за белыми облаками.
Путешественнику интереснее всего будет оценить здешний подводный мир. Морские черепахи, акулы, мурены, скаты, джеу и многочисленные виды рыб привлекают как дайверов, так и рыбаков.
Достопримечательности
Минделу считается одним из красивейших городов в Кабо-Верде. Нельзя остаться равнодушным, глядя на его широкие улицы с колониальной архитектурой XIX века и традиционными домиками, выкрашенными разноцветной пастелью.
Главной достопримечательностью считается потрясающе изящный белоснежный Президентский дворец. Интересно, что здание мэрии Минделу и парламента острова Сан-Висенте гораздо скромнее — обычный двухэтажный особняк с часами. Обязательно стоит посмотреть на Вифлеемскую башню — точную реплику лиссабонской. Самым интересным образцом современной архитектуры в городе считается здание пляжного клуба Johnny Walker.
И конечно, прогулка по Минделу предполагает посещение форта Fortim d’El Rei. Форт использовался для защиты порта, какое-то время в нем была тюрьма, а в наше время это популярное туристическое место.
Питание
Моллюски, рыба и крабы — основа местной кухни. Многие из обитателей подводного мира водятся только в водах архипелага. А благодаря местному климату они достигают огромных размеров и в таком же виде подаются на стол — размер порций в местных заведениях впечатляет!
Среди фирменных блюд рекомендуем обязательно попробовать жареную мурену (moreia frita), омары на гриле (guisado de percebes), а также самое ходовое в Минделу блюдо — моллюски с рисом. И конечно, не забывайте про качупу — тушеное мясо или рыба с овощами, кукурузой, фасолью или сладким картофелем. Любители экзотики могут насладиться соленым или вяленым козьим мясом, а также мясом черепах.
Среди ресторанов Миндело уважением пользуется Café Mindelo в старинном особняке на улице Rua Governador Calheiros. Это место, где можно не только вкусно поесть, но и побывать на интересных концертах и выставках. В Café Mindelo советуем заказать закуску тапас и десерт из козьего сыра с джемом из папайи.
Еще одно заведение, снискавшее популярность у местных жителей и гостей города, — ресторан Gaudi. Здесь посетителям предлагается французская кухня с африканским «уклоном». Говорят, это единственное место в Кабо-Верде, где кухня просто безукоризненна.
Проживание
В Минделу широкий выбор вариантов проживания. В зависимости от предпочтений и материальных возможностей путешественника здесь можно найти как достойный, но недорогой хостел, так и шикарный отель на берегу океана.
Если есть желание поселиться в самом сердце Миндело, стоит отбратить внимание на апартаменты Casa Colonial, расположенные на улице Rua 24 de Setembro, буквально в метрах от Президентского дворца и в двух минутах ходьбы от порта и форта Fortim d’El Rei. Casa Colonial― это одно из самых старых зданий в городе. В доме могут одновременно остановиться до 12 человек, имеется 7 спален. Комнаты обставлены мебелью ручной работы. Место идеально для семейного отдыха. Стоимость проживания стартует от 50 $ с человека.
Если вы не представляете свой отдых без красивого вида на океан из окна, знайте, что одним из лучших отелей на побережье считается Foya Branca 4*. Правда, до центра Минделу придется добираться 15 минут на такси. Но зато прекрасный широкий пляж начинается прямо на выходе из отеля. На территории Foya Branca имеется отличная туристическая инфраструктура: три бассейна с панорамным видом, игровая площадка, спортивный зал, теннисный корт, два ресторана и два бара, так что скучно здесь не бывает. Цены на проживание составляют примерно 130 $ за стандартный двухместный номер при предварительном бронировании.
Развлечения и отдых
Минделу имеет славу самого веселого города в Кабо-Верде. С этим трудно поспорить, так как за развлечениями здесь далеко ходить не надо. Прежде всего путешественников ждут всевозможные виды активного отдыха. Это и морская рыбалка, и виндсерфинг, и полеты на параплане, и катание на водных кайтах. А еще дайвинг и подводная охота, прогулки на яхтах, сафари на джипах вглубь острова, ночные наблюдения за черепахами, велоспорт и верховая езда. На острове имеются теннисные корты и поле для игры в гольф.
Следующим пунктом идет пляжный отдых. Пляжи здесь широкие и протяженные, с естественными «приватными» зонами, и в основном малолюдные, что не может не радовать. Самыми красивыми считаются Прайя Гранде, Baia das Gatas(«Залив кошек») и Сан Педро в одноименной деревушке.
Ночная жизнь Минделу самая «живая» в стране. Ночные гуляния начинаются на главной площади Амилькара Кабрала с наступлением темноты и стихийно переходят в клубы и рестораны. Дискотеки в Минделу — это нечто непредсказуемое, но всегда незабываемое. Расслабление под африкано-бразильские ритмы — обычное времяпрепровождение большинства местных жителей после 18:00, а для многих это вообще стиль жизни.
Нельзя обойти вниманием и карнавалы, которые проходят в Минделу. Если вам повезло попасть на один из них, будет о чем потом рассказать друзьям. Самый оживленный и красочный карнавал проводится в августе в деревне Бая-даш-Гаташ.
Покупки
Шопинг в Минделу обещает яркие впечатления. В городе функционирует Национальный Центр Ремесел, работает несколько мастерских. Поэтому выбор сувениров огромен: это и фигурки из кости, и поделки из черепашьих панцирей, и украшения из камней и ракушек, изделия из скорлупы кокосовых орехов, батик, различные виды плетения. В качестве оригинального подарка можно приобрести диски с местной музыкой.
Не покидайте Минделу, не посетив рыбный рынок. Это одно из самых колоритных мест в стране. На ваших глазах рыбаки будут разделывать гигантских марлинов и прочих морских обитателей, мимо с грохотом будут провозить горы рыбы в тележках, а продавцы оглушат зазывными воплями. Самый ходовой товар — скумбрия и макрель: местные хозяйки чуть ли не дерутся, выбирая тушки пожирнее.
Если вы планируете купить африканскую одежду, обязательно наведайтесь на открытый рынок на площади Estrela или на рынок на улице Pracinha do Liceu. Последний привлекает покупателей широким ассортиментом товаров, включая фрукты. Стоит ли говорить, что на рынках следует торговаться: первоначальная цена обычно очень завышена.
Транспорт
Общественный транспорт Минделу — это автобусы, маршрутки и такси. Автобусы курсируют по ограниченым маршрутам по городу и окрестностям, круглый год есть рейсы в Сан-Педро, а в июле и августе на автобусе из Минделу можно доехать и до деревни Бая-даш-Гаташ. Стоимость проезда в автобусе составляет около 0,3 $ по городу.
Такси — оптимальный способ передвижения по городу, так как тариф не намного превышает стоимость проезда на автобусе. А вот покататься по пригородам стоит значительно дороже. Например, поездка в Бая-даш-Гаташ обойдется в 20 $.
Можно брать машину в аренду. Стоимость легкового авто — 60–70 $ в сутки, за внедорожник возьмут около 100. Имейте в виду, что на перекрестках с круговым движением преимущество у автомобилей внутри круга. Крайне опасно ездить в Минделу на высокой скорости. Дома очень часто расположены прямо у дороги, улицы бывают слабо освещены, поэтому нужно быть предельно внимательными за рулем. По статистике, большинство аварий происходит здесь по вине иностранцев из-за их агрессивного стиля вождения. Поговорка «торопись медленно» очень актуальна на дорогах Минделу.
Связь
Высокоскоростной интернет и Wi-Fi имеется практически во всех отелях Минделу, за исключением бюджетных вариантов, где надо заранее оговаривать наличие доступа во всемирную сеть. Во многих кафе, ресторанах и публичных местах также можно пользоваться Wi-Fi.
Если вы нуждаетесь в надежной мобильной связи, проще всего купить сим-карту оператора Cabo Verde Telecom. Это лучший способ быть на связи в пределах архипелага, правда, международные звонки будут очень дорогими. При желании можно воспользоваться услугой роуминга ― следует лишь заранее уточнить эту возможность у вашего оператора.
Звонить из телефонов-автоматов вам вряд ли покажется удобным, так как они есть только в аэропорту и иногда встречаются на почте.
Безопасность
Самое страшное, с чем может столкнуться турист в Минделу, — это банальное мелкое воровство. Злоумышленники не делают различий между «своими» и иностранцами ― с обчищенными карманами остаются и те, и другие. Воры в основной массе — это подростки и мужчины до 25 лет, которые просто прибирают к рукам все, что плохо лежит. Поэтому не пренебрегайте основными правилами личной безопасности, следите за своими вещами, и тогда вряд ли вы попадете в число жертв.
Что касается медицинских аспектов, при посещении острова Сан-Висенте вакцинация не требуется. Малярии и прочих африканских заболеваний здесь не бывает. Осторожность следует проявлять лишь в отношении активного солнца.
Не употребляйте для питья некипяченую воду; следите, чтобы мясо и рыба были тщательно приготовлены.
Бизнес-климат
На сегодняшний день Острова Зеленого Мыса еще не переполнены желающими открыть здесь свое дело, при этом условия ведения бизнеса здесь весьма привлекательны. Особенно перспективными из направлений деятельности являются туризм, рыболовство и транспорт.
Привлекательным моментом для потенциального инвестора является простой порядок регистрации новой компании. Процедура занимает немногим более трех недель и стоит около 500 $. Прибавьте к этому уставной фонд ― и можете считать, что свое дело в Минделу вы открыли.
Недвижимость
На рынке недвижимости наблюдается тенденция к увеличению количества сделок, а в будущем ожидается рост цен на жилье и коммерческую недвижимость, что будет выгодным вложением средств для сегодняшних инвесторов.
Минделу — идеальное место для покупки жилья. Очевидно, что развитие туризма здесь не достигло еще своего максимума и будет продолжаться, требуя строительства новых объектов жилой и коммерческой недвижимости. К тому же власти делают все от них зависящее, чтобы обеспечить региону привлекательный инвестиционный климат. Законы о сделках с недвижимостью также работают на привлечение капитала из-за рубежа, так как уравнивают в правах иностранцев и кабовердианцев.
Наконец, самым позитивным моментом в приобретении здесь апартаментов или виллы является их стоимость. Например, апартаменты площадью 150 м² с гаражом и террасой обойдутся примерно в 120 000 $, а квартиру с одной спальней (50 м²) и видом на океан в престижном районе Лазарету можно приобрести за 80 000 $.
Советы туристу
Что касается норм поведения, от иностранцев здесь ожидается соблюдение общепринятых правил. Жители Минделу гостеприимны, доброжелательны и стремятся все вопросы решать в духе взаимопонимания, правда, заискивать перед туристами не станут. Здесь понимают европейские языки, зачастую даже русский, но будут рады услышать от вас креольские oi («привет) или tudu bon («о’кей»).
В дорогих ресторанах приняты чаевые (традиционные 10 % от суммы счета). В небольших заведениях они, как правило, сразу включены в счет.
Дерево
Дерево является одним из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения; Вселенную и ее процессы вечного обновления; сокровенную Мудрость и таинственные законы бытия. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В мифах многих народов мира часто присутствуют два центральных дерева: Древо жизни и Древо познания Добра и Зла.
Корни Древа жизни, или Мирового дерева глубоко проникают в подземный мир. Его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу. Его ветви поднимаются до самых высоких небесных сфер, достигают загадочного мира истоков всего сущего, где живут боги и звезды. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса. Ствол этого Древа является осью пространства и времени, но его корни и ветви выходят далеко за пределы самой жизни и смерти. Соки Древа жизни — это небесная роса, животворный напиток, дающий возможность возрождения, а тот, кто вкушает плоды его, становится бессмертным. Часто Древо жизни изображается как Arbor Inversa — перевернутое дерево, корни которого находятся на небе, а ветви опускаются вниз. Перевернутое дерево — символ Макрокосма, его законов, бесконечного числа параллельных измерений, миров и процессов эволюции. Оно символизирует также вечные принципы сотворения и рождения жизни.
Если Древо жизни охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса, то Древо познания отражает лишь ту его часть, которая доступна пониманию человека. Если плоды Древа жизни дарят великую единую универсальную мудрость, осознание бессмертия и критериев Неба, то воздействие плодов Древа познания полностью зависит от того, как и ради чего ими пользуется сам человек. Поэтому плоды Древа познания могут принести и пользу, и вред, вести к осознанию как Добра, так и Зла. Если Древо жизни — это Учитель, то Древо познания Добра и Зла — это, скорее, искуситель, ставящий препятствия и испытания на пути к Истине и Мудрости, для того чтобы человек научился отличать фальшивое от подлинного и нести ответственность за свои мысли, намерения и вытекающие из них поступки.
В древнескандинавской космогонии рассказывается о знаменитом ясене Иггдрасиле, Древе Вселенной. Оно имеет три корня, которые опускаются до Хеля, таинственного подземного мира, и расходятся оттуда к Ётунхейму, царству великанов, и Мидгарду — земле, обители людей. Его крона простирается над всем миром, защищая все живущее в нем. Его верхние ветви достигают Неба, а самая высокая из них дает тень Вальгалле — высшей небесной сфере, где живут боги и павшие герои. Иггдрасиль вечно свеж и зелен, так как три сестры-пророчицы, владычицы судьбы, имена которых Прошлое, Настоящее и Будущее, ежедневно поливают его водами жизни из источника Урд. В ветвях священного Древа живет орел, золотая птица, владеющая сокровенной Мудростью. Боги собираются у подножия Иггдрасиля, чтобы решать судьбу миров. Во время великих космических потрясений, когда умирает старая Вселенная, Иггдрасиль выдерживает все испытания и не умирает вместе со всеми, чтобы сохранилось зерно для рождения новой, молодой Вселенной. Он продолжает служить убежищем для тех, кто выжил во всех потрясениях и благодаря кому на земле вновь возродится жизнь, а с ней и новые поколения людей.
Ашваттха, Космическое древо Индии, в одном из своих основных символических значений часто изображалось перевернутым, с корнями на небе. Это смоковница, священное дерево Индии, которое изначально почиталось как жилище невидимых гениев-хранителей природы, а позже — как Мировое древо, отражающее законы Космоса. С возникновением буддизма оно становится священным деревом Бодхи: именно под ним Гаутама Будда достиг высшей Мудрости и Нирваны.
Китайское Древо жизни Киен-Му растет в центре мира. Оно имеет семь корней, которые пронизывают семь источников, сокрытых в недрах земли, и семь ветвей, которые возвышаются до семи небес, населенных богами. Древо жизни в Древнем Китае — это одновременно и лестница, ведущая к бесконечным далям, по которой поднимаются и опускаются не только Солнце и Луна, но также владыки и мудрецы — те, на кого возложена миссия вестников, посредников между Небом и Землей.
Ассирийское Древо жизни Ашера — колонна с семью ветвями на каждой стороне, увенчанная шарообразным цветком с тремя исходящими лучами. «Милосердный, кто мертвых к жизни воскрешает» — эту молитву произносили перед Ашерой на берегах Евфрата.
В исламе корни Древа жизни и счастья достигают самой высокой небесной сферы, а его ветви простираются над землей и под ней.
Космическое древо в традициях Каббалы состоит из 10 сефирот, 10 «лучей», качеств, атрибутов или принципов Высшего, Сокровенного божества, никогда не умирающего и не рождающегося, не имеющего ни начала, ни конца, содержащего внутри себя все сотворенное. В каббалистических традициях его называли Эйн Соф Аур, или Беспредельный Свет. Сефироты — это не только качества и атрибуты божественного Эйн Софа, но также первый плод процесса сотворения. Они исходят из Беспредельного Света, сотворенные им, и, в свою очередь, порождают все остальные космические законы и принципы. Имена десяти сефиротов: Венец, Мудрость, Понимание, Милосердие, Сила, Красота, Победа, Слава, Основание, Царство. В Космическом древе они разделены еще и на три вертикальные колонны. Правая колонна, символизирующая активный, мужской принцип, называется колонной Милосердия, левая, символизирующая пассивный, женский принцип, — колонна Строгости. Центральная колонна, создающая равновесие, называется «Небесный путь».
Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что дерево имеет душу и обладает особой, только ему свойственной, священной мистической силой. Люди древности верили, что деревья владеют великой мудростью и что человек, тонко чувствующий душу дерева, может многому у него научиться.
В древности верили, что человек и дерево подобны сообщающимся сосудам. Все, что происходит с одним, отражается на другом. Поэтому дерево могло стать другом, «братом-близнецом» человека: оно «впитывало» и отражало его душу, все хорошее и плохое, чего и сам человек о себе не знал. Наблюдая за деревом-«близнецом» в важнейшие моменты жизни человека, судили о том, верный ли шаг он сделал и как будет развиваться его судьба на новом этапе.
Дерево считалось зеркалом происходящего не только в человеке, но также в видимой и невидимой природе и в мире богов. Верили, что душа дерева отражает сокровенную жизнь природы и обладает частью силы невидимой Сущности, которая проявляется через нее. Таким образом, дерево играло роль «моста», посредника между богами и людьми, человеком и его предками.
В древности каждое божество имело священное дерево, посредством которого передавало часть своих таинств и силы. Так, лавр был священным деревом Аполлона, олива — Афины, сосна — Кибелы, Пана и Атиса, кипарис — Аида, а кедр и ореховое дерево — Артемиды. Сикомора, священное дерево Древнего Египта, посвящалось богиням Исиде, Хатхор и Нейт. Дуб был священным деревом верховных богов: Зевса у греков, Юпитера у римлян, Перуна у древних славян. Фиговое дерево посвящалось Гермесу, Дионису и индийскому богу Вишну.
Я знаю, наверно,—
я вечности древо
и кровью моею
накормлены звезды,
а птицы в листве-
мои сны и мечты.
И если паду я,
подрубленный смертью,—
обрушится небо.
Минделла Что означает Дерево
10 (от переводчика). Значение некоторых терминов, встречающихся в тексте
Хотя я уже пояснял большинство терминов, о которых пойдет речь ниже, в предисловии к переводу книги «Сила Безмолвия», мне кажется целесообразным снова поговорить о них здесь, тем более, что многие читатели, возможно, знакомятся с идеями А. Минделла впервые. Кроме того, в «Гео-психологии», он использует некоторые из терминов в более широком смысле, придавая им дополнительные значения. Я буду приводить английские термины, сопровождая их дословным переводом, и переводом, принятым в трансперсональной литературе, а также разъяснениями по поводу особенностей их использования в текстах А. Минделла. Термины перечисляются в логическом, а не алфавитном порядке. Пояснения некоторых терминов уже давались в подстрочных примечаниях.
1. Sentience — чувствительность, реже — разумность (как правило, не по отношению к человеку). Минделл называет этим термином первичную чувствительность, как способность регистрировать внешние воздействия, присущую всем живым существам, а, согласно восточным и туземным традициям (с которыми согласны многие физики) — и неорганической материи. Применительно к человеку, sentience у Минделла означает «не-когнитивную» телесную чувствительность, независимую от ума.
2. Awareness — букв. осведомленность; в русскоязычной психологической литературе обычно переводится как «осознание». Минделл обозначает этим термином непосредственную («не-когнитивную») осведомленность, основанную на первичной чувствительности, что позволяет ему наряду с осведомленностью (или осознанием) человека, говорить об осведомленности неорганической материи, например, квантовых объектов. Идея осведомленности (и само-осведомленности) неживой материи подробно обсуждается в подстраничном примечании к главе 2.
3. Sentient awareness — чувственная осведомленность, то есть, непосредственная (без участия ума) осведомленность человека о переживаемых ощущениях или чувствах. Применительно к неживой материи, этот термин у Минделла означает способность к само-отражению (self-reflection) или само-отнесению (self-reference), следующую из математического формализма современной физики. Всем известным примером чувственной осведомленности может служить присущая всем живым существам способность ориентации в пространстве, которую Минделл кладет в основу своего метода ходячей медитации.
4. Self-awareness — букв. само-осведомленность, то есть, непосредственная (с позиции 1-го лица) осведомленность субъекта осведомленности о себе. В русскоязычной психологической литературе, self-awareness обычно переводят как само-осознание, что ведет к путанице с понятием само-сознания (англ. self-consciousness ), означающим сознательную (т. е. выраженную в понятиях) осведомленность о себе, как объекте (с позиции 3-го лица). Типичным примером само-осознания может служить восприятие человеком себя как целостного живого и чувствующего существа.
5. Consciousness — сознание, предположительно, от слова conscience (совесть), дословно, совместное или разделенное знание. Древние греки называли сознанием ( синейдесис , букв. «совместное вспоминание») ту часть субъективного опыта, которая может быть предметом общения. Согласно представлениям современной психологии, сознание представляет собой способность символизации опыта, и имеет интерсубъективную и диалогическую природу (то есть возникает в сообществе в результате общения). Сознание осуществляется в символической среде, примером которой может служить естественный язык.
6. Conscious awareness — букв. сознательная осведомленность — непосредственная осведомленность, представленная сознанию в результате само-рефлексии, и выраженная символами (например, словами естественного языка). Например, просыпаясь утром, вы сперва осознаете себя в качестве целостного живого и чувствующего существа ( self-awareness ), а потом «вспоминаете» ( синейдесис ), что у вас есть тело, голова, руки, ноги, что вы находитесь в своей постели, в своей комнате, и т. д.
7. Lucidity — букв. прозрачность, ясность. В русскоязычной трансперсональной литературе обычно переводится термином «осознанность». У Минделла, осознанность означает осведомленность не только о содержании осознания или сознания, но и о расположении духа (например, об эмоциональном тоне осознания) или о состоянии сознания (обыденном или измененном). См. также подстраничное примечание к главе 13
8. Lucid dream — букв. прозрачное или ясное сновидение — состояние, в котором человек осведомлен (непосредственно или сознательно) не только о содержании сновидения, но и о том, что он спит и видит сон (то есть, об измененном состоянии своего сознания). Иными словами, человек осознает, что видит «страну грез», а не повседневную «общепринятую» реальность. В русскоязычной трансперсональной литературе термин lucid dream обычно не вполне адекватно переводят как «осознанное (или осознаваемое) сновидение»: человек в любом случае осведомлен о фигурах своего сновидения (то есть, осознает его содержание). В этом смысле, было бы правильнее говорить о «сознательном сновидении», но такой перевод вносит лишнюю путаницу. Лично мне нравится перевод «прозрачное сновидение», подразумевающий, что через «страну грез» проглядывает обыденная реальность: например, в таком сновидении вы можете по желанию переноситься в другие времена и места — но ведь эти времена и места относятся к «общепринятой» обыденной реальности.
9. Consensus reality — реальность консенсуса или общепринятая реальность Этот термин подробно объясняется в подстраничном примечании к главе 6. Суть этого примечания можно кратко резюмировать следующим образом: Общепринятая (или «объективная» реальность — это не реальность вещей, в реальность понятий — или, как говорил Кожибский, реальность ярлыков, которые мы навешиваем на сущности).
10. Dreamland — «страна грез». Этот термин Минделла подробно объясняется в подстраничном примечании к главе 4.
11. Dreamlike — буквально, подобный сновидению, сноподобный. Термин означает, что то, о чем идет речь, не принадлежит к общепринятой реальности и является призрачным, воображаемым, или мнимым, подобно фигурам сновидения.
12. Ghosts, ghost roles — «призраки» или «призрачные роли»; у Минделла — возможные роли, не относящиеся к данной организации, в которых человек может себя воображать, но не рассматривает их всерьез.
13. Большое U и малое u . Эти термины подробно обсуждаются в подстраничном примечании к главе 4. Здесь я могу добавить, что Минделл, возможно, не случайно использует букву U, принятую в топологии для обозначения векторного пространства . Ведь большое U, о котором он говорит, что оно «охватывает или заключает в себе все параллельные миры» — это, в действительности, не вектор, а пространство всех возможных векторов (или параллельных миров). Также правомерно и понимание U как первой буквы слова unity , означающего «единство»: «большое Я» или Самость (в том смысле, который придавал этому термину К. Юнг — это не просто сумма, а именно целостное единство всех действительных и возможных характеристик человека (его «потенциалов»), на реализацию которых направлен процесс само-актуализации.
11 священных и культовых деревьев
У многих культур мира растения занимали особую нишу, однако некоторые из них, особенно деревья, могли становиться священными и культовыми. Им поклоняются, около них молятся, возле них оставляют подношения, им посвящают произведения искусства.
Обожествление деревьев уходит корнями в далекое прошлое, когда люди были более тесно связаны с природой, чем сегодня.
1) Баобаб, Мадагаскар
На Мадагаскаре культура поклонения деревьям основана на вере, что души предков живут в этих растениях и лесах, а также в других живых существах, которые считаются миролюбивыми. Мадагаскарцы верят, что когда умирает член семьи, его душа поселяется где-то поблизости, наблюдает за родственниками, отправляет послания богу, благословляет, исполняет просьбы.
Часто можно увидеть, что у основания баобабов Мадагаскара лежат подношения в виде меда, рома, монет или сладостей. Жители острова также часто оборачивают ствол и ветки дерева белой или красной тканью.
2) Дерево танцев, Германия
Ветки огромной липы, которую прозвали «Дерево танцев» в городе Штайнфурт, Германия, требует поддержки в виде строительных мостов. Впрочем, подобные деревья можно встретить не только там. За ними тщательно ухаживают, чтобы под ними можно было собираться жителям деревень и поселков по разным случаям. Эти деревья обычно проверены временем.
Во многих европейских деревнях деревья танцев являются центром социальной активности, под ними устраиваются танцы или более серьезные мероприятия, вроде собраний и судебных заседаний. Кора этих деревьев очень крепкая, ее можно использовать для производства тканей и веревок. Это также символ силы общественных уз.
Согласно местным легендам, «деревья танцев» представляют космическую связь между Землей и небесами. Эти деревья помогали людям измерять время, наблюдая за сменой сезонов, они были центром местного фольклора, посвященного богини любви. Листья липы в виде сердца – символы страсти, эти деревья также привлекали влюбленные парочки, которые искали уединения.
3) Дерево Бодхи, Тайланд
Во многих культурах по всему миру деревья упоминались в легендах и мифах для объяснения происхождения человека и его духовной сущности. Подобные деревья часто представляли в виде оси вселенной, которая связывает разные сферы космоса, как писал эколог Налини Надкарни в своей книге «Между небом и землей: наша интимная связь с деревьями». «Его ветки держат небеса, его ствол упирается в землю, а корни спускаются глубоко подземный мир».
Это дерево было названо деревом Бодхи, под которым, согласно легендам, Сиддхаттха Готама достиг просветления, став Буддой примерно 2600 лет назад. Деревья Бодхи часто представляют Будду в искусстве и литературе.
4) Дерево Туле, Мексика
Это дерево под названием Таксодиум мексиканский из семейства кипарисовых может похвастаться самым толстым стволом из всех деревьев в мире. Оно попало в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Дерево имеет окружность ствола около 36 метров и высоту – 30 метров.
Это дерево с крепким стволом и вечнозеленой листвой названо в честь церкви Санта-Марии-дель-Туле в мексиканском штате Оахака, где оно растет уже долгие века. Предположительно дереву около 2 тысяч лет, и его посадил один из ацтекских жрецов.
Родиной долгожителя Таксодиума мексиканского является юго-западная часть США, Мексика и Гватемала.
5) Священный боярышник Гластонбери, Великобритания
Священный боярышник в городе Гластонбери – популярное место поклонения христиан. Это дерево когда-то гордо возвышалось, как одинокий страж, в небольшой деревне на юге Англии. Так было до 2010 года, когда в одну ночь дерево разрубили на части из-за ненависти или в качестве мести, как сообщила газета The Daily Mail. Все, что от него осталось – ствол.
Согласно легенде, этот одинокий боярышник достиг расцвета в те времена, когда великий последователь Иисуса Иосиф Аримафейский путешествовал со Священным Граалем после того, как великий христианский мессия был распят. Иосиф остановился на ночлег на холме Уиариол, воткнул в землю деревянную палку Иисуса, а когда проснулся, вместо нее росло дерево боярышника.
Со временем считалось, что другие боярышники в этих местах выросли из веток того самого дерева. Поэтому, когда дерево, посаженное Иосифом на холме Уиариол, было срублено во время Английской гражданской войны в 17-м веке, на его месте выросло новое.
Деревья боярышника, которые растут в районе города Гластонбери, считаются уникальными, так как они цветут дважды в год – на Пасху и на Рождество. Каждую зиму веточку одного из этих деревьев отправляют королевской семье.
6) Дерево Ченделир, Калифорния
Культовое дерево – секвойя Ченделир — в Национальном Парке Андервуд имеет высоту около 96 метров. В его стволе было проделано отверстие-туннель, в котором может поместиться легковой автомобиль. Парк необычайно популярен благодаря этому знаменитому дереву, через которое проехало уже немало поколений авто.
Северо-калифорнийские секвойи, которые являются самыми высокими деревьями на планете, остаются популярными для туристов, многие из которых приезжают в Калифорнию специально чтобы полюбоваться ими. Самые старые секвойи на Земле растут недалеко от Национального парка Секвойи Хамбольта, а больше всего этих деревьев можно найти в Национальном парке Редвудс. Через 10 лет после того, как в Калифорнии начали вырубать леса и строить города, осталось менее 5 процентов девственного секвойного леса, который существовал в Калифорнии до этого.
7) Эвкалипт, Австралия
Специфический запах эвкалиптового леса типичен для некоторых районов Австралии. Тут растут сотни разных видов: от ржавых до перечных эвкалиптов. Родиной почти всех их является Новая Зеландия.
Эвкалипт царственный – один из самых высоких цветущих растений в мире, который уступает разве что секвойе калифорнийской.
Как аборигены этих мест, так и переселенцы-колонизаторы, использовали эвкалипты для своих нужд: строили каноэ и здания, делали оружие, орудия труда и инструменты. Эфирные масла, получаемые из эвкалипта, способны избавить от разных вирусных и грибковых инфекций, а также с их помощью лечат раны. Люди, которые живут в очень сухом климате Австралии, научились даже добывать воду из корней этих деревьев.
Эвкалиптовое масло используется в языческих и магических практиках для очистки помещений от нечистой силы. Коалы, родиной которых является Австралия, поедают листья эвкалиптов, которые являются их основным продуктом питания.
8) Одинокий кипарис, Калифорния
Вероятно, самое фотографируемое дерево в мире, Одинокий кипарис растет на обрыве на побережье Тихого океана недалеко от города Монтерей, Калифорния.
Обдуваемый всеми ветрами этот кипарис является одной из достопримечательностей так называемой «17-мильной дороги» на севере Калифорнии. По этому маршруту вдоль побережья океана проезжает более 2 миллионов автомобилистов ежегодно.
Ученые знали, что это дерево очень старое, но не представляли, сколько же на самом деле ему лет. Этот вид кипарисов может жить около 400 лет, но специфические условия в этом месте могли заставить дерево выглядеть старше своих лет.
9) Мамврийский дуб, Палестинская автономия
Мамврийский дуб, которому покланялись в течение долгих веков, расположен недалеко от Хеврона на Западном берегу реки Иордан в долине Мамре. Этому дубу может быть около 5 тысяч лет, и он является последним деревом леса, который когда-то простирался на этих территориях. По религиозным преданиям, это дерево должно умереть перед приходом антихриста. Основной ствол дерева умер еще в 1996 году, однако небольшой побег, показавшийся из-под земли через несколько лет, дал надежду.
На древнееврейском языке дуб — allon или elon связан со словом El — Бог. Дуб играл заметную роль и в других религиях. Он был священным деревом друидов, кельтской касты, существовавшей до появления Христианства, чьи традиции были заимствованы первыми христианами.
10) Дерево-Арка, Калифорния
Два ствола платанов срослись вместе, образовав забавную арку в Парке развлечений Гилрой Гарденс, Калифорния, где можно встретить немало других интересных растений. Свернутые в узел, сплетенные в виде корзинки или растущие в форме скамейки, деревья из парка Гилрой являются примером того, как можно манипулировать деревьями и придавать их стволам какую угодно форму с помощью метода под названием прививка, когда побеги или почки одного растения прикрепляют к стеблям или стволам другого. В результате чего они начинают расти, как одно целое.
11) Сосна остистая, Калифорния
Эта сосна считается одним из самых старых деревьев на планете, ее можно найти на западе США. Некоторым представителям более 5 тысяч лет. Они медленно растут и живут в сухом климате горных районов. Их очень медленная скорость воспроизведения и регенерации, а также ограниченная полоса произрастания на больших высотах могут значительно сократить численность этих растений в условиях изменения климата.