Психологическая типология личности к юнг - Домашний мастер Dach-Master.ru
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологическая типология личности к юнг

Тест. Выявление типологических особенностей личности (К. Г. Юнг)

Тест. Выявление типологических особенностей личности (К. Г. Юнг)

На каждый вопрос предлагается два варианта ответа. Необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и записать рядом с номером вопроса букву, обозначающую этот ответ.

1. Что вы предпочитаете?

А) немного близких друзей;

Б) большую товарищескую компанию.

2. Какие книги вы предпочитаете читать?

А) с занимательным сюжетом;

Б) с раскрытием переживаний героев.

3. Что вы скорее можете допустить в работе?

4. Если вы совершаете дурной поступок, то:

А) остро переживаете;

Б) острых переживаний нет.

5. Как вы сходитесь с людьми?

Б) медленно, осторожно.

6. Считаете ли вы себя обидчивым?

7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?

8. Считаете ли вы себя:

9. Откровенны вы или скрытны?

10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?

11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:

12. Часто ли вы переживаете недовольство собой?

13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?

14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?

15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?

16. Легко ли вы меняете ваше настроение?

17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

18. Ваши движения:

19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:

20. В затруднительных случаях:

А) спешите обратиться за помощью к другим;

Б) не любите обращаться за помощью.

Обработка результатов:

Показатели экстраверсии: 1Б, 2А, 3Б, 4Б, 5А, 6Б, 7А, 8Б, 9А, 10Б, 11А, 12Б, 13А, 14Б, 15А, 16А, 17А, 18А, 19Б, 20А.

Количество ответов, совпавших с этим ключом, следует подсчитать и умножить на 5.

Баллы: 0–35 – интроверсия, 36—65 – амбоверсия (т. е. промежуточный, или неопределенный тип), 66–100 – экстраверсия.

Похожие главы из других книг

Взаимодействие зрелостных и типологических измерений личности

Взаимодействие зрелостных и типологических измерений личности На рис. 4.1 наглядно представлена схема, по которой многие аналитические диагносты определяют структуру личности пациента. На оси развития расположены три главные категории организации, обсуждавшиеся выше.

6.2. Взаимосвязь особенностей личности и характеристик стресса

6.2. Взаимосвязь особенностей личности и характеристик стресса В научных исследованиях, посвященных проблемам стресса, непрерывно растет интерес к изучению вопросов взаимосвязи личностных особенностей как с характером стрессовых реакций, их типом и интенсивностью, так

8. НАРУШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

8. НАРУШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Для анализа того, как формируется патологическое изменение личности, можно привести также некоторые данные, касающиеся формирования патологических черт характера.Из психиатрической практики

Экспериментальное изучение индивидуально-типологических особенностей личности с помощью психографического теста ТиГр

Экспериментальное изучение индивидуально-типологических особенностей личности с помощью психографического теста ТиГр Изучение индивидуально-типологических особенностей личности с помощью теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» базируется

Глава 3 Новые подходы к изучению типологических различий между людьми

Глава 3 Новые подходы к изучению типологических различий между людьми 3.1. Представления о темпераменте Г. АйзенкаОчевидные недостатки популярных на Западе теорий темперамента Э. Кречмера и К. Юнга попытался «исправить» английский психолог Ганс Айзенк (1957, 1990), который

Глава 4 Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления

Глава 4 Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления 4.1. Соотношение понятий «свойство нервной системы» и «типологические особенности проявления свойства нервной системы»Понятие о свойствах нервной системы введено в

7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы

7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы Со времен И. П. Павлова, использовавшего только один метод диагностики свойств нервной системы – условно-рефлекторный, многое изменилось. На смену старым «классическим» методикам,

1.3. Восемь типологических качеств

Выявление особенностей сенсорного и моторного развития

Выявление особенностей сенсорного и моторного развития Войти в мир ребенка — не значит просто догадаться, что доставляет ему удовольствие. Это системный процесс. Во-первых, родители и профессионалы должны выяснить, как работает нервная система ребенка, подмечая

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

15.1. Диагностика психологических особенностей личности в общении

15.1. Диагностика психологических особенностей личности в общении Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности. С. С. Бубнова. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. В ее основе

Сглаживание и выявление природных особенностей

Сглаживание и выявление природных особенностей Природные особенности, к числу которых относятся типологические, конституциональные, темпераментные и половозрастные черты, появляются, разворачиваются и исчезают в соответствии с генетической программой. Повлиять на

Тест на выявление типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД)

Тест на выявление типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) Психолог организует работу с беременной женщиной, так как именно мать может оказывать позитивное влияние на свой плод. Для организации работы с беременной и при необходимости коррекции ее

Тест на выявление доминирующего инстинкта и профиля личности по инстинктам (В. Гарбузов)

Тест на выявление доминирующего инстинкта и профиля личности по инстинктам (В. Гарбузов) Для выявления доминирующего инстинкта и построения профиля личности по инстинктам можно использовать тест В. Гарбузова (1999). Тест позволяет выявить доминирующий инстинкт,

8.1. Тест на определение патологии внутри человеческой личности

11.1. Взаимосвязь особенностей личности и характеристик стресса

11.1. Взаимосвязь особенностей личности и характеристик стресса В научных исследованиях, посвященных проблемам стресса, непрерывно растет интерес к изучению вопросов взаимосвязи личностных особенностей как с характером стрессовых реакций, их типом и интенсивностью, так

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Общая психология. Лекция 5 (часть2) (Конспект лекций по общей психологии)

5.4. Типологии личности
Конституциональная типология Э.Кречмера (1924)
Типология личности У.Шелдон а (1940)
Ценностная типология Э.Шпрангера (1928)
Типология личности К.Юнга

Многочисленные попытки создать типологию личности уходят корнями в глубокую древность и являются свидетельством потребности человека внести какой-то порядок, систему в хаос индивидуальных разногласий.

Тип — это обозначение комплекса отдельных черт, по наличию (отсутствию) которых человек может быть отнесен к данному типу.

За всю историю психологии было предложено многочленное количество разных типологий. При этом некоторые из них подчеркивают роль одной ведущей возможности, которая организует вокруг себя все основные характеристики; другие акцентируют внимание на определенной комбинации качеств. Одни типологии базируются на эмпирических данных, другие — на теоретических положениях. Одни типологии обосновываются на выделении биологических аспектов (например, тип телосложения), другие — на выделении социальных особенностей человека (например, системы ценностей).

Несмотря на большое разнообразие типологий, они имеют общие черты:

  1. типологии определяют рамки , в пределах которых находится место для любого индивида. Иначе говоря, типологии обладают определенной универсальностью, любого человека при желании можно «подвести под тип» и даже под неограниченное число типов;
  2. типы всегда состоят из отчетливого набора отдельных личностных качеств, даже если определение типа зависит от единой организующей характеристики;
  3. типология должна обладать определенной устойчивостью, способностью сохраняться в случае изменений в жизни индивида, поэтому всякая классификация тяготеет к описанию всеобъемлющих и постоянных черт личности .

Эти специфические черты типологий определяют ограниченность, свойственную каждой из них. В конце-концов, любая типология определяется теми практическими заданиями, которые ставит перед собой автор и работает в рамках решения этих конкретно-практических заданий.

Конституциональная типология Э.Кречмера (1924)

Немецкий психиатр и психолог Э.Кречмер обратил внимание на то, что определенным группам психических заболеваний соответствует определенный тип телосложения (конституция). Он пришел к выводу, что и у нормальных людей с тем или другим типом телосложения можно выделить черты характера, патологически обостренные при заболевании, а в норме сглаженные, менее выраженные. В 1924 г. Э.Кречмер опубликовал работу «Строение тела и характер», в которой описал основные типы:

1. Астенический: небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего роста. Это обычно худой и тонкий человек, вследствие своей худобы он кажется выше, чем есть на самом деле. Тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. (шизофрения, погруженность в себя, закрытость)

Читать еще:  Рассчитать плитку на пол с помощью программы

2. Атлетический: присущи очень развитый скелет и мускулатура. Среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой и большой головой. (эпилептики, внезапные резкие вспышки гнева)

3. Пикнический: отличается очень развитым внутренними полостями тела (головы, грудной клетки, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Это человек среднего роста с короткой шеей. (маниакально-депрессивный психоз, стадия мании и агрессии)

4. Диспластический: имеет девиантные аспекты строения тела, редкостные, странные и уродливые.
(лептосоматик=астеник)

Исследование 260 психотиков позволило Кречмеру сделать вывод о том, что существует явная связь между склонностью к маниакально-депрессивному психозу и пикническим типом строения тела, а также между склонностью к шизофрении астеников, атлетиков и некоторых диспластиков.

Типология личности У.Шелдон а (1940)

1) Эндоморфный тип (пикник), висцеротония
2) Мезоморфный тип (атлетик), соматотония
3) Эктоморфный тип (астеник), церебротония (голова, ум)


Ценностная типология Э.Шпрангер 1928.

В основе этой типологии, предложенной немецким философом, психологом и педагогом Э.Шпрангером в 1928 г. лежит допущение о том, что возможна классификация по признаку доминирующей жизненной ценности , которая формирует и определяет в целом личность человека. Им была предложена типология, которая состоит из 6 идеальных ценностных типов:

  1. Теоретический человек — главная жизненная ценность — познание, теоретизирование, раскрытие связей, истина любой ценой. В наиболее чистом виде этот тип воплощен в профессиональных ученых.
  2. Экономический человек — на первое место во всех жизненных отношениях человек ставит пользу. Он экономит энергию, силы, время — только бы получить из этого максимальную пользу.
  3. Эстетический человек — суть эстетического человека наиболее кратко можно сформулировать как стремление к оформленному высказыванию своих впечатлений. Эстетический тип, как и теоретический, беспомощен перед экономическими условиями жизни. При рассмотрении эстетического типа имеются в виду не столько деятели искусства, сколько люди, которые имеют внутреннюю структуру эстетического типа.
  4. Социальный человек — ведущая потребность — это потребность в самоотречении ради других. Социальная направленность в своем высшем проявлении — любовь. Именно любовь открывает в другом человеке (в одном, нескольких или многих) потенциального носителя определенных ценностей, и человек находит смысл своей жизни в преданности этим людям.
  5. Политический человек — смысл и главная цель жизни — власть, т.е.способность и стремление делать собственную ценностную направленность ведущим мотивом для других людей.
  6. Религиозный человек — человек, чья духовная структура постоянно и вся полностью направлена на достижение высшего переживания ценностей.

Типология личности К.Юнга

В 1921 г.Юнг опубликовал свой монументальный труд «Психологические типы, или психология индивидуальности».

В то время, как более ранние классификации строились на основе наблюдений за темпераментом или поведением, базовым понятием для модели Юнга было определенное специфическое направление, на которое тот или другой человек обычно или преимущественно ориентируется в мире. С этой точки зрения Юнг выделил две личностные установки (экстраверсию и интроверсию) и четыре функции, или типы ориентации (мышление, ощущение, чувство и интуицию). Каждая функция может действовать экстравертивным или интровертивным образом, так образуются 8 типологических групп:

Интровертный мыслительный тип
Экстравертный мыслительный тип
Интровертный чувствующий тип
Экстравертный чувствующий тип
Интровертный ощущающий тип
Экстравертный ощущающий тип
Интровертный интуитивный тип
Экстравертный интуитивный тип

Кроме того, функции делятся на рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (ощущение и интуиция). Таким образом, из восьми типов четыре являются рациональными, четыре — иррациональными.

У каждого человека одна из функций неизменно является более развитой, чем другие. Это основная или ведущая функция, которую мы осуществляем автоматически, поскольку она кажется наиболее естественной и предоставляет определенные преимущества. Это неизбежно приводит к тому, что какие-то функции как бы остаются без внимания, недостаточно развиваются (вспомогательные функции). На практике вспомогательная функция всегда такова, что ее природа (рациональная или иррациональная) отличается от ведущей функции. Например, интуиция не может быть вспомогательной функцией, когда доминирует ощущение и наоборот. Это происходит потому, что эффективное ощущение требует фокусировки на информации органов чувств из внешнего мира. А это не совместимо с интуицией, которая «ощущает» то, что происходит в мире внутреннем. Функция, которая не может стать вспомогательной, поскольку имеет одну природу с ведущей функцией, занимает позицию функции подчиненной, чтобы отличить ее от других функций, которые не являются ведущими, ее иногда называют «четвертая функция». В юнговской модели подчиненная или четвертая функция, неизменно имеет ту же самую природу, что и функция ведущая: когда, например, рациональная умственная функция наиболее развита, другая рациональная функция (чувство) будет подчиненной. Если доминирует ощущение, то интуиция, другая иррациональная функция, будет подчиненной и т.д. Исходя из этих общих положений, могут быть описаны выделенные 8 типов личности. Так, для экстравертного мыслительного типа соотношение функций будет таким: ведущая функция — экстравертное мышление, подчиненная — интровертное чувство, дополнительные функции — ощущение и интуиция.

Психологические типы Карла Юнга

Карл Густав Юнг, ученик и соратник Зигмунда Фрейда, почти шестьдесят лет занимался обширной психиатрической практикой. Он много наблюдал за людьми и убедился, что структура психики, которую описывал Фрейд, проявляется не одинаково. Люди по-разному воспринимают действительность.

Обобщив и систематизировав наблюдения, свои и учеников, Юнг описал восемь психологических типов. Его труды легли в основу книги «Психологические типы», которая увидела свет в 1921 году. С позиций Юнга, у каждого человека есть индивидуальные черты и черты, присущие одному из психологических типов. Психологический тип проявляется в раннем детстве и в течение жизни почти не меняется, хотя по мере взросления он может сглаживаться. Стоит подчеркнуть, что типология не ограничивает свободу выбора человека, не является преградой для карьеры или любви, не препятствует его развитию. Это некий каркас, структура личности. Она не отменяет многообразия характеров и индивидуальности человека, представлений о добре и зле, его личного жизненного опыта, собственных мыслей, культурного уровня. Теория Юнга помогает понять, как люди воспринимают мир.

Юнг ввел в науку новые понятия – экстраверсия и интроверсия.

Человек-экстраверт сконцентрирован на внешнем мире. Интроверт черпает силу внутри себя. В мире нет чистых экстравертов и интровертов. Каждый человек всего лишь склонен к тому или другому восприятию мира, иногда ведет себя иначе дома и на работе. Экстраверты более активны, чем интроверты. Им комфортно в современном обществе свободного рынка. Они рвутся к статусу, наградам, достижениям, первенству, отдыхают и черпают силы в компании друзей. Отрицательные проявления экстраверсии – эгоистичность, наглость, своенравность. Поскольку экстраверты стремятся верховодить, то лучше складываются отношения в паре, где мужчина по своему психологическому типу – экстраверт, а женщина – интроверт.

Интроверты ничем не лучше и не хуже экстравертов. У них собственные слабости и преимущества. Интроверты восстанавливают силы, погружаясь в собственный внутренний мир. Чтобы успешно взаимодействовать со сложным для них внешним миром, они целенаправленно фокусируются на отдельных его аспектах. Интроверты – хорошие стратеги, вдумчивые и рассудительные. Они умеют видеть ситуацию глубже и дальше. В отличие от интровертов экстраверты – тактики и рвутся к победе здесь и сейчас. Отрицательные проявления интроверсии – витание в облаках, нежелание следить за своим внешним видом, неумение выражать свои мысли.

Но вернемся к теории Юнга. Следующее понятие, которое ему принадлежит, — психологические функции. По наблюдениям ученого, одни люди хорошо оперируют логическими данными, другие лучше справляются с эмоциональной информацией. Есть люди с великолепной интуицией, и люди, у которых лучше развиты ощущения. Четыре базовые психологические функции, по Юнгу, — это мышление, чувство, интуиция, ощущение.

Мышление помогает человеку установить понятийные связи между содержанием своих представлений. В процессе мышления он руководствуется объективными критериями, логикой. Чувства, напротив, основаны на оценке представлений: хорошо или плохо, красиво или некрасиво. Следующая психологическая функция – интуиция. Она связана с бессознательным восприятием происходящего, инстинктами. Четвертая психологическая функция – ощущения, которые базируются на физических раздражителях, вызванных конкретными фактами. Все четыре психологические функции есть у каждого человека. Они помогают ему выстраивать единую картину мира. Развиты функции по-разному. Как правило, одна доминирует над другими.

Читать еще:  Экология и природопользование профессии

В зависимости от преобладания функции Юнг сначала выделил типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Далее он разделил психологические функции на два класса: рациональные функции – мышление и чувство, иррациональные – интуиция и ощущение. Функции образуют также альтернативные пары: чувство и мышление, интуиция и ощущение. Ученый утверждал, например, что чувства подавляют мышление, а мышление способно мешать чувству.

Рациональные функции Юнг называл разумными, потому что они ориентированы на объективные ценности и нормы, накопленные и принятые в социуме. Иррациональное поведение, с точки зрения ученого, — это поведение, которое не основано на разуме. Эти психологические функции не плохие, и не хорошие. В решении всевозможных ситуаций может быть важен как и рациональный, так и иррациональный подход. Юнг отмечал, что иногда чрезмерная концентрация на разумном разрешении конфликта способна помешать найти ответ на иррациональном уровне.

Каждую из психологических функций Юнг проанализировал с позиций экстраверсии и интроверсии и определил восемь психологических типов. Экстраверты и интроверты бывают рациональные и иррациональные. Рациональные экстраверты и рациональные интроверты в свою очередь встречаются мыслительные и чувствующие. Иррациональные экстраверты и иррациональные интроверты бывают ощущающие и интуитивные.

Ярче всего психологический тип проявляется в отношениях. Обычно счастливые пары, идеальные друзья и коллеги – это люди, дополняющие друг друга. Два интроверта могут ждать инициативы от партнера и не дождаться. Два экстраверта не в состоянии ужиться или сработаться, потому что слишком инициативны, каждый тянет одеяло на себя. Человек будет успешнее в той сфере деятельности, которая присуща его психологическому типу, однако ему ничто не мешает развивать в себе и другие качества, необходимые в работе, в общественной или в личной жизни.

Знание своего психологического типа поможет понять свою предрасположенность, активно использовать свои сильные стороны и находить способы компенсации слабых сторон. Бывают случаи, когда тип человека сильно размыт, но это скорее исключение.

Если вы не можете самостоятельно определить свой психологический тип, скорее всего вам просто не хватает информации или вы не хотите быть с собой откровенны. Обратитесь к профессиональному психологу, который протестирует вас и даст нужные вам рекомендации по разрешению жизненных ситуаций, саморазвитию и достижению целей.

Субличности

В одном человеке, по словам У. Джеймса, можно обнаружить сразу несколько личностей. В каждом из нас телесная организация представляет собой существенный компонент нашей физической личности, а некоторые части тела могут быть названы вашими в прямом смысле слова. Ранее мы говорили о телесной организации как о признаке индивида. Однако если рассматривать человека как сложное иерархическое образование, то, безусловно, можно, вслед за Джеймсом, видеть в человеке его физическую природу.

Джеймс полагает, что признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе, но имеем также прирожденную наклонность обращать на себя внимание других и производить на них благое впечатление. У человека, стало быть, столько личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление.

Типология Юнга

Более полная типология разработана в XX в. швейцарским психологом К.-Г. Юнгом (1875—1961). Прежде всего, он разделил людей на экстравертов (экстра — вне и верто — обращение) и интровертов (интро — внутрь).

Но он выделил не ярко выраженный промежуточный тип — амбавертов. Экстраверты общительны, легко вступают в контакт, нуждаются в компании. Интроверты погружены в себя, одиноки, нелюдимы, рассудительны. Кстати, вы лично кто — интроверт или экстраверт? Этот вопрос я задаю в любой аудитории. Прошу поднять руку интровертов. Никто не рискует. Экстраверты, где вы? Молчат, затрудняются. Возможно, полагают, что они промежуточный, не ярко выраженный тип — амбаверты. Ничего подобного. Основная масса опрашиваемых убеждена, что она не имеет никакого отношения к этой выдумке Юнга. Лично он — не «экстра» и не «интро». Он вообще настолько самобытен.

Героиня фильма «Покровские ворота» говорит о себе: «Я вся такая несуразная, угловатая, такая противоречивая. Я вся такая внезапная». И противоположное: «Вообще-то я застенчива, трудно вступаю в общение, боюсь выступать на собраниях. Люблю одиночество, всегда погружена в свои мысли. Выходит, я интроверт? Но я совсем забыла сказать вам, что иногда хожу в гости. Что, этого мало для психологической характеристики? Ну зачем вы так сразу — поставили клеймо, и обжалованию не подлежит! Я, может быть, с завтрашнего дня стану экстравертом. Что? Это в человеке окончательно, дано природой? Никогда бы не подумала. »

Известный английский психолог Г. Айзенк считает, что экстра- вертивность, интровертивность складываются в зависимости от расположения звезд. Выходит, это астрологическая тайна. Но лично я все-таки попробую изменить констелляцию.

Гипотеза об интроверсии и экстраверсии позволяет нам прежде всего различать две обширные группы психологических личностей. Но подобное группирование носит, однако, столь поверхностный и общий характер, что допускает лишь самое общее различение. Более внимательное исследование индивидуальной психологии представителей любой из этих групп тотчас же показывает громадное различие между отдельными индивидами, принадлежащими, несмотря на это, к одной и той же группе.

Итак, мы можем обозначить психологические барьеры между людьми. Юнг пишет: «Представим себе двух молодых людей, совершающих прогулку за городом. Они подходят к замечательному замку и оба хотят осмотреть его изнутри. Интроверт говорит: “Интересно, как он выглядит изнутри?” Экстраверт отвечает: “Давай войдем”, — и направляется прямо к воротам. Интроверт пытается удержать его: “Но, может быть, нам не разрешат”, — говорит он, мысленно уже представляя себе полицейских, штрафование, собак. На это экстраверт отвечает: “Хорошо. Давай спросим. Они наверняка нас пустят”. В воображении ему рисуется старый добрый охранник, гостеприимные синьоры и возможность романтических приключений. Наконец, благодаря силе оптимизма экстраверта они оказываются в замке» [1] .

Далее, по словам Юнга, наступает развязка. Замок внутри был перестроен, и в нем нет ничего, кроме пары комнат с коллекциями старых манускриптов. В этом случае манускрипты становятся главной радостью для интровертированного молодого человека. Только заметив их, он сразу же преображается и полностью погружается в их созерцание, лишь изредка издавая крики восторга. Он вовлекает в разговор сторожа, чтобы извлечь из него как можно больше информации, и когда результат не слишком его удовлетворяет, просит позвать хранителя, для того чтобы задать ему свои вопросы. Робость молодого человека исчезла, объекты предстают теперь в соблазнительном свете, и у мира появляется новое лицо. Но тем временем настроение экстравертированного молодого человека опускается все ниже и ниже. Его лицо удлиняется, он уже начинает зевать. Увы, им навстречу не вышел добрый охранник, их не встретили с рыцарским гостеприимством, и нет ни проблеска надежды на приключения — только замок, превращенный в музей. Но ведь манускрипты можно рассматривать и дома.

В то время как воодушевление одного растет, настроение другого падает: замок навевает на него скуку, манускрипты напоминают ему о библиотеке, библиотека ассоциируется с университетом, а университет с учебой и приближающимися экзаменами. Он мрачно смотрит на не так давно столь интересный и заманчивый замок. Объект становится негативным. «Разве это не замечательно, — восклицает интроверт, — что мы натолкнулись на эту прекрасную коллекцию?» — «Знаешь, мне это место уже надоело до смерти», — отвечает ему другой, не скрывая собственного сарказма. Интроверта это раздражает, и мысленно он клянется, что больше никогда не пойдет на прогулку с экстравертом. Последнего же раздражает раздражение его товарища, и про себя он думает, что всегда знал: его друг — не считающийся с другими эгоист, который в угоду своему эгоистическому интересу готов потратить целый весенний день, в то время как можно было бы замечательно провести время под открытым небом.

Опыт убедил Юнга в том, что индивидов можно распределить не только по их универсальному признаку экстраверсии и интро- версии, но и по их отдельным основным психологическим функциям. Внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция не только вызывают преобладание экстраверсии или интроверсии, но способствуют, кроме того, преобладанию одной из основных функций над другими. Основными психологическими функциями Юнг назвал мышление, чувство, ощущение и интуицию. Юнг различает мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы.

Читать еще:  Является ли политическая партия некоммерческой организацией

Итак, экстраверт характеризуется обращенностью на окружающий мир. Он человек контактный, живой, подвижный, весьма зависимый от других людей. Ему свойственна импульсивность, инициативность, общительность, гибкость поведения. Интроверт, напротив, сосредоточен на явлениях собственного внутреннего мира, погружен в себя. Он созерцателен, медлителен, доверяет больше собственному ощущению, чем другим людям.

Проведем различие между экстравертами и интровертами, ориентируясь на трагедию А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Сальери — типичный интроверт. Он любит уединение, одиночество, он ищет в себе самом основание для оценок и эстетических предпочтений. Моцарт — экстраверт, напротив, общителен, восприимчив. Сыграв свое произведение, он спрашивает у Сальери: «Правда, хорошо?» Моцарту важно одобрение, признание, которое для Сальери является выводом из его собственных размышлений и пристрастий.

Моцарт идет мимо трактира и слышит, как какой-то слепой скрипач играет его произведение. Играет безобразно плохо, но Моцарт все равно очарован. Он тащит скрипача к Сальери, чтобы тот тоже послушал игру на скрипке. Сальери возмущен:

Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля,

Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери.

Сальери непонятно, как это Господь дал талант «гуляке праздному». Именно таким ему представляется Моцарт. Ведь сам Сальери творит музыку в уединении. Он недоумевает, прослушав «Реквием», сочиненный Моцартом: «Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у трактира?» Но для Моцарта это так естественно — новая встреча, новые впечатления.

Юнг показал, что человек может приспособиться к окружающему миру с помощью четырех функций: ощущения, мышления, чувства и интуиции.

Эта классификация самодостаточна, никаких других возможностей адаптироваться к реальности у людей нет.

Итак, в психике человека мы можем обнаружить четыре функции, но они играют неравноценную роль в жизни, в поведении человека. Одна из функций всегда укоренена в сознании. Поэтому данную функцию Юнг называет ведущей, или главной.

Ведущая функция во многом определяет тот способ освоения мира, который присущ данному человеку. Когда встречаются два мыслящих человека, в базовой модели которых мышление играет ведущую роль, они обмениваются мыслями. Если у двух собеседников ведущие функции чувствования, то эти люди посылают друг другу эмоциональные оценки, перебрасываются аффектами. Когда беседуют два ощущающих типа, они толкуют о ценах, об огородах и квартирах, о моде. Они укоренены в быте. Наконец, когда встречаются два интуитивна, они делятся провозвестиями и пророчествами.

Итак, функция — форма психической активности, которая остается принципиально неизменной в новых условиях. Ощущение устанавливает, что происходит фактически. Мышление позволяет нам распознать значение, чувство рассказывает, какова его ценность и, наконец, интуиция указывает на возможные «откуда» и «куда», заключенные в том, что в данный момент имеется.

Для эмоционального и мыслительного типа важно опереться на прошлое (было), но для первого на свой или чужой личный опыт, второй же — на отвлеченный исторический опыт. Ощущающий тип верит тому, что есть, а интуитивный тип любит размышлять о том, что будет. Ниже в таблице представлены психологические типы и присущие им характеристики.

Психологическая типология личности (К.Г.Юнг)

    Навигация по данной странице:
  • 1.2.5. Вербальная диагностика самооценки личности

1.2.4. Психологическая типология личности (К.Г.Юнг)

1. Что вы предпочитаете?

а) немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.

2. Какие книги вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом;

6) раскрывающие переживания героев.

3. Что вы скорее можете допустить в работе?

4. Если вы совершите дурной поступок, то:

а) остро переживаете;

б) не испытываете острых переживаний.

5. Как вы сходитесь с людьми?

б) медленно, осторожно.

6. Считаете ли вы себя обидчивым?

7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?

8.Считаете ли вы себя:

9.Откровенны вы или скрытны?

11.Находясь в обществе, вы предпочитаете:

12. Часто ли вы испытываете недовольство собой?

13.Любите ли вы что-нибудь организовывать?

14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?

15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?

16. Легко ли меняете ваше настроение?

17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

18. Ваши движения:

19 Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях

20.В затруднительных случаях вы:

а) спешите обратиться за помощью к другим;

б) не любите обращаться за помощью.
Обработка и интерпретация результатов
Показатели экстраверсии: 16, 2а, 46,5а, 66,7а, 86,9а, 10б,11а, 12б,13а, 146,15а,16а, 17а, 18а, 19б, 20а.

Подсчитать количество ответов и умножить на 5.

0 — 35 — интроверсия

Экстраверсия: легки в общении, высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты, импульсивны, открыты и контактны, среди контактов могут быть и полезные; судят о людях по внешности, не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники.

Интроверсия: направлены на мир собственных переживаний, мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, тяжело переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и ригидности; флегматики, меланхолики.

1.2.5. Вербальная диагностика самооценки личности

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупым.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну,

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я необщителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте,

32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключ к тестовому заданию

Подсчет баллов производится по схеме: «очень часто» — 4 балла, «часто» — 3, «редко» — 2, «никогда» — 0.

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов — показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46-128 баллов — уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Если у вас выявился высокий уровень самооценки, вы довольно свободно можете выбрать профессию бизнесмена. При среднем уровне самооценки расстраиваться тоже нет особых оснований: большинство людей оценивают себя именно так. Ну, а что делать, если у вас низкая самооценка? Прежде всего необходимо уяснить для себя, что в отличие от других качеств личности самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Кроме того, есть еще одна особенность человеческой психики: каким человек хочет видеть себя, таким он и становится со временем. Замечено, что изменять самого себя он начинает именно тогда, когда очень хочет добиться успеха в выбранной профессии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты