Использование игр драматизаций в дошкольном возраста - Домашний мастер Dach-Master.ru
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование игр драматизаций в дошкольном возраста

Использование игр драматизаций в дошкольном возраста

Особенности методики организации и проведения игр-драматизаций с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Наиболее эффективными сюжетами для игр-драматизаций, с точки зрения развития навыков театрализованной игры, являются сюжеты сказок. Особая роль при этом отводится сюжетам русских народных сказок, которые радуют детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. При проигрывании сюжетов русских народных сказок у детей формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок, получая роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.

Приведем примеры тех методических приемов, которые могут быть использованы воспитателем при организации и проведении игр-драматизаций на основе сюжетов из русских народных сказок.

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем — выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то игры-драматизации могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

В процессе работы над ролью рекомендуется:

— составление словесного портрета героя;

— фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

— сочинение иных случаев в жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

— анализ придуманных поступков героя;

— работа над текстом: Почему герой так говорит? О чем он в этот момент думает? Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста.

— работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонации;

— подготовка театрального костюма;

— создание образа с использованием умело наложенного грима. Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны быть вызваны какой-то причиной, и быть целесообразными. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет.

При этом воспитателю необходимо помнить основные правила драматизации (по Р. Калининой).

Правило индивидуальности. Драматизация — это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка — см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Очень важна сопутствующая атрибутика к драматизациям (элементы костюмов, маски, декорации), которая помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.

Правило мудрого руководителя — соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку. В основе руководства играми-драматизациями лежит работа над текстом литературного произведения. Так, например, Р.И. Жуковская советует преподносить текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать детей в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей. Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают). Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений. Старшие дети активно обсуждают, во что лучше играть, способны согласовывать свои замыслы и желания. Игра повторяется несколько раз и у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах договариваются о двух-трех составах «артистов». С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Старшие дошкольники могут работать подгруппами, получают задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.

Основная цель педагогического руководства — будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей и, как следствие, обогащению их игры-драматизации. К таким условиям относится предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения. Рассмотрению ее основных характеристик и особенностей влияния на театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста посвящен следующий параграф нашей работы.

Сайт для воспитателей детских садов

Рубрики

Документы

Педагогический проект

«Игры–драматизации с использованием масок и игрушек оригами»

Пояснительная записка: Театрализованная деятельность основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декорационно-художественное оформление.

Одной из форм театрализованной деятельности являются игры-драматизации. Игры — драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей.

Игры-драматизации — форма деятельности ребенка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др)

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени, в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей. Детям очень интересно использовать оригамские игрушки и маски. Используя оригамские игрушки можно разыграть не только эти сказки, но и многие другие, а также придумать сюжеты своих сказок и рассказов. Маски и игрушки оригами просты в изготовлении. Их можно хранить в коробочке, в небольшом мешочке, из которых в любой момент можно извлечь фигурки, чтобы разыграть сценку из сказки, прочитать стишок, загадку, спеть песенку, придумать веселую историю. Оригами рассматривается как средство для подготовки игр-драматизаций, которые строятся на основе литературного произведения. Я знакомлю детей с оригамскими масками и игрушками. Как формировать у детей навыки драматизации литературных произведений, интерес к имитационным движениям? Я рекомендую привлекать дошкольников всех возрастов к участию в изготовлении элементов масок, сказочных атрибутов, распределяя работу по степени сложности. В подгруппе пятого года жизни ребенок обводит по контуру основную форму. Ведь маска важный атрибут игры, она делает образы героев яркими и впечатляющими. Успеху драматизаций, освоению выразительных имитационных движений способствуют наблюдения за живыми объектами. В процессе этого я стараюсь акцентировать внимание детей не только на способах передвижения, защиты и питания, но и на повадках животного. Кроме этого читаю детям стихи, рассказы о животных, рассматривает картинки, иллюстрации. Все это помогает детям приобрести способность выполнять самые разные задания: показать: как слетает бабочка, как куры клюют корм, пьют воду, как кошка играет с клубком ниток, как ведет себя собака со своими и чужими. Драматизация литературных произведений, обыгрывание различных событий, изображение повадок животных приучают ребенка к самостоятельному поиску средств выразительности. К этой работе мы привлекаем родителей, они помогают детям, участвуя в мини – спектаклях, в качестве рассказчика одного или даже нескольких персонажей, при этом используя оригамские маски, игрушки совместного изготовления с детьми.

Актуальность темы: мы знаем, что театрализованная игра привлекает всех ребят, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей бояться групповой деятельности. Как привлечь таких малышей к театрализованным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со сверстниками и взрослыми? Я считаю, что эту проблему можно решить с помощью игр – драматизаций с использованием масок и игрушек оригами. Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви.

Цель проекта: использование масок и игрушек оригами для устранения психологических проблем. Это боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, опасение быть осмеянным сверстниками или получить негативную оценку своих поступков взрослыми – все это обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений.

Читать еще:  Алгоритм получения места в общежитии

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1. Воспитывать доброжелательное общение друг с другом.

2. Побуждать интерес к играм-драматизациям, создавать необходимые условия для ее проведения, используя маски и игрушки оригами.

3. Развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения в играх-драматизациях с использованием масок и игрушек оригами

Гипотеза: если систематически проводить игры-драматизации с использованием масок и игрушек оригами и обеспечить целенаправленное руководство ими, то дети научатся общаться со сверстниками и взрослыми.

Место реализации проекта: в детском саду: в групповой комнате, в музыкальном зале.

Адресат проекта: дети 3-4 лет, родители

Игры-драматизации пользуются у детей неизменной любовью. Игры — драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей. Дети с удовольствием включаются в игру. Им нравится надевать маски. Малыши радуются, когда радуются персонажи, грустят вместе с ними, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы придти к нему на помощь. Тематика и содержание игр-драматизаций с использованием красочных оригамских масок и игрушек имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, стихотворении, потешки. Эта дружба, доброта, отзывчивость. Сказочные герои становятся для детей любимыми и подражая им дети присваивают положительные качества. Используя оригамские игрушки можно разыграть не только сказки, но и стихи, потешки, а также придумать сюжеты своих сказок и рассказов. Маски и игрушки оригами просты в изготовлении. Их можно хранить в коробочке, в небольшом мешочке, из которых в любой момент можно извлечь фигурки, чтобы разыграть сценку из сказки, прочитать стишок, загадку, спеть песенку, придумать веселую историю.

Этапы реализации проекта:

1. Организационный этап:

  • Выбор темы и разработка проекта;
  • Изучение методической литературы;
  • Составление перспективного плана по реализации проекта;
  • Изготовление масок и игрушек оригами
  • Проведение консультаций и бесед с родителями


2. Диагностический этап:

  • Исследование развития игровой деятельности детей
  • Мониторинг заинтересованности и активности воспитанников
  • Проведение игр-драматизаций с использованием масок и игрушек оригами
  • Разучивание ролей, песен, потешек
  • Чтение художественной литературы
  • Использование устного народного творчества
  • Вовлечение родителей в составление рассказов и сказок для детей
  • Конкурс с родителями на лучшую оригамскую маску или игрушку
  • Презентация проекта на педагогическом совете
  • Показ игр-драматизаций на родительском собрании с демонстрацией масок игрушек оригами
  • Выставка масок и игрушек оригами

— контроль старшего воспитателя

Результаты внедрения проекта:

— обогащение предметно-пространственной среды, укрепление дружеских отношений, расширение и обогащения словарного запаса, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Перспективный план работы с детьми 2 младшей группы в рамках проекта « игры драматизации с использованием масок и игрушек оригами».

1. Тема: Оригамские маски и игрушки

Задачи: Познакомить детей с оригамскими масками и игрушками, игрушками пальчикового театра

Необходимое оборудование: маски, игрушки оригами из разных сказок

2. Тема: Основы актерского мастерства

Задачи: Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое мнение.

Необходимое оборудование: имитационные упражнения с использованием оригамских масок.

1. Тема: Культура и техника речи

Задачи: Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Учить строить диалог, используя маски оригами.

Содержание деятельности: Ответы по содержанию сказки, звуковые упражнения, русская народная прибаутка

Необходимое оборудование: маски оригами

2. Тема: Основы театральной культуры

Задачи: Развивать сценическому искусству, знакомить детей с видами театрального искусства (театр масок)

Содержание деятельности: Словесная игра (зайка беленький сидит)

3. Тема: Игра «Зайки»

Задачи: Формировать правильную артикуляцию, обучать прыжкам на двух ногах

Необходимое оборудование: маски оригами

1. Тема: Игра «Зайчик и белочка»

Задачи: Развивать у детей внимание

Необходимое оборудование: маски оригами , картинки с изображением орехов, грибов, моркови, капусты, шишек и др., которые употребляют в пищу зайчик и белочка, корзинки.

2. Тема: Культура и техника речи

Задачи: Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Учить строить диалог. Пополнять словарный запас детей

Содержание деятельности: Игры, упражнения и загадки

Необходимое оборудование: маски оригами

Репертуар: «Гуси-гуси», «Разговор с котом», «Курочка-рябушечка»

3. Тема: Игра – драматизация «Мы в лесу построим дом»

Задачи: Развивать творческое воображение детей, учить подражать звуком и движению персонажей ( медведя, лисы, зайца, ежа, белочки)

Необходимое оборудование: маски оригами, использование цветных модулей для строительства

1. Тема: Рассказ с подражанием « Бабушка и внучка»

Задачи: Учить детей имитировать движения животных, имитировать звуки, издаваемые героями рассказа

Необходимое оборудование: игрушки оригами , в предметном окружении с декорациями

2. Тема: Диалог: « Разговор зайчика и белочки по телефону»

Задачи: Развивать диалогическую речь. Учить детей общаться друг с другом.

Необходимое оборудование: маски оригами и трубки телефонов

3. Тема: Проведение праздников

Задачи: Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение.

Вызывать желание принимать активное участие в празднике.

Необходимое оборудование: маски оригами, декорации необходимые для обстановки праздника

Репертуар: «Новый год»

1. Тема: «Зимняя сказка»

Задачи: Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение

Необходимое оборудование: маски оригами

2. Тема: Игра-инсценировка: Стихотворение «Маша обедает»

Задачи: Побуждать к образному воплощению в роли. Учит выразительно двигаться. Учить выразительной мимике и движениям.

Необходимое оборудование: маски оригами, предметное окружение

1. Тема: Игра-драматизация «Они не умеют читать. »

Задачи: Развивать интерес к играм-драматизациям. Поддерживать бодрое веселое настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Необходимое оборудование: игрушки оригами, кукла Юля и предметное окружение

2. Тема: Основы актерского мастерства

Задачи: Воспитывать внимание. Развивать фантазию и воображение

Содержание деятельности: Работа у зеркала, имитационные упражнения

Репертуар: «Лиса», «Медведь», «Петушок», «Курочка», «Лягушка», «Собачка», «Котик».

3. Тема: Игра: «Веселые гуси»

Задачи: Побуждать детей эмоционально реагировать на происходящее.

Развивать умение сосредотачивать свое внимание на игрушках оригами.

Вызывать у детей радостные чувства.

Необходимое оборудование: игрушки оригами, декорации (домик с вырезанным окошком, плоскостной куст).

1. Тема: Игра-драматизация «Сорока»

Задачи: Развивать речевые способности каждого ребенка

Необходимое оборудование: маска оригами сороки, предметы: иголки, очки, мыло, звонок, утюг, кисть

2. Тема: Сказка «Колобок»

Задачи: Содействовать пониманию сюжета сказки. Эмоционально реагировать на происходящее, воспитывать доброту, смекалку

Необходимое оборудование: игрушки оригами, домик, декорации леса

3. Тема: Сказка «Котик Петрик и мышка»

Задачи: Разыгрывание сказки. Учить произносить реплики с нужной интонацией с помощью мимики и жестов.

Необходимое оборудование: маски оригами

1. Тема: Сказка «Теремок»

Задачи: Развивать воображение, фантазию детей, эмоционально раскрепощать, прививая устойчивый интерес к происходящему на сцене.

Необходимое оборудование: маска оригами, теремок.

2. Тема: Прибаутка «Тень-тень»

Задачи: Учить детей диалогу. Побуждать детей играть с игрушками оригами.

Вызвать желание слушать прибаутку

Необходимое оборудование: игрушки оригами, предметное окружение, ширма.

3. Тема: Самостоятельная игровая деятельность

Задачи: Привлечь детей к рассказыванию сказок, чтению потешек, стихов, прибауток.

Необходимое оборудование: маски оригами

Репертуар: Русские народные сказки, потешки

1. Тема: Сказка «Как лягушонок искал папу»

Задачи: Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить к выразительному исполнению, используя маски оригами

Необходимое оборудование: маска оригами.

2. Тема: Проведение развлечений

Задачи: Прививать любовь к театральному искусству, умение сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

Необходимое оборудование: предметно игровая среда, маски оригами, декорации.

К работе прилагается презентация .

  1. Гончарова О.В. Театральная палитра.- М.: «Творческий центр», 2010 г.
  2. Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/ Под ред. Бабыниной Т.Ф., Яруллиной Е.Х.- Казань: РИЦ, 2011г.
  3. Микляева Н.В.Программа развития и образовательная программа ДОУ.-М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2007г.
  4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка.- Ярославль: «Академия развития», 1998 г.
  5. Соколова С. Театр оригами.- М.: «Академия умелые руки», 2006 г.
  6. Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых маленьких.- М.: «Творческий центр»,2009 г.

Театрализованные игры в детском саду

Майя Рассахатская 06.05.2018 6 10.5k

Игровая деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) направлена на формирование личности ребёнка. Театрализованные игры в этом смысле — наиболее подходящий вид деятельности, поскольку в них происходит всестороннее развитие дошкольников. В связи с этим педагог должен ответственно подходить к выбору игр и упражнений.

Значение театрализованных игр для дошкольников

В детском саду театрализованные игры направлены на формирование личностных качеств дошкольников. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность через художественный образ. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы), самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности у дошкольников, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера.

В процессе театрализованной игры дети учатся подмечать интересные идеи и реализовать их в жизни

Цели и задачи проведения театрализованных игр в детском саду

Проведение театрализованных игр предполагает решение ряда целей и задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп ДОУ:

  • Способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;
  • развивать стремление к саморазвитию и любознательности;
  • формировать волевые черты характера;
  • развивать и тренировать выразительность речи;
  • способствовать раскрытию творческого потенциала.

Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для определённой возрастной группы:

  • Первая младшая группа:
    • способствовать развитию внимания и тренировке памяти;
    • формировать умение слушать и понимать речь;
    • способствовать формированию выразительности речи;
    • развивать речевую и умственную активность.
  • Вторая младшая группа:
    • воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;
    • формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;
    • способствовать обогащению и выразительности речи;
    • развивать память, мышление, воображение, внимание;
    • учить правильно оценивать себя и действия окружающих.

      Воспитанникам младших групп педагог демонстрирует все игровые действия на собственном примере

      Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

      Науменко О. Н., воспитатель

      «Основные задачи театрализованных игр в разных возрастных группах ДОУ»

      Виды театрализованных игр в детском саду

      В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида игр:

      • Основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.
      • Игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.

      В театрализованных играх дети учатся интонировать и развивать сюжетную линию

      Игры-драматизации

      В детском саду выделяют следующие виды таких игр:

      • Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.
      • С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.
      • Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.
      • Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.

      Персонажей-кукол можно изготавливать вместе с детьми. Это поможет дополнительно создать коммуникативные контакты в группе, а также найти дошкольникам интересное и полезное занятие.

      Действия с куклами более интересны для ребят средней и старшей групп ДОУ

      Режиссёрские игры

      Среди этого вида игр принято выделять следующие:

      • Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.
      • Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.
      • Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.
      • Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги или ткани.
      • Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры — плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.

      В младших возрастных группах детей больше привлекают игры с наглядными предметами (картинками, игрушками и т. п.)

      Отмечу, что театрализованные игры отличаются от других (сюжетно-ролевых и проч.) обязательным наличием, независимо от вида деятельности (будь это настольный театр картинок или импровизация), сюжета, основанного на литературных и фольклорных материалах.

      Таблица: особенности театрализованных игр в разных возрастных группах

      • Формируется интерес к театрализованным играм и желание играть, дополняя отдельные реплики героев.
      • Драматизации как таковой ещё нет, но во время занятий воспитатель перевоплощается в персонажей и меняет интонацию, включая тем самым её элементы.
      • Дети пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, а лишь подражают им, копируя внешние черты, не раскрывая особенностей поведения.
      • Происходит первичное знакомство с режиссёрской театрализованной игрой.
      • Фигурки пальчикового театра ребёнок использует совместно со взрослым.
      • Для детей становится важным не только процесс игры, но и результат, реакция зрителей.
      • Усложняются тексты: содержание несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку и отличается более интересными языковыми средствами.
      • Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счёт освоения игры-драматизации и настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, действия на ширме и др.
      • Театрализованная игра становится средством самовыражения личности и реализации способностей.
      • Углубляется игровой опыт за счёт освоения разных видов игры — драматизации и режиссёрской театрализованной игры.
      • Происходит частичный переход игры в речевой план за счёт объединения разных видов игр.
      • Дети заинтересованы играми «с продолжением» сюжета.
      • Игровой опыт углубляется за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые).
      • В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных и произведения русских классиков.
      • Усложняется нравственная составляющая материала: игровые тексты несут большую смысловую нагрузку в таких понятиях, как ответственность, долг, дружба, любовь и т. д.
      • Детям предоставляется большая свобода в действиях: самостоятельное распределение ролей, подборка костюмов, разработка сюжета.
      • Происходит совершенствование приобретённых навыков.

      В играх-драматизациях в младшей группе воспитатель является главным действующим лицом

      Проведение и организация театрализованных игр в ДОУ

      Театрализованные игры несут в себе большой развивающий потенциал. Их проведение требует от воспитателя особой внимательности.

      Методика проведения театрализованных игр в ДОУ

      Соблюдение требований и методик способствует успешной организации игры.

      Требования к играм

      К организации этого вида игровой деятельности предъявляют следующие требования:

      • Содержание и тематика игр должна соответствовать возрасту, нести в себе смысловую (нравственную, ценностную и др.) и эмоциональную нагрузку.
      • Элементы театрализованных игр должны включаться в ежедневные занятия и во вовсе формы педагогического процесса.
      • Дети должны быть максимально активными при подготовке и проведении игр.
      • На всех этапах игровой деятельности поддерживается сотрудничество детей с воспитателем.

      Этапы работы с игровым материалом

      В педагогической практике принято выделять 3 этапа работы с игровым материалом:

      1. Восприятие материала литературных и фольклорных произведений: происходит знакомство детей с сюжетом сказок, потешками, считалками и др. Воспитатель может рассказывать наизусть или читать готовый текст. Если игра импровизированная, объясняется ситуация, которую дошкольники будут обыгрывать.
      2. Освоение специальных умений и навыков: объяснение воспитателем или знание детьми специфики деятельности театральных специальностей («актёр», «режиссёр», «сценарист», «оформитель» и «костюмер»), умение выполнять их роли.
      3. Самостоятельная творческая деятельность: после знакомства с текстом, разработкой реквизита, происходит переход к игре, где дети действуют самостоятельно, а воспитатель только направляет игру в нужное русло.

      Работа по совершенствованию театрально-игровых навыков

      Прежде чем приступать к игре, необходимо проводить с детьми подготовительные занятия. Для этого в педагогике разработано несколько основных методов совершенствования навыков:

      • Моделирование ситуаций. Метод предполагает выполнение заданий, тренирующих умение переключаться с одного действия на другое, контролировать жесты и мимику. Например, детям предлагают представить себя то лёгкими облачками, то массивными скалами и т. п.
      • Творческая беседа. Воспитатель ведёт диалог, активирующий творческое сознание детей, путём постановки проблемных вопросов. Например, просит представить и описать идеальный дом, игрушку и т. п. При этом должны быть заданы наводящие вопросы типа «Какого цвета?», «Сколько этажей в доме?», «Сколько комнат?» и т. д.
      • Ассоциации. Метод направлен на активацию творческих способностей ребёнка путём выстраивания ассоциативных рядов. Это помогает создавать на основе возникающих образов новых персонажей и т. п. Например, воспитатель называет слово «домовой» и спрашивает, что дети представили («маленький человек», «лохматый», «большой», «страшный», «добрый» и т. д.).

      Важную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Педагог должен не только выразительно декламировать или рассказывать что-либо, уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, но и владеть основами актёрского и режиссёрского мастерства. Это способствует повышению творческого потенциала самого воспитателя и помогает совершенствовать театрализованную деятельность дошкольников.

      Рекомендации к проведению

      Театрализованные игры эффективны на любых занятиях и в различных видах деятельности. Для более успешной организации игры следует придерживаться следующих рекомендаций:

      • Внимательно слушайте ответы и предложенные детьми варианты: ваша задача поправить, если что-то идёт не так или ребёнок не совсем понял свою задачу. Например, вы поручили ему роль «костюмера», но он предлагает хорошие дополнения сценария. Внимательно выслушав все варианты, вы сможете использовать их в игре, а также вовремя объяснить ребёнку его задачу.
      • При отсутствии ответов переходите к действиям персонажа. Если видите, что ребёнок не совсем понимает, что именно от него требуется в роли персонажа, задайте ему вопросы, которые помогут представить, как действует его герой, какое у него настроение и т. д.
      • Стремитесь вызвать радость после проделанной работы, находите для этого разные способы поощрения: аплодисменты, сладкие призы и др.

      Важно, чтобы по окончании игры были довольны как актёры, так и зрители

      Временной план игры

      В зависимости от возрастных особенностей дошкольников длительность игры может быть различной:

      • Первая младшая: продолжительность игры не превышает 7 минут. Но если воспитатель планирует проведение серии игр, время увеличивается до 12–15 минут.
      • Вторая младшая группа: обычная игровая деятельность составляет не более 7 минут, серия игр — не более 20.
      • Средняя группа: игры проводятся от 7 до 20 минут.
      • Старшая группа: от 7–10 до 25 минут.
      • Подготовительная группа: от 10 до 25–30 минут.

      Использование игр драматизаций в дошкольном возраста

      Значение игр-драматизаций в развитии детей.

      Превращается рука
      И в котенка, и в щенка
      Чтоб рука артисткой стала,
      Нужно очень-очень мало:
      Специальные перчатки
      Ум, талант и все в порядке.
      В.Берестов.

      Вы замечали, что при слове «театр», у человека светлеет лицо, а глаза мечтательно устремляются куда-то вдаль. Не правда ли, есть что-то волшебное в этом слове? О нем написаны горы книг, его изучает особая наука-театроведение. Ему, театру, посвящены взволнованные страницы воспоминаний знаменитых артистов и тех, кто пережил незабываемые минуты радости и наслаждения, испытав на себе магическую власть искусства.

      Театр придумали древние греки. Они поняли, что подвиги богов и героев Эллады будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать-разыгрывать. Позднее театром стали называть особый вид искусства, а также и здание, где демонстрируют это искусство. Театры в Древней Греции сооружались на склонах гор так, чтобы ряды каменных скамей для зрителей охватывали круглую площадку «орхестру», поднимаясь вверх по горе. Они вмещали более десяти тысяч человек. Оттуда, из Древней Греции, пришло много театральных терминов, которыми мы пользуемся до сих пор, оттуда и пошло название театр, что по гречески звучит как «театрон»; в переводе на русскийязык-место для зрелища.

      Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Трудовая деятельность славянских племен, обряды, при помощи которых люди пытались воздействовать на окружающую их гроздную и загадочную природу — вот его первоначальные проявления. И обычай рядиться животными во время праздничных гуляний восходит к древним временам, когда люди, изображая животных, вероятно, старались таким образом подчинить своей воле. Так рождались первые элементы театра: зачатки драмматического действия, ряжения, диалог.

      VII-IX веках, в прцессе развития общества, когда складывается Древнерусское государство, старые обряды постепенно теряют свое исходное магическое значение и превращаются в игру-представление. Представления были тесно связаны с народным бытом, с гуляньями и «игрищами», они-то и явились переходом от обряда к народному театру.

      Основной особенностью таких представлений было то, что в них могли включаться разнообразные выступления — от комических сценок до шуточного разговора пляски вместе со зрителями. Представления давались на улице или площади, среди толпы, окружающей исполнителей.

      В таких игрищах обязательно учавствовал затейщик, заводила. Это была ответственная роль. Недо было быть остроумным, веселым, по ходу представления в зависимости от ситуации строить интригу, легко и непринужденно общаться со зрителями. Тех, кто брал на себя эту роль, стали называть скоморохами. Они разыгрывали веселые «игрища» — народные фарсы, насыщенные песнями, плясками, показывали медвежьи представления, распевали веселые «скоморошины» и героические былины.

      Скоморошество стало высшей формой русского народного театра. Его существование в течение ряда веков и явилось почвой, на которой вырос русский национальный театр. Никакое народное гулянье и по сей день не обходится без скоморохов.

      В XVII веке в России появляется еще один вид народного театра-кукольный. Вот уже не одно столетие он составляет неотъемлемую часть театральной культуры. С рождением кукольного театра рождается и герой комедии — веселый и хитрыйчеловечек, лукавый и насмешливый Петрушка.

      Театр помогает человеку понимать себя и других, дает возможность посмотреть на жизнь со стороны и в то же время заглянуть вглубь ее.

      Какой же «театр» должен быть в детском саду? Ведь здесь дети, которые не имеют жизненного опыта, не понимаютзначение многих слов, не владеют ни голосом, ни телом. Вот это уже наша задача — что из своего опыта жизни выбрать и чем поделиться с ребенком, как расширить границы его познаний. С моей точки зрения это значит: познакомить с хорошей литературой, настоящей поэзией, классической музыкой, показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор.

      И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в который играем мы с детьми, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, поробовать, на что он способен, поверить в себя.

      Театральная деятельность и игры-драматизации играют огромную роль в развитии ребенка. Практически во всех занятиях учебной деятельности включаются их элементы. С помощью персонажей сказки лучше усваивается учебный материал, повышая интерес к той или иной теме, с помощью обыгрывания мы добиваемся быстрее требуемого результата.

      Знакомство с играми драматизациями начинается с ясельного возраста, когда сказки приходят к детям с театром Петрушки, бибабо, настольных театров в исполнении взрослых или старших дошкольников с музыкальным сопровождением. У малышей появляется желание подпевать, вторить голосом, изображать какие-то движения в такт музыки.

      У старших дошкольников игра в сказку приобретает черты театрального творчества. В результате целеноправленных занятий, упражнений и творческих заданий у детей проявляется творческая активность. Все дети хотят играть в сказку, но многим мешает страх, неуверенность, неудачи. Опыт работы подсказал мне необходимые методические приемы, стимулирующие творческое воображение детей. Так наряду с показом взрослого и с показом упражнения одним ребенком я практикую коллективные показы-упражнения. При анализе показа-упражнения одного из ребят, я отмечаю достоинства и находки исполнителя, обращаюсь ко всем: — «Кто хочет показать, как движется лиса, задорно поет храбрый петух». Глаза ребят говорят об огромном желании играть, но многим мешает внутренняя скрованность, страх, и тогда выручают коллективные задания, типа: — «Ребята, сейчас мы в лесу медведи, ищем мед». Или: — «Мы хитрые лисоньки (или квакающие лягушки). Моментально группа наполняется активными персонажами сказки. Пассивных нет, все дети изображают злово волка, смелого петуха, квакающую лягушку и тд. В процессе игр-драматизаций дети учатся правильно оценивать исполнение ролей у товарищей и сами пытаются украшать игру новыми решениями. Скромные и стеснительные дети становятся более раскованными. Например Данила К., редко отвечающий на занятии, стал более разговорчив, когда я ему предложила роль медведя в игре-драматизации «Медвежонок и козлята». Как ярко он сумел изобразить образ медведя и его походку. В процессе перевоплощения ребенок раскрывается, появляются его черты характера скрытые глубоко.

      В игре-драматизации складываются благоприятные условия для формирования личности ребенка, его нравственных черт характера. Например Вова Е., эгоистичный драчливый мальчик, вовлеченный в игру-драматизацию, причем я давала ему роли, противоположные его темпераменту, он был то храбрым петушком, защищающим зайчика от лисы, то колобком, веселым и добрым. Я поощряла его за правильное изображение. Ребенок изменился: стал менее задиристым, более терпимее относиться к товарищам.

      В процессе прослушивания сказок и обыгрывания их, дети учатся сочувствовать героям сказки. Например, в сказке «Курочка ряба», дети мимикой показывали, как дед и баба были растроены по поводу утери яичка. Вживаясь в роль, они учились сочувсвовать горю не только героям сказки, но и обыкновенным окружающим. Вместе с персонажами сказки, дети негодуют и радуются, борятся со злом, утверждают добро.

      Большая роль в играх-драматизах отводиться развитию речи детей. В занятиях разучиваются и обыгрываются отрывки из произведения с детьми младшего возраста потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Баю-баю-бай, ты собачка не лай», «Зайка, зайка попляши», с детьми старшего возраста Чуковского «Телефон», «Мойдодыр», «Тараканище» и тд.

      Творчеству детей способствует контакт воспитателей с родителями. Большую помощь в театральной деятельности оказали родители, подчас загруженные домашними делами, они не отказали в помощи, охотно изготавливали маски-шапочки для детей, разучивали стихотворения, работали над четкой речью детей. Заинтересованность родителей объясняется тем, что они видят результаты своей работы: дети лучше говорят, двигаются, общаются между собой.

      На данный момент дети учатся в школе, а мои малыши (ясельная группа) с удовольствием играют в игры-драматизации.

      Игра-драматизация как средство полоролевого развития детей дошкольного возраста

      Дата публикации: 16.05.2016 2016-05-16

      Статья просмотрена: 386 раз

      Библиографическое описание:

      Пекина О. В. Игра-драматизация как средство полоролевого развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1269-1270. — URL https://moluch.ru/archive/114/25228/ (дата обращения: 13.11.2019).

      В статье рассматриваются вопросы использования игры-драматизации как средства полоролевого развития детей дошкольного возраста, обозначен потенциал игр-драматизаций в становлении половой идентичности.

      Ключевые слова: дошкольник, игра, пол, полоролевое развитие, полоролевая идентичность, игра-драматизация.

      В современной педагогической науке и практике отмечаются противоречивые тенденции: с одной стороны, в теории большое внимание уделяется учету полоролевых особенностей детей, с другой стороны, на практике зачастую пол не воспринимается как существенная характеристика ребенка. Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в дошкольные годы.

      На данный момент в психолого-педагогической литературе представлены целые направления исследований, посвященных половому воспитанию детей дошкольного возраста (В. Е. Каган, В. К. Лосева и др.), полоролевому воспитанию (Т. А. Репина, Т. П. Хризман и др.), гендерному воспитанию (Л. В. Градусова, Н. Е. Татаринцева и др.).

      Полоролевое развитие происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника — отец. Полоролевое поведение родителей является основой для формирования полоролевого поведения самого ребенка как представителя определенного пола. Наряду с семьей, на полоролевую социализацию оказывают влияние средства массовой информации, образовательные учреждения, игрушки и т. д.

      От того, насколько успешно проходит процесс полоролевого воспитания, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Это и определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности и тщательный выбор средств и методов полоролевого воспитания.

      В научной литературе дошкольный возраст характеризуется как наиболее сензитивный для становления психического пола.

      Как известно, игра является основной деятельностью дошкольников. О важном значении игры для развития личности дошкольника писал еще Л. С. Выготский. Т. А. Репина также подчеркивает важное значение игры, выступающей в качестве условия формирования полоролевого воспитания. Сюжетная игра не выражает реальных отношений, в ней все «понарошку», однако посредством игры устанавливаются положительные стереотипы качеств и поведения, присущих представителям разных полов. В игре складывается фундамент эмоционально позитивного отношения к роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы в дальнейшем его развитии [5].

      По мнению И.Зиминой, игра-драматизация — это особый вид театрализованной сюжетно-ролевой, режиссерской игры. Для нее характерны все основные признаки сюжетно-ролевой игры, а именно: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Если рассматривать структуру игры-драматизации, то можно выделить некую схему последовательных действий: сюжет игры — выбор сказки, пересказ, обсуждение; организация игры — распределение ролей, обустройство игрового пространства; непосредственная игра детей [3].

      Различные педагоги указывают на то, что игры-драматизации отличаются большим разнообразием и различными по своему содержанию целями, задачами и формами.

      Как считает М. Д. Маханева, дошкольник в играх-драматизациях предстает как артист, он сам разрабатывает образ, используя различные средства выразительности, такие как интонация, мимика, пантомима, а также выполняет собственные действия, отражающие ту или иную роль. В игре-драматизации дошкольник воспроизводит сюжет с заранее определенным сценарием. Однако такой сценарий не ограничивается четкими рамками и позволяет ребенку импровизировать в ходе игры. Импровизация затрагивает и текст, и действие. При создании образа ребенок может выражать как женские, так и мужские качества персонажа [6].

      По данным О. Акуловой, мальчики и девочки старшего дошкольного возраста в ходе совместной игры осваивают полоролевое поведение. Для достижения наибольшего эффекта при полоролевом воспитании в игре-драматизации взрослому важно брать на себя роль руководителя при подготовке и проведении игры, а также обязательно учитывать особенности развития детей разных полов [1].

      Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что огромное значение в полоролевом развитии приобретает сказка, которая является своеобразным подготовительным этапом игры-драматизации. Сказке присуще большое количество социальных действий, в ней делается значительный упор на нравственное развитие. Она определяет эталоны поведения. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, с особенностями взаимоотношения полов, а также приобретают представление о таких качествах, как заботливость, миролюбие, терпимость к недостаткам других. Сказки представляют собой эмоциональную позитивную модель гендерного поведения.

      В научной литературе отмечается важная роль сказки в качестве одного из средств полоролевого развития детей дошкольного возраста. Важно не только читать и обсуждать текст сказки, но и применять сюжетные моменты, использовать поступки и образы сказочных героев для объяснения, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. При этом условии будет обеспечено достижение наиболее эффективной полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, а также успешное развитие качеств мужественности и женственности у дошкольников.

      Таким образом, в дошкольном возрасте игра выступает не только ведущим видом деятельности, но и важнейшим средством полоролевого развития. Использование игр-драматизаций как средства полоролевого развития может эффективно реализовываться при следующих условиях: целенаправленном отборе литературного материала для игр-драматизаций, в котором четко и доступно обозначены роли мужчины и женщины; организации подготовительной работы, включающей в себя анализ поступков, поведения и образов персонажей произведений в соответствии с их полом; формирование у детей навыков поведения в рамках определенной социальной роли.

      1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 16–24.
      2. Еремеева В. Д., Хризман Т. Л. Мальчики и девочки — два разных мира [Текст] / В.Д, Еремеева, Т.Л, Хризман.-Москва, 1998. — 118 с.
      3. Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст] / И. Зимина //Дошк.восп. — 2005. — № 4. — С. 3–14.
      4. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет [Текст] / В. Е. Каган // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65–69.
      5. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. — Москва-Воронеж, 2004. — 300 с.
      6. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева. — М.: Сфера, 2001. — 198 с.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector