Как называется тревожный сигнал в случае пожара
Сигналы тревоги и чем они подаются.
Сигналы тревоги подаются гудками силовых установок, свистками электропоездов, локомотивов, сиренами, рожками.
— Общая тревога — 1 длинный 3 коротких
при обнаружении на пути или в тоннеле препятствия или неисправности, угрожающей безопасности движения; при необходимости снять напряжение с конт. рельса; при крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь; при потере поездом (составом) тормозного эффекта, если создается угроза наезд на препятствие ли людей. При необходимости сигнал подается каждым работником.
— Пожарная тревога — 1 длинный 2 коротких. При необходимости сигнал подается каждым работником.
— Воздушная тревога — ряд коротких звуков (на станциях сигнал воздушной тревоги , поданный в городе сиренами или переданный по радиотрансляционной сети, немедленно повторяется сиренами, а на наземных путях — свистками поездов, составов, локомотивов и гудками силовых установок, а также объявляется по сети ГГО.
— Химическая тревога или радиационная опасность — 1 длинный 1 короткий (подается в течении 2-3 минут: — на наземных путях свистками поездов, составов, локомотивов; — на станциях, в эл. депо и др. предприятиях объявляется по сети ГГО по распоряжению соответственно начальника станции, эл. депо, предприятия.
2. Порядок и сроки проверки плана и профиля пути и тоннельной обделки.
Состояние путей и тоннелей должно проверяться:
— вагоном-путеизмерителем или путеизмерительной тележкой не реже одного раза в месяц:
— габаритным вагоном или габаритной рамой для проверки габаритов приближения оборудования не реже одного раза в год.
Состояние тоннельных обделок должно проверяться сплошным нивелированием при эксплуатации тоннелей сроком:
— до 5 лет — не реже одного раза в год.
— от 5 до 10 лет — не реже одного раза в три года,
— более 10 лет — не реже одного раза в пять пет.
Движение первых поездов. Отправление поездов после ночного отстоя: если состав стоял за светофором автоматического действия, за входным или выходным светофором полуавтоматического действия, за маневровым светофором ( на станции и парковых путях).
Время хода первого поезда по линии (после ночного отстоя) увеличено на 2 – 3 мин. ((зависит от того, какое расстояние поезд проходит первым) и это дополнительное время заложено в ГДП.
Дополнительное время хода первого поезда с разбивкой этого времени по перегонам устанавливает служба «Т».
На станции, которые выписывают расписание должны быть специальные таблицы с указанием этих данных, подписываются таблицы руководителем электродепо (ТЧЗэ).
В расписании первого поезда с левой стороны около наименования станций вертикальной красной полосой отмечен участок, где поезд идет первым.
ДСП всех станций должны встречать и провожать первый поезд по каждому пути, сверять № поезда, № маршрута и время его отправления с выпиской из ГДП, следить:
— за исправностью подвижного состава,
— за правильным его осигнализированием,
— за освещением вагонов и за бортовой сигнализацией.
После отправления первого поезда по каждому из путей ДСП должен доложить об этом ДЦХ (докладывают ДСП только начальных станций, с которых первый поезд начинает свое движение).
После прохода первого поезда ДСП отключает рабочее и аварийное освещение тоннеля, а в случае, если по приказу ДЦХ на первые пять поездов выдаются письменные предупреждения, то после прохода пятого поезда.
Машинист первого поезда обязан подавать оповестительный сигнал (один длинный) перед сигнальным знаком «С» и перед стрелочными переводами.
После ночного отстоя, движение разрешается если состав (часть состава) находится:
— За светофором автоматического действия — со скоростью не более 20 км/ч до появления разрешающего сигнального показания АЛС, а на линиях не оборудованных АЛС-АРС до следующего светофора
— За светофором полуавтоматического действия (входным, выходным):
по распоряжению ДЦХ при наличии разрешающего сигнального показания АЛС,
а при отсутствии разрешающего сигнального показания АЛС — по приказу или копии приказа ДЦХ со скоростью не более 20 км/ч до появления разрешающего сигнального показания АЛС (до следующего светофора)
— За маневровым светофором на станции — по распоряжению ДЦХ, ДСЦП, по ручному или звуковому сигналу ДСП — со скоростью не более 20 км/ч до появления разрешающего сигнального показания АЛС (до следующего светофора)
— За маневровым светофором на парковых путях — маневровое передвижение после отстоя по маршруту, огражденному данным светофором, производится по распоряжению ДСЦП, по ручному или звуковому сигналу ДСЦП, дежурного стрелочного поста или оператора поста централизации.
Если состав находится в длительном отстое и машинисту не видно показание впереди расположенного маневрового светофора, то движение к этому светофору разрешается по распоряжению ДЦХ или ДСЦП по истечении времени указанного в расписании со скоростью не более 20 км/ч.
Билет 11
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Сигнал «Воздушная тревога» и порядок действий
В гражданской обороне есть особый сигнал, который называется «Воздушная тревога». Его основная цель – уведомить жителей определенного населенного пункта или района о вероятном нападении противника. Подобные сигналы подаются во время войны, но для отработки порядка действий сигналы «Воздушная тревога» могут подаваться и в мирное время, чтобы население знало, как себя правильно вести в подобной ситуации.
Мы искренне надеемся, что ваши контакты с подобными сигналами ограничатся учениями, но для собственной безопасности лучше заранее изучить теоретическую информацию, чтобы в случае необходимости быть готовым к любым неприятным неожиданностям. Соответствующую информацию вы сможете найти в сегодняшней статье.
Что такое сигнал «Воздушная тревога» и порядок действий
Воздушная тревога – это особый сигнал, выполняющий предупредительную функцию в гражданской обороне. Если население будет действовать четко и слаженно сразу после такого оповещения, масштабных человеческих жертв удастся с успехом избежать.
В первую очередь следует знать, в каких случаях подается подобный сигнал и какого порядка действий следует придерживаться. Необходимо помнить, что сирены звучат всего 2-3 минуты, а после их остановки у вас будет примерно столько же времени на сбор всего необходимого и эвакуацию (рисунок 1).
Рисунок 1. Воздушная тревога — один из основных сигналов гражданской обороны
Также следует учитывать, что тревожный сигнал может застать вас в любом месте и в любое время. Но это вовсе не означает, что можно поддаваться панике. Помните: только четкие, слаженные и согласованные действия помогут избежать опасности.
Понятие воздушной тревоги и характерные особенности ситуации
Основанием для включения сигнала «Воздушная тревога» является угроза нападения или применения оружия массового поражения. Под прицелом может оказаться не только гражданское население, но и промышленные объекты, автострады, жд пути и крупные аэропорты.
Рисунок 2. Сигнал оповещает население об угрозе нападения с воздуха
Чтобы быстро оповестить население, для подачи сигнала используются все доступные технические средства связи: сирены, громкоговорители, радио и звукоизлучатели категории С-28. К сожалению, далеко не все люди знают, как звучит сигнал и что он означает (рисунок 2).
Кроме средств оповещения гражданской обороны, соответствующую информацию передают местные телеканалы, наземный и водный транспорт и промышленные предприятия.
Если вы услышали подобный сигнал, действовать нужно в зависимости от обстоятельств, в которых вы находитесь. Например, если тревога началась во время работы на предприятии, все процессы должны быть остановлены, а сотрудники – эвакуированы в убежище. Если по техническим причинам остановить определенные процессы невозможно, на рабочем месте необходимо оставить дежурного, предварительно снабдив его индивидуальным убежищем.
Порядок действий на случай воздушной тревоги в разных ситуациях мы рассмотрим ниже, а пока остановимся на потенциальной опасности, которую может представлять угроза нападения.
Опасность и последствия
Сам сигнал не представляет никакой опасности для населения и, к счастью, подается не так уж часто. В последнее время «Воздушная тревога» — это лишь средство проведения тренировок для гражданского населения, но исключать возможность нападения врагов нельзя никогда.
Даже если в городе проводятся учения, игнорировать звуковое сообщение и вой сирен нельзя. Внимательно послушайте сигнал и обязательно включите радио или телевизор. Это поможет определить степень опасности и дальнейшие действия. Если получить такую информацию не удалось, обратитесь к любому представителю власти, например, полицейскому. Силовые структуры и спасатели всегда осведомлены об угрозе нападения (рисунок 3).
Рисунок 3. Игнорирование сирены может стоить вам жизни
Игнорирование реального сигнала воздушной тревоги может иметь крайне негативные последствия. В случае нападения врага человек рискует быть заваленным обломками разрушенных зданий или вовсе погибнуть от оружия массового поражения.
Порядок действий для гражданского населения
Действия населения при звучании сирены воздушной тревоги напрямую зависит от обстоятельств. Другими словами, находясь на улице, дома или на работе, нужно действовать по-разному, хотя существует и некоторый общий алгоритм поведения (рисунок 4).
Действия на случай воздушной тревоги зависят от вашего места нахождения:
- На работе или в месте учебы: на случай атаки у каждой организации есть четкий план действий и эвакуации. Также на любом предприятии есть сотрудник, ответственный за эвакуацию. После звучания сигнала все производственные и учебные процессы прекращаются, а люди выводятся в убежище.
- В транспорте: после звучания сигнала все транспортные средства останавливаются. Водитель обязан выпустить пассажиров и обесточить технику. После этого население проходит в убежище. Его месторасположение указывают в звуковом сообщении.
- Дома: в данном случае подготовиться к неожиданностям проще всего. Но помните, что на сборы у вас будет всего несколько минут. В первую очередь возьмите с собой документы, небольшой запас продуктов и виды, теплые вещи и аптечку. Если есть возможность, захватите с собой противогаз или ватно-марлевую повязку. Сообщите об угрозе нападения соседям и продвигайтесь к месту убежища.
Рисунок 4. Порядок действий для гражданского населения
Чтобы неприятная ситуация не застала вас врасплох, лучше заранее подготовить так называемый «Тревожный чемоданчик». Положите в него продукты с длительным сроком хранения, воду, документы, аптечку и деньги. Периодически содержимое такого чемоданчика нужно осматривать и менять.
Сбор «Тревожного чемоданчика» играет действительно важную роль. Лучше заранее потратить время на сборы в спокойной обстановке, чем потом в панике бегать по дому, собирая нужные вещи.
Места укрытия
Во всех населенных пунктах предусмотрены специальные убежища на случай угрозы нападения с воздуха. Если прозвучал звук сирены или соответствующее сообщение было получено по радио, нужно незамедлительно отправиться в такое убежище.
Помните, что действовать нужно чрезвычайно быстро, но без паники. Поданный сигнал звучит не более пяти минут. Крайне желательно за это время собрать все вещи и, если не добраться до укрытия, то хотя бы начать двигаться в его направлении (рисунок 5).
Рисунок 5. После сигнала необходимо проследовать в бомбоубежище
Государственные власти никогда не пускают эвакуацию на самотек. Во всех частях населенных пунктов будут присутствовать представители полиции или спасательных служб, которые, в случае необходимости, окажут необходимую помощь или подскажут, где лучше укрыться.
Если вы находитесь в сельской местности, где нет специально оборудованных убежищ, укрыться можно в любом большом подвале, овраге или глубокой яме.
Что запрещается делать
Если подается сигнал воздушной тревоги, и вы уверены, что это не учения, а реальная угроза нападения, ни в коем случае нельзя заниматься самодеятельностью. Любая ошибка или промедление могут стоить вам жизни.
Ни в коем случае не оставайтесь внутри высоких зданий. Именно они первыми повреждаются при атаке с воздуха. Поэтому, если вы находитесь в такой постройке, не старайтесь найти безопасное место внутри, а немедленно эвакуируйтесь.
Если вы находитесь у себя дома, ни в коем случае не оставляйте открытыми воду и газ. Перекройте все вентили и отключите электричество. Ни при каких обстоятельствах не поддавайтесь панике: помните, что вам всегда помогут.
Когда подается отбой
Когда исчезает угроза нападения, подается сигнал отмены воздушной тревоги. Сигнал отбоя транслируется по тем же каналам и имеет схожее содержание.
Покидать убежище можно только после того, как было получено официальное уведомление об окончании воздушной тревоги. Но даже после этого рекомендуется некоторое время не разбирать собранные вещи, так как угроза может возобновиться.
В видео приведены советы МЧС на случай воздушной тревоги.
Порядок действий по сигналам оповещения при возникновении опасной ситуации
Чтобы избежать человеческих жертв во время пожара и минимизировать ущерб, который может нанести огонь, важно своевременно и правильно оповестить окружающих о наступившем бедствии.
Также немаловажную роль играет координация действий, направленная на безопасную эвакуацию людей оптимальными путями и тушение пожара собственными силами до приезда пожарной службы. Сигналы оповещения должны быть активизированы при малейшем намеке на пожар: запах гари, дым, огонь.
Порядок оповещения
Получив достоверную информацию о пожаре, любой сотрудник, вне зависимости от занимаемой им должности, обязан оперативно выполнить следующие действия:
- позвонить в пожарную службу и сообщить о происшествии, четко назвав адрес здания, информацию об известных масштабах бедствия и свои контактные данные;
- активизировать систему оповещения о пожаре и, используя план эвакуации, помочь всем находящимся в здании людям безопасно его покинуть;
- сообщить начальнику или заменяющему его лицу о случившемся;
- встретить прибывшую на место пожарную службу и приложить все усилия для помощи в тушении огня.
Используемые сигналы
Для оповещения окружающих о пожаре наиболее часто используются звуковые и световые виды.
Звуковые сигналы
Уровень громкости звука при проектировании выбирается в зависимости от типа помещения: в жилом комплексе он должен быть не более 70 дБ, в общественном здании – до 95 дБ, на улице – до 105 дБ. Если на производстве фоновый шум превышает показатель допустимого уровня громкости пожарного извещателя, то он может быть увеличен.
Обычно используется сигнал сирены, представляющий собой три звуковых гудка, длительность пауз между которыми занимает аналогичный промежуток времени. Также могут быть использованы голосовые сообщения о наступившем бедствии.
Световые сигналы
Представляют собой мигающий свет, частота которого не превышает 5 Гц. Взрывозащищенные оповещатели обычно располагают над аварийными выходами. Также принято использовать указательные табло, на которые наносится соответствующая надпись. Они помогают сориентироваться в пространстве и оперативно найти аварийный выход в стрессовой ситуации.
Аварийное освещение выходов и путей эвакуации — принцип действия такой системы оповещения аналогичен указательным табло.
Виды пожарных извещателей
Выбор типа пожарных извещателей зависит от характеристик объекта, на котором они будут использованы: уровня опасности возникновения пожара, типа сырья и материалов, применяемых в процессе производства продукции, наличия автоматизированных систем пожаротушения.
Различают следующие наиболее распространенные виды пожарных извещателей:
- ручные. Срабатывают после нажатия человеком, обнаружившим пожар, сигнальной кнопки;
- автоматические. Участие человека не требуется. В действие их приводит значительное повышение температуры, распространение пламени или дыма;
- тепловые. Срабатывают при достижении граничного значения температуры или при резком ее скачке;
- дымовые. Реагируют на появление и распространение дыма в контролируемом помещении;
- извещатели пламени. Чувствительный фотоэлемент оперативно выявляет источник пламени и оповещает о пожаре.
Любой пожарный извещатель, в зависимости от его вида и марки, имеет собственный порог срабатывания, уровень чувствительности, инерционность и распространяет свое действие на заданную площадь, указанную в нормативной документации.
При проектировании системы оповещения о пожаре стоит учитывать важные нюансы. Например, при срабатывании датчика информация о пожаре должна быть слышна в любой точке помещения. В случае наличия в здании блокируемых дверей, они должны быть запрограммированы таким образом, чтобы при срабатывании сигналов оповещения производилось автоматическое их открытие.
Лучший вариант устройства системы оповещения – при срабатывании звуковых сигналов должны включаться световые табло, по которым будет легче найти выход со здания.
Действия по сигналам
Если огонь не успел сильно распространиться и заблокировать пути эвакуации, необходимо оперативно проследовать к выходу, придерживаясь действий по сигналам оповещения.
Не нужно пытаться взять с собой максимум вещей, рискуя потерять драгоценное время на их сбор. Жизнь и здоровье всегда должны стоять на первом месте.
Пользоваться лифтом нельзя, это главная ловушка, выбраться из которой может и не быть возможности. Продвигаясь по лестничной клетке, рекомендуется обесточивать электрические щиты, которые встречаются на пути.
Нужно помнить законы физики: образующиеся при горении вредные продукты скапливаются на уровне человеческого роста, а кислород находится ближе к земле.
Поэтому продвигаться лучше ползком, особенно если огонь успел сильно распространиться по территории здания и уровень дыма зашкаливает. Также лучше использовать хлопчатобумажную ткань и дышать через нее, чтобы защитить легкие и бронхи от вредных веществ.
Пробираясь на улицу, нужно плотно закрывать каждую дверь, преграждая путь для распространения огня. Это увеличит шансы на спасение других людей, оказавшихся в ловушке огня, и поможет пожарным быстрее справиться с огнем и сохранить максимум материальных ценностей.
Существует вариант и более печального развития событий: огонь заблокировал единственный путь, по которому можно было выбраться на улицу. В такой ситуации важно не растеряться и не допустить панику. Стоит попытаться выбраться через окно по пожарной лестнице, взобраться на крышу или пройти через соседнюю лоджию.
Если выбраться из ловушки так и не получилось, стоит придерживаться основных рекомендаций:
- необходимо забаррикадировать от огня свою комнату: плотно закрыть двери, окна, при возможности намочить имеющуюся ткань и заткнуть ею имеющиеся щели, вентиляционные отверстия. Это поможет защититься от дыма и тяги из коридора;
- если при себе имеется телефон, нужно позвонить в службу спасения и детально рассказать о своем местоположении;
- при заполнении комнаты дымом рекомендуется лечь на пол и дышать через смоченную хлопчатобумажную ткань;
- нужно попытаться привлечь внимание окружающих, чтобы спасатели четко понимали, в каком месте здания еще есть люди. Можно приоткрыть форточку и помахать с нее яркой тканью, громко прокричать о требуемой помощи;
- если ситуация критическая, а спасателей так и не видно на горизонте, необходимо прибегнуть к крайним мерам: связать шторы и любые другие подручные средства, привязать получившуюся нить к батарее или другой части конструкции и спуститься с окна;
Таким образом, оповещение людей о пожаре осуществляется сразу же при выявлении малейших признаков возгорания. Особенно если речь идет о производственных площадках, на которых используются легковоспламеняющиеся жидкости и материалы.
Жизнь человека всегда должна стоять на первом месте, поэтому стоит быстро известить граждан о наступившей беде и всячески помочь им оперативно покинуть помещение, воспользовавшись безопасным путем эвакуации.
Виды и сигналы судовых тревог
Согласно положениям SOLAS-74 Глава 3, часть С, раздел 7, правило 50; раздел 8, правило 53 — предусматриваются следующие виды тревог:
· «Общесудовая тревога» (в том числе по борьбе с водой, пожаром, утечкой аммиака из судовых рефрижераторных установок и т.д.);
· «Шлюпочная тревога (тревога по оставлению судна)»;
· Тревога «Человек за бортом».
“Общесудовая тревога” — объявляется вахтенным помощником капитана самостоятельно или по указанию капитана в следующих случаях:
1. необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению грозящей ему опасности;
2. обнаружения поступления внутрь судна забортной воды или ее распространения по судну;
3. возникновения на судне взрыва, утечки газа или обнаружении первых признаков пожара — дыма и запахов гари, газов;
4. других аварийных происшествиях, создающих угрозу судну, грузу, экипажу;
Сигналом общесудовой тревоги — семь коротких и один продолжительный (5 – 6 сек.) звук, повторяется 3 — 4. Подаётся звонком громкого боя.
При выходе из строя звонка громкого боя сигнал подается судовым свистком или сиреной.
Под словом «свисток» понимаем любое звукосигнальное устройство, могущее подавать предписанные звуки и соответствовать требованиям Приложения 3 МППСС-72 (правило 32).
Сигнал сопровождается объявлением по громкоговорящей связи в связи с чем сыграна общесудовая тревога. Указывается место, вид повреждений в случаях борьбы с водой и пожаром, утечкой аммиака, а также действия экипажа в конкретной ситуации.
При пожаре во время стоянки судна в порту этот сигнал дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол.
С объявлением общесудовой тревоги все члены экипажа прибывают на места, указанные в расписании по тревогам, имея при себе спасательные жилеты и установленное снаряжение. Действуют в соответствии с обязанностями по расписанию или, следуя указаниям, подаваемым с ходового мостика. Пассажиры выводятся к местам сбора.
Стояночное расписание по общесудовой тревоге составляется ежедневно и вывешивается на видном месте у трапа.
“Шлюпочная тревога” (тревога по оставлению судна) объявляется капитаном судна либо лицом, его заменяющим по судовой трансляции или передается через связных. Сигналом тревоги являются семь коротких и один продолжительный (5 – 6 сек.) звук звонком громкого боя (судовым свистком или сиреной), повторяемых 3 — 4 раза.
По этому сигналу все пассажиры и члены судового экипажа в спасательных жилетах должны прибыть в установленные места сбора. Расписанные члены судового экипажа должны:
— обеспечить выход пассажиров к местам сбора,
— контролировать судовые помещения на предмет отсутствия в них пассажиров,
— осуществлять организованную и безопасную посадку людей.
Должны быть взяты и включены аварийные радиобуи подачи сигнала бедствия через спутник типа «КОСПАС-АРБ» (спутниковый аварийный радиобуй «КОСПАС-САРСАТ») и радиолокационный ответчик, позволящие летательным аппаратам обнаружить спасательные шлюпки и плоты.
Только в случаях, не терпящих отлагательства, командир спасательной шлюпки (плота) может самостоятельно дать команду на спуск. После спуска па воду спасательная шлюпка должна отойти от борта аварийного судна па безопасное расстояние.
Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт на ходу судна, а также при обнаружении человека в море.
Сигналом тревоги являются три продолжительных (—— —— ——) по 5 — 6 сек. звука звонком громкого боя (судовым свистком или сиреной) с дублированием голосом по трансляции. Сигнал повторяется 3 — 4 раза. Тревогу объявляет вахтенный помощник капитана. Расписанные по этой тревоге члены судового экипажа обеспечивают:
— наблюдение за окружающей обстановкой и упавшим за борт;
— необходимые маневры судна;
— подготовку и спуск спасательной шлюпки;
— поиск человека за бортом и его спасение.
Общее руководство спасательной операцией возложено на капитана судна. Он обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и может покинуть район поиска только после того, как убедится, что поиски безрезультатны.
Общесудовая авральная сигнализация должна обеспечивать подачу сигнала тревоги. Сигнал тревоги может подаваться другими равноценными звукосигнальными устройствами: электрическим звонком, колоколом громкого боя, ревуном, работающими от основной судовой электросети, а также от аварийного источника электроэнергии, требуемого правилом 2 — 1/42 или 43, в зависимости от случая. Передаваемый сигнал тревоги должен быть слышан во всех судовых помещениях, на верхней палубе и в местах, где находятся и работают люди.
Сигнализация должна приводиться в действие с ходового мостика, а также, за исключением судового свистка, с других ключевых постов.
1. Звуковой сигнал всех тревог, за исключением тревоги «Человек за бортом», состоит из семи коротких и одиного продолжительного (5 – 6 сек.) звука, повторяемых 3 — 4 раза колоколом громкого боя или его замещающим.
2. Звуковой сигнал тревоги «Человек за бортом», состоит из трёх продолжительных звука, повторяемых 3 — 4 раза колоколом громкого боя или его замещающим.
3. Сигналы тревог дублируют голосом по трансляционной сети с указанием вида тревог. В случае пробоин, утечки газа или пожара по возможности указывают их место.
4. Отбой всех тревог объявляют по трансляционной сети.
Почему сигнал пожарной тревоги молчал…
Почему пожарная сигнализация, система оповещения, система пожаротушения, система дымоудаления — ВСЕ противопожарные системы в сгоревшем торговом центре «Зимняя вишня» не работали.
В числе пяти задержанных по делу о пожаре в Кемерове есть и сотрудник ЧОПа, который, по версии следствия, при получении сигнала о возгорании отключил систему оповещения. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин на совещании с Владимиром Путиным сообщил, что пожарная сигнализация не работала с 19 марта. По словам Бастрыкина, охранник ТЦ после начала пожара не включил систему оповещения, которая работала в отличие от сигнализации. «Мы не можем дать этому разумного объяснения, какойто неподготовленный человек», — сказал он.
Как и почему это произошло и кто принимал роковое решение, выяснит следствие. Мы же зададимся другим вопросом. Почему система оповещения о пожаре контролируется некой частной фирмой? Почему жизнь и безопасность тысяч людей находятся в руках какогото случайного чоповца? Разве не МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности?
SOS через посредника
Ответы на эти вопросы можно поискать в истории прошлых трагедий. Например, в истории резонансного пожара 13 декабря 2015 года в Воронежском психоневрологическом диспансере в селе Алфёровка. Тогда погибли 23 человека и тогда якобы не сработала система автоматического вызова пожарных. Так, может быть, всё дело в технике?
Генералмайор в отставке МЧС России Виктор Кривошонок, который в декабре 2015 года лично выезжал в Воронежскую область и разбирался на месте трагедии, уверен, что к специальному пожарнотехническому оборудованию с условным наименованием «Программноаппаратный комплекс (ПАК) «СтрелецМониторинг», которым был оснащён диспансер, вопросов нет. Этот комплекс — основа всей противопожарной системы на соцобъектах с 2009 года. Предназначен он для приёма сигнала «Пожар» в автоматическом режиме. Тогда сигнал вообще не дошёл до пожарной части потому, что объект был подключён не напрямую, а через посредника, где и был установлен приёмный пульт. Сигнализация сработала, но диспетчер коммерческой организации посчитал этот сигнал ложным и не передал его пожарным. Чудовищно то, что пожарная часть находилась всего в 700 метрах от диспансера.
При этом Федеральный закон от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» прямо запрещает передачу тревожного сигнала через посредников. Часть 7 статьи 83 предписывает обеспечить передачу извещений о пожаре в подразделения пожарной охраны из зданий соцобъектов в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.
По следам воронежской трагедии МЧС выпустило приказ №35, в котором фактически отказывалось от передачи сигнала напрямую в пожарную часть. Этим же приказом предписывалось направить в Госдуму законопроект о внесении изменений в статью 83 ФЗ №123 в части включения в схему дублирования сигналов о пожаре коммерческих структур в лице частных охранных предприятий, мониторинговых организаций и тому подобное. МЧС обосновывало свою инициативу тем, что существует значительное количество мониторинговых центров, ЧОПов и иных организаций, предоставляющих подобные услуги, которые способствуют занятости населения. Законопроект был отклонён Госдумой по тем основаниям, что передача тревожного сигнала о пожаре через посредника ведёт к задержке приезда пожарных подразделений и, как следствие, к возможности гибели людей. Кроме того, коммерческие структуры ответственности за непоступление сигнала о пожаре не несут, так как действующим законодательством она возложена на собственника объекта и подразделения ФПС МЧС России. И ещё: передача тревожного сигнала о пожаре через посредника означает нецелевое расходование бюджетных средств на фиктивные услуги посредников, так как вызов любых аварийных служб на территории России является бесплатным.
Закон не указ
Несмотря на то что законопроект был отклонён, сегодня фактически санкционировано введение посредников в схему дублирования сигналов о пожаре, а также разрешено применение систем передачи извещений любых производителей без проведения государственных испытаний в установленном порядке. Во многие регионы и муниципалитеты потоком хлынули коммерсанты всех мастей с заманчивыми предложениями разместить закупленные ими «по дешёвке» системы.
И это несмотря на то что, по словам Виктора Кривошонка, Федеральный закон от 29.12.2012 №275ФЗ «О государственном оборонном заказе» разрешает использование подразделениями МЧС только специальной пожарнотехнической продукции, которая относится к категории оборонной, и для неё разрабатываются обязательные требования. До её передачи государственному заказчику она должна пройти государственные испытания, приёмку и получить разрешения на применение.
К слову, технические требования на ПАК «СтрелецМониторинг» были специально разработаны в соответствии с государственным оборонным заказом по поручению президента страны и правительственной комиссии. Но, несмотря на это, МЧС с 2012 года ни разу не проводило закупки комплекса и не выделяло бюджетных средств на техническое обслуживание уже установленного оборудования. Вместо этого МЧС разрешено размещать на безвозмездной основе любые системы, причём не только не прошедшие государственных испытаний, но даже и несертифицированные, по договорам благотворительности. Формально положения Федерального закона №275ФЗ «О государственном оборонном заказе» не нарушаются, ведь бюджетные деньги на закупку «левых» систем не потрачены. Но при этом закрываются глаза на то, что такие системы не соответствуют требованиям безопасности, то есть потенциально опасны.
Согласно официальным данным статистического сборника «Пожары и пожарная безопасность в 2016 году», внедрение ПАК «СтрелецМониторинг» позволило резко сократить количество погибших на пожарах на социальных объектах с 83 человек в 2013 г. до двух человек в 2016 г.
Возвращаясь же к пожарам с трагическими последствиями, использование контрафактных систем привело уже после воронежской трагедии к большим бедам: 14.02.2016 и 02.11.2017 — пожары в общежитии медицинского университета в Смоленске — система «Триада», погибли две студентки из Индии; 21.09.2017 — пожар в РостовенаДону в 10этажном здании гостиницы Turn House — система «ОКО», погибли два человека; 28.01.2018 г. — пожар в семейном общежитии в посёлке Новоомский Омской области — система «Иртыш», погибли пять человек, в том числе 13летний и 14летний подростки, ещё семь человек пострадали. Ни одна из систем не сработала.