Устраняем воздушную пробку из отопительной системы
Как удалить воздух из теплого водяного пола — пошаговая инструкция, советы эксперта
Как удалить воздух из теплого водяного пола самостоятельно? Можно ли сделать это самостоятельно? Ответ простой — да. Вы можете спустить завоздушенность не прибегая к услугам специалиста.
Из этой статьи вы узнаете как выгнать воздух из теплого пола и что для этого потребуется. Также мы расскажем о причинах появления воздушных пробок и их последствиях. А главное — вы узнаете что делать, чтобы не допустить появления воздушных пробок в дальнейшем.
Причины появления воздуха в системах тёплых водяных полов
Прежде, чем рассмотреть вопрос, как выгнать воздух из трубы теплого пола, определимся с причинами, приводящими к завоздушиванию систем отопления. Образование воздушных пробок обычно вызвано нарушениями правил проектирования, монтажа и эксплуатации систем тёплых водяных полов.
Различают следующие причины появления воздуха в них:
- Неверный расчёт тепловых нагрузок.
- Ошибки при расчетах длин, количества ветвей и диаметров трубопроводов.
- Неправильный подбор насосного оборудования, предохранительной и запорно-регулирующей арматуры.
- Прокладка трубопроводов с недопустимыми перепадами по высоте.
- Использование дефектного оборудования и материалов при устройстве тёплого пола.
- Некачественное выполнение монтажных работ, связанное с негерметичностью стыков и резьбовых соединений.
- Несоблюдение очерёдности алгоритма действий при первичном заполнении и запуске системы в работу (первичном, а также последующих после ремонта).
- Несоблюдение температурного режима при эксплуатации.
- Негерметичность трубопровода вследствие дефекта или длительной эксплуатации.
- Нарушение циркуляции теплоносителя в отдельных контурах (ветвях) системы, вызванное понижением напора и производительности насоса из-за его неисправности.
- Выход из строя автоматического воздухоотводчика, предохранительной и запорно-регулирующей арматуры.
- Выделение вследствие особого температурного режима содержащихся в теплоносителе газов.
Последствия воздушных пробок
Возможные последствия зависят от объекта монтажа, а также конструктивных особенностей системы отопления.
- Тёплые полы от централизованного источника теплоснабжения: частичное либо полное прекращение нагрева, возможно замораживание трубопроводов в угловых помещениях;
- Дома с тёплыми полами и отопительными приборами от централизованного источника теплоснабжения: частичное либо полное прекращение нагрева полов;
- Тёплые полы от индивидуального источника отопления: частичное либо полное прекращение нагрева, возможна аварийная остановка котла и заморозка системы отопления;
- Дома с тёплыми полами и отопительными приборами от индивидуального источника отопления: частичное либо полное прекращение нагрева полов, частые остановки котла.
Учитывая специфическую конструкцию системы отопления «теплый пол», а именно: наличие в зависимости от площади одного или нескольких водяных контуров на помещение и отдельной разводки на каждую комнату, полное прекращение циркуляции практически невозможно.
Лишь в случае возникновения воздушных пробок сразу на всех горизонтальных ветвях во всех помещениях прекратится движение теплоносителя и функционирование системы.
Выгоняем воздух
Общеизвестен факт, что воздух в системах отопления скапливается в верхних точках системы. У систем теплого пола — это коллекторная гребёнка, где и устанавливаются устройства для сброса воздуха (краны Маевского, автоматические воздухоотводчики или обычные шаровые краны).
Кран Маевского, установленный на коллекторе теплого пола.
Для удаления воздуха из системы тёплых полов необходимо выполнить в определённой последовательности следующие действия:
- Перекрыть на коллекторе все горизонтальные ветви.
- Удалить воздух из корпуса циркуляционного насоса.
- Открыть кран Маевского или шаровый кран на гребёнке (в случае отсутствия автоматических устройств).
- Открыть первый водяной контур, запустить насос, установив на регуляторе минимальную производительность.
- Дождавшись появления воды из воздухоотводного устройства прокачиваемой ветви, перекрыть кран и отключить насос.
- С интервалом 5 — 6 мин повторить операцию несколько раз до полного удаления воздуха.
- Аналогичным образом проделать все операции с остальными контурами.
- Затем переключив насос на максимальную производительность, прокачать всю систему в целом, периодически сбрасывая воздух.
- Учитывая вероятность образования новых пробок при последующем прогреве системы, необходимо вновь произвести сброс воздуха.
При применении в качестве оборудования для удаления воздуха автоматических отводчиков газа или сепараторов никаких дополнительных средств не нужно. Необходимо помнить, что при увеличении сложности и количества применяемого оборудования возрастает стоимость, также снижается надёжность системы в целом.
Как убрать воздушную пробку из системы отопления: обзор устройств и специфика их применения
Ухудшение работы отопления может быть обусловлено несколькими факторами. Одним из них является завоздушенность – появление пустот внутри труб и радиаторов. При этом затрудняется циркуляция теплоносителя, существенно снижается КПД и возрастает риск поломок. Как убрать воздушную пробку из системы отопления собственными силами? Для этого нужно узнать основные факторы появления подобного дефекта.
Причины возникновения воздушных пробок
Сформировавшаяся воздушная пробка в батарее отопления может возникнуть по ряду причин. Основной из них является утечка теплоносителя. Даже небольшое уменьшение объема воды в системе влечет за собой образование воздушных прослоек в трубах и радиаторах.
Кроме этого, не нужно забывать, что вода характеризуется степенью насыщения кислородом. Во время нагрева происходит не только расширение, но и выделение пара. Он может концентрироваться в верхних точках магистрали. Чаще всего воздушная пробка в радиаторе отопления формируется именно из-за этого. После остывания теплоносителя его объем уменьшается, образовавшееся пространство занимает воздух. Во время эксплуатации системы во избежание появления этих явлений нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Соблюдение уровня расположения труб и отопительных приборов. Даже небольшой перекос батареи поставит перед собственником вопрос – как выгнать воздушную пробку из системы отопления;
- Использование элементов системы, материал изготовления которых не пропускает молекулы кислорода. Наиболее распространенной ошибкой является монтаж труб из сшитого полиэтилена без защитной оболочки;
- Соблюдение режимов работы отопления. Это относится как к температурному графику функционирования, так и к давлению. Для этого следует монтировать на ответственных участках магистрали манометры и термометры;
- Для закрытых систем рекомендуется монтаж автоматической подпитки теплоносителем. В случае убывания даже небольшого количества воды вследствие протечки или испарения этот механизм добавит нужный объем теплоносителя автоматически.
Но как пробить пробку в отоплении если она уже сформировалась? Сначала нужно найти. Явным признаком ее появления будет резкое снижение температуры в определенном месте трубопровода или радиатора. Также появятся характерные звуки – бульканье и перетекание жидкости. Несильное постукивание поможет найти точное месторасположение дефекта. В этом месте металл будет создавать чуть более высокие звуки, чем при полном заполнении водой.
Если нужно избежать ситуации, при которой удаление образовавшейся воздушной пробки из труб отопления окажется затруднительным – рекомендуется после котла установить сепаратор. Это устройство уменьшает содержание газа в воде.
Методы устранения воздушных пробок
Перед тем как убрать воздушную пробку в отоплении нужно выяснить ее свойства. Главным из них является плотность, которая всегда будет ниже, чем такой же показатель воды. Соответственно жидкость будет вытеснять воздух вверх и по направлению циркуляции.
Следовательно, для удаления завоздушенности нужно обеспечить выход пара. Для этого следует установить специальные устройства – воздухоотводчики и краны Маевского. Они работают по принципу обратного клапана. При превышении определенного показателя давления, на седло клапана воздействует пар. Шток приходит в движение, высвобождая воздух из радиатора или трубы. После нормализации давления под действием пружины шток занимает старое положение.
Воздушная пробка чугунной или алюминиевой батареи отопления может привести к повреждению корпуса. Поэтому при возникновении такой ситуации нужно незамедлительно решить проблему.
Кран Маевского
Он предназначен для устранения воздушной пробки в батарее отопления. Несмотря на небольшой размер, кран Маевского способствует эффективному удалению скопившегося пара не только в радиаторах, но и в трубах.
Конструктивно он представляет собой игольчатый клапан, заключенный в металлическом корпусе. Как удалить воздушную пробку из системы отопления с его помощью? Сначала нужно определиться с моделью устройства.
Ручные краны
После установки в верхний патрубок радиатора выпуск воздуха осуществляется после поворота накидной гайки на кране. Удаление воздушной пробки из системы отопления с помощью ручного крана Маевского выполняется по следующей схеме:
- Заполнение системы теплоносителем. Краны на радиаторах при этом находятся в закрытом состоянии;
- По достижении максимального уровня подача воды прекращается;
- Установив в устройствах требуемый зазор игольчатого ограничителя, открываются краны;
- Одновременно с этим возобновляется подача теплоносителя.
Вода добавляется в систему до тех пор, пока из всех кранов Маевского не начинает идти жидкость. Обязательно проверяется отсутствие воздушной струи. Такой метод эффективен для удаления воздушной пробки в радиаторах отопления при первом запуске системы, перед сезоном или при появлении завоздушенности во время эксплуатации.
Ручные модели эффективно устранят воздушную пробку в радиаторе как для автономного, так и для центрального отопления. Главное, – правильно подобрать монтажную резьбу. В большинстве случаев она равна 1/2”, но есть модели и с нестандартным размером 3/4”.
Автоматические краны
В отличие от вышеописанной модели в их конструкции на торец игольчатого клапана устанавливается седло с определенной площадью поверхности. В сочетании с обратной пружиной, степень прижатия которой определяет критическое значение давления, при котором кран открывается. Подробное устройство предназначено для автоматического пробития пробки в отоплении при превышении критического значения температуры и как следствие – давления.
Однако, перед монтажом следует ознакомиться со спецификой работы этой модели:
- Для предотвращения попадания воды на пол в конструкции должен быть предусмотрен патрубок для слива избыточного количества воды в канализацию;
- При долгом застое седло клапана может покрыться известковым налетом, который затруднит его открытие. Поэтому рекомендуют 1 раз в 2-3 месяца открывать кран вручную. Этапы процедуры нужно сделать перед первым запуском отопления;
- Устанавливаемое максимальное давление открытия не должно превышать критическое всей системы. Для того чтобы убрать воздушную пробку из отопления в автоматическом режиме значение давления на кране должно быть меньше максимального на 5-10%.
Что лучше установить: автоматический или ручной кран Маевского? Если работа системы не предусматривает резких скачков давления – на радиаторы можно поставить ручные модели. Для автономного отопления отдают предпочтение автоматическим.
Лучше всего выбирать модели, изготовленные из латуни. Во время выгона воздушной пробки из отопления они могут выдержать не только критическое значение давления, но и температуры. Стальной корпус подвержен разрушению и ржавлению.
Воздухоотводчик отопления
Но помимо радиаторов нередко возникают ситуации, когда требуется выгнать воздушную пробку из системы отопления в трубах. Для этого на определенных участках магистрали необходимо установить воздухоотводчики. Их конструкция во многом схожа с описанными автоматическими кранами Маевского. Однако есть существенные отличия – они рассчитаны на наибольший объем выпускаемого воздуха и устанавливаются не горизонтально, а вертикально.
Для того чтобы удалить образовавшуюся воздушную пробку из системы отопления сначала нужно установить воздухоотводчики в правильных местах:
- В самой высокой точке магистрали. Для открытой системы это возможно только в том случае, если установлен герметичный расширительный бак на обратной трубе;
- В коллекторном отоплении – на каждой гребенке;
- Для тройниковой разводки – перед каждым узлом разветвления магистрали.
После установки необходимо правильно выставить значение давления, при котором воздухоотводчик сработает. Для удаления воздушной пробки из системы отопления в трубы нагнетают теплоноситель до того момента, пока не сработает воздухоотводчик на обратной магистрали.
Убирая воздушную пробку в автономном отоплении, нужно снизить температуру теплоносителя до минимума. Это приведет к уменьшению объема воды и будет способствовать более эффективному устранению неполадки.
В сочетании с функциональными качествами кранов Маевского это дает возможность эффективно пробить любую пробку в отоплении. Важно, чтобы параметры срабатывания устройств не превышали критическое значение давления. В противном случае безопасность системы может быть под угрозой.
В видео показан пример развоздушивания радиатора отопления:
Как спустить воздух из радиатора отопления: пошаговая инструкция
Начало сезона отопления в некоторых ситуациях сопровождается таким явлением, как воздушные пробки. Сантехник не всегда может появиться своевременно, ведь такая необходимость может возникнуть в частном доме вдалеке от цивилизации. Поэтому не лишним будет знать, как самому спустить воздух из радиатора отопления.
На основе богатого практического опыта профессиональных специалистов-теплотехников получен ряд рекомендаций, которые могут помочь максимально снизить вероятность появления воздуха в батарее. А также подсказать, что делать, если он там оказался.
Причины появления воздуха
Завоздушивание (так еще называют этот процесс) может произойти по причине человеческого фактора или при нарушении технологии отопительного режима.
Наиболее вероятные причины появления воздушной пробки:
- Производство ремонтных работ (сборки и разборки трубопровода), что неизбежно способствует скоплению воздуха.
- Нарушения при монтаже отопления угла и направления уклона трубопроводных магистралей.
- Сниженное давление в водопроводной системе, при котором уровень воды понижается, заполняя воздухом образовавшиеся пустоты.
- Выделение воздушных пузырьков при нагревании воды, которые поднимаются в верхнюю часть трубопровода, создавая там воздушные пробки.
- Неправильное наполнение магистрали по скоростному режиму.
- Утечка теплоносителя при некачественной герметизации стыков труб, в результате чего в водопроводную систему попадает воздух.
- Неисправности в устройствах воздухозабора.
На что влияет воздух
Если в отопительной системе дома происходит завоздушивание, нормальная циркуляция воды нарушается.
Появление воздушной пробки может привести к таким последствиям:
- Вибрации труб, ослаблению их стыков и даже разрушению в местах сварки — при длительном воздействии.
- Появлению шумов при циркуляции воды.
- При образовании в малодоступных местах — к размораживанию всей системы отопления.
- Уменьшению (полному или частичному) циркуляции жидкости.
- Снижению эффективности процесса отопления и, соответственно, перерасходу топлива.
- Сокращению срока службы системы отопления, в том числе по причине преждевременного выхода из строя самого оборудования (при попадании внутрь на металлические части, что приводит к возникновению коррозии).
Воздушные пробки в современной отопительной системе можно сравнить с сырыми дровами, используемыми для печного отопления, — это нерентабельно и технологически вредно.
Как избежать появления воздушных пробок
Если тепловая магистраль изготовлена в соответствии с требованиями ГОСТ и ТУ (технических условий), то появление воздушных масс в ней минимизировано. Еще одно условие для предотвращения этого явления — правильный процесс заполнения системы водой. Он имеет свои особенности для открытого и закрытого отопительных контуров.
Открытый контур
Схема открытого отопительного контура дает представление о том, в каком порядке следует заполнять такую систему водой после промывки. В самой верхней ее точке находится расширительный бак, а в нем — специальный патрубок. Его назначение — защита магистрали от перелива.
Такой контур заполняется следующим образом:
- В нижней точке находится запорный кран, с помощью которого происходит подача холодного теплоносителя в контур.
- Отопительный котел п еред началом заполнения системы отключается.
- После этого начинается заполнение контура. Поступающий кран в нижней части контура открывается таким образом, чтобы затекание теплоносителя шло очень медленно. В цифровом выражении это выражается в пропорции 1:3. Это означает, что кран нужно отвернуть только на одну треть входного диаметра трубы.
- Заполнение продолжается до тех пор, пока теплоноситель не потечет через шланг перелива. Затем водопроводный кран закрывается.
- Затем на всех радиаторах производится открытие воздухоотводчиков для обеспечения качественного заполнения системы.
- Котел снова подключается. Его краны желательно открывать очень медленно.
- Следующий шаг — доливание теплоносителя в таком же медленном темпе, при этом расширительный бак заполняется на 60—70 %.
- Обязательно выполняется проверка работы отопительной системы.
- Происходит включение котла для прогрева.
- Проводится обследование радиаторов и труб, чтобы выявить места, где отсутствует или является слабым тепло. Это свидетельствует о наличии пробки в магистрали отопления.
- Выявив причину возникновения завоздушивания, процедуру повторяют.
В первую неделю после подключения работа системы внимательно контролируется: уровень воды в расширительном баке, а также состояние радиаторов и труб. В случае необходимости, это позволит оперативно разрешить возникшие проблемы.
Заполнение систем закрытого типа
Подобным образом производят заполнение теплоносителем системы закрытого типа. Воду в нее тоже подают медленным потоком через специальный кран. Выполнить заполнение отопительной системы водой можно своими силами.
Следует действовать по следующей схеме:
- Для выполнения процедуры необходим прибор для измерения давления в системе — монометр.
- Начинается подача теплоносителя в трубопровод.
- Одновременно проводится контроль за давлением. Когда оно достигнет чуть более 1,5 бар, выключается подача.
- Теперь можно делать спуск воздуха из всех радиаторов через воздухоотводчики. При этом давление в системе должно начать понижаться.
- Дозированно добавляется теплоноситель в контур для поддержания его на нужном уровне.
- При полной стравке воздуха и наполнении магистрали теплоносителем давление должно соответствовать норме. Оно зависит от конкретного оборудования — от 1,5 до 2,0 бара.
Оптимально проводить заполнение закрытого контура вместе с помощником.
- Первый стравливает воздушные массы из радиаторов.
- Второй контролирует уровень давления в отопительной системе. При необходимости добавляет или снижает интенсивность подачи.
- Первый подает сигнал о выходе воздуха из системы.
- Напарник доводит давление до заданного.
- Подача прекращается.
Как спустить воздух самостоятельно
Эту операцию можно осуществить разными способами — в зависимости от того, принудительной или естественной является циркуляция.
Выпустить воздух из батареи отопления можно следующими способами:
- Из системы с естественной циркуляцией воды воздух удаляется через расширительный бак, установленный в верхней точке трубопровода.
- Для принудительной циркуляции спуск воздуха осуществляется через специально предусмотренный для этого воздухосборник, установленный в самой верхней точке. В таком случае подающий трубопровод прокладывают с подъемом по направлению подачи теплоносителя. Воздушные массы, поднимающиеся по стояку, удаляются через воздушные краны, установленные также в верхних точках магистрали.
- Во всех случаях обратный трубопровод прокладывается с понижением уровня в направлении слива.
Если стандартные способы удаления пробки не действуют, то увеличив давление в отопительной системе до значения, близкого к максимальному, ее можно выдавить через воздухоотводчики. Если это действие не приведет к освобождению системы, рекомендуется стравливать пробку через ближайшее разъемное соединение.
Воздухоотводчики
Они представлены двумя типами: ручными (чаще всего, кран Маевского) и автоматическими.
Ручные
Кран Маевского получил свое наименование по имени изобретателя. Устанавливается на торце радиатора отопления. С его помощью можно самостоятельно в любое время сбросить лишний воздух.
Цены на кран Маевского
Автоматические
Эти воздухоотводчики предназначены для автоматического сброса воздушных пробок. Это происходит по физико-техническим причинам: воздух под действием давления в трубопроводе через клапан воздухоотводчика выходит наружу.
Данный прибор требует регулярного очищения от микрочастиц ржавчины и постороннего сора, находящихся в любом теплоносителе.
Как стравить воздух из чугунной батареи с заглушкой
На чугунных батареях довольно часто устанавливается простая заглушка, закрученная на паклю, покрытую краской. Убрать ее, чтобы получить доступ к воде, довольно затруднительно, но возможно.
Для этого понадобятся следующие материалы, инструменты и емкости:
- тазик или ведро;
- большое количество тряпок;
- разводной ключ;
- растворитель для краски.
Перед началом работы желательно перекрыть стояк с целью безопасности, иначе при достаточно резком открытии можно полностью выкрутить заглушку, и воду из батареи тогда будет очень трудно остановить.
Действия по снятию пробки проводятся в следующем порядке:
- На пол под заглушку поставить емкость и постелить тряпки на случай утечки теплоносителя.
- Растворитель нанести на место, где установлена заглушка, выдержать 15 минут.
- После этого аккуратно разводным ключом откручивать по резьбе, пока заглушка не начнет поддаваться. Когда паровоздушная фракция станет стравливаться, будет слышен характерный звук. Признаком того, что воздух ушел, будет отсутствие звука.
- Далее обязательно на заглушку наматывается слой «фумки», и она ставится на место.
- При желании можно закрасить место стыка заглушки с батареей краской.
Удаление воздуха из радиатора в частном доме
Если есть необходимость выгнать пробки в частном доме, где имеется более одного отапливаемого этажа, развоздушивание радиаторов нужно начинать с самого нижнего уровня и заканчивать верхним.
Для повышения эффективности теплоснабжения дома и увеличения срока службы системы устанавливаются автоматические воздухоотводчики, позволяющие своевременно выпустить воздух из радиатора отопления.
Стоимость ручных и автоматических воздухоотводчиков
Цены на воздухоотводчики для системы отопления зависят главным образом от металла, из которого они изготовлены, от производителя и размера клапана. Стоимость автоматического воздухоотводчика может колебаться от нескольких сотен рублей до нескольких тысяч за приборы импортного производства.
Сравнительная таблица цен основных видов и модификаций.
Спускаем воздух с системы отопления. Как удалить воздушную пробку?
Отопительная система в частных коттеджах и многоквартирных домах включает в себя трубы и радиаторные батареи, подверженные в процессе эксплуатации естественному завоздушиванию. Попадающие в конструкцию воздушные массы образуют пробку, что затрудняет или полностью останавливает перемещение теплоносителя в трубах. Результатом подобной ситуации становится отсутствие прогрева воздуха в помещениях до необходимых температурных показателей. Существует несколько способов спустить воздух с системы отопления. Давайте разберемся в вопросах удаления воздушных пробок
Причины завоздушивания системы
Существует несколько достаточно распространённых причин, провоцирующих появление воздушной пробки внутри отопительных конструкций:
- разгерметизация, произошедшая в процессе осуществления планово-предупредительных или ремонтных работ;
- неправильная промывка или опрессовка системы с последующим заполнением водяного контура штатным теплоносителем;
- локальное нарушение целостности трубопроводов и радиаторных батарей под негативным внешним воздействием или в результате ошибок обслуживания и эксплуатации;
- в частных домовладениях – отсутствие в смонтированной системе достаточного трубного уклона и расширительного бачка;
- пониженный уровень давления в водопроводе, заполнение образовавшихся пустот воздухом;
- неисправное состояние воздухозаборных элементов;
- подсоединение к отопительной конструкции системы «тёплый пол» с разными по высоте трубами;
- всасывание воздуха через негерметичные шовные соединения и участки стыков;
- низкое качество теплоносителя, перенасыщенность его газами;
- восполнение объёма теплового носителя путём добавления холодной водопроводной воды.
Одна из наиболее часто встречающихся проблем – наличие ошибок и погрешностей на этапе создания проектной документации или монтажа трубной разводки.
Варианты удаления воздуха с отопления
Оптимальным способом спуска воздуха станет монтирование в отопительную систему ручных (механических) или автоматических воздухоотводчиков. Первый (локальный) вариант заключается в установке кранов Маевского на торцах всех радиаторов.
Второй способ – это вертикальный или горизонтальный монтаж высокопроизводительных отводчиков воздуха, дополненных фильтрами на подачу воды и «обратку». Максимальную эффективность обезвоздушивания показывает многоступенчатая система с раздельным сбросом воздуха в разных точках.
Кран Маевского
Запорная арматура игольчатого типа СТД-7073В изготавливается из разных материалов. Латунные изделия не подвергаются коррозии, надёжны и долговечны. В вертикальных системах запорная арматура монтируется на все приборах верхнего этажа, а в горизонтальных – на все радиаторные батареи.
Правила выполнения работ:
- установить краны;
- открыть запорную арматуру на один оборот;
- закрыть кран после появления воды.
Запорная арматура должна быть присоединена в верхней части радиатора, напротив входа горячего водоснабжения. Отверстие фасонной детали располагается по направлению от стены, с небольшим наклоном вниз. Относительно простой способ спуска воздуха с отопления.
Автоматические отводчики
Особенность автоматических воздушных клапанов заключается в разных видах исполнения: угловые, прямые и радиаторные. Удаление воздушной пробки осуществляется посредством наивысших точек в трубопроводной сети. Угловые и радиаторные конструкции монтируются в труднодоступных местах.
Сепараторы воздуха
Устройство отведения воздуха из трубопроводной сети используется в верхней части системы отопительного контура и обеспечивает сбор воды, обогащённой частицами воздуха. Весь растворённый воздух трансформируется в пузыри, после чего полностью и удаляется. Выбор модели зависит от конструктивных характеристик сети, температурного режима теплового носителя, расположения трубопровода и других технических параметров.
Многоступенчатая система
Комбинация нескольких видов устройств в одной схеме обеспечивает максимально эффективный спуск воздуха с отопительной системы.
Правила установки разных устройств:
- запорная аппаратура Маевского – на радиаторных батареях;
- автоматический воздухоотводчик – рядом с обогревательным оборудованием, в высшей точки системы отопления;
- воздухоотводные устройства иного типа – на коллекторах.
Монтаж конкретных видов воздухоотводных изделий в разных установочных местах гарантирует минимальный риск образования скоплений пузырьков воздуха и пробок внутри трубных систем или радиаторных батарей.
Нагрев теплоносителя
Иногда, с целью удаления воздушной пробки с отопительной сети применяется естественный способ удаления избыточного количества воздуха довольно сильным прогревом среды. Температурный режим теплового носителя в этом случае повышается до 95-100 о С, что ускоряет его движение по трубопроводной конструкции и устраняет скопившиеся пробки. Вариант не отличается высокой эффективностью и используется в качестве экстренной меры.
Спуск воздуха с радиатора
На современных конструкциях обезвоздушивание производится через запорную арматуру игольчатого типа СТД-7073В. Старые батареи освобождают от пробки через обычную заглушку, посредством газового ключа, растворителя или преобразователя ржавчины, фум-ленты.
Поэтапное выполнение работ:
- установить под батарейной секцией с заглушкой пустую ёмкость достаточного объёма;
- обмотать ветошью часть радиатора вокруг заглушки для снижения напора воды;
- обработать стыки радиатора и заглушки растворителем ржавчины (при необходимости);
- осторожно открутить заглушку при помощи газового ключа.
В процессе проворачивания резьбы заглушки нужно прислушиваться к звуку выходящего воздуха. Из батареи при таком варианте спуска воздуха выливается примерно 4-5 л воды, после чего на место устанавливается заглушка, обмотанная сантехнической лентой. Целесообразно заменить стандартную заглушку автоматическим отводчиком или краном Маевского.
Спуск через расширительный бак
В домовладениях с индивидуальной системой отопления устанавливаются расширительные баки закрытого и открытого типа. В открытых конструкциях естественным способом опускается уровень воды или иного теплового носителя.
Долив системы целесообразно осуществлять через нижний вентиль радиатора, но допускается заливать теплоноситель непосредственно в бак. Запущенной системе нужно дать поработать несколько минут, что позволит вытолкнуть пробку. В противном случае применяется стандартный слив через радиатор.
Спуск воздуха с насоса
Если в отопительном контуре есть вмонтированный циркуляционный насос, то воздушная пробка, как правило, нарушает его функционирование. При установке насосного оборудования выше гребёнки, либо использовании только штатного агрегата (котла отопления), нужно ослабить винт, расположенный в центральной части крышки. В результате весь скопившийся воздух выйдет наружу. После стравливания воздуха циркуляционный насос нужно включить на 5-10 минут для прокачки трубопроводной сети.
Как спустить воздух в квартире
Сброс избыточного воздуха в системах отопления многоквартирных домов осуществляется по стандартной схеме.
При нижнем розливе:
- запуск элеватора на сброс;
- использование запорной арматуры;
- перепускание стояка на сброс.
В многоквартирных домах с верхним розливом производится открытие специализированного «сбросника» на расширительном баке при выдвинутом штоке.
Признаки наличия воздуха в отоплении
Неправильное функционирование и снижение эффективности отопительной системы вследствие её завоздушивания сопровождается характерными признаками:
- слишком шумным перемещением теплоносителя по трубам и радиаторам;
- вибрацией конструкций, ослабеванием соединений и разрушением сварных швов;
- нарушением циркуляции теплоносителя;
- неравномерный прогрев батареи в разных частях;
- ощутимым увеличением расхода используемых топливных ресурсов.
Скопившиеся внутри металлических конструкций воздушные массы провоцируют постепенные коррозийные изменения, что является причиной разрушения системы и её преждевременного выхода из строя. Нужно как можно скорее избавиться от воздушных пробок.
Профилактические меры
К числу наиболее эффективных и доступных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение завоздушивания сети, относится:
- соблюдение правил монтажа всех элементов конструкции и комплектующих;
- установка специальных устройств, отводящих воздух в ручном или автоматическом режиме;
- регулярная ревизия герметичности стыков и участков соединений;
- спуск воздуха до заполнения водой системы отопления;
- контроль работы водогрейного оборудования;
- проверка характеристик теплового носителя на соответствие требованиям;
- контроль показаний манометра и давления в трубопроводах;
- систематический визуальный осмотр трубопроводов и радиаторных батарей.
Настоятельно рекомендуется в процессе эксплуатации и обслуживания периодически выполнять штатное удаление воздушных пробок.
Как выгнать воздух из труб отопления?
При попадании в систему отопления воздуха эффективность её работы в той или иной степени снижается, так как газ занимает определённый объём трубопровода, предназначенный для теплоносителя. Таким образом, воздух в трубах отопления – вредный фактор, и его необходимо стравить как можно быстрее.
Рассмотрим ситуацию с воздушной пробкой подробнее, чтобы, столкнувшись с этой распространённой проблемой, знать, как выгнать воздух из труб отопления быстро и эффективно.
Причины образования воздушных пробок в системе отопления
Воздух в отопительный трубопровод может попасть сразу в достаточно большом объёме, а может накапливаться постепенно, но в обоих случаях из него формируется пробка, снижающая эффективность отопления в квартире. Существуют источники поступления воздуха в систему, не зависящие от потребителя, но есть и такие, которые можно предотвратить. Перечислим их.
- Негерметичность трубопровода, обуславливающая затягивание в него воздуха в под действием эжекции.
- Поступление воздуха при производстве текущего ремонта отопления.
- Неисправные воздухоотводчики (устройства для стравливания воздуха из системы).
- Разрушение мембраны в расширительном бачке мембранного типа, используемых в закрытых контурах отопления
- Накопление в системе кислорода, растворённого в поступившей свежей воде, особенно холодной.
- Понижение уровня воды в расширительном бачке ниже допустимого предела в результате испарения.
- Слишком быстрое заполнение системы водой, когда воздух из радиаторов не успевает вытесняться теплоносителем.
- Значительные перепады давления теплоносителя в системе центрального отопления, когда вода из контура уходит в магистраль, где давление ниже.
- Отключения центрального отопления с уходом теплоносителя при производстве аварийного ремонта наружных магистралей.
Для образования воздушной пробки, кроме источника поступления воздуха, необходимы ещё и условия для этого:
- не правильно выполненный уклон трубопровода;
- большой шаг крепёжных кронштейнов на стене с провисанием пролёта;
- неисправность воздухоотводчиков или их отсутствие.
Важно! Для образования воздушной пробки достаточно наличия одного из перечисленных путей поступления воздуха при действии любого из необходимых условий.
Влияние пробки на функционирование системы отопления
Воздух, попав или скопившись в трубе отопления, образует пробку, частично или полностью препятствующую нормальной циркуляции теплоносителя. Даже если циркуляция по контуру продолжает осуществляться, радиатор, заполненный водой не полностью, теряет в площади теплоотдачи и, соответственно, в эффективности работы.
Внутренняя поверхность трубопровода, если материал труб – сталь, в месте нахождения пробки начинает окисляться из-за контакта с кислородом воздуха. К значительному уменьшению толщины стенки это не приведёт, но окалина будет отслаиваться и оседать в проблемных участках трубы, уменьшая её просвет и приближая ситуацию, когда систему нужно будет полностью продуть, как прочищают дымоход при чрезмерных наслоениях сажи.
Движение теплоносителя через завоздушенные участки трубы, имеющие меньший просвет, сопровождается периодическим скрежетом, стуком и вибрацией контура.
В контурах с циркуляционным насосом и простой конфигурацией профиля воздушная пробка может циркулировать вместе с водой и, проходя через помпу, подвергать её кратковременному воздействию эффекта «сухой» работы. Одно- двухразовый такой эпизод не выведут насос из строя, но многократное его повторение чревато выходом из строя подшипников.
Диагностика контуров отопления на наличие воздушных пробок.
Наличие пробки в системе отопления обычно выявляется при анализе возможных причин недостаточной эффективности обогрева жилья. Завоздушенность радиаторов диагностируется ощупыванием – холодные участки укажут на присутствие воздуха. Осмотр трубопровода тоже прост, если он не обустроен теплоизоляцией или декоративными элементами, в противном случае необходимо снять все оболочки.
Простукивание системы в этом случае мало эффективно – не покажет чёткой границы воздуха с водой, а тон стука зависит не только от содержимого трубы, но и других факторов – длины пролёта, толщины стенки в данном месте и т. д.
Определив место расположения воздуха в системе, принимают решение, как именно спустить воздух с труб отопления.
Способы удаления воздуха из трубопровода
В современных системах отопления ещё на стадии проекта присутствуют штатные средства для стравливания воздуха — воздухоотводчики, автоматические или ручного применения, поэтому при правильном монтаже и укомплектовании отопительного оборудования продуть воздушную пробку не составляет труда.
Если отопление смонтировано открытым контуром, то воздух из него можно спускать через расширительный бачок, являющийся самой высоко расположенной точкой системы – открывается кран подачи, и газы из трубопровода будут вытеснены теплоносителем в бак, что проявится выходом туда пузырей воздуха. После этого уровень воды в бачке доводится до нормы.
Важно! Труба подачи воды монтируется в сторону стояка расширительного бака с уклоном вверх.
В закрытых контурах с принудительной циркуляцией возможность сброса воздуха обеспечивается следующим образом:
- трубы подачи горячего теплоносителя монтируются от главного стояка к удалённым с уклоном вверх, обеспечивая выделяющемуся из воды воздуху попутное воде движение;
- в самой верхней точке трубы подачи монтируется воздухоотводчик.
В трубопроводе такой конструкции возможность продуть пробку теплоносителем обеспечивается также и другими воздухоотводчиками, устанавливаемыми в верхних точках других участков сети.
При необходимости ремонта опорожнение системы производится через обратный трубопровод, устраиваемый с уклоном, величина которого обеспечивает полный слив воды.
Устройство воздухоотводчиков
Устанавливаются они в критических точках – как правило, самых высоких местах пролётов трубопровода и в верхней части радиаторов.
По способу экслуатации воздухоотводчики производятся двух видов:
- ручного управления – запорный клапан игольчатой конструкции (в обиходе — «кран Маевского»);
- автоматические.
Клапаны сброса воздуха из системы отопления бывают разными также по размерам, конструкции и материалам исполнения, но их назначение общее – вывод газов.
Важно! На алюминиевые радиаторы воздухоотводчики устанавливаются в обязательном порядке, так как вода в контакте с этим металлом разлагается на составляющие, одна из которых – водород, который взрывоопасен при смешении с кислородом или воздухом в определённых пропорциях. Если при этом отопление – газовое, то ситуация усугубляется.
Автоматические клапана сброса воздуха производятся для установки на трубопроводы и радиаторы, просты конструкционно и удобны в эксплуатации, могут быть прямого исполнения или угловыми, при этом превосходят по цене устройства ручного действия не значительно. Диапазон цен продукции таких известных производителей, как Danfoss, Wind или Valtec, составляет $5-15.
Важно! Автоматический клапан сброса, не зависимо от конструкции, всегда устанавливается так, чтобы его колпачок (выпускное отверстие) был направлен вверх.
Воздухоотводчики ручного управления – это примитивное по конструкции, но надёжное устройство выпуска воздуха из системы, устанавливаемое в основном на радиаторы отопления в верхней их части. Модели могут отличаться размером монтажной резьбы и дизайном.
Устройство характеризуется простотой эксплуатации – открывается обычной отверткой, а его спускное отверстие при помощи регулировочного барашка можно направить в направление, удобное для приёма воды в конце операции.
Стравливание воздуха производится при включенном отоплении, когда давление в системе достигло рабочей величины. После плавного открытия крана Маевского из сливного отверстия сначала пойдёт воздух, затем холодная вода, и так попеременно. Спуск прекращают, когда из отверстия пойдёт горячий теплоноситель постоянной температуры без воздуха, и клапан закрывают.
Нештатные способы удаления воздушной пробки
Встречаются ситуации, когда шаг опор трубопровода значителен, и труба провисла на пролётах, образовав волнистый контур с куполами-пазухами без воздухоотводчиков. Воздух в таких трубах отопления скапливается в пазухах, что делать?
Если трубопровод малого диаметра, то под него устанавливают дополнительные опоры, чтобы выровнять профиль. После этого газ из пазух будет вытеснен водой, и его удаляют через расширительный бачок или воздухоотводчики.
Если же трубопровод значительного диаметра (50 – 100 мм), да ещё и стальной, то выравнивание его профиля – очень трудоёмкий процесс. В таких случаях в верхнюю часть «купола» трубы вкручивают до упора самосверлящий винт с уплотнительной прокладкой, после чего чуть выкручивают его для стравливания воздуха и вновь закручивают до упора.
Как вручную спустить воздух из системы, если давление теплоносителя высокое
В этой ситуации необходимо предварительно перекрыть вентиль подачи воды в систему и выпустить пробку стандартным способом, но открывая клапан Маевского медленно, не допуская резкого выброса газа или воды.
Что делать, если ручной воздухоотводчик не отворачивается
Если резьбовое сопряжение спускного винта прикипело, и он не отворачивается, необходимо капнуть на него керосином, тормозной жидкостью или брызнуть специальным средством WD-40. Выждав необходимое время, винт осторожно обстукивают молотком и поворачивают ключом.
Заключение
Если система отопления проектируется в соответствии с современными техническими требованиями, то удаление воздушной пробки, значительно снижающей КПД системы отопления, не представляет труда. Но, даже если ухудшение качества обогрева не наблюдается, необходимо периодически проводить диагностику трубопровода и вспомогательного оборудования, что предотвратит превращение мелких проблем в значительные.