Функции системы обеспечения пожарной безопасности основные положения - Домашний мастер Dach-Master.ru
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Функции системы обеспечения пожарной безопасности основные положения

Система обеспечения пожарной безопасности

В соответствии с федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” система обеспечения пожарной безопасности – это силы и средства, а также меры правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.

Руководитель организации осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:

  • cистему предотвращения пожара;
  • cистему противопожарной защиты;
  • комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система предотвращения пожара – это комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности и причинения вреда в результате пожара. Исключение условий возникновения пожаров достигается недопущением в учреждении социального обслуживания условий образования горючей среды и (или) условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Система противопожарной защиты должна обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности, научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности;
  • сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • тушение пожаров;
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима.

Система обеспечения пожарной безопасности. Функции системы обеспечения пожарной безопасности: основные положения Исключение условий образования горючей среды

Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» определяет:

  1. общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
  2. пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  3. пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
  4. противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
1. нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
4. реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
5. проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
6. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
8. информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
9. осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
10. производство пожарно-технической продукции;
11. выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
12. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
13. тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
14. учет пожаров и их последствий;
15. установление особого противопожарного режима.

Пожарная охрана

Под пожарной охраной понимается — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
1. государственная противопожарная служба;
2. муниципальная пожарная охрана;
3. ведомственная пожарная охрана;
4. частная пожарная охрана;
5. добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:
1. организация и осуществление профилактики пожаров;
2. спасение людей и имущества при пожарах;
3. организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В Государственную противопожарную службу входят:
1. федеральная противопожарная служба;
2. противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России. В соответствии с Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:
1. структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ), осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы и его территориальных органов — региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в субъектах РФ;
2. органы государственного пожарного надзора;
3. пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
4. подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
1. лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
2. военнослужащих федеральной противопожарной службы;
3. лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).

В Государственную противопожарную службу принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ, а также распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде.

В целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов работники Государственной противопожарной службы могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца. Сотрудники и военнослужащие имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ. В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы). Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства.

На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона. Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах. Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

Читать еще:  Поэтапно теплый пол водяной

В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.

Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

1. Описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства;

1.1. Обеспечение пожарной безопасности

«Пожарная безопасность объекта защиты — состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара».

(п. 20 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

«Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности».

(ст. 3 Федерального закона РФ от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

«Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами

1.2. Система обеспечения пожарной безопасности

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара».

(ст. 5 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

1.2.1. Система предотвращения пожаров

1. Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

2. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

(ст. 48 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Исключение условий образования горючей среды

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

1. Статья 3 комментируемого Закона дает характеристику и раскрывает содержание системы обеспечения пожарной безопасности. Из содержащегося в статье определения следует, что она представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности — это все материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров (от самолетов, имеющих возможность выбрасывать тонны воды до ведра с песком, багра и топора на щите противопожарных средств, а также личный состав формирований, предназначенных для предотвращения и ликвидации пожаров, системы сигнализации, предупреждения и оповещения, диспетчерские службы и многое другое).

Мерами правового характера являются все правовые акты, издаваемые по данному вопросу. Представляется, что к их числу могут быть отнесены не только акты, обладающие признаками нормативности, но и ненормативные правовые акты. К числу первых можно отнести как комментируемый Закон и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, нормативно-правовые акты Правительства РФ, министерств и ведомств, законы субъектов РФ, подзаконные нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, так и локальные нормативно-правовые акты — правила пожарной безопасности на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях, инструкции по действиям в случае пожара, и т.д. К числу вторых можно отнести все правовые акты, не обладающие признаками нормативности, от назначений на должности руководителей тех или иных подразделений, задействованных в обеспечении пожарной безопасности, до принятия актов, ограничивающих в период повышенной пожарной опасности пользование лесами, разведение огня и т.п.

Меры организационного характера самым непосредственным образом соотносятся с мерами правового характера, поскольку все какие-либо организационные решения и мероприятия реализуются путем правового регулирования, издания правовых актов. Таким образом, их можно соотнести как предмет и метод, то есть необходимость в применении организационных мер порождает правовые меры как средство их реализации, а принятые правовые меры, в свою очередь, требуют проведения определенных организационных мероприятий. К мерам организационного характера следует отнести изменение системы надзора и контроля за состоянием соблюдения законодательства о пожарной безопасности, методах проведения проверок и контроля за устранением выявленных нарушений.

Мерами экономического характера является выделение денежных и иных средств для закупки необходимого оборудования, средств и систем, начиная от модернизации объектов жилого комплекса, промышленности и инфраструктуры, служащей для предотвращения пожаров — например, облицовка стен негорючими материалами, расположение объектов на территории промышленного предприятия на безопасном в пожарном отношении расстоянии, выделение денежных средств на изменение структуры, численности и организации деятельности сил и средств, занятых обеспечением пожарной безопасности, приобретение огнетушителей, установки противопожарных дверей и т.д. Меры экономического характера следует понимать как в широком, так и в узко-предметном смысле.

Мерами социального характера служит, например, пропаганда соблюдения правил пожарной безопасности, трансляция так называемой социальной рекламы по телевидению, проведение специальных уроков в школах, то есть принятие мер, направленных на изменение отношения граждан к вопросам пожарной безопасности, разъяснения значимости этого вопроса, разъяснения методики действий в тех или иных ситуациях для предотвращения и ликвидации пожаров, принятия мер к спасению людей.

Мерами научно-технического характера следует считать разработку и конструирование передовых материалов, средств и систем, предназначенных на предотвращение и ликвидацию пожаров, уменьшение ущерба от них. Это и новые стойкие к возгоранию красящие средства, строительные материалы, защитные средства, и системы сигнализации и автоматического пожаротушения, и средства пожаротушения — огнетушители, химические смеси и т.д., и техника для борьбы с пожарами, и средства для спасения людей, животных и имущества.

2. Согласно ст. 3 комментируемого Закона, основными элементами обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности. Следует отметить, что такими органами и организациями являются не только те из них, что непосредственно занимаются борьбой с пожарами — пожарные части, добровольные пожарные дружины в муниципальных образованиях, но и те, что причастны к определению и формированию политики в сфере пожарной безопасности.

3. В ст. 3 комментируемого Закона перечислены также основные функции системы обеспечения пожарной безопасности.

Во-первых, это нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности. Это понятно и очевидно, поскольку для того, чтобы что-то сделать и реализовать какие-либо планы и замыслы, необходима система управления и система действий, которую и организуют нормативно-правовые акты как средство.

Во-вторых, это создание пожарной охраны и организация ее деятельности. Это понятно, потому что пожарная охрана непосредственно борется с огнем и от успешности, организации и материального обеспечения ее функционирования зависит успех в спасении жизни и здоровья людей при возгорании.

В-третьих, это разработка и осуществление мер пожарной безопасности. Данная функция направлена в первую очередь на предотвращение пожаров, поскольку указанные правила представляют собой свод рекомендаций и требований, обеспечивающих не наступление случая возгорания. Так, в соответствии с ч. 2 п. 4 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ N 313 от 18 июня 2003 г., требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам.

Читать еще:  Серый ламинат в гостиной

В-четвертых, одной из функций системы обеспечения пожарной безопасности является реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности. Данная функция представляется абсолютно оправданной, поскольку одного лишь наличия нормативных правил и требований, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, недостаточно для того, чтобы такая безопасность наступила. Необходимо, чтобы эти акты функционировали, исполнялись, для чего, с одной стороны, необходимо предоставить соответствующим лицам права, дающие возможность для исполнения нормативов, а с другой, закрепить обязанность их исполнения за соответствующими структурами и людьми, и ответственность за их неисполнение.

В-пятых, функцией системы является также проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Это важно для предотвращения пожаров, поскольку его, как известно, легче предотвратить, чем потушить. При надлежащем осуществлении указанных мер можно добиться снижения количества пожаров, что соответственно уменьшит их жертвы, расходы на ликвидацию и т.д.

В-шестых, функцией системы является содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности. Приведенные действия особенно важны для сельской местности, поскольку пожарные части и депо МЧС РФ, естественно, имеются не в каждом селе, и время их прибытия в некоторые населенные пункты может исчисляться десятками минут, а то и часами. Это, в свою очередь, в худшую сторону отражается на эффективности борьбы с огнем, в немалой степени и потому, удастся ли пожарным застать пожар на ранней стадии, или им предстоит борьба с пламенем, полностью охватившим строение. Необходимо учитывать и тот факт, что в ряде населенных пунктов может отсутствовать возможность оперативной дозаправки пожарных машин водой. В этих обстоятельствах как никогда важна оперативность начала борьбы с огнем, что в некоторых населенных пунктах возможно лишь силами добровольных пожарных и добровольных пожарных формирований муниципальных образований.

В-седьмых, функцией системы обеспечения пожарной безопасности является научно-техническое обеспечение пожарной безопасности. Об этом уже говорилось в комментарии к ст. 3 Закона, необходимо лишь добавить, что такое обеспечение очень важно, поскольку применение передовых решений науки и техники способно изменить в положительную сторону эффективность предотвращения и ликвидации пожаров, уменьшения ущерба от них.

В-восьмых, такой функцией является информационное обеспечение в области пожарной безопасности. Эта функция предназначена для доведения до широкого круга лиц требований пожарной безопасности, пропаганды пожарной безопасности.

В-девятых, такой функцией является осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности. Это необходимо для обеспечения исполнения требований нормативных документов, выявления нарушений и принятия мер к устранению недостатков.

К числу функций системы организации пожарной безопасности законодатель также относит производство пожарно-технической продукции, то есть специальной технической, научно-технической и интеллектуальной продукции, предназначенной для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарной техники и оборудования, пожарного снаряжения, огнетушащих и огнезащитных веществ, средств специальной связи и управления, программ для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иных средств предупреждения и тушения пожаров.

Еще одной функцией является лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности. Указанная работа проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, подробно этот вопрос будет рассматриваться при комментировании ст. 33 Закона.

Другой функцией системы обеспечения пожарной безопасности является тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. Ее значение очевидно: это именно та самая опасная для жизни борьба «на переднем крае», в ходе которой непосредственно спасаются чьи-то жизни и здоровье, сохраняется имущество.

В числе функций системы обеспечения пожарной безопасности упоминается учет пожаров и их последствий. Подробнее об этом говорится в ст. 27 комментируемого Закона. Данный учет осуществляет Государственная противопожарная служба. Учет важен для того, чтобы определить эффективность проводимой работы, иметь возможность ее скорректировать, осознать и проанализировать масштабность явлений. Вообще учет — это первичная мера, исходя из показателей результатов которой строится вся дальнейшая деятельность.

Наконец, последней функцией, которая упоминается в ст. 3 комментируемого Закона, является установление особого противопожарного режима. Подробно речь о нем пойдет при комментировании положений ст. 30 Закона. Если говорить кратко, то его суть сводится к установлению в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях дополнительных требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.

Охрана труда

Система обеспечения пожарной безопасности

Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» определяет:

  1. общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
  2. пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  3. пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
  4. противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
1. нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
4. реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
5. проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
6. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
8. информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
9. осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
10. производство пожарно-технической продукции;
11. выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
12. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
13. тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
14. учет пожаров и их последствий;
15. установление особого противопожарного режима.

Пожарная охрана

Под пожарной охраной понимается — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
1. государственная противопожарная служба;
2. муниципальная пожарная охрана;
3. ведомственная пожарная охрана;
4. частная пожарная охрана;
5. добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:
1. организация и осуществление профилактики пожаров;
2. спасение людей и имущества при пожарах;
3. организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В Государственную противопожарную службу входят:
1. федеральная противопожарная служба;
2. противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России. В соответствии с Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:
1. структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ), осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы и его территориальных органов — региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в субъектах РФ;
2. органы государственного пожарного надзора;
3. пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
4. подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
1. лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
2. военнослужащих федеральной противопожарной службы;
3. лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).

В Государственную противопожарную службу принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ, а также распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде.

Читать еще:  Правильное устройство полов по грунту нюансы технологии

В целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов работники Государственной противопожарной службы могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца. Сотрудники и военнослужащие имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ. В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы). Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства.

На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона. Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах. Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.

Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Функции системы обеспечения пожарной безопасности – основные элементы, цель создания

Прямой обязанностью государства в сфере пожаробезопасности является обеспечение условий осуществления трудовой деятельности работниками и предприятиями в целом с высокой эффективностью работы посредством мер контроля, проверки и пропаганды.

Такое обязательство выражается в создании системы обеспечения пожарной безопасности в отдельных отраслях и во всей промышленности и иных секторах экономики и жизни в целом.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

Федеральное законодательство, ФЗ «О пожарной безопасности» регулирует данную сферу деятельности и обязывает государственные органы, и иные заинтересованные органы осуществлять комплексный подход в реализации мер, противодействующих возгораниям или пожарам.

Системный подход позволяет обеспечивать высокую эффективность всего комплекса событий, как в отношении рядовых граждан, так и целых производств.

Что представляет собой?

Система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность мер, событий и инструментария, при помощи которого заинтересованные организации, прежде всего государственные, осуществляют контроль и обеспечивают безопасность жизнедеятельности и трудовой деятельности.

Данная система состоит из нескольких составных элементов, каждый из которых выполняет отдельные функции и направлен на достижение определенной цели.

Реализация комплекса закреплена в федеральном противопожарном законодательстве, региональных нормативных актах, рекомендациях отраслевых министерств и ведомств, локальных нормативных актах в сфере пожарной безопасности.

Большая часть работ в данном направлении возложена на государственные органы инспекции, однако и сами организации могут создавать в рамках своей деятельности структуры, которые будут проводить и осуществлять работу в данном направлении наравне с государственными подразделениями.

В отношении действия системы на предприятиях инспекционные органы могут оценивать и направлять действия таких подразделений на соблюдение норм и правил законодательства, а также наказывать в случае выявленных нарушений.

Такие меры контроля в сфере пожарной безопасности, а также тесное взаимодействие во время проверочных мероприятий позволяют добиваться высоких результатов эффективности, а именно устранения пожароопасных ситуаций в организациях.

Поэтому меры по реализации комплексного подхода лежат не только в компетенции органов проверки, но и на самих производственных комплексах, организациях и предприятиях, которые также должны обеспечивать усиленные меры контроля и проверки в области пожарной безопасности.

Что является основными элементами?

Система обеспечения противопожарного состояния, как комплекса мер по обеспечению пожарной безопасности включает в себя:

  • Нормативные инструменты регулирования данной сфер деятельности. К данным средствам относятся федеральные законы и нормативные акты отраслевых ведомств и министерств, которые регламентируют как деятельность самих государственных органов, так и правила и стандарты обеспечения охраны на производственных комплексах. Также посредством издания и разработки таких правил обеспечивается высокий уровень эффективности действия всей системы.
  • Государственные органы и органы местного самоуправления в сфере обеспечения пожаробезопасности. Такие элементы являются главной составной частью, так как посредством реализации своих прямых полномочий осуществляют контроль и проверку состояния пожарной опасности в компаниях и у индивидуальных предпринимателей. Также при проявлении негативных последствий, таких как возгорания или пожары, иные нарушения режима безопасности, а также осуществляют профилактические события и пропаганду безопасного поведения во время осуществления трудовой деятельности.
  • Предприятия и организации также являются составными элементами системы, так как в рамках своих полномочий и компетенции осуществляют контроль за действиями своих ответственных служб и подразделений, которые обеспечивают установленный режим во время осуществления работы.

Также в рамках деятельности компании могут создавать свои штатные подразделения по борьбе с возгораниями, особенно в случаях, если производственная деятельность тесно связана с обращениями с горючими, легковоспламеняемыми, вредными или иными опасными веществами.

При этом в рамках правового поля компании могут издавать локальные нормативные акты, регулирующие действия своего персонала в сфере пожарной безопасности, которые, однако, не должны противоречить нормам федерального законодательства.

Цель создания для объекта защиты

Целью реализации такой системы являются:

  • недопущение возникновения негативных последствий, выраженных в проявлении возгораний, пожаров, нештатных и чрезвычайных ситуаций, связанных с причинением вреда здоровью и нанесения ущерба производственному оборудованию;
  • недопущение нарушений законодательства, а именно норм и правил при обращении с горючими и опасными веществами, соблюдение норм информационного обеспечения, правил обучения и знаний среди персонала, осуществление профилактических и надзорных мероприятий в данной области;
  • осуществление пропаганды среди населения посредством распространения методических материалов об опасности при нарушении правил и норм обращения с опасными веществами;
  • контроль и надзор за соблюдением правил в различных сферах и отраслях производства. Борьба со случаями возникновения пожаров или возгораний на предприятиях, в домовладениях и на территориях. Обеспечение безопасности жизнедеятельности и рабочего процесса путем предотвращения проявления нарушений законодательства.

Функции

Функционал данной системы противодействия возгораниям характеризуется следующими элементами:

  • разработка эффективных прикладных и теоретических мер по противодействию негативным последствиям, которое выражается в создании эффективного набора инструментария по борьбе со случившимися возгораниями, а также в части методических рекомендаций разработка действий в случае проявления нештатной ситуации;
  • осуществление проверки нормотворчества в сфере издания локальных актов предприятиями в ходе реализации контрольных и проверочных событий в части недопущения искажения или нарушения норм и правил поведения и трудовой деятельности, а также недопущения нарушения прав рабочих;
  • проведение обучающих акций и мероприятий в отношении ответственных должностных лиц организаций по вопросам обучения персонала нормативному поведению при проявлении фактов возгораний, а также осуществление аттестации и выдачи лицензий образовательным и иным учреждениями с учетом специфики деятельности;
  • информирование населения и юридических лиц об изменениях в законодательстве, выработке и реализации новых форм противодействия пожарам и пропаганда правильных действий в случае нарушения нормативных актов.

Полезное видео

Об обеспечении пожарной безопасности руководителями организаций, рассказано в данном видео:

Выводы

Данная система позволяет эффективно бороться с негативными факторами в повседневной жизни и на производстве и позволяет обеспечить должный уровень пожарной безопасности на объекте защиты.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 938-43-28 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 467-435-31 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+7 (800) 511-52-74 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector