На поле куликовом 5 часть анализ - Домашний мастер Dach-Master.ru
51 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На поле куликовом 5 часть анализ

Анализ стихотворения “На поле Куликовом” Блока

Цикл “На поле Куликовом” (1919). Родина для А. Блока по­нятие многогранное. В цикле “На поле Куликовом” поэт пишет об историческом прошлом Руси. Еще в 1908 году А. Блок писал К. С. Станиславскому: “В таком виде стоит передо мной моя те­ма, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно по­свящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно произношу я имя: Рос­сия. Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель”.

Цикл “На поле Куликовом” состоит из пяти стихотворений. В примечании к циклу Блок писал: “Куликовская битва принадле­жит… к символическим событиям русской истории. Таким со­бытиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”. Лири­ческий герой цикла ощущает себя современником двух эпох. Первое стихотворение цикла играет роль пролога и вводит тему России:

О Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь.

На необозримых просторах Руси идет “вечный бой”, “летит, летит степная кобылица”. В третьем стихотворении появляется символический образ Богородицы как воплощение светлого, чистого

идеала, который помогает выстоять в годину тяжелых испытаний:

И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.

Заключительное стихотворение цикла окончательно прояс­няет его общий замысел: поэт обращается к прошлому для того, чтобы найти соответствия настоящему. По мнению Блока, время “возвращения” наступает, грядут решающие события, которые по своему накалу, размаху не уступают Куликовской битве. Цикл завершается строками, написанными классическим четы­рехстопным ямбом, в которых выражена устремленность лири­ческого героя в будущее:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. – Молись!

Глоссарий:

– анализ стиха на поле куликовом блок

– анализ стихотворения на поле куликовом 5 часть

– анализ стихотворения блока на поле куликовом 5 часть

– сочинение на поле куликовом

– Анализ стихотворения на куликовом поле

Другие работы по этой теме:

Анализ цикла А. А. Блока “На поле Куликовом” Родина для А. Блока – понятие многогранное. В цикле “На поле Куликовом” (1919) поэт пишет об историческом прошлом Руси. Еще в 1908 году А. Блок.

Анализ стихотворения Блока “На поле Куликовом” Что дает основание отнести стихотворение А.А. Блока “На поле Куликовом” к философской лирике? Художественное направление, в русле которого написано стихотворение “На поле Куликовом”, – символизм. В.

Анализ цикла стихотворений Блока А. А. “На поле Куликовом” Сюжет цикла “На поле Куликовом” имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину.

Почему стихотворения “На поле Куликовом” А. Блока являются лирическим циклом? В литературоведении стихотворным циклом принято называть ряд художественных произведений, печатающихся под общим названием и объединенных лирическим героем, темой, образами и т. д. Является ли “На.

Сочинение по циклу стихотворений Блока “На поле Куликовом” В цикле “На поле Куликовом” повествуется о судьбе Рос­сии, о том, что она способна сама определять свою судьбу и отстаивать свою свободу. Центральное событие –.

Анализ стихотворения “На поле Куликовом” Блока А. А Цикл “На поле Куликовом”, включающий 5 стихотворений, – одно из центральных произведений третьего тома “Родина”. Связанный своим содержанием с известным историческим событием – Куликовской битвой.

Прошлое, настоящее и будущее в цикле А. Блока “На поле Куликовом” Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! А. Блок Цикл “На поле Куликовом” создан Блоком в.

Художественные особенности цикла А. Блока “На поле Куликовом” Смысловое ядро патриотической лирики Блока составляет цикл “На поле Куликовом” . Куликовская битва в восприятии поэта – символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому столь важна.

Анализ стихотворения На поле куликовом Блок Александр Блок – очень талантливый человек, который прекрасно писал стихи, и кроме того, он была сам по себе – глубоким человеком, который многое понимал и.

Цикл А. А. Блока “На поле Куликовом” 1. Появление реальных картин. 2. Переживания за судьбу России. . 3. “На поле Куликовом” и его главная тема. 4. Предчувствие перемен в истории России. 5.

Урок литературы на тему «Мотивы творчества. А.Блок. «На поле Куликовом» (интеграция с программой «Социокультурные истоки»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Урок литературы в 8 классе (интеграция с программой «Социокультурные истоки»)

«Мотивы творчества. А.А.Блок. Цикл «На поле Куликовом»

1. Выделение в творчестве А.Блока исторической темы.

2. Развитие устной речи обучающихся, логического и образного мышления, эстетического вкуса.

3. Воспитание любви к русской поэзии и истории.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения обучающихся, создание творческого проекта.

ТИП УРОКА : Объяснение нового материала.

I . Подготовка к восприятию. Присоединение.

1. Вступительное слово учителя.

2. Опрос домашнего задания.

II . Основная часть.

1 . Слово учителя.

2. Доклад обучающегося о России на рубеже XIX и XX веков.

3. Доклад обучающегося о Куликовской битве.

4. Комментарий учителя о специфике цикла в целом.

5. Комментированное чтение цикла стихотворений «На поле Куликовом».

6. Беседа по прочитанному тексту.

7. Рассказ учителя о посещении Куликова поля.

8. Работа в парах (составление синквейна на тему «Куликово поле»)

III . Итоги урока. Рефлексия

1.Работа в группах (творческий проект « Мой А.Блок. «На поле Куликовом»)

Тема урока: «Мотивы творчества. Александр Александрович Блок. Цикл «На поле Куликовом»

Подготовка к восприятию. Присоединение.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. На прошлом уроке литературы мы познакомились с вами с биографией замечательного русского поэта Александра Блока. Это имя, этот «звук» в русской и мировой поэзии двадцатого века – из самых ценных. Одно из тех редких имен, что означают: истинный поэт, поэт-гражданин.

Александр Блок прошел недолгий, но сложный творческий путь, заполненный большими историческими событиями и явлениями. На глазах у Блока происходили никогда не слыханные ранее исторические перемены, Старая и «новая» Россия, история и современность – это вопросы, которые всю жизнь волновали Блока и на которые он искал ответ. Один из исследователей его творчества, В.Орлов, назвал его «самым историческим поэтом в литературе 20 века, ибо все, что он писал, проникнуто духом живой, каждодневно творимой истории».

2. Опрос домашнего задания:

— Что больше всего интересовало поэта? (Жизнь народа)

_ Какая Россия у Блока после революции 1905 года? (Официальная, бюрократическая, самодержавная и народная).

— Что для поэта Россия? (Это родина).

— Я вам предлагаю на основе творчества А.С.Блока поговорить о наших истоках.

Что, по-вашему, является истоком для человека? (родной дом, родители, родная улица, родной город). Что для вас означает слово «Родина»? (ресурсный круг на восприятие темы)

II . Основная часть. Объяснение нового материала

— «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», — писал поэт о ведущей теме своей поэзии. (Запись в тетради). Что это за тема? (Тема Родины)

Лучшим произведением о Родине до революции 1917 года является стихотворный цикл «На поле Куликовом», написанный в 1908 году. В нем поднята большая патриотическая тема борьбы русского народа за национальную независимость Родины.

Чтобы понять, чем руководствовался поэт при создании данного цикла стихов, нужно хорошо представить эпоху, когда он его создавал.

2.Доклад 1. (Долгих Е.)

Рубеж 19-20 веков был для России кризисным. Кризис состоял в том, что происходила смена исторических эпох. Положение России, разделенной на два лагеря, поэт уподобляет Руси эпохи Дмитрия Донского, Руси, вышедшей на Куликово поле, чтобы отстоять свою национальную независимость. За образами борющихся станов Блок прежде всего скрывает современных людей и события. Поэтому блоковский цикл не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее — о неразрывной связи прошлого, настоящего, будущего .

— Чувство исторической современности выражено в стихах Блока не прямолинейно, не в форме лозунгов, деклараций. Источником веры была Россия.

-Так каковы же мотивы творчества А.Блока при создании цикла «На поле Куликовом»? Что призывало поэта к творчеству?

Читать еще:  Как правильно установить напольный унитаз

(Блок обратился к теме Куликовской битвы в 1907-1908 годы. Победа на Дону для него -«символическое событие русской истории», Куликовская битва для поэта – исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.)

-Что же это за событие?)

3. Доклад 2 . (Акимов И.)

8 сентября 1380 года соединенные силы русских княжеств одержали решительную победу над огромным войском Золотой Орды, двигавшейся на Русь под предводительством хана Мамая. Произошло это на Куликовом поле около реки Непрядвы за Доном. Воины обеих сторон сражались с неслыханным упорством. Люди гибли не только от ран, но и задыхались от великой тесноты.

Войско Мамая наступало первым, устремившись в атаку с высокого места. Вслед за конницей шла пехота тесным строем. Шли с копьями наперевес.

Не выдержав натиска, русские войска стали отступать. Победа, казалось, была на стороне Мамая. Но тут выступил из леса хорошо спрятанный засадный полк под опытным предводительством двоюродного брата Дмитрия – князя Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка Волынского и ударил в тыл и фланг войскам Мамая. Выдержка, с которой русские в засадном полку дождались нужного момента, не выдав своего присутствия, решила многое. Победа была полная, и войско Дмитрия далеко преследовало Мамая.С обеих сторон полегло более половины воинов. Сражаясь, оба войска понимали, что от исхода битвы зависит многое. Это был перелом в сознании, в самосознании русского народа, в появлении острой потребности в государственном единстве и государственной независимости.

4. Комментарий учителя о специфике цикла в целом.

Лирический цикл – жанр, редкий в классической поэзии. Понятие цикла подразумевает, что каждое из входящих в него стихотворений сохраняет свою целостность, но при этом связано сетью перекличек: сюжетных, словесных. (запись в тетрадь)

Символисткая поэзия обращена к «своему» читателю, который готов за буквальным смыслом искать иносказание.

Взаимоотношение трех персонажей: лирического героя (видящего чуть больше, чем остальные герои), его двойника (олицетворение его дурных страстей и помыслов) и героини, чей лик тоже двоится.

5. Комментированное чтение цикла «На поле Куликовом».

Итак, 1908 год «На поле Куликовом». Пойдем вслед за Александром Блоком.

Чтение учителем 1стихотворения по строфам:1 строфа:

В историческом плане – русское войско, переправившись, отрезало возможность бегства; в символистском плане – граница между историческими периодами.

Желтый цвет связан с застойностью, косностью.

Река раскинулась – широкое пространство; обрыв – опасность, берега – сужается пространство, степь – враждебное пространство.

Обычно Россия – мать, а не жена, такое нарушение предсказано гаданием перед Куликовской битвой. Переправа через Дон была скорее концом, чем началом пути. Враг похож на нас самих. Нам исход боя, но отступать нельзя

В историческом плане: наш путь лежит навстречу врагу, в символистском: уравнивание нашего и татарского войска: бьемся со своими двойниками.

Мгла – наваждение враждебного мира.

Ночь – неожиданна, в ней оказались, по-видимому, переправившись.

Я приступаю к борению без страха, хотя знаю, что грозит мне.

Показан бой. Светлые стороны нашей души сталкиваются с темными.

Бросился в бой, принять важнее, чем выйграть.

Степная кобылица – татарская.

Испуганные тучи – символ враждебных и темных сил.

Борение страшно, рвет душу, но мрак отступает.

Сердце, плачь – очищение в слезах.

Мы выходим за пределы здешнего мира, всецело отдаваясь надминой и надличной борьбе.

6.Беседа по прочитанному тексту:

— Как начинается стихотворение? (неторопливо, дважды упоминается грусть описываемой неяркой красоты).

— Почему поэт обращается к родине? (вводит в цикл тему России)

— Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырехкратно? (путь – степной, в тоске безбрежной)

— Как показано движение воинов? (Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль)- Какое настроение создает отрывистость этого ритма? ( напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль»)

— Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни? (образ степной кобылицы, которая «несется вскачь»)

— Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? («И вечный бой! Покой нам только снится.»).

7.Рассказ учителя о посещении Куликова поля учителя.

Чтение стихотворения Д.Самойлова «Ах, поле, поле…»

Ах, поле, поле, поле, ах, поле, поле, поле
А что растет на поле? — Одна трава, не боле,
А что растет на поле? — Одна трава, не боле.

А что свистит над полем? А что свистит над полем.?

Свистят над полем пули, еще свистят снаряды.

А кто идет по полю. А кто идет по полю.
Идут по полю люди, военные отряды.

Блестят они на солнце гранеными штыками,
Потом прижмутся к полю холодными щеками.

А что потом на поле. А что потом на поле.
Одна трава, не боле. Одна трава, не боле.

В 2018 году мне посчастливилось побывать в Тульской области и посетить мемориальный комплекс «Куликово поле». Музейный комплекс «Куликово поле» расположен в непосредственной близости от поля битвы. Новый музей – это новая жизнь памятного места, поля битвы 1380 года.

Перед его создателями стояла непростая задача: соединить прошлое, которое хранит Куликово поле и его мемориалы, с современностью, которая требует самых свежих идей и способа подачи традиционных фактов.

Проект нового музея был разработан заслуженным архитектором России С. В. Гнедовским.

В главном здании комплекса 25 октября 2016 года начала действовать основная экспозиция «Сказание о Мамаевом побоище. Новое прочтение».

Историю Куликовской битвы новый музей преподносит в двух плоскостях. Сначала рассказ о сражении 1380 года идет на основе «Сказания о Мамаевом побоище». Летописную историю подкрепляют подлинные свидетельства Куликовской битвы – находки археологов, обнаруженные исследователями на поле сражения.

Затем летописная история подвергается всестороннему научному анализу, и Куликовская битва предстает перед посетителем в свете современного научного знания. Разделы этой части экспозиции представляют многоплановую научную деятельность, которую музей ведет на протяжении десятилетий по изучению истории Куликовской битвы и Куликова поля: реконструкция исторического ландшафта XIV века, который помог определить лесные и степные территории и место сражения, археология Куликова поля и поиск реликвий Куликовской битвы, захоронений павших воинов, воссозданные картины жизни древних поселений Куликова поля.

Все разделы экспозиции сконцентрированы на центральном экспонате – главном макете поля Куликовской битвы. В специальной витрине-пирамиде реконструирован ландшафт XIV века и представлена хроника событий 7 и 8 сентября – от переправы русского войска через Дон до момента жестокой схватки, в которую вот-вот вступит Засадный полк.

Детская экспозиция «Один в поле не воин» – это многомерное пространство, не только позволяющее изучить учебный материал о Куликовской битве, но и совершить таинственные открытия. Погрузившись в глубину веков, мир древнерусской литературы и тайны военного искусства, юный посетитель может узнать, почему один в поле не воин и пройти увлекательный квест в кабинете времени. Благодаря этой экспозиции история Куликовской битвы стала понятна даже для самых маленьких посетителей.

По задумке авторов концепции нового музея, посетитель начинает погружение в историю сражения в вводном зале «Битва и битвы». Вписывая Куликовскую битву в контекст мировой истории, вводный зал рассказывает о схожих с Куликовской битвой событиях, которые вершили судьбу целых наций. Для нашей страны такими важными сражениями наряду с Куликовской битвой стали Бородинское сражение и битва у Прохоровки.

8. Работа в группах. Создать синквейн на тему «Куликово поле»

III . Итог урока. Рефлексия

— Почему Блок обращается к истории прошлого?

— О чем идет повествование в цикле? (ресурсный круг)

— Предлагаю вам, ребята выполнить творческий проект на тему «Мой А.Блок. «На поле Куликовом».

На поле Куликовом

Часть 1

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.

Читать еще:  Максимальное количество контуров теплого пола

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

Часть 2

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…

На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»

Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

Часть 3

В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.

С полуно́чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.

Часть 4

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали́…

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…

«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…

Часть 5

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!

«На поле Куликовом» А. Блок

«На поле Куликовом» Александр Блок

1

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

2

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…

На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»

Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

3

В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.

С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.

4

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…

«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…

5

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!

Анализ стихотворения Блока «На поле Куликовом»

Каждый поэт в своем творчестве избирает ключевую тему, которая проходить через все его произведения. Кто-то отдает предпочтение пейзажной лирике, других привлекает тема любовных взаимоотношений. Что касается Александра Блока, то его можно отнести к многочисленной группе поэтов-патриотов, которых беспокоит будущее России. Именно по этой причине он отказался покидать свою страну после революции, хотя понимал, что она катится в пропасть. Однако Блок предпочел разделить с Россией ее участь, и подобное решение не стало ни для кого неожиданным. Ведь еще в 1908 году поэт написал стихотворение «На поле Куликовом», в котором не только предсказал грядущие перемены в стране, но и выразил к ним свое отношение.

Позиция поэта оказалась однозначной и недвусмысленной – уже тогда он принял решение остаться со своей страной и со своим народом, хотя и предвидел, что их судьба будет достаточно трагической. Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться. Но уже не от кровожадных татар, а от идеологов грядущей революции, которые ради великой и безумной идеи готовы полностью разорить и уничтожить страну, которая так дорога поэту.

Читать еще:  Как растёт ананас полезные свойства Фрукт ананас

Подобное сравнение и предчувствие неотвратимой беды появились у Блока неслучайно. Еще несколько лет назад он активно поддерживал свержение царской власти. Считая, что лишь таким образом Россия сможет стать по-настоящему свободной и прогрессивной страной. Однако после революции 1905 года Блок кардинально изменил свое отношение к насильственному изменению общественно-политического строя, осознав, что в революционном пожаре погибнут десятки тысяч ни в чем неповинных людей. А это, по мнению поэта, является слишком дорогой платой за сомнительное будущее.

Поэтому в своем стихотворении «На поле Куликовом», обращаясь к прошлому, но подразумевая будущее, Блок сравнивает Россию со степной кобылицей, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому.

Осознавая, что Россию ждут неизбежные перемены, поэт подчеркивает, что «долго будет родина больна», и просит помянуть всех тех, кому еще предстоит погибнуть в кровавой бойне, именуемой революцией. Себе же поэт в этих исторических событиях отводит достаточно скромное место, отмечая: «Я не первый воин, не последний». При этом Блок уповает на чудо, понимая, что предстоящая битва окажется куда более жестокой, чем сражение на Куликовом поле. Хотя бы потому, что происходить оно будет не с татарами, а со своими же братьями-славянами, одержимыми бунтарскими идеями. «Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар», — предрекает автор. Однако при этом он не знает, как его остановить, и это чувство бессилия порождает в душе поэта тоску. Он уповает на то, что, как и во время Куликовской битвы, его родину спасут высшие силы. Поэтому призывает всех тех, кто хочет защитить страну от гражданской войны, уповать лишь на волю Бога. «Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись!», — отмечает поэт.

Примечательно, что мрачная картина разрухи, нарисованная Блоком, уже через 9 лет стала реальностью. Но поэт предпочел остаться в России, чтобы превратиться в одного из многочисленных воинов, которые попытаются сделать все возможное, чтобы их страна смогла восстать из руин и вновь превратиться в одну из самых сильных держав мира. Правда, мечтам поэта так и не суждено было сбыться, так как он и не предполагал, что социализм окажется для России куда более губительным, чем монголо-татарское иго, и поработит страну изнутри на долгие годы.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

«ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ 1 СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ» А. БЛОКА»

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной —

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь.

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Летит, летит степная кобылица

И нет конца! Мелькают версты, кручи.

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь.

Покоя нет! Степная кобылица

Россия, ее историческая судьба, светлые и темные стороны народной души — все это волновало поэтов и писателей на протяжении многих поколений. Россия народная, природная, со своей историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала надежду на будущее.

В творчестве Александра Блока тема России — одна из самых главных. Все его стихи пронизаны одним чувством, чувством безоглядной любви к родной стране. Девятисотые годы были временем лирики, предчувствий, надежд, тревог. Блок слил свою душу с искусством, отдал без оговорок и расчетов себя России. Все творчество поэта, все его лирические настроения определил он сам всего двумя словами: «чувство родины». Понять душу народную, понять, где люди, найти ту точку, где возможна встреча стихийной, древней, книжной и высокой стихии. Седьмого июня тысяча девятьсот восьмого года в Шахматове А. Блок начал работу над циклом «На поле Куликовом». Родина в стихотворениях Блока — тема выстраданная, не книжная, не выдуманная. Это его душа, которая перевоплощалась на Руси в «невесту» и «жену»:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Наш путь татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Накануне грозных событий, тяжелых испытаний, главное — быть готовым к битве, ежечасно отстаивая родину для себя и в себе. Самое дорогое, что есть у поэта, — родина, за нее идет «вечный бой»:

И вечный бой! Покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль

Летит, летит степная кобылица

И нет конца! Мелькают версты, круги…

Идут, идут испуганные тучи,

Ведущей темой стихотворения является тема безграничной любви к родине. В произведении показано движение воинов по полю боя:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Первое стихотворение выполняет роль пролога и вводит в цикл широкую тему России. Использование длинных пятистопных и коротких трех- и двустопных хорейных стихотворений помогает передать противоречие между внешним спокойствием неподвижной Руси:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

…и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего:

Летит, летит степная кобылица

Постепенно темп скачки и тревоги нарастает. Возникает каскад кратких предложений и восклицательной интонации:

И нет конца! Мелькают версты, круги…

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь.

Покоя нет! Степная кобылица

Слово жена в стихотворении употребляется вовсе не в обычном житейском, а в символическом смысле, напоминая о высоком поэтическом идеале Александра Александровича Блока:

О, Русь моя! Жена моя.

Основной проблемой стихотворения является то, что прошлое связано с настоящим, а настоящее — с прошлым. Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди. Блок описывает состояние лирического героя «накануне» битвы – это настоящий процесс мужания. В первом стихотворении лирический герой восклицает:

О, Русь моя! Жена моя.

Для лирического героя, она — самое дорогое, неотделимое. Русь помогает определить ему свое «я», определить свой путь:

Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!

Какие же лики этого образа? Сначала, картина русской природы, которая описана в первом четверостишии, затем Русь- «жена» и, наконец, родина Святая. В первом стихотворении Святой Русью является «Святое знамя». В стихотворении подчеркивается единство людей и природы. Автор показывает, что даже животные живут той же жизнью, что и люди:

«…Летит, летит степная кобылица…»

«И нет конца! Мелькают версты, круги… »

«…Покоя нет! Степная кобылица

Основным образом стихотворения является природа, сравниваемая с человеком, поэтому по жанру — это лирическое стихотворение.

Оно имеет перекрестную рифмовку. Для написания автор использует лирическую (книжную) лексику. В стихотворении присутствуют различные художественные средства, к примеру, антитеза: «Святое знамя» — «ханской сабли сталь».

Этим показан контраст. Также в стихотворении используется параллелизм: «Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной…»

Тем самым автор смотрит на путь с различных сторон. Инверсия также встречается в этом стихотворении:

«…Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога».

«…В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…»

«…Из сердца кровь струится!»

Этим Блок придает выразительность стихотворению. Данное стихотворение не обошлось и без олицетворения:

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво

«…блестит святое знамя…»

«…Летит, летит степная кобылица…»

«…Мелькают версты, круги…»

«…Идут, идут испуганные тучи…»

С помощью олицетворений поэт воплощает какие-либо силы, явления природы в образе живого существа. Конечно же, в стихотворении присутствуют и эпитеты: «скудная глина», «безбрежная тоска», «испуганные тучи».

Благодаря эпитетам Александр Александрович придает особые оттенки обыденным предметам. В стихотворении также можно увидеть аллитерацию:

«Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь. »

Этим автор показывает тишину ночи, пронизанную блеском святого знамени и стали.

Что же можно сказать о настроении стихотворения? Оно полно решимости, готовности к смелым поступкам.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector