Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей - Домашний мастер Dach-Master.ru
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей

Diplom Consult.ru

60. Общие сведения об основных и специальных пожарных автомобилях.

Основные ПА предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе. ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче­стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио­нальное назначение, используются, например, высота подъема автолест­ниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Примеры условных обозначений:

АЛ-30(4310) — пожарная автоцистерна с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20(4310) — аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Вспомогательные автомобили обеспечивают функциониро­вание пожарных подразделений. К ним относятся: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

61. Технические характеристики основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей.

62. Табели положенности пожарного оборудования для автоцистерн и автонасосов.

63. Классификация пожарных рукавов. Назначение. Порядок применения и эксплуатации. Пожарный рукав – это гибкий трубопровод, по которому транспортируются огнетушащие вещества, оборудованный пожарными соединительными головками. Пожарные рукава предназначены для эксплуатации на пожарной машине, а также в комплекте пожарного крана. По способу применения различают три вида пожарных рукавов: — всасывающие; — напорно-всасывающие; — напорные.

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава

Всасывающий рукав используется для забора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса и её транспортирования. Напорно-всасывающий рукав имеет такое же назначение, за исключением того, что вода может дополнительно забираться из системы противопожарного водоснабжения. Всасывающие рукава делаются из двухслойной вулканизированной резины. Для защиты от повреждений снаружи рукав покрывают плотной тканью. Всасывающие рукава наиболее жесткие из всех рукавов. Внутренний диаметр рукава 75, 100, 125 мм. Длина рукава 4 м. Напорно-всасывающие рукава имеют аналогичные параметры, кроме жесткости (они гибкие, мягкие, но одновременно очень прочные).

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава эксплуатируются в комплекте пожарного оборудования пожарных машин. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава по ГОСТ 5398-76 поставляют без пожарных соединительных головок.

Пример обозначения: напорно-всасывающий рукав без пожарных соединительных головок класса В, группы 2, внутренним диаметром 75 мм, с рабочим давлением 0,5 МПа, предназначенного для работы в районах с умеренным климатом: «Рукав В-2-75-5У ГОСТ 5398-76».

Напорный рукав предназначен для транспортирования огнетушащего вещества под избыточным давлением. Напорный рукав обязан соответствовать ГОСТ 51049-97 «Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Общие технические требования. Методы испытаний» и НПБ 152-2000 «Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний».

Основа каркаса напорного пожарного рукава сделана из тканевого или тканевязанового материала, покрытого изнутри гидроизоляцией. Ткань состоит из нитей натурального и химического происхождения. Для внутреннего покрытия используют различные резины, латекс, полимеры. Для придания каркасу устойчивости к внешним воздействиям, его покрывают защитными составами или пропиткой, армируют снаружи металлической оплеткой.

Если каркас напорного рукава сделан полностью из натуральных волокон, то такой рукав может не иметь внутреннего гидроизоляционного покрытия.

Напорные рукава используют для комплектации пожарных машин (РПМ), для оборудования наружных (РПК-Н) и внутренних пожарных кранов зданий и сооружений (РПК-В).

Напорный рукав не такой жесткий как всасывающий, он очень гибкий. Внутренний диаметр рукава 25, 40, 50, 65, 80, 90 или 150 мм. Длина рукава от 10 до 20 м.

Пример обозначения: рукав с внутренним гидроизоляционным и наружным защитным покрытием, для комплектации пожарных машин, с условным проходом 65 мм, на рабочее давление 3,0 МПа, специального исполнения: износостойкий, маслостойкий, термостойкий; климатического исполнения У1: РПМ(Д)-65-3,0-ИМТ-У1.

Специальные пожарные автомобили

Назначение и основные виды работ выполняемых пожарными машинами, их классификация и краткая характеристика. Виды транспортных средств, на основе которых создаются машины для тушения пожара. Особенности обслуживания личного состава и пожарной техники.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЯКУТСКИЙ ФИЛИАЛ

Тема: Специальные пожарные автомобили

Выполнила: Ксенофонтова В.Н.

Проверил: Тихонов Михаил Иванович

1. Основные пожарные автомобили

Пожарная машина — это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Их называют: пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда.

Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки.

Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из шасси, основы транспортного средства, и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою очередь, состоят из ПА общего и целевого примен

пожарный машина транспортный

1. Основные пожарные автомобили

Основные пожарные автомобили

Специальные пожарные автомобили

Вспомогательные пожарные автомобили

АПП — первой помощи

АВД — с насосом высокого давления

АП — порошкового тушения

АПТ — пенного тушения

АКТ — комбинированного тушения

АГТ — газового тушения

ПНС — насосная станция

АГВТ — газоводяного тушения

АПК- автоподъемники коленчатые

ГДЗС — газодымозащитной службы

АСА — автомобили аварийно-спасательные

Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе.

ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

Основные ПА общего применения обозначаются так:

§ автоцистерны пожарные — АЦ;

§ пожарные автомобили насосно-рукавные — АНР;

§ пожарные автомобили с насосами высокого давления — АВД;

§ пожарные автомобили первой помощи — АПП.

Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

§ вместимость цистерны, м 3 ;

§ подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;

§ напор насоса, м вод.ст.

Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

Примеры условных обозначений.

Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.

Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 — автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м ), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.

Читать еще:  Полировка бампера от царапин своими руками

Пример 3. ПНС-110(131)-131А — пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное

назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Примеры условных обозначений:

АЛ-30(4310) — пожарная автоцистерна с высотой подъема колен лестницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20(4310) — аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Вспомогательные автомобили обеспечивают функционирование пожарных подразделений. К ним относятся: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме — тип ПА, например АЦ, — автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части — в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

Пожарный автомобиль — оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащенное пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при пожарно-спасательных работах [1] .

В СССР пожарные автомобили выпускались на шасси серийных грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ. Установкой специализированного оборудования на автомашины занимались, в частности, Торжокский машиностроительный завод иВаргашинский завод противопожарного и специального оборудования.

Цветографические схемы пожарных автомобилей предусматривают окраску корпуса в красный цвет. Для опознавательных знаков и контрастирующих элементов установлен белый цвет. Ходовая часть машин окрашивается в чёрный цвет. На определенных местах указывается краткое обозначение типа пожарного автомобиля (АЦ, ПНС и др.), название города, номер пожарной части и характеристики пожарного автомобиля в зависимости от его назначения. Надписи на поверхностях, окрашенных в основной цвет, должны выполняться контрастирующим цветом, а на поверхностях, окрашенных в контрастирующий цвет, — основным цветом. Не допускается нанесение на наружные поверхности ПА надписей, рисунков и эмблем рекламного содержания. Колена пожарных автолестниц, авто- и пеноподъёмников окрашиваются в белый или серебряный цвет, а выступающие и перемещающиеся части этих транспортных средств, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть окрашены чередующимися полосами красного и белого цвета [2] .

1. По учебному пособию «Пожарная техника», изд. 3, под ред. М.Д. Безбородько

Пожарные автомобили: виды техники, характеристики

Различные виды пожарных автомобилей предназначены для тушения локальных и масштабных очагов возгорания, предупреждения распространения пожара, защиты людей, животных, материальных ценностей от него. Современная специальная техника включает в свое оснащение разнообразный арсенал: первичные приспособления для тушения пожаров, автомобили разных категорий, средства связи и специфические установки. Перед началом работ может выполняться ряд действий, в которые входит разведка очагов возгорания, ликвидация продуктов горения из помещений, спасение людей, вскрытие конструкций и многое другое. Для качественного проведения подобных операций требуется соответствующее оборудование и машины.

Общая информация

Среди основных видов пожарных автомобилей выделяют транспортную или транспортируемую технику, используемую непосредственно для тушения огня, а также вспомогательные машины, служащие для обслуживания личного состава и оборудования.

Рассматриваемые агрегаты создаются на базе колесных, гусеничных, плавательных и летательных транспортных средств, а также на основе поездов. Пожарной техникой укомплектовываются части Государственной пожарной службы, а также подразделения профильных министерств (лесное хозяйство, МЧС, железнодорожный транспорт и тому подобное).

Виды пожарных автомобилей

В зависимости от предназначения и условий использования пожарные автомобили (ПА) делятся на несколько категорий. Основные машины общего применения:

  • Автомобильные цистерны (АЦ).
  • АВД (техника с насосами высокого давления).
  • АПП (машины первой помощи).
  • Насосно-рукавный транспорт (АНР).

Основные ПА целевого применения:

  • Аэродромные варианты (АА).
  • АГВТ (модели газоводного тушения).
  • АП (версии с порошковыми гасителями).
  • Насосные станции (ПНС).
  • Машины с пенным тушением (АПТ).
  • АКТ и АГТ – с комбинированными и газовыми гасителями.

Кроме того, выделяют виды специальных пожарных автомобилей:

  • АШ (штабные модификации).
  • АЛ (автомобильные лестницы).
  • Коленчатые автоподъемники (АПК).
  • АР (автомобили рукавные).
  • АСА (аварийно-спасательный вариант).
  • Для удаления дыма (ДУ).
  • ГДЗС (служба газовой и дымовой защиты).

Среди вспомогательных ПА:

  • Грузовые и легковые транспортные средства.
  • Автобусы.
  • Бензовозы.
  • Ремонтные мастерские на колесах.

Предъявляемые требования

Независимо от вида и назначения пожарных автомобилей, к ним предъявляется ряд общих требований (регламентируются Федеральным законом о техническом обеспечении и пожарной безопасности). Среди них:

  • Техника для ликвидации пожаров должна гарантировать возложенные на нее функции в рабочих условиях.
  • Особенности конструкции и материалы изготовления должны обеспечивать безопасность машин при транспортировке, эксплуатации, хранении и утилизации.
  • На каждой единице предусмотрена маркировка, позволяющая ее идентифицировать.
  • Документация технического плана должна содержать сведения для обучения личного состава правилам эффективного применения имеющегося оборудования.
  • Все виды пожарных автомобилей должны использоваться в соответствии с параметрами требований по пожарной безопасности, согласно методам, установленным соответствующей нормативной документацией.

Назначение

Основные пожарные авто предназначаются для перевозки персонала, приспособлений для тушения огня и рабочего оборудования к месту возгорания. Общие ПА используются для ликвидации пожаров в черте города и жилых секторах. ПА целевого применения задействуют при тушении огня на объектах нефтяной, газовой, химической сферы, аэродромах, предприятиях повышенной опасности и прочее. Все виды пожарных автомобилей сооружаются преимущественно на автотранспортном шасси отечественного производства, входят в общую систему обозначений.

Классификация

Идентификация рассматриваемой техники осуществляется посредством определенного цифро-буквенного кода. Первая цифра указывает на полную массу АТС. Второе обозначение – это тип транспортного средства:

  • Легковая машина – 1.
  • Автобус – 2.
  • Грузовик – 3.
  • Тягач седельный – 4.
  • Самосвал – 5.
  • Цистерна – 6.
  • Фургон – 7.
  • 8 – резервная отметка.
  • 9 – спецтехника.

Виды пожарных автомобилей и их классификация по порядковому номеру определяются третьей и четвертой цифрами в индексе. Пятый элемент в условном обозначении – это модификация транспортного средства. Шестая цифра — тип исполнения (для умеренного, тропического или холодного климата – 6/7/1). Номера 01, 02 и подобные им, указывают на то, что техника изготовлена в переходном исполнении или оснащается дополнительным оборудованием. Кроме того, перед цифрами указывается буквенное обозначение завода-изготовителя.

Предполагается переход на идентификацию по европейскому принципу (подразделение на классы):

  1. L – полный вес ПА составляет от 2 до 7,5 тонны.
  2. М – средние модификации (7,5-14,06 тонны).
  3. S – тяжелый класс (более 14 тонн).
Читать еще:  Сортамент труб и соединительных деталей из полипропилена

Пример условного обозначения: АПТ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ. Речь идет о ПА пенного тушения с цистерной объемом 3 куб. м. с подачей 40 и 4 л/с (на высоком давлении). Шасси – ЗиЛ-4331, номер модели – ХХХ.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

На каждый ПА устанавливается конкретная норма эксплуатации на квартал и год. При этом учитывается пробег, выделенное количество топлива и прочие технические условия. Месячная норма пробега вычисляется с учетом квартального показателя. Для поддержания оптимальной боевой готовности и повышения возможностей подразделения, устанавливается резерв ПА.

Техническая готовность техники определяется по следующим пунктам:

  • Исправность и общее состояние.
  • Заправка горюче-смазочными, эксплуатационными и огнетушащими материалами.
  • Комплектация пожарно-техническими приспособлениями и инвентарем с учетом табельного положения и правил по охране труда.
  • Соответствие нормам внешнего вида, окраски и надписей ГОСТУ 50574-93.

Если хотя бы одно требование не выполняется, эксплуатация техники запрещается. Виды и периодичность ТО пожарных автомобилей организуется по планово-предупредительному принципу.

Особенности

Техническое обслуживание представляет собой комплекс профилактических мероприятий, направленных на поддержание ПА в исправном состоянии и готовности к эксплуатации. При проведении ТО, должны обеспечиваться:

  • Постоянная техническая готовность к работе.
  • Стабильная работа агрегатов транспортного средства на протяжении установленного периода службы.
  • Безопасность движения.
  • Ликвидация причин, вызывающих преждевременное появление неисправностей.
  • Установленный расход ГСМ и прочих эксплуатационных средств.
  • Снижение негативного воздействия ПА на окружающую среду.

Периодичность

Далее рассмотрим, сколько существует видов ТО пожарных автомобилей:

  1. ЕТО – ежедневная проверка при смене караульного состава.
  2. Обслуживание ПА на учении или пожаре.
  3. Аналогичная процедура по возвращении в депо.
  4. ТО после первой тысячи километров пробега.
  5. ТО-1 (первое техобслуживание).
  6. ТО-2.
  7. СО – сезонный осмотр.

Кем и когда проводится ТО?

ЕТО проводится в подразделении во время смены караулов дежурным водителем и персоналом под руководством командира отделения. Все ПА, включенные в боевой расчет и резерв, должны быть чистыми, заправленными ГСМ и эксплуатационными материалами, включая огнетушащие вещества. Сменщик-водитель вносит все записи о работе транспортного средства во время дежурства (в эксплуатационную карту). Кроме того, в его обязанности входит подготовка машины к сдаче. Водитель, принимающий ПА, проверяет состояние транспортного средства в требуемом объеме и вносит соответствующую запись в карту.

ТО на учении или пожаре осуществляется водителем автомобиля. Аналогичная процедура после возвращения – начальником караульной смены.

Обслуживание после тысячного пробега и ТО-1 осуществляется руководителем подразделения ГПС. ТО-2 и СО проводится руководителем подразделения, в котором проходит указанный комплекс мероприятий.

Для ТО-1 и ТО-2 автомобиль выводится из боевого расчета и заменяется резервной единицей. Порядок действий определяет начальник гарнизона ГПС, с учетом местных условий и особенностей. Для ТО-1 время пребывания ПА на обслуживании не должно превышать 2 суток (при ТО-2 – 3 дня).

При техобслуживании машин могут выполняться отдельные виды текущего ремонта в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего типа ТО.

Технику, прошедшую ТО-2, принимают руководитель подразделения и старший водитель (по акту приема/сдачи). После технического обслуживания транспортное средство должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, чистое, отрегулированное и смазанное, согласно соответствующей технической документации. На боевое дежурство вывод ПА, не прошедших очередное ТО, не допускается.

Ремонт

Виды ремонтов пожарных автомобилей:

  • Непосредственно для машин – капитальный, средний и текущий.
  • Для агрегатов – капитальный и текущий.

К ремонтным работам относится комплекс манипуляций по восстановлению работоспособности ПА и обеспечение их нормальной работы. Выполняются мероприятия по мере необходимости либо после определенного пробега.

Разборка, а также замена узлов и агрегатов проводится по итогам предварительной диагностики. После ремонта машину принимают руководитель подразделения и старший водитель по акту приема/сдачи. Перед выездом на боевое дежурство ПА должен пройти обкатку:

  • После текущего и среднего ремонта – 150 километров и двухчасовой эксплуатацией основного рабочего агрегата.
  • После капремонта – 400 км. пробега и 2 часа эксплуатации рабочих приспособлений.

Специальные обозначения

Для обозначения ПА в общем потоке, техника должна оснащаться определенными информативными отличиями. Все пожарные единицы имеют красную окраску, для контраста на определенных местах наносятся белые символы и полосы. Размещение обозначений и разбивка окрашиваемых участков определяется согласно государственным стандартам. На двери кабины наносится номер ПЧ и город, а на кормовой части – тип ПА и номер подразделения. Бампер и видимые детали ходового узла окрашиваются в черный колер. Кроме того, техника оборудуется специальными световыми и звуковыми сигналами.

Выше рассмотрено, сколько видов ТО у пожарных автомобилей. Учитывая специальное предназначение указанных транспортных средств, эти мероприятия строго регламентируются, а нарушение сроков их прохождения чревато серьезным наказанием для ответственного лица, не говоря уже о безопасности эксплуатации машины.

Вспомогательные пожарные аварийно-спасательные машины

Вспомогательные машины (автомобили, тракторы, тягачи) в отличие от основных и специальных пожарных машин непо­средственно в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций не применяются, но с их помощью обеспечивается боеготовность техники, стоящей на вооружении МЧС, как в период ожидания, так и во время пожаротушения и ликвидации последствий круп­ных аварий.

Вспомогательные машины предназначены для выполнения вспомогательных работ, не связанных непосредственно с пожа­ротушением и проведением аварийно-спасательных работ, а именно:

• технического обслуживания и ремонта техники;

• обеспечения оперативно-служебной деятельности подразде­лений МЧС;

К данному типу машин относятся:

• передвижные ремонтные мастерские;

• транспортные средства различного назначения;

• автомобили агитации, пропаганды;

• тракторы, тягачи и прицепы.

Передвижные ремонтные мас­терские будут рассмотрены в главе 14. Другие транспортные средства мало отличаются от транспортных средств общего назначения.

Инженерная техника

Наряду с пожарными и аварийно-спасательными автомоби­лями в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуа­циям используется инженерная техника как военного, так и хо­зяйственного назначения.

В зависимости от назначения инженерные машины делятся на следующие виды:

Дорожные машины

Дорожные машины в подразделениях МЧС предназначены для:

• устройства заградительных полос с целью локализации очагов и отсечения фронта огня от населенных пунктов и важ­ных объектов при лесных и торфяных пожарах;

• устройства разделительных полос и проездов в зонах чрез­вычайных ситуаций (пожары, завалы частично разрушенных и поврежденных зданий и сооружений, снежные заносы и т. п.);

К дорожным инженерным машинам относятся: путепроклад­чики БАТ-М; БАТ-2, ГЖТ-2, бульдозеры и экскаваторы.

Путепрокладчики БАТ-М (рис. 12.25), БАТ-2 на базе гусе­ничного артиллерийского тягача АТ-Т (МТ-Т) обеспечивают: прокладывание колонных путей, засыпку ям, рвов, устройство спусков к водоемам, проходов в мелколесье, строительных зава­лах и других дорожных работ.

Рис. 12.25. Путепрокладчик БАТ-М

Путепрокладчики имеют универсальное путепрокладочное и крановое оборудование. Рабочий орган (отвал) может занимать три положения: двухотвальное, бульдозерное и грейдерное. Для облегчения работы на косогорах путепрокладчик оборудован механизмом перекоса рабочего органа. В транспортном положении рабочий орган БАТ укладывается на платформу машины с помощью лебедки тягача и гидравлической системы самого рабочего органа. На рабочем органе имеется специальное приспособление в виде лыжи, кото­рое обеспечивает копирование неровностей местности и ограни­чивает врезание отвала в грунт.

Крановое оборудование имеет гидравлический привод меха­низмами поворота и подъема стрелы и груза. Стрела крана обес­печивает работу с грузами вдоль бортов и кормы машины, но не позволяет выполнять работы впереди отвала. Управление крановым оборудованием — дистанционное, с помощью вынос­ного пульта.

Помимо путепрокладчиков на гусеничной базе (БАТ-М, БАТ-2), обладающих высокой проходимостью, применяются также путепрокладчики на базе колесных тягачей (МАЗ-538), которые обладают большей скоростью и долговечностью.

Читать еще:  Как выполнить покрытие дерева лаком своими руками

Путепрокладчики на колесном ходу (ПКТ-2)устроены аналогично БАТ-М. На ПКТ-2, однако, отсутствует крановое оборудование.

Землеройные машины

Землеройные машины предназначены для устройства выемок в грунте различного профиля (строительство пожарного водо­ема, инженерно-спасательные работы при стихийных бедстви­ях и производственных авариях, устройство заградительных полос).

Для этих целей в подразделениях МЧС находятся на воору­жении:

быстроходные траншейные машины БТМ-3;

траншейные машины колесные ТМК-2;

полковые землеройные машины ПЗМ-2;

машины для рытья котлованов МДК-2, МДК-3;

экскаваторы одноковшовые Э-305БВ, ЭОВ-4421, ЭО-3323А, ЕА-16,30-5126.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3(рис. 12.26) на базе артиллерийского тягача АТ-Т оборудована роторным грунторазрабатывающим рабочим органом с гравитационной раз­грузкой ковшей. При отрыве траншей рабочий орган отсыпает грунт в обе стороны, образуя бруствер высотой до 0,5 м. В трансмиссию рабочего органа введено электромагнитное уст­ройство для защиты его от поломок в случае встречи с препятст­виями в грунте.

Рис. 12.26. Быстроходная траншейная машина БТМ-3

Траншейная машина колеснаяТМК-2 (рис. 12.27) на базе колесного тягача МАЗ-538 оборудована грунторазрабатывающим рабочим органом роторного типа, но вместо ковшей (как у БТМ-3) на нем установлены тюбинги с зубьями. Такая конст­рукция приводит к увеличению производительности за счет полного использования мощности силовой установки.

Бульдозерное оборудование ТМК-2 позволяет выполнять планировочные работы и производить засыпку ям. Для создания дополнительной тяги машины при работе в мерзлых грунтах ис­пользуется специальная лебедка, смонтированная в передней ее части.

Рис. 12.27. Траншейная машина колесная ТМК-2

Полковая землеройная машина ПЗМ-2 (рис. 12.28) на базе колесного трактора Т-150 обладает высокой маневренностью и проходимостью. Она универсальна, так как одним ее рабочим органом можно вести отрывку траншей и котлованов.

Рис. 12.28. Полковая землеройная машина ПЗМ-2

Грунторазрабатывающий цепной рабочий орган ПЗМ-2 не имеет ковшей. Вместо них на цепях установлены державки с режущими зубьями, имеющими наплавки из материала ВК-15, с помощью чего достигается возможность разработки плотных грунтов. В качестве дополнительного источника тяги машины при работе в мерзлом грунте используется специальная лебедка в комплексе с анкерным устройством.

Отрывка котлована выполняется при сложном движении ра­бочего органа — продольном и поперечном — с одновременной подачей его на забой. Разработка грунта по дну выполняется ре­жущими зубьями державок цепного рабочего органа, а стенок котлована — боковыми фрезами. Отрывка котлована выполняет­ся послойно (толщина каждого слоя 1 м). Бульдозерное обору­дование машины обеспечивает устройство откосов, зачистку дна котлована.

Котлованная машина МДК-2, МДК-3 (рис. 12.29, 12.30) на базе артиллерийского тягача АТ-Т (МТ-Т) оборудована землеройным рабочим органом в виде восьмилопатной фрезы с метателем центробежного типа.

Рис. 12.29. Котлованная машина МДК-2

Отрывка котлована ведется челночным способом, послой­но. Толщина каждого слоя составляет 0,45 м. Выем грунта производится фрезой, поэтому дно котлована получается круг­лого очертания. Чтобы обеспечить движение базовой маши­ны по дну выемки, на раме рабочего органа установлены два плуга, которые создают горизонтальные площадки для ее гусениц.

Рабочий орган из походного положения в рабочее и обратно переводится гидравлической системой за 3-5 мин.

В передней части машины установлено бульдозерное обору­дование для планировки дна, аппарелей котлована.

Рис. 12.30. Котлованная машина МДК-З

Экскаваторы одноковшовые предназначены для отрывки котлованов под инженерные сооружения различного назначе­ния, а также для аварийно-спасательных работ в завалах (раз­борки разрушенных строительных и технологических конструк­ций) (рис. 12.31).

Рабочее оборудование экскаваторов — универсальное, т. е. обеспечивает выемку грунта и другого строительного материала, а также подъем грузов без дополнительной установки стрелы.

Рис. 12.31. Одноковшовый экскаватор ЭОВ-4421

Экскаваторное оборудование может быть смонтировано на автомобильном шасси (КрАЗ-257, КамАЗ-4310), в этом случае оно оборудуется автономным дизельным двигателем мощно­стью 35-60 кВт. Управление рабочим оборудованием осуществляется с помощью пневматической (Э-305В) или гидравличе­ской (ЕА-16) систем. В последнем случае на экскаваторе воз­можна установка специального аварийно-спасательного обору­дования: гидравлического молота, гидравлических ножниц для разделки и разрушения как металлических, так и железобетон­ных конструкций.

Основные пожарные автомобили общего и целевого применения

Рассмотрение классификации, устройства, развития основных пожарных автомобилей.

  1. Общая классификация пожарных автомобилей и их назначение, маркировка.
  2. Основные пожарные автомобили общего применения.
  3. Основные пожарные автомобили целевого применения.

Общая классификация пожарных автомобилей

Основные пожарные автомобили общего применения

Условные обозначения и маркировка

Расшифровка

Структура обозначения ПА

АЦ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ

Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 м куб, комбинированным насосом с подачей 40 л/с (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели ХХХ, модификация ХХ.

Примеры расшифровки обозначения пожарных автомобилей

Основные пожарные автомобили общего применения

Основные пожарные автомобили — автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

АЦ-6,0-40 (5557),мод. 12ВР

АЦ-3-40 (4326), мод. 536

Основные пожарные автомобили целевого применения

Основные автомобили целевого применения — для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.

Основные пожарные автомобили целевого применения

АГВТ-150 (43114), мод. ПМ-586

АП-5000 (53215), мод. ПМ-567А

Порошковые пожарные автомобили предназначены для тушения пожаров классов:

  1. А (Пожары твердых веществ, в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением),
  2. В (Пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ),
  3. С (Пожары газов),
  4. Е (Пожары, связанные с горением электроустановок)
  5. на промышленных объектах газовой, нефтяной, нефтехимической промышленности

Автомобиль газового тушения АГТ-4000 на шасси ЗИЛ-133Г42

АГТ-4000 на шасси ЗИЛ-133Г42

Машина для тушения локальных пожаров на атомных электростанциях, переливочных пунктах, складах легковоспламеняющихся жидкостей, в автопарках и др.
Обеспечивает ликвидацию возгораний в помещениях объемом до 5 тыс. м куб., на элеваторах, в зернохранилищах и других помещениях, где невозможно применение других огнетушащих веществ , приводящих к порче дорогостоящего оборудования и материалов.

  • Огнетушащее вещество – азот
  • Вместимость цистерны, кг – 4000
  • Производительность лафетного ствола, кг/с — 30
  • Производительность ручного ствола, кг/с — 2

Основные преимущества автомобилей первой помощи

Комплектация АПП-0,5-2,0 (33023)

  • малогабаритность и маневренность в условиях потока городского транспорта;
  • быстрое прибытие к месту вызова;
  • эффективное тушение локальных пожаров;
  • использование ствола высокого давления позволяет снизить расход огнетушащего вещества;
  • снижение косвенного ущерба от пролитой воды;
  • экономия горюче-смазочных материалов;
  • универсальность комплектации;
  • возможность вскрытия дверных и зарешеченных оконных проемов и гаражных ворот;
  • возможность оперативного тушения возникших в результате дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) пожаров ;
  • проведение смыва разлитых нефтепродуктов при ДТП;
  • оказание первой помощи пострадавшим при ДТП;
  • эффективен при обеспечении безопасности мероприятий с массовым пребываниям людей;
  • меньшие финансовые затраты на обслуживание и эксплуатацию по сравнению с АЦ.

Основные недостатки выявленные в ходе эксплуатации АПП

  • при подаче ствола-распылителя вследствие конструктивной недоработки происходили повреждения резинового шланга в месте крепления хомутом к мотопомпе;
  • клиренс (дорожный просвет) очень низкий, что затрудняет преодолевать даже незначительные препятствия (бордюры и др.);
  • не на всех моделях предусмотрено полноприводное шасси (4х4), что является необходимым для эксплуатации автомобиля в зимних условиях;
  • длина рукавной катушки (50 метров) ствола высокого давления существенно ограничивает радиус работ и осложняет работу в зданиях сложной планировки;
  • труднодоступность оборудования расположенного на крыше автомобиля;
  • не герметичность отсеков;
  • отсутствие системы забора воды из водоисточников всех типов.

Дополнительные материалы

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector