12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

У каких растений стержневая корневая система примеры

«Стержневые и мочковатые корневые системы»

Разработка урока к § 11 учебника В.А. Корчагиной «Биология», 6–7-й класс

В начале урока учитель раздает учащимся на каждую парту лист формата А4, на котором записана последовательность выполнения задания. Учащиеся, используя текст учебника, записывают в тетрадях определения (задания 1–3). После окончания работы по каждому заданию учитель проводит проверку качества ее выполнения. Поскольку в каждом классе всегда имеются дети, которые работают (в силу различных причин) гораздо медленнее других, учитель спрашивает по каждому заданию нескольких учеников. Перед выполнением четвертого задания учащиеся просматривают видеофрагмент (развитие мочковатой корневой системы у зерновки пшеницы – любительская съемка) и далее заполняют имеющийся текст. После проверки учитель демонстрирует следующий видеофрагмент (развитие стержневой корневой системы на примере семени фасоли). Опираясь на просмотренный видеофрагмент, учащиеся выполняют задание. Для закрепления знаний учащимся предлагается еще два видеофрагмента – развитие мочковатой и стержневой корневых систем (из документального видеофильма «Почва»).

Корневые системы: 1–стержневая, 2–мочковатая, 3–простертая, 4–корневые клубеньки

1. Укажите функции корней:

2. Дайте определения в тетради:

а) главный корень развивается из . . ;
б) придаточные корни отрастают от . и . ;
в) боковые корни развиваются на . корне и на . корнях;
г) корневая система – совокупность всех . одного растения.

3. Вставьте пропущенные слова.

А. Стержневая корневая система – это такая корневая система, в которой . корень похож на . Такой тип корневой системы характерен для большинства . растений. Приведите примеры растений, у которых имеется стержневая корневая система.
Б. Мочковатая корневая система – это такая корневая система, в которой . корень не . или не . от многочисленных . корней. Такой тип корневой системы характерен для большинства . растений. Приведите примеры растений, у которых имеется мочковатая корневая система.

4. Просмотрите первый видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

При прорастании зерновки пшеницы первым появляется . корень, который развивается из . . Почти одновременно с ним начинают развиваться . корни, которые отрастают от . У пшеницы образуется . корневая система. При развитии . корневой системы . корень растет недолго и становится незаметным среди множества . корней, отрастающих пучком от надземной части .

5. Просмотрите второй видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

При прорастании семени фасоли первым появляется . корень, который развивается из . . У фасоли образуется . корневая система, которая состоит из . корня, имеющего вид . и отрастающих от него многочисленных . корней.

1. Укажите функции корней:

2. Дайте определения в тетради:

а) главный корень развивается из . ;
б) придаточные корни отрастают от . ;
в) боковые корни развиваются на . корне и на . корнях.
г) корневая система – совокупность всех . одного растения.

3. Вставьте пропущенные слова.

А. Стержневая корневая система – это такая корневая система, в которой . корень похож на стержень. Такой тип корневой системы характерен для большинства . растений. Приведите примеры растений, у которых имеется стержневая корневая система.
Б. Мочковатая корневая система – это такая корневая система, в которой . корень не отличается от многочисленных . корней. Такой тип корневой системы характерен для большинства . растений. Приведите примеры растений, у которых имеется мочковатая корневая система.

4. Просмотрите первый видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

При прорастании зерновки пшеницы первым появляется . корень, который развивается из . Почти одновременно с ним начинают развиваться . корни, которые отрастают . У пшеницы образуется . корневая система. При развитии мочковатой корневой системы . корень растет недолго и становится незаметным среди множества . корней, отрастающих пучком от надземной части .

5. Просмотрите второй видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

При прорастании семени фасоли первым появляется . корень, который развивается из . У фасоли образуется . корневая система, которая состоит из . корня, имеющего вид . , и отрастающих от него многочисленных . корней.

На следующем уроке во время устных ответов учитель снова использует видеофрагменты, демонстрировавшиеся на предыдущем уроке. Но в этом случае для закрепления полученных знаний предлагаются гораздо более сложные вопросы к видеозадачам (эти вопросы дают возможность учащимся устанавливать признаки сходства и различия, делать обобщения и выводы, опираясь на ранее изученный материал).

1. В чем преимущества стержневой корневой системы перед мочковатой?
2. В чем преимущества мочковатой корневой системы перед стержневой?
3. Сравните стержневую и мочковатую корневые системы. В чем сходство и различие (строение, функции, расположение в почве)?
4. Почему при прорастании семян первым появляется корешок?
5. Откуда, по–вашему мнению, корешок получает питательные вещества для своего роста и развития?
6. Сравните темпы развития мочковатой и стержневой корневых систем. В каком случае темп развития быстрее? Почему? (Используется видеофрагмент любительской видеосъемки.)
7. Сравните степень ветвления мочковатой и стержневой корневых систем.
8. Сравните темпы роста надземной и подземной частей растений. Сделайте вывод (видеофрагмент любительской видеосъемки).
9. У каких растений в основном формируется стержневая корневая система?

(Часть вопросов взята из работы Паниной Г.Н. «Задачи и задания по биологии по разделам 6–9 классов», Кабинет биологии СПбУПМ, Санкт-Петербург, 1997.)
Данные видеозадачи могут быть использованы учителем еще раз на заключительном по данному разделу уроке (проверочная работа).

Я считаю, что выполнение подобного рода работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, а также способствует повышению качества знаний.

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Значение корней в связи с выполняемыми функциями: питание, закрепление в почве, размножение растений, отложение в запас питательных веществ.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Класс 6 14 урок

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Значение корней в связи с выполняемыми функциями: питание, закрепление в почве, размножение растений, отложение в запас питательных веществ.

Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями.

Лабораторная работа № 8.

Сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем; выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем; познакомить с функциями корня; продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов практической работы.

Продолжить формирование осознания целостности природы, взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой.

Оборудование : гербарный материал, таблицы “Типы и строение корневых систем”, “Строение семян однодольных и двудольных растений”. (Можно использовать мультимедиа и составить несложную презентацию к уроку)

I. Организационный момент (1 мин.).

II. Актуализация полученных знаний (10 мин.).

Назовите части семени.

Что такое зародыш семени?

Расскажите о строении зародыша семени.

Как можно классифицировать растения по строению семян?

Какие растения называются однодольными? Приведите примеры.

Какие растения называются двудольными? Приведите примеры.

Где находится запас питательных веществ у однодольных и двудольных растений?

Назовите части семени фасоли и пшеницы.

Затем можно сравнить строение семян, указав сходства и отличия.

Какова роль семян в жизни растения?

Какие преимущества имеют семена перед спорами?

(Листочки с вопросами лежат на каждой парте.)

III. Изучение нового материала (15 мин.).

На столе у каждого обучающегося опорный конспект, с которым они работают на уроке.

1. Прослушайте стихотворение и назовите значение корня в жизни растения.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В. Жак)

Учитель слушает ответы учащихся, затем дополняет и учащиеся записывают в тетрадь основные функции корня:

закрепление растения в почве;

всасывание, проведение воды и минеральных веществ;

запас питательных веществ;

Читать еще:  Монтаж подрозетников в бетонной стене

взаимодействие с корнями других растений (симбиоз), грибами, микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки бобовых);

синтез биологически активных веществ;

у многих растений корни выполняют особые функции (воздушные корни, корни-присоски).

2. А затем учитель называет виды корней и показывает их на таблице. После чего просит учащихся обратиться к опорному конспекту и назвать виды корней, обозначенные цифрами 1, 2, 3 .

Учащиеся называют и подписывают прямо на опорном конспекте.

2 – придаточные корни, которые отрастают от стебля или листьев.
1 – главный корень, который развивается из зародышевого корешка.
3 – боковые корни, которые отрастают от главного и придаточных.

3. Все корни одного растения образуют корневую систему. (Учитель просит учащихся найти на опорном конспекте определение корневой системы.) Различают два типа корневых систем – стержневую и мочковатую. Стержневая корневая система характеризуется преобладанием главного корня над остальными. Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений. Стержневая корневая система проникает в почву довольно глубоко. Мочковатая корневая система характеризуется преобладанием придаточных и боковых корней. Главный корень в ней слабо развит или рано отмирает. Мочковатую корневую систему имеют большинство однодольных растений. Мочковатая корневая система располагается, как правило, в верхнем слое почвы. (Учитель просит учащихся обратиться к опорному конспекту и назвать типы корневых систем ,обозначенные на рисунке опорного конспекта цифрами 1, 2, 3, 4, 5 . Учащиеся называют и подписывают прямо на опорном конспекте.

1 – стержневая;
2 – стержневая;
3 – стержневая;
4 – стержневая;
5 – мочковатая.)

4. Важными понятиями при изучении данной темы являются “пикировка” и “окучивание”.

Пикировка – это отщипывание кончика главного корня с помощью специальной палочки “пики”. Это ведет к увеличению числа боковых корней в верхнем, самом плодородном слое почвы.

Окучивание – это присыпание землей нижней части стебля, что ведет к образованию придаточных корней. (Учитель просит учащихся обратиться к опорному конспекту и найти на рисунках опорного конспекта пикировку и окучивание.)

5. Для того, чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.

Лабораторная работа “Стержневая и мочковатая корневые системы”.

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. Какие корневые системы называются стержневыми, какие мочковатыми?
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. По строению корневой системы определите, какие растения – однодольные, какие –двудольные?
6. Заполните таблицу.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы в формате ЕГЭ.

1. Кончик корня при пересадке рассады капусты прищипывают для
А. увеличения числа боковых корней
Б. усиления роста главного корня
В. усиления роста придаточных корней
Г. повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям.

2. У картофеля, капусты, томатов и других растений применяют окучивание для
А. усиления роста главного корня
Б. увеличения числа боковых корней
В. усиления роста придаточных корней
Г. повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям.

3. Пословицу “почву лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить” можно объяснить тем, что в результате рыхления замедляется
А. поступление в почву углекислого газа
Б. испарение воды из почвы и улучшается снабжение корней кислородом
В. передвижение воды и минеральных веществ в растении
Г. передвижение в растении органических веществ.

4. В результате почвенного питания в растение поступают
А. углеводы
Б. углекислый газ
В. вода и минеральные соли
Г. кислород.

5. Какую функцию Не выполняет корень?
А. поглощение воды и минеральных веществ
Б. накопление и запасание питательных веществ
В. участие в образовании органических веществ
Г. участие в размножении растений.

(Ответы: 1 – А, 2 – В, 3– Б, 4 – В, 5 – В.)

Вставьте в текст слова, характеризующие особенности строения корневых систем растений.

“ Главный корень образуется из …(зародышевого корешка семени), углубляется в почву и ветвится. На нем образуются … (боковые корни). Они разрастаются в стороны от главного.

У двудольных растений главный корень … (длиннее) и … (толще) боковых корней. У выкопанного одуванчика можно увидеть толстый …(главный) корень и тонкие …(придаточные) корни. Такая корневая система называется …(стержневой). У проростков однодольных растений, например, …,…, (пшеницы, ржи) имеются 3–5 одинаковых нитевидных корней, среди которых…(главный) корень трудно обнаружить. Такая корневая система называется…(мочковатой).

Это задание служит не только для проверки знаний, но и для обучения логическому и грамотному изложению учебного материала.

Тестовые задания для проверки умений . Необходимо выбрать только правильные действия и расположить их в нужной последовательности.

Как установить тип корневой системы?

А. Рассмотреть корневую систему и найти ее части: главный корень, боковые и придаточные.
Б. Отобрать растение удобное для наблюдения.
В. Выяснить, отличается ли главный корень от остальных.
Г. Сравнить длину и толщину главного корня с другими корнями.
Д. Если необходимо, то использовать лупу для рассмотрения.
Е. Только после всего этого сделать вывод о типе корневой системы.

Ответ: Б, А, В, Д, Г, Е.

IV. Этап рефлексии. Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.

А.Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.

Б. Поставьте отметку рядом с одним из значков в первом столбце.

В. Выберите понравившееся предложение и допишите его.

1. Сегодня узнал (а), что могу…….
2. Я считаю полезным………..
3. Мне понравилось………….
4. Мне было трудно………….
5. Теперь бы я хотел (а) еще узнать………

V. Задание на дом: п.19, термины, вопросы в конце параграфа.

Выполнить на выбор творческую работу:

1. составить кроссворд;
2. написать исследовательскую работу по корневым системам;
3. сочинить стихи о корнях, корневых системах;
4. составить опорную схему.

сформировать понятие о видоизменение корней, рассматривая видоизмененные корни как результат приспособления растения к условиям существования;

показать биологическое и хозяйственное значение корнеплодов.

I. Организационный момент (1-2 мин)

На одном быке семь шкур.
(луковица)

Цветок – напрасный,
Плод – опасный.
А после все засажено.
(картофель)

Долгая Варвара
Жестка, корява,
На всех зла,
А всем мила.
(редька)

Сидит девица в темнице,
А коса – на улице.
(морковь)

Девица красна
В землю вросла.
(свекла)

Что выше леса, краше света,
Без огня горит?
(солнце)

Меня ждут не дождутся,
А как увидят – разбегутся.
(дождь)

Игра: Собери предложение.

1. Логически соедините эти слова в одно предложение. (Рост и развитие этих овощей зависит от солнце и дождя).

2. Какую роль играет Солнце для растений? (фотосинтез).

3. Каково значение фотосинтеза. (питание растения).

— это процесс поглощения организмом из внешней среды веществ и использование их для построения своего тела, роста и развития.

4. Какую роль играет корень в питании растений? (всасывает и засасывает вещества).

5. Картофель, редька, морковь, свекла найдите корень у этих овощных культур.

6. Какую часть растения мы употребляем в пищу? (СКАЗКА “Вершки и корешки”).

— видоизмененный корень.

7. Как образуется? (разрастается корень и нижняя часть стебля).

Растение питается, растет и запасает питательные вещества.

ПИТАНИЕ–РОСТ–ЗАПАС ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ (1 год) — ПРОРОСТИ (2 года) —ЗАЦВЕСТИ–СЕМЕНА

Образование корнеплодов — приспособление двулетних и многолетних растении к условиям внешней среды.

Запас питательных веществ у многолетних для востоновленние семян.

У кукурузы корневая система разрастается в стороны на 2 метра.

У репчатого лука на 60-70 см.

У моркови в 7 раз длинней надземной части.

Значение корнеплодов. Самостоятельно домашние задание.

IV. Лабораторная работа: “Микроскопическое строение корня”

V. Д/з: параграф 21 в тетради значение.

Впишите в квадраты растения, которые образуют корнеплоды.

Места накопления нитратов в овощах.

— нарушают нормальную работу кровяной системы, особенно у детей; могут стать причиной раковых опухолей.

Ранней весной едва солнце пригрело землю, я вышел в огород. Разбил грядки, тщательно вскопал их и посеял: свеклу, морковь, редис, репу, редьку. Сразу же, на второй, день подкормил растение азотными удобрениями, учитывая дозировку и правила безопасности. Каждый день, обильно поливая, я терпеливо ждал всходов. А их все не было и не было. Спустя две недели появилась только морковь, Куда же делись другие семена? На следующий день я поспешил подкормить азотными удобрениями. Наступило лето, я продолжал ухаживать за морковью. А в засуху мы с агрономом спешили на поля. Я прихватил удобрения. И чтобы растения не погибли, я рассыпал их по полю. Но в ответ дядя Кеша – агроном отругал меня. Что я сделал не так?

Читать еще:  Нюансы нанесения декоративной штукатурки

§ 2. Виды корней и типы корневых систем

Подробное решение Параграф § 2 по биологии для учащихся 6 класса, авторов В.В. Пасечник 2014

1. Какую роль играют корни в жизни растений?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. Чем корни отличаются от ризоидов?

Ризоид — нитевидное корнеподобное образование у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов, служащее для закрепления их на субстрате и поглощения из него воды и питательных веществ. В отличие от настоящих корней, у ризоидов нет проводящих тканей.

3. У всех ли растений имеются корни?

У самых простых растений корней нет. Например, одноклеточные зеленые водоросли плавают на поверхности воды. Точно так же плавают на поверхности воды многие морские водоросли, которые представляют собой водоросли более крупных видов.

Простые растения типа мхов впитывают необходимую влагу прямо из своего окружения. Вместо корней у них имеются нитеобразные выросты (ризоиды), и с помощью этих выростов они цепляются к деревьям или камням. Но все растения более сложных форм – папоротники, хвойные и цветковые растения – имеют стебли и корни.

Для того чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.

Стержневая и мочковатая корневые системы

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

Различают два типа корневых систем — стержневую и мочковатую. Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой.

Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает.

2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свёкла и др.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений — пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.

6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».

Вопросы

1. Какие функции выполняет корень?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми?

Главный корень развивается из зародышевого корешка. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую — мочковатой?

Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой.

Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает.

Подумайте

При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают землёй нижнюю часть стебля (рис. 6). Зачем это делают?

Для появления придаточных корней и улучшения питания растений, рыхления почвы. У картофеля эта операция стимулирует образование клубней, т.к. его корневая система растёт лучше вширь, чем вглубь.

Задания

1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4—5 листьями. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.

2. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.

Срезанные черенки колеуса очень хорошо укореняются в воде. После того, как поставили их в воду, через пару недель (а может и раньше) появятся белые корешки.

Время прорезания корешков у пеларгонии – 5-15 дней. Корневая система развивается за три-четыре недели, после чего можно рассаживать растения в отдельные горшки.

3. Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.

Рекомендации по проращиванию гороха:

1. Промыть зерно 2-3 раза

2. Залить очищенной водой (объем воды в 1,5 – 2 раза больше объема зерна)

3. Замачивать 10-12 часов при температуре 16-21 С˚ (длительность замачивания зависит от температуры – чем выше температура, тем меньше нужно замачивать)

4. Промыть 2 раза

5. Накрыть крышкой негерметично

6. Полив не менее 3 раз в сутки (3-4 дня) ЗЕРНО НЕ ДОЛЖНО ПЛАВАТЬ. ВОДА ДОЛЖНА СХОДИТЬ ПОЛНОСТЬЮ.

Рекомендации по проращиванию пшеницы:

1. Промыть семена;

2. Положить семена в ёмкость, чтобы они занимали не больше половины её высоты;

3. Залить семена водой так, чтобы вода была сверху семян не менее, чем на 2 сантиметра;

4. Примерно через 8 часов слить воду и промыть семена, которые должны уже несколько изменится;

5. Накрыть влажной марлей или какой-то другой чистой влажной тряпкой их (уже без воды).

Корневые системы растений

Корневой системой называют совокупность всех корней одного растения. В нее входят: главный корень, боковые и придаточные корни.

Типы корневых систем: корневые системы могут быть стержневыми или мочковатыми.

Виды корневых систем

При стержневой системе главный корень развивается из зародышевого корешка. Он составляет основу всей корневой системы и сохраняется пожизненно. Главный корень развивается в длину и толщину. Его легко отличить от других корней, т.к. он хорошо выделяется среди остальных корней. Кроме главного и боковых корней в стержневой корневой системе могут появляться и придаточные корни. Стержневая корневая система встречается у большинства двудольных и голосеменных растений.

Есть растения, у которых зародышевый корень живет недолго, следовательно их главный корень либо отмирает полностью, либо развит очень слабо. Их корневая система образуется из придаточных корней, которые вырастают у основания стебля, а на них возникают боковые корни. Такую корневую систему называют мочковатой. Такая корневая система встречается у всех однодольных растений и у некоторых двудольных, особенно у тех, которые размножаются вегетативно. У многих двудольных растений придаточные корни могут также образовываться на стеблях, засыпанных землей, или на подземных и ползучих стеблях.

Высшие споровые растения (к ним относятся папоротники, плауны, хвощи) не имеют главного корня. Он у них не образуется, т.к. заякоревание у этих растений слабое, а всасывание осуществляют или ризоиды, или придаточные корни, которые отходят от корневищ. Корневища этих растений — это видоизмененные стебли.

Развитие корневых систем сильно зависит от свойств почвы. Почва влияет на структуру корневой системы, на рост её корней, на глубину проникновения в почву и пространственное размещение корней в почве.

Читать еще:  Как наносят декоративную штукатурку в квартире

В почве вокруг корня растения выделяется ризосфера — зона богатая грибами, бактериями и другими микроорганизмами. Приспособление растений к условиям почвенного водоснабжения отражает то, как формируются поверхностные, глубинные и другие корневые системы.

В каждой корневой системе, кроме этого, происходят непрерывные изменения, которые связаны со сменой времен года, с возрастом растений и т.п.

Корень растет в длину неопределенно долго. Это происходит благодаря деятельности апикальной меристемы, ее нежные клетки практически всегда покрыты корневым чехликом. В отличие от побега у корня нет листьев, а, следовательно, отсутствуют расчленения на узлы и междоузлия. И в отличии от побега у корня присутствует чехлик. Длина растущей части корня не превышает 1 см.

Строение корня рассмотрим на примере молодого корневого окончания (см.рисунок ниже).

Итак, корень условно делится на следующие зоны.

I) Корневой чехлик (до 1 мм). Выполняет функцию защиты зоны деления. Состоит из рыхло расположенных тонкостенных паренхимных клеток, которые все время слущиваются и нарастают снова и снова. Чехлик у растущего корня растения обновляется почти каждый день. Клетки, которые отслаиваются, образуют слизь. Эта слизь облегчает продвижение кончика корня в почве. Считается, что именно благодаря клеткам чехлика обеспечивается положительный геотропизм.

II) Зона растяжения (достигает 5 мм). Выполняет Функцию увеличения длины корня в результате роста клеток и вакуолизации, наружный слой клеток корня — дерматоген.

Зоны молодого корневого окончания

III) Зона всасывания или поглощения (обычно может достигать нескольких сантиметров). Первичная покровная ткань или ризодерма (эпиблема) образует множество корневых волосков (выростов клеток). Благодаря этим волоскам обеспечивается всасывание воды и растворенных в ней солей. Количество волосков на 1 кв. мм корня может доходить 400 и более. Каждый из волосков живет, как правило, от 10 до 20 дней и имеет длину от 0,5 до 1 см). По мере роста корня корневые волоски погибают, зона всасывания появляется на вновь вырастающем участке корня. При этом всасывание питательных веществ будет уже идти из нового объёма почвы. Место прежней зоны поглощения становится зоной проведения.

IV) Зона проведения. Вторичное строение корня приходит на смену первичному. При этом за счет деятельности закладывающейся вторичной меристемы (камбия) происходит существенное утолщение корня.

Необходимо отдельно отметить зону деления (обозначена на рисунке цифрой 7). Она достигает 1 мм. Кончик корня состоит из меристематических клеток, которые митотически делятся. При этом наружу откладывается корневой чехлик, а во внутрь все ткани корня, которые воспроизводят сами себя.

Возможно, вы уже встречались с похожим рисунком на просторах интернета, но, на мой взгляд, это один из самых удачных рисунков для изучения строения корня.

У каких растений стержневая корневая система примеры

У многолетних трав сенокосов и пастбищ выделяют два основных типа корневой системы — стержневую и мочковатую.

Стержневая корневая система состоит из хорошо развитого главного корня и образующихся на нем боковых корней; главный корень развивается из зародышевого корешка. Она формируется у многих растений из групп бобовых и разнотравья (клевер луговой и гибридный, люцерна посевная, лядвенец рогатый, клевер горный, козлобородник луговой, одуванчик лекарственный, тмин обыкновенный).

Мочковатая корневая система характеризуется тем, что зародышевые корни быстро отмирают и на органах стеблевого происхождения развиваются придаточные корни. Эта система развивается у растений из групп злаков и осок. Придаточные корни у них образуются на подземных узлах надземных побегов, на узлах корневищ и ползучих надземных побегов.

В группах бобовых и разнотравья также много корневищных и столонообразующих растений с мочковатой корневой системой (клевер ползучий, лапчатка гусиная, лютик ползучий, чай луговой, клевер средний, горошек мышиный, горошек заборный, тысячелистник обыкновенный и др.). К типу мочковатой относится и корневая система многих растений, не имеющих корневищ и ползучих побегов (василек луговой, лютик едкий, кульбаба осенняя и др.).

У некоторых растений, называемых кистекорневыми, придаточные корни образуются на коротких, иногда утолщенных корневищах (купальница обыкновенная, подорожник большой, калужница болотная и др.). У таких растений бывает не более одного-двух побегов.

В течение вегетационного периода отмечают периоды интенсивного образования корней, по времени совпадающие с периодами интенсивного побегообразования, поскольку каждый вновь появляющийся побег формирует свою корневую систему. После гибели побега его корневая система некоторое время функционирует. Данные о продолжительности этого периода противоречивы, имеются указания на то, что она живет до следующего года. Боковые корни главных и придаточных корней живут в течение 2. 3 мес. Наиболее быстро обновляются корни трав в поверхностных, часто высыхающих горизонтах почвы.

В поверхностных слоях почвы, особенно у растений с мочковатой корневой системой, располагается основная масса корней. У злаков в слое 0. 20 см залегает 70 % и более массы корневой системы, причем из этого количества наибольшая часть приходится на слой 0. 10 см.

На кормовых угодьях масса корней трав в почве обычно врзра- стает в первые 4. 5 лет жизни травостоя, а затем стабилизируется на определенном уровне. На естественных кормовых угодьях сырая масса корней составляет на 1 га 5. 20 т, сухая их масса достигает 5. 6,5 т/га. Она превышает массу надземных органов в 2. Ю раз. Особенно большой она бывает при недостаточной обеспеченности почвы водой и элементами минерального питания.

Верхний, густо пронизанный корнями и подземными органами растений стеблевого происхождения слой почвы называют дерниной. Чем больше объем корней и подземных органов в почве, тем значительнее задернение почвы. Задернение учитывают при организации использования травостоя (допустимые нагрузки ходовых частей машин, копыт животных), при обработке почвы (сопротивление рабочим органам почвообрабатывающих машин, скорость разложения органического вещества в почве). По количеству корней на единице площади вертикального среза дернины судят о ее рыхлости или густоте, по способности противостоять вытаптыванию и продавливанию — о крепости (слабости), по прочности на разрыв — о связности.

. аппаратом и всасываемых корневой системой; затухание и приостановку поступательного роста; вызревание тканей и подготовку растений к зиме.
Сроки закладки цветковых почек на груше зависят от сорта, периода роста и плодоношения, типа плодовых веток, климати условий.

Многолетнее травянистое растение с глубокой мощной корневой системой. Листья очередные, сложные, непарноперистые, с яйцевидно-ланцетными листочками. Цветки бледно-фиолетовые, мотылькового типа, собраны в пазушные густые колосовидные кисти.

Нижняя часть корневой системы снабжает растения только водой. В пористой подстилке корневая система получает достаточное количество воздуха для развития растений.

На среднеподзолистых почвах глубокую ^плантажную вспашку не проводят, так как перемешивание подзолистого горизонта с верхним слоем почвы может резко ухудшить условия развития корневой системы растений груши.

Размножаются семенами под влиянием выделений корневой системы растения-хозяина.
При обследовании следует учитывать 5. 6 видов сорняков, которые определяют тип и степень засоренности.

Эволюция растений после выхода на сушу была связана с усилением компактности тела, развитием корневой системы, тканей, клеток, проводящей системы, изменением способов размножения, распространения и т.д.

• ландшафтная или фильтрующая ткань, содержащая корни растений и растительную среду
Обычно различают два основных типа зеленых кровельных систем: экстенсивную и интенсивную.

Биологической особенностью корневой системы является ее способность фиксировать атмосферный азот, поэтому нет надобности вносить под облепиху азотные удобрения.
Корневые отпрыски появляются у растений в возрасте 3—5 лет, их срезают во время обработки.

Частота полива зависит и от развития корневой системы. Растение с сильно развитыми корнями «выпивает» воды в несколько раз больше, чем только что укорененное, слабенькое.
Чаще всего составляют смесь из земли двух типов.

Дозы удобрений плодоносящего виноградника зависят от типа почвы, ее влагообеспеченности, сортов.
появляются с некоторым опозданием; чем больше разрыв между появлением из почек молодых побегов и развитием корневой системы, тем меньше число принявшихся растений.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector