Почему ребенок получает двойки - Домашний мастер Dach-Master.ru
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему ребенок получает двойки

Ребёнок учится на двойки

А. Энштейн был в школе двоечником. Отднако, если ваш ребёнок будет двоечником, это не значит, что он станет вторым Энштейном.

В современном мире дети сталкиваются с беспрецедентным уровнем стресса и небрежения. Многим детям вообще так и не удаётся почувствовать себя детьми. Их с рождения возят по развивающим кружкам, заставляют делать что-то не соответствующее возрасту и потребностям ребёнка. Многие родители считают, что иметь детство ребёнку непозволительная роскошь, и понимают под детством только кучу игрушек и отличное питание.

Общение с детьми напоминает игру в армию: убери игрушки, помой посуду, вынеси мусор, уберись в своей комнате, работай на уроке, перестань проявлять эмоции, не зли родителей, не груби, не бегай, собери портфель, делай, как тебе сказано…

Большая часть урока в школе напоминает игру «кто кого переорёт». Причём громче всех кричит учитель, и вместо объяснения темы она выбирает обсуждение того, как кто-то уронил карандаш, и как этот секундный шорох сорвал урок.

Дома мотивация к выполнению домашних заданий или домашних дел заключается в угрозах: если ты получишь двойку, то я отберу у тебя компьютер.

Иногда наказание превращается в моральное истязание, причём чем больше страдает ребёнок, тем агрессивнее становится родитель.

Важно понять, почему ребёнок не успевает по предмету:

  • ходит в школу дружить,
  • ходит в школу общаться с друзьями и искать своё место в системе иерархии группы,
  • есть другой любимый предмет или деятельность, и на это тратится много времени,
  • пережитое чувство стыда во время данного урока,
  • поведение учителя на этом уроке меняется, оно отличается от поведения на других уроках, ребёнок дезориентирован,
  • пережитое чувство страха (угрозы со стороны учителя, обращённые к ребёнку, к одноклассникам, к классу),
  • ребёнку скучно, он уже знает, о чём речь,
  • ребёнок желает выделиться. Учитель разговаривает с ним, обращает на него внимание, при общении у неё меняется мимика и интонация. Чувство собственной исключительности, я особенный, страх труда и трудностей,
  • ребёнок не понимает значения слов в правиле, в тексте задачи, в объяснении учителя (незнакомые слова),
  • только делая этот предмет с мамой, которая сидит рядом, проверяет, объясняет можно чувствовать, что мама есть, она живая, она рядом, слушать её голос, быть с нею,
  • желание контроля со стороны родителей (как потребность во внутреннем стержне) — здесь скрывается психотравма, депрессия у ребёнка. Причину нужно выявить в терапии,
  • страх, что ничего не получится. Но когда мама или папа сидит рядом, это есть разделение ответственности — «одна голова хорошо, а две лучше». Если не получится, то оба виноваты. Так не страшно, потому что степень вины ребёнок возложит на родителя,
  • неприятные воспоминания, страх, неприятие у родителя к этому предмету в своём детстве,
  • родитель именно к этому предмету показывает своё недоверие, возмущение, не доволен программой обучения, говорит: «Зачем это надо?», «Трудная программа»,
  • межличностный конфликт с учителем. Образ женщины учителя напоминает кого-то из семейной системы, с кем отношения у ребёнка не складываются,
  • разочарование в учителе, как в человеке. Падение идеала.

Это не всё. У каждого ребёнка своя история.

Для того, чтобы разобраться и выйти на уровень «хорошиста», необходимо проработать травму с психотерапевтом. Тогда у ребёнка повышается успеваемость, собственная значимость и уверенность в успехе.

Как быть родителю до визита к психотерапевту?

Во-первых, отслеживать свои порывы и сохранять спокойствие.

Не идти на конфликт.

Не включаться в систему приказов.

Во-вторых, проговаривайте чувства ребёнка: «Сейчас ты злой, это нормально — злиться», «Тебе стыдно, это нормально».

Отслеживайте свои привычные реакции и поступайте иначе.

Обязательная похвала себя за труд. Дети не умеют хвалить себя даже за небольшие достижения. Потому что родители себя никогда не хвалят и не относятся к себе с благодарностью. Начните благодарить себя за то, что вы делаете. Встали утром — подвиг. Себе благодарность. Сделали что-то, хвалите себя!

Награда за каждый этап работы. Например: «Вот этот кусочек работы сделаю и займусь (компьютерной игрой, отдыхом, съем что-то вкусное, и т.д.)«. После этапа работы можно вознаградить себя конфетой, чаем с шоколадкой или горстью вкусных орехов (или 10-минутным просмотром клипа или игрой между этапами работы).

Ещё способ — похвала. И тут возникает подводный камень. Мы не умеем хвалить не только себя, но детей и подростков.

Представьте, что ребёнок принёс вам рисунок. Похвалите его. (Обычно это — «Молодец! Красиво!»)

После такой похвалы ребёнок будет радовать себя рисованием, радоваться своим достижениям или станет радовать ими вас?

Так точно! Будет радовать ими кого угодно, только не себя. Включится в сценарий «Радуй других».

Первая заповедь — детям трудно принимать похвалу в форме оценки. Похвала в форме оценки подростком воспринимается как унижение.

Как похвалить так, чтобы ребёнку хотелось рисовать и получать от рисования радость, а не радовать вас своими рисунками?

Это техника описательной похвалы.

Такая похвала состоит из двух частей: описание и умение.

Сначала описываете, что нарисовано на рисунке.

Например, «Я вижу, ты нарисовал яркое жёлтое солнце, облака, дерево с густой зелёной кроной. Ты чувствуешь цвет и умеешь выражать свои чувства на бумаге!».

Если это собранный портфель, то описательная техника будет такой: «Я вижу, что ты подготовился к завтрашним занятиям. Ты выполнил домашнее задание, собрал учебники. Ты умеешь планировать будущий день!»

Описать даже самое незначительное для вас достижение ребёнка, не оценивая привычно на «хорошо», «отлично» и «молодец», оказывается сложнее, чем вы думаете. Потому что описывать трудно, да и к такому общению вы не привыкли. Однако вам стоит потренироваться, и обязательно выйдете на новый уровень взаимодействия.

Например, вместо — «Какой красивый рисунок! Ты просто настоящий художник!«, вы говорите: «Я вижу небо, белую луну и жёлтые звёзды», и ребёнок уже понимает, что рисовать ночь он умеет.

Или, например, ситуация. На приём пришла девочка с очень сильным чувством вины и стыда, сгрызла все пальцы до крови. В процессе анализа вышла на свет история о том, что девочка нашла кошелёк в школе и отнесла его в учительскую. Мама, узнав об этом, сказала: «Молодец! Ты хорошая, честная девочка!«. А девочка подумала о том, что она вовсе не честная, т.к. вчера на уроке математики она списывала. Ей стало стыдно, возникло чувство вины и самонаказующее поведение.

Как сказать девочке про ситуацию с кошельком, используя технику описательной похвалы? «Учитель сказала мне, что ты нашла кошелёк с деньгами и отнесла его в учительскую. Ты умеешь принимать решения!»

А как похвалить ребёнка, который говорит: «Сегодня я получил пятёрку!«. Хвалим так: «Я вижу, ты очень доволен. Ты так много трудился!».

Как хвалить ребёнка, который сказал: «Я всё сделал!» Говорим: «Ты сосредоточился на работе и не прекращал работать, пока не закончил. Ты умеешь работать!»

Что сказать ребёнку, который писал палочки-крючочки, и не вся строчка идеально написана?

Как вы бы похвалили? Наверное, скажете: «Молодец! В другой раз ты напишешь лучше!»

И вы создали два послания. Ребёнок получил оценку в виде «Молодец!». И работа тут же обесценена — «В другой раз ты напишешь лучше!», слово «молодец» стало не значимым, а как насмешка.

Другого раза не будет. В другой раз он создаст себе новый другой раз, когда он, наверное, напишет лучше, и так до бесконечности.

Как же сказать в технике описательной похвалы?

«Я вижу, ты написал палочки и крючочки. У тебя получилась эта палочка и этот крючочек. Написать так всю строчку трудно, а ты стараешься».

Вместо того чтобы показывать то, что вам не нравится, указывайте на достижения, которые сделал ребёнок. Из всей работы всегда найдётся что-то, на что можно сказать — «у тебя получилось это».

Вместо того, чтобы сказать: «Ну что ты возишься? Ты до сих пор решил три примера? В таком темпе ты до утра не закончишь!». Лучше сказать: «Я вижу, ты сделал больше половины заданий! Три примера ты уже решил, осталось всего два!»

Вместо: «Ну, посмотри на себя! Волосы не причесала! Давай быстрее! Опоздаешь!», сказать: «Я вижу, ты почти оделась. Чистая блузка, юбочка в тон, осталось только причесаться, и ты готова выходить в школу».

Вместо того, чтобы сказать: «Вот ты списал упражнение, опять ошибок наделал! Невнимательный! Смотришь в книгу, видишь фигу!», сказать: «Достаточно исправить несколько ошибок в паре слов, и твоё упражнение будет на хорошую оценку».

Похвала, которая создаёт зависимость от чужого одобрения, выглядит так: «Отлично! Я горжусь тобой!», «Делаешь домашнее задание? Молодец!».

Похвала, которая помогает осознать ребёнку собственные способности и достижения, выглядит так: «Ты настойчиво и упорно трудился. Я думаю, ты гордишься собой!», «Я вижу твоё упорство и ответственный подход к делу, чтобы сесть за домашнее задание».

Описательная похвала — дело трудоёмкое. Но очень благотворно влияет на ребёнка. Это и есть та эмоциональная поддержка, которая помогает ребёнку стать человеком с активной жизненной позицией.

Изобретайте в каждой ситуации фразы описательной похвалы, и вы заметите, как ребёнок станет меняться.

Почему ребенок получает двойки. Ребенок получил двойку

Соматическое состояние ребенка оказывает прямое влияние на его успеваемость. Заболевания, имеющиеся с детства, могут перейти в хроническую форму. Организм школьника будет тратить силы на борьбу с недугом, не оставляя их на полноценное усвоение информации.

Темперамент ребенка также дает большие или меньшие возможности для обучения. Так, или могут не успевать за высоким темпом урока. Если учитель не станет учитывать особенности таких учеников, это приведет к двойкам.

Детям с особенностями темперамента требуется больше времени для переработки информации. Они могут успешно обучаться, если им создать более спокойные условия для обучения.

Недостатки воспитания

Одной из причин того, что ребенок получает двойки в школе, является педагогическая запущенность. Недостаток родительского внимания и контроля приводит к снижению успехов ученика. Также это может привести к исключению ребенка из школы.

Если родители не находят времени, чтобы сделать с сыном или дочерью уроки, спросить о делах в школе, то дети усвоят, что их успехи никому не нужны. Такое равнодушие дает понять ребенку – как бы он ни учился, родителям все равно. Со временем к неуспеваемости добавится негативизм в поведении ребенка, что отрицательно может сказаться на его судьбе.

Авторитарный стиль воспитания ребенка также приводит к плохим отметкам в школе. Психика школьника не может вынести постоянного давления со стороны мамы и папы. Постепенно он как бы уходит в себя, защищаясь таким образом от психологического натиска взрослых.

Читать еще:  Краткая характеристика монополистической конкуренции и олигополии

Крик, обзывание ребенка унижает его достоинство. Это приводит к тому, что он становится забитой, неуверенной в себе личностью.

Переходный возраст

Причиной появления двоек у школьника также может стать . Подростки стараются доказать всем, что они уже взрослые и сами могут решать свои проблемы. Однако неумение контролировать свое время и планировать дела приводит к печальным последствиям.

В подростковом возрасте школьники могут привлекать внимание к себе при помощи снижения успеваемости. Так они дают понять, что им необходима помощь родителей. Открыто высказать просьбу о мешает возрастная гордость.

Снижение успеваемости в переходном возрасте может быть обусловлено изменениями, которые происходят в организме . Тело ребенка быстро меняется и растет, тогда как нервная система еще не в полной мере приспособилась к этим изменениям.

Каждый родитель хочет видеть ребёнка успешным. В наше время чтобы добиться успеха, нужно получить не просто образование, но и непосредственно знания. Каждая мама хочет видеть успешного, умного, обаятельного и воспитанного сына или дочь. Что делать если ребёнок получил двойку? Рассмотрим в статье основные ошибки родителей.

Первая двойка

Фактически в каждой семье наступает момент, когда ребенок приносит первую двойку. Событие не из самых приятных. Первая двойка может быть как в 1 классе, так и в 11 классе. Как ведут себя родители в данном случае? Обычно родители выбирают один из трёх сценариев.

  1. Вселенская трагедия . Часто бывают слёзы и причитания. Для ребенка часто этот сценарий, вызывает большой стресс.
  2. Все бывает в этой жизни . Во втором сценарии родители с пониманием относятся к ребенку, не ругают. С любым может случиться.
  3. Учитель виноват . Часто родители винят во всех неудачах детей именно учителей. Конечно, бывает, что оценка была поставлена несправедливо, но в большинстве своем родители просто ищут на кого свалить вину. Нельзя ребенку говорить, что в чём-то виноват учитель. Дети быстро к этому привыкают, и будут также винить в своих неудачах учителей, друзей, а став постарше и родителей.

Двойка это одно из первых серьезных испытаний для ребенка. Нужно с ребенком провести серьёзную доверительную беседу. Объяснить, для чего нужно учиться, как ему это поможет в будущем. Не надо кричать, ребёнок может замкнуться в себе, могут возникнуть проблемы с самооценкой.

Основные настоящие причины двоек:

1. Непонимание материала, новой темы .

Ребенок мог себя плохо чувствовать или просто смотрел в окно и отвлёкся от новой темы урока. В этом случае нужно разобрать эту тему с ребенком, если в следующий раз будет что-либо непонятно ребенок обратиться к родителям за помощью и двойки можно будет избежать.

Одна из самых распространенных причин. Нужно увлекать детей, чтобы лениться просто не было времени.

3. Плохое поведение .

Есть и такие двойки, которые ставят не за знания, а за поведение. Родителям в этом случае, нужно проводить серьезные беседы, иначе ситуация может выйти из под контроля.

4. Сложная программа .

Многие родители переоценивают детей. Отдают учиться в гимназии с усиленной программой, и ребёнок просто не справляется.

Ну что. первая двойка, действуем. Нужно понять ребёнка, поддержать. Поинтересоваться, за что поставлена такая оценка, спросить, как ребенок планирует её исправлять. Нужно направить ребенка на исправление оценки. Объяснить, зачем это нужно. Ведь двойка это оценка, подсказывающая область незнания, индикатор того, что с этой темой нужно позаниматься больше.

Удачи в сложной, но интересной игре под названием учёба.

У нас это постоянная проблема, хотя сын уже в шестом классе. Т.е. он запросто за проработанный и понятый материал может получить двойку на контрольной. От чего это зависит, понять не могу до сих пор. Реагирую по-разному. Когда-то жалею его, когда-то с ним переживаю, а когда-то хочется и надавать ему хороших пинков. Единственно, в его школе все эти двойки можно ходить отрабатывать или пересдавать, что он регулярно и делает. 14.12.2001 17:05:55, Ольга*

Если я получал тройку (или тем более двойку), то мама всегда разбиралась почему я ее получил. И если дело было не в лени, то прощала. А так как тройки ее волнуют только по английскому и русскому (просто других я почти не получаю), то получается что дело почти всегда в лени. Так как понимать там нечего, а надо учить. Но можно еще доказать, что тройку поставили несправедливо. Для этого я должен показать, что все знаю. Правда мама не всегда верила, что я знал и на уроке тоже. Говорила, что я наверное все выучил к ее приходу. Так оно часто и было и я даже признавался. И хотя мама меня иногда после этого и наказывала, толк все равно был. Ибо как уже было мной сказано: выдирание выдиранию рознь.
Но если Вы знаете, что сын тему отлично знает а по контрольной все равно два, тогда ругать и наказывать нельзя. Мало ли что случилось. Все равно он не виноват, так как все знал и Вы это проверили. А еще если слишком строго наказывают, то всегда нервничаешь и делаешь ошибки. Я тоже нервничал пока меня папа ругал. А потом мы с мамой договорились, что я только перед ней буду отчитываться. Даже когда она на месяц уезжала, я со всеми тройками сидел и ждал пока приедет. Вот в тот раз я и выбрал отключение компьютера, уж очень много всего накопилось.
А первокласников вообще глупо ругать за оценки. С ними же все равно родители вместе уроки делают. 14.12.2001 23:03:08, Dima

Я, конечно, понимаю, что нельзя всех судить по себе. Но в глубине все-таки надеешся, что твой ребенок хоть что-то возьмет от своих родителей. Я никогда не была отличницей, но и троек у меня не было тоже. Более того, я считаю, что если ты хотя бы один раз прочитал материал, то оценка не ниже четверки тебе уже гарантирована. Мой сын учится в 6-м классе. И на мой взгляд ничего особенно заумного они еще не прошли. Вместе с тем тройки в четверти у сына бывают регулярно. Мое мнение, что человек должен учиться не для того, чтобы его дома не наказывали, а для того, чтобы стать образованным человеком, найти себе хорошую работу и зарабатывать нормальные деньги, чтобы содержать себя и свою семью, а не сидеть не шее у родителей до старости. Хочу сказать, что мой сын постепенно этой мыслью проникается. Думаю, когда он совсем это усвоит, то дела пойдут гораздо успешнее. Кстати, я своего никогда не наказывала лишением компьютера или еще чего-то. После получения тройки или двой он должен проучить материал заново и пойти его пересдать. Для него это худшее наказание. 17.12.2001 12:59:30, Ольга*

Я согласен. Конечно я учусь не для того, чтобы не наказывали! Да и меня кажется уже наказывать перестали. Я еще не совсем в этом уверен. Тем более что от меня это тоже зависит.
Тройка в четверти у меня только один раз была. С тем что достаточно один раз прочитать я не согласен. Попробуй выучи целую страницу слов с транскрипцией и правописанием! Тут и десяти раз не хватит. А по математике можно вообще весь учебник наизусть выучить и ничего не понять. У нас в классе такие есть.
А пойти и перездать это не наказание. Он же все равно должен был выучить. Получается, что надо учить только тогда, когда уже поймали. А еще папа давно запретил наказывать меня работой. Потому что от работы надо стремиться получать удовольствие. А от наказаний все совсем наоборот. Потом к учебе будет отвращение, если учебой наказывать.
А что учеба нужна я еще в детском саду усвоил. Но все равно лень. Я и сейчас еле себя заставляю английским заниматься. Даже не смотря на то, что уже могу Толкиена читать и даже интересно. Но тоже если незнакомые слова пропускать. А если выписывать и выучивать, то уже совсем не интересно становится. А если все слова незнакомые, как раньше было! Понять что полезно принимать холодный душ одно. А лезть в него каждый день совсем другое. Я так и не залез!
Поэтому я на маму не обижаюсь. Попадало мне правда часто, но не сильно. И только за дело. Это лучше чем у некоторых моих однокласников, которые в день родительского собрания домой как на казнь собирались. А потом снова месяц двойки коллекционировали.
А сами Вы совсем без троек без всяких наказаний учились? И по всем предметам? Это здорово! Я только сейчас это могу. Но я уже в 10-ом классе и мне уже все легко. Не зря же мама меня гоняла! 17.12.2001 21:03:44, Dima

Многих родителей волнует вопрос: «Что делать, если получил двойку ребенок?». Ругать его или простить? Как вести себя в этой непростой ситуации, читайте ниже.

Как вести себя ребенку?

В жизни всякое случается. Счастье не бывает постоянным и безграничным. Особенно для школьников. Ведь дети умеют получать разные оценки. Сегодня сын принес пятерку, и его хвалят. А что делать, если получил двойку? Каждый ребенок знает: за такой поступок его по головке не погладят. Поэтому как шкодливый кот, сын (или дочь) может просто скрыть от вас факт получения двойки. Естественно, это будет не их вина. Ведь детское поведение — отражение поведения родителей. И если ребенок что-то недоговаривает, подумайте, а как часто проделываете это вы?

Какие чувства должна вызвать двойка в детской душе? Чувство стыда. Вот и все. Нормально воспитанные дети не будут скрывать плохую оценку от родителей, ведь они знают, что их за нее не отругают. Ребенок должен понимать — главная задача, которую возложили на него взрослые — это хорошо учиться. И он будет всеми силами стараться не подвести. Откровенно говорить о своих ошибках и промахах может только сильная личность. Поэтому цените, если ваш ребенок рассказывает вам о неудачах.

Как вести себя родителям?

Сын получает двойки — что делать? Постараться принять этот факт и простить ребенка. Ведь вы же будете любить свое чадо в любом случае. Не стоит кричать и ругаться, а уж тем более плакать. Помните: слезами горю не поможешь. Родители для ребенка — это пример для подражания. Чадо смотрит и запоминает вашу реакцию на его плохие отметки. Чтобы не падать низко в детских глазах, постарайтесь сохранить хладнокровное лицо. Следует сказать ребенку, что в жизни всякое бывает и двойка — это не конец света. Но в то же время школьник должен понять: результат его учебы все же важен для вас. Поэтому не следует вести себя как обычно. Нужно поговорить с ребенком о том, как он получил плохую оценку и что теперь планирует с этим делать.

Читать еще:  Чем лучше утеплить полы в частном доме

Сложно понять, что школьник — это уже большой человек. Поэтому многие родители впадают в панику, когда их дети приносят плохие оценки. Что делать, если получил двойку ребенок? Попытайтесь понять: ваше чадо уже довольно большое для того, чтобы уметь брать ответственность за свои действия.

Если уж решили ругать, то делать это нужно правильно

Что делать, если в школе получил двойку ваш ребенок? Если вы решили отругать чадо, то следует ругать его именно за плохую оценку. Не припоминайте ребенку все то, что он делает неправильно или вообще не делает. Если двойка за сочинение, можете припомнить чаду его нежелание читать. Но не стоит сразу пытаться убить всех зайцев и осуждать школьника за то, что он не помогает по дому, не собирает свои игрушки и плохо относится к своим братьям и сестрам. Вообще, нужно научиться в спорах не вспоминать прошлые прегрешения. Это только испортит отношения, а пользы не принесет. Ребенок должен понимать, вы осуждаете его именно за плохую оценку, а не за то, что он непутевый. Главное для детей — чувствовать любовь своих родителей.

Провести работу над ошибками

Каждый может совершить промах. Невыученные уроки, или плохие слова, которые срываются с языка ребенка — это в проблемы не только детей, но и родителей. Ведь именно они воспитали свое чадо таким, каким оно является.

Что делать, если получил двойку ребенок? Нужно провести работу над ошибками. Посадите ребенка на диван и поговорите с ним. Ведь не всегда плохая оценка ставится за незнание предмета. Иногда учителя рисуют двойку за поведение или потому что плохо относятся к ученику. В любой проблеме нужно уметь разделять причину и следствие. Этому ребенка нужно учить с малолетства.

Школьники — это почти взрослые люди. Они могут внятно объяснить, за что получили неуд. Если двойка поставлена за плохое знание предмета, нужно выяснить, почему ребенок не смог ответить на поставленный вопрос. Возможно, ваше чадо слишком стеснительно, не смогло и двух слов связать, стоя у доски. В этом случае нужно работать над тем, чтобы ребенок переборол боязнь публичных выступлений. Если двойка поставлена за поведение, следует объяснить чаду: школа — это не то место, где можно баловаться. Ну а если плохая отметка действительно является показателем отсутствия знаний по предмету, возможно, стоит нанять репетитора.

Как предотвратить дальнейший спад успеваемости?

Что делать, если ребенок получил двойку? Нужно постараться помочь ему. Но это не значит, что придется делать уроки с ним и тем более за него. Школьник должен брать ответственность за свои действия, а родители — давать ему право выбора, а также рекомендации, когда и как нужно делать уроки. Если школьник хочет сделать упражнение в пятницу вечером, пусть делает. Ну а если он принял решение отложить все на последний момент, это тоже его право. Главное в этой ситуации — не вмешиваться, но в то же время следить: все уроки должны делаться в срок. Если ребенок чего-то не понимает, ему нужно сказать, чтобы он не боялся просить о помощи. Родители могут помочь решить сложное уравнение. Лучшее, что могут сделать взрослые, это научить ребенка любить учебу и не мешать ему идти своим путем.

Первая двойка в школе: поругать или простить? Советы молодым родителям

Содержание статьи:

Когда дети начинают посещать школу, плохих оценок избежать просто невозможно. Рано или поздно в школьном дневнике появляется первая двойка. Главная задача родителей – разобраться в причине неуспеваемости, помочь ребенку справиться с проблемами в школе и не допускать их в дальнейшем.

Что значит первая двойка для ребенка и родителей: взгляд изнутри

Приходя в школу из детского сада, ребенок попадает из среды, где его поведение никто никак не характеризовал кроме слов «хорошо» и «плохо», в новый мир, в котором его знания и способности оцениваются учителями.

Двойка глазами ребенка

Первоклашки, получившие двойку, скорее всего, никак не отреагируют на это событие. Для них это новая ситуация и система оценок еще непонятна. Тем более они не догадываются, какова будет реакция родителей. Все, что некоторые дети знают об оценках, – это «двойка-плохо, пятерка-хорошо». Но для маленьких детей ни двойка, ни пятерка в дневнике не несет никакой информации до тех пор, пока эту разницу не объяснят родители или учителя.

У более взрослых детей, которые уже поняли значение оценок на примере других детей или рассказов родителей, первая двойка почти наверняка вызовет испуг от того, что им грозит наказание. Естественная реакция ребенка в таком случае – скрыть оценку в надежде, что родители об этом не узнают.

Двойка глазами родителей

Для большинства родителей первая плохая оценка – это точно такой же испуг, как и для ребенка. Взрослые чувствуют себя некомфортно, когда получают выговор на работе или штраф за вождение. Ситуация с первой двойкой аналогична: подсознательно родитель получает сигнал, что в воспитании ребенка есть существенный пробел, и виноваты в этом родители.

Почему же ребенок получил двойку?

  1. Адаптация . Одна из главных причин плохих оценок – адаптация к новой среде.Ребенок в прямом смысле слова не успевает усваивать материал. Школьная программа рассчитана на определенный объем знаний без учета индивидуальных особенностей развития детей. Попав из тепличных условий детского сада в более жесткую школьную атмосферу, ребенок может не успеть перестроиться на новый режим и образ жизни. До тех пор, пока не пройдет адаптация, рассеянность ученика может приводить к плохим оценкам.
  2. Темперамент . Каждому типу детского темперамента присуще то или иное поведение. К примеру, сангвиник может схватывать материал на лету и быстро реагировать на требования учителей, а флегматик может с таким же успехом усваивать материал, но не так быстро собираться с мыслями для ответа у доски. Зная характер ребенка, родителям необходимо предупредить учителя о том, что ученику в некоторых ситуациях нужно чуть больше времени для ответа или выполнения задания, чем остальным в классе.
  3. Подача школьного материала . Объясняя новый материал классу, у учителя не всегда имеется возможность донести его в доступной форме каждому из порядка 25 учеников за один урок. Одни дети успевают усвоить новую тему, а другим нужно повторное объяснение. Результатом непонимания предмета становятся плохие отметки. В этой ситуации родителям очень важно вовремя подключиться к учебному процессу, помочь своему ребенку разобраться в сложныхдля него моментах и догнать одноклассников.
  4. Усталость . Любящие родители стараются дать ребенку все для разностороннего развития. Секции, кружки и дополнительные занятия помимо школы и выполнения уроков отнимают у ребенка много времени и сил, не оставляя возможности для полноценного отдыха.Переутомленный мозг включает защитную реакцию и перестает воспринимать часть информации. В результате ребенок может стать рассеянным, пропускать часть учебного материала и даже не слышать, какое домашнее заданиедают, получив однажды за это плохую оценку. Если ребенок жалуется на усталость и стал сонливым, необходимо пересмотреть график дополнительных занятий и, возможно, временноисключить часть факультативов.
  5. Конфликт с учителем . Ученик может не поладить с учителем, который будет придираться к малейшему промаху. Не исключена ситуация, когда у учителя плохое настроение и ребенок попадает под горячую руку. Обычно это легко выясняется и решается родителями разговором с педагогом.
  6. Отсутствие мотивации . Дети очень часто недооценивают необходимость учебы. Им сложно работать на результат, который будет виден лишь через много лет. Именно поэтому им становится лень изучать некоторые предметы, что неизбежно приводит к плохим оценкам.
  7. Семейные проблемы . Если некогда прилежный ребенок приносит домой двойку и начинает придумывать совершенно нелепые причины плохой успеваемости, это повод обратить внимание на отношения внутри семьи. При конфликте между родителями ребенок, желая обратить внимание на себя, может намеренно получать плохие оценки. Если имеется подобные проблемы, родителям необходимо поговорить с ребенком и сделать так, чтобы он не видел ссор между мамой и папой.

Реакция родителей на первую двойку

Первая реакция некоторых родителей на двойку – отругать ребенка и обвинить его в отсутствии прилежания в учебе. Если это плохая оценка получена впервые, то родителям необходимо проявить терпение и помочь ребенку справиться с ситуацией после выяснения причины.

  • Двойка – это всего лишь оценка. Нет необходимости тратить собственные нервы, а тем более нервы ребенка на такой пустяк.
  • Плохая оценка – сигнал для родителей о том, что ребенку требуется их помощь и необходимо обратить внимание на учебный процесс или семейные отношения.
  • Ругань и негативные эмоции совершенно бесполезны и дают кратковременный результат. Более того, таким поведением можно оттолкнуть от себя ребенка и лишиться его доверия.
  • Выяснять причины плохих оценок родителям рекомендуется, будучи в хорошем настроении. Если мама или папа устали и напряжены, лучше отложить разговор до тех пор, пока эмоциональное состояние родителей не придет в равновесие.
  • Сотрудничество с учителем – лучший способ помочь ребенку справиться со сложностями в учебе.
  • Воспоминания о своей первой двойке и реакции родителей могут помочь найти причину проблемы и правильно решение.
  • Возможно, ребенок слишком устает от дополнительных занятий и ему нахватает сил на то, чтобы справиться со школьной нагрузкой.В такой ситуации необходимо обратить внимание на физическую и эмоциональную нагрузку ребенка.

Игры разума

Наталья Михайловна, многие родители, садясь за уроки вместе с ребенком, фактически сами начинают делать за него задание. Как избежать этой ошибки?

Наталья Мякишева: Родители должны понять: главное не отметка в дневнике, а реальные знания. Вместо того чтобы решать за школяра примеры, скачивать доклады из Интернета, нужно помочь ему научиться думать, рассуждать. Ни в коем случае нельзя давать правильные ответы «в лоб», только наводящие вопросы: «А ты уверен, что это решается именно так? А если применить вот это правило, что произойдет?» Важно поддерживать настрой: ты справишься, ты сможешь.

Но как все-таки приучить делать домашнее задание самостоятельно?

Наталья Мякишева: Прежде всего — правильный режим. Если ребенок садится за уроки поздно вечером, решить сам он уже точно ничего не сможет. Домашнее задание надо делать днем, но не сразу после школы, а сначала немного отдохнуть. Нужно заранее договориться: сначала уроки, потом мультики. Вы должны показать, что понимаете, как ему непросто, но уроки сделать нужно. Важно установить доверительные отношения и не выглядеть «тираном».

Читать еще:  Как быстро смазать формы для тротуарной плитки

Во время занятий все гаджеты и игрушки убирайте подальше, чтобы не отвлекали. И не приказывайте! Окрик «Быстро сел за уроки!», может, и заставит это сделать, но толку будет мало. А к учебе вообще может появиться отвращение.

А как реагировать на двойки?

Наталья Мякишева: Только не наказывать! Совет: наберите воздуха и сосчитайте до 10. И только потом расспросите, в чем причина. Надо, чтобы ребенок сумел внятно рассказать. Объясните ему: двойка — это плохо, но исправимо. Часто детей пугают: «Получишь хоть одну двойку, пеняй на себя». Этого категорически делать нельзя.

У знакомой сына невозможно было оторвать от компьютера. Но мама нашла выход: загрузила ребенка по полной — возит в музыкальную школу, на плавание, хоккей. А если нет такой возможности?

Наталья Мякишева: Да, компьютер — серьезный конкурент родителям. Нужно понять, почему ребенку интереснее в виртуальном мире. Поговорите. Хорошо, если мотивы на поверхности: в Сети интересно, весело. Тогда легче предложить альтернативу. Если же мотивы неясны, впору бить тревогу. Значит, вы что-то про ребенка не знаете.

Гаджеты вытесняют книги. Ребенок чаще держит в руке мышку, чем ручку. Это плохо?

Наталья Мякишева: Есть печальные примеры, когда дети еще не научились говорить, но уже запускают в планшете любую игру, могут ее самостоятельно скачать и установить. Ребенок должен сначала освоить речь, научиться простым манипуляциям с предметами. В том, что он лучше владеет планшетом, чем речью, есть отсроченная проблема: в период формирования речи, навыков живого общения малыш обделен опытом. А значит, в будущем ему будет сложнее понимать эмоции. Крайний пример отсутствия адекватного общения — дети-«Маугли». Их социализация почти невозможна.

Кстати, в планшетах кроме игр есть полезные образовательные программы, а те же электронные ручки позволяют облегчить учебный процесс. Но все новинки могут быть использованы как с пользой, так и во вред.

Есть какие-то игровые методы, которые помогают запоминать стихи, даты, правила?

Наталья Мякишева: Есть забавный феномен: стихотворение лучше запомнит не тот, кто учил, а тот, кто сидел рядом и слушал. Поэтому ребенку можно предложить поиграть: ты учитель, я сейчас тебе буду рассказывать стишок, а ты меня проверяй. Узнать, насколько развита у ребенка память, можно с помощью простых упражнений. Например, произнести 10 не связанных между собой слов с перерывом в 1 — 2 секунды, и попросить его повторить. Если повторит все 10 — память отличная, 7 — тоже хорошо.

Можно предложить ребенку вспомнить путь от дома до школы и в это время произносить разные слова. А он мысленно должен вписывать эти слова в конкретные картинки. Скажем, слово «кот», — представить кота в подъезде. «Зеленка» — представить, что у соседнего дома кто-то разлил зеленку. Когда вы эти слова произнесете, попросите ребенка их повторить. Этот метод ассоциаций подойдет и для запоминания дат, иностранных слов. Иностранные слова хорошо запоминаются, если написать их на карточках, а потом играть ими в лото. А правила русского языка можно превратить в стихотворение. Многие помнят, как в школе учили падежи: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Исторические даты некоторые дети лучше запоминают, нарисовав схемы или систему временных координат. Все зависит от того, как ребенку лучше запоминать — с помощью образов или структурируя информацию.

Что делать, если ребенок получил двойку по поведению

Во втором классе Роман обнаружил, как здорово быть клоуном. Ему ловко удавалось передразнивать учительницу, строить гримасы и воспроизводить неприличные звуки, когда Татьяна Андреевна отворачивалась к доске. Как-то он изобразил особенно звучную отрыжку, и учительница стала его отчитывать. А мальчик тем временем свел глаза «в кучку» и языком облизнул кончик носа. Одноклассники сочли все это очень смешным, но Татьяна Андреевна почему-то не разделила их веселья. В тот же вечер она позвонила родителям Романа.

Двойка по поведению. Что делать родителям?

Во втором классе Роман обнаружил, как здорово быть клоуном. Ему ловко удавалось передразнивать учительницу, строить гримасы и воспроизводить неприличные звуки, когда Татьяна Андреевна отворачивалась к доске. Как-то он изобразил особенно звучную отрыжку, и учительница стала его отчитывать.

А мальчик тем временем свел глаза «в кучку» и языком облизнул кончик носа. Одноклассники сочли все это очень смешным, но Татьяна Андреевна почему-то не разделила их веселья. В тот же вечер она позвонила родителям Романа.

Одни дети все время получают за поведение отличные оценки, но у других возникают проблемы с дисциплиной. Они могут острить, хамить учителю, отпускать шутки по поводу того, что проходят на уроке, бить товарищей. Иногда дети придумывают такое, что ни родители, ни учителя даже не могут себе представить.

Моего сына как-то оставили после уроков в наказание за то, что он и три его приятеля лезли на стены в классе!

Родители должны понимать, что нарушения дисциплины могут быть и довольно безобидными, и не очень. Одно дело шутить, другое — обзывать учителя. А драки с одноклассниками, угрозы в их адрес — уже не пустяки.

Разберитесь в своих чувствах

Когда учитель сообщает родителям, что их ребенок плохо себя ведет, они начинают сердиться и беспокоиться. Отец Романа решил, что, должно быть, он недостаточно хорошо воспитывает сына. Больше всего его волновало, что Татьяна Андреевна, наверно, думает так же.

Иногда родители, наоборот, сердятся на учителя, считая, что он несправедлив к их ребенку. Порой мы начинаем стыдиться своих детей и злиться на них за такое поведение. Но не забывайте, что эмоции только мешают решению проблемы.

Скооперируйтесь с учителем

Если ребенок нарушает дисциплину, надо, во-первых, сделать так, чтобы он перестал плохо себя вести, во-вторых, устранить причину такого поведения — именно в этой последовательности.

В случае с Романом надо было сначала объяснить мальчику, что нехорошо кривляться, а затем разобраться, почему он все время хочет быть в центре внимания. Первый шаг к решению проблемы — встреча с учителем.

Узнайте у педагога, когда ребенок начал себя плохо вести и в каких ситуациях проявляется такое поведение. Можно ли предположить, что его что-то провоцирует? Направлены ли его действия конкретно на кого-то из одноклассников?

Некоторые дети ведут себя слишком активно после перемены, потому что еще не успели успокоиться. Или, наоборот, если, например, у ребенка возникли на уроке проблемы с чтением, то после урока он может завязать с кем-нибудь драку.

Родители Романа обсудили с учителем также и то, что сына не взяли в команду лучших футбольных игроков (и что он, конечно, переживает по этому поводу). Рассказали и о том, что его младший брат начал говорить и теперь стал центром внимания в семье. Быть может, все это имеет какое-то отношение к поведению мальчика.

Выслушайте своего ребенка

Прежде чем составлять план действий, выслушайте своего ребенка. Роман, например, пожаловался, что его учительница несправедлива к нему и что он не виноват. «Не моя вина, что мои друзья считают меня забавным! А Татьяна Андреевна просто не понимает шуток!»

Родители отнеслись к его объяснениям с пониманием, но изъявили желание посидеть на уроке, чтобы лучше разобраться в происходящем. При этом они проявили твердость. «Мы сказали ему, что рады, что у нашего сына такое отличное чувство юмора, — говорит его отец. — Но было бы лучше, если бы он развлекал своих друзей после уроков».

Вместе они выписали на листок бумаги правила, когда в школе можно дурачиться (на переменах, после занятий), а когда надо быть серьезным, и договорились, что один вечер в неделю Роман может «устраивать цирк дома».

Система штрафов и поощрений

Выясните у учителя, что делать в классе запрещено и как должен вести себя ребенок, если ему что-то не нравится. Затем установите, какие последствия будет иметь для него плохое поведение.

Родители Романа договорились с Татьяной Андреевной, что за нарушение дисциплины на уроке учительница не будет отпускать его на перемену, а заставит решать задачи. Плюс Роману не позволяется смотреть телевизор в учебные дни до тех пор, пока он не исправится. Неудивительно, что мальчик быстро перестал кривляться.

Есть и другой вариант: составить список того, что ребенок не должен делать (бить других детей, гримасничать и т.п.) и попросить учителя ежедневно отмечать его промахи и достижения. За каждый плюс родители начисляют ребенку очки. Когда их накапливается достаточно много, он получает право дольше смотреть телевизор или пригласить в гости друга.

Таким образом, дети понимают, что родители в курсе их поведения в школе и не одобряют нарушения дисциплины. Специалисты советуют папам и мамам почаще встречаться с учителем и обсуждать поведение ребенка — как и поступили родители Романа.

Двойка по поведению. Найдите причину плохого поведения

Как и Роман, многие дети нарушают дисциплину потому, что хотят привлечь к себе внимание. Но некоторые таким образом пытаются скрыть, что не усвоили какой-то материал.

Бывает и так, что ребенок грубит учителю или бьет других детей вовсе не потому, что он сердится на них. Он может быть обижен кем-то другим (даже своими близкими).

Если ребенок портит школьное имущество или ворует, это скорее всего означает, что у него нет каких-то вещей, которые ему хочется иметь. А иногда нарушение дисциплины свидетельствует о наличии проблем с учебой -ребенок расстроен и свою досаду вымещает на окружающих.

Родители Романа предположили, что, может быть, мальчик старается привлечь к себе внимание одноклассников потому, что дома все умиляются его младшему брату и смеются над его детскими выходками. Уложив малыша спать, они пришли к Роману и сказали ему, что очень рады пообщаться со своим старшим сыном. Они стали чаще проводить с ним время, играть вместе в его любимые игры.

Хвалите за хорошее

Иной раз мы забываем, что важно не только ругать за плохое, но и хвалить за хорошее. Огромное влияние на поведение ребенка оказывают брошенные невзначай фразы вроде: «Ты молодец! Сдержался, когда твоя младшая сестренка тебя дразнила!» или «Ты вовремя вспомнил о нашем уговоре больше не грубить».

Многие родители составляют список семейных правил и не забывают хвалить детей, когда они им следуют. В результате, прежде чем что-то сделать, дети вспоминают эти правила и привыкают не нарушать их.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector