Названы лучшие лицеи и гимназии столицы
Чем лицей отличается от гимназии, что лучше?
Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок получил самое качественное и углубленное образование. Попробуем разобраться в том, что лучше — лицей или гимназия. Именно от уровня подготовки выпускника напрямую зависят его шансы на поступление в престижное учебное заведение. После окончания такого вуза у молодого человека гораздо больше шансов на получение высокооплачиваемой работы.
Общие черты учебных заведений
Чем лицей отличается от гимназии? Оба вида учебных заведений являются общеобразовательными организациями, поэтому в них образовательный и воспитательный процесс осуществляется в строгом соответствии с новыми федеральными стандартами. Выпускникам выдают аттестаты государственного образца, аналогичные тем документам, которые получают ребята в обычных российских школах.
Преподавательский состав в учебные заведения такого типа набирают на конкурсной основе. Предпочтение отдают учителям, имеющим высшую квалификационную категорию, дипломы и грамоты, свидетельствующие об их высоком профессиональном уровне. Оба вида общеобразовательных учреждений имеют спонсоров, помогающих поддерживать на высоком уровне материально-техническую базу.
Особенности лицеев
Чем лицей отличается от гимназии? Прием в государственные лицеи осуществляется только для учеников 8-9 классов. Во многих лицеях преобладает технический профиль. У всех лицеев заключены специальные договоры с высшими учебными заведениями, поэтому осуществляется специализированная подготовка лицеистов к поступлению в такие вузы. Рассуждая над тем, чем лицей отличается от гимназии, отметим отличия в способе обучения. В лицее приоритетное значение имеет практика.
Помимо усвоения теоретического материала по различным учебным дисциплинам, лицеисты также получают определенную специальность. Для проведения занятий в таких государственных образовательных учреждениях привлекают преподавателей высших учебных заведений. У выпускников лицея есть привилегии при поступлении в «родной» вуз. Существует и такая практика, согласно которой выпускные экзамены в лицее засчитываются в качестве вступительных испытаний в высшее учебное заведение.
Специфика гимназии
Чем лицей отличается от гимназии? Поступить в гимназию может талантливый ребенок, который окончил начальную школу. В таком учебном заведении дети получают глубокие и прочные теоретические знания. Преподаватели гимназии осуществляют целенаправленную подготовку воспитанников к обучению в престижных высших учебных заведениях.
В настоящее время особой востребованностью у родителей пользуется и лицей, и гимназия. В чем разница между ними? Профильное обучение в гимназии начинается только на старшей ступени обучения, когда ученик уже выбрал сферу своих научных интересов, определился с профессией.
Для преподавания в гимназии используются авторские программы, позволяющие формировать у школьников прочные теоретические знания.
Оба вида государственных учебных заведений обладают определенными преимуществами, дают воспитанникам прочные знания. И в гимназии, и в лицее, преподаватели и классные руководители прилагают все усилия для всестороннего развития личности детей. Для выполнения требований, установленных федеральными образовательными стандартами, педагоги используют инновационные методики обучения и воспитания.
Для тех учеников, которые к седьмому классу смогли определиться с выбором своей будущей специальности, подходит вариант «школа-лицей». Далеко не все ребята готовы в таком возрасте к осознанному выбору будущей профессии.
Если у ребенка отличное здоровье, ярко выражены интеллектуальные способности, есть интерес к исследовательской и проектной деятельности, подходит вариант «школа-гимназия».
Позитивные изменения
В далеком прошлом остались те времена, когда все учебные заведения были абсолютно одинаковыми, работающими по одной образовательной программе.
В настоящее время каждая школа, гимназия, лицей, работают по своим образовательным программам. Первые гимназии существовали в Древней Греции, они считались обычными школами. Лицеи в нашей стране предназначались для дворянских детей. После их завершения молодые люди получали чиновничьи чины.
Предназначение гимназий
Гимназия является обычной школой, обучение здесь осуществляется по учебным дисциплинам на углубленном уровне. В стенах таких учебных заведений особое внимание уделяют развитию индивидуальности школьников. В гимназиях осуществляют диагностику ранней одаренности, позволяющую выявлять талантливых детей, обучать их по специальным авторским методикам и образовательным программам.
Преподаватели таких учебных заведений стараются находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогают им с профессиональной ориентацией. Например, формируются старшие классы с профильным изучением биологии, физики, химии, математики. Те ребята, которые не смогли определиться с подбором профессии, могут выбрать общий профильный класс. Здесь обучение осуществляется одинаково по всем учебным дисциплинам.
Школа, лицей отличаются от гимназии по цели образовательного процесса. Основной задачей лицеев является подготовка школьников к обучению в конкретном учебном заведении высшего звена.
Направленность обучения
Некоторые родители убеждены в том, что гимназии предназначены для гуманитариев, а лицеи созданы для детей, увлекающихся техническими дисциплинами.
В современной российской системе ситуация обстоит абсолютно иначе. Профиль лицея напрямую зависит от того, с каким именно высшим учебным заведением у него заключен договор о сотрудничестве.
Подводя итоги, отметим, что между школой, гимназией, лицеем существуют серьезные отличия. При выборе вида учебного заведения родители должны учитывать не только престижность заведения, но и способности ребенка, его желание посещать лицей или гимназию, выбранную для него мамой и папой.
Рейтинг лицеев Москвы и крупных городов России
Содержание
Как составляется рейтинг лучших лицеев?
Рейтинг лицеев Москвы
Рейтинг лицеев России
Как составляется рейтинг лучших лицеев?
Обычная общеобразовательная школа или лицей? — этим вопросом родители задаются задолго до начала учебного года. Причём вопрос этот совсем не зависит от возраста ребёнка. Некоторые специализированные школы осуществляют наборы с 1, 5, 9, 10, 11 классов. Конечно, при такой постановке вопроса предпочтительнее окажется лицей — здесь и предметов больше, и изучаются они более обширно, и учителя все — высококвалифицированные специалисты (что подтверждается наличием у них учёной ступени). Просто сказка, а не школа.
Но при всех положительных сторонах таких образовательных учреждений, у них есть и существенные минусы:
- за высокий уровень знаний придётся платить. Причём обязательно и регулярно. Это и благотворительные взносы и расходы на специализированные книги, репетиторов и т.д.;
- сильная социальная расслоённость детей;
- большая загруженность учеников.
Если все это вас не пугает, действительно стоит присмотреться к самым достойным школам вашего города.
Прежде чем познакомить вас с полным списком лучших заведений 2017 года, хотелось бы обратить внимание на то, что зачастую региональный и общероссийский рейтинг имеет несколько существенных разногласий. Всё дело в разных критериях оценивания.
Всероссийский рейтинг школ составляется согласно:
- проценту учеников, которые набрали на ЭГЕ максимальное количество баллов;
- общей успеваемости выпускников (в процентном соотношении);
- количеству выпускников, поступивших в ТОП-20 ВУЗов (МГУ, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана и другие).
Как видите, показатели достаточно общие, и не могут показать полной картины происходящего в регионах. А всё потому что абитуриенты часто не стремятся штурмовать московские ВУЗы. Да и пространственные цифры не дадут полного впечатления ни о качестве работы педколлектива, ни о внутренней атмосфере школы. Иногда очень даже хорошие лицеи остаются за бортом, только потому, что по каким-то причинам не дотягивают до строгих критериев отбора.
В Москве дела с рейтингом ещё строже, ведь здесь уже учитывается целых 8 показателей:
- Процент отличных оценок по аттестации.
- Процент учеников, которые сдали ЭГЕ с максимально возможными баллами.
- Количество победителей предметных олимпиад на московских и всероссийских олимпиадах.
- Участие в городских массовых мероприятиях и развитие внутришкольной занятости учеников.
- Количество детей с ограниченными возможностями.
- Количество детей, которые находятся на учёте в детской комнате милиции.
- Количество учеников, победивших в спортивных соревнованиях во всероссийском масштабе.
- Сотрудничество с детскими садами.
Насколько справедлив такой рейтинг, судить крайне сложно, ведь победы чаще всего получают именитые лицеи при ВУЗах. Действительно ли они дают самое лучшее образование? Вопрос спорный. Всё потому, что многие критерии совсем не зависят от того насколько хорошо обучают детей — тут на первый план выходит директорская работа. Да и в ТОПе никто не учитывает:
- доброжелательность учителей;
- насколько дружные и сплочённые классные коллективы;
- как проводится психологическая адаптация детей с последующим формированием их, как личностей;
- микроклимат в школе, в общем, и в педколлективе в частности.
А именно эти параметры нужны нам намного больше, чем количество именитых преподавателей и инклюзивных детей.
Рейтинг лицеев Москвы
Первое почётное место среди лучших учебных заведений столицы по версии 2017 года занял лицей Высшей школы экономики. В первый раз за своё существование он поднялся на столь высокую ступень, сместив прошлогоднего лидера — лицей № 1535 с углублённым изучением китайского языка (он теперь второй). Третье место аттестационный комитет отдал школе № 179 «Московского института открытого образования». Эти три школы стали не только самыми лучшими в образовании, но и смогли предоставить своим ученикам прекрасные условия для досуга.
А вот лицей № 1580 им. Баумана в первую тройку, к сожалению, не вошел — он только четвёртый. За ним не менее знаменитая школа № 1514
И замыкают десятку рейтинга лучших учебных заведений Москвы:
- технический колледж № 21;
- лицей «Вторая школа»
- школа № 57;
- лицей № 1568 им Пабло Неруды;
- школа № 1329.
Так распределились места среди школ-лидеров этого года. Хочется сказать, что мнение любой комиссии — дело сугубо индивидуальное и отображает только точку зрения данного статистического агентства. Поэтому при выборе лицея больше внимания обращайте не на место в списке, а на специфику и особенности конкретного учебного заведения. Также очень важно учитывать и то, насколько легко и комфортно ребёнок сможет самостоятельно добраться в школу (даже при наличии собственного транспорта вы физически не сможете постоянно его возить и забирать).
Рейтинг лицеев России
Как говорилось ранее, этому рейтингу будет, чем нас удивить, ведь критерии отбора весьма специфичны и зачастую не сильно соответствуют реальным показателям той или иной школы.
Лидерами всероссийского рейтинга ожидаемо стали московские школы:
- Лицей № 1580 им. Баумана.
- СУНЦ школа-интернат им. А. Н. Колмогорова МГУ им. М. В. Ломоносова.
- Лицей «Покровский квартал» (№ 2095).
Как видите, здесь нет лидеров московского рейтинга — лицея «Высшей школы экономики», школ № 179 и № 1535. Хотя в списке они есть — на 7, 11 и 13 позиции соответственно. Такое распределение мест хорошо показывает относительность каждого из рейтингов.
Но, несмотря ни на что, позитива в таких рейтингах много, потому что в них входят не только московские школы. К примеру, в первую сотню лучших учебных заведений наравне с московской гимназией № 1530, входит и экономико-математический лицей № 29 города Ижевска.
А лучшими лицеями Новосибирска стали:
- СУНЦ НГУ — 5 место всероссийского рейтинга.
- Гимназия № 1 — 38 место.
- Лицей № 22 «Надежда Сибири» — 198 место.
А вот тверской представитель в рейтинге только один — школа с углубленным изучением математики № 17 заняла почётное 189 место.
Немного опередила Тверь Уфа — лицей № 153 оказался на 40 месте рейтинга, а № 93 — на 163.
Ожидаемо высокие ступеньки занимают учебные заведения СПБ. Вторая столица всегда конкурирует с Москвой за первенство — и этот рейтинг не исключение. Итак:
- Президентский физико-математический лицей № 239 — 9 место.
- Санкт-Петербургский физико-математический лицей № 30 и Академическая гимназия им. Д.К. Фаддеева СПбГУ — 16 и 17 место соответственно.
- Академическая гимназия № 56 — 35 ступенька.
И завершает пятёрку лучших лицей «Физико-техническая школа» Академического университета. Он на 52 строчке рейтинга. А это всего лишь на несколько строк выше от Физико-математического лицея № 31 города Челябинска.
Не пасуют перед мэтрами отечественного образования и школы Московской области — они уверенно заняли свои места во всероссийском рейтинге. Так, Физико-математический лицей, который находится в городе Сергиев Посад, уверенно держится на 88 позиции.
- Физико-математический лицей № 5, который находится в городе Долгопрудный — 109 место.
- Школа № 6, в г. Мытищи — 120.
- Физико-технологический лицей им. П. Л. Капицы — 140.
- Гимназия № 1 города Раменское — 164.
- Фрязинская школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов — 165.
Директорам этих учебных заведений есть, чем гордиться — на них равняются многие.
Средние школы Казани также не отстают:
- Лицей № 131 — 21 место.
- Лицей имени Н.И. Лобачевского КФУ — 48 место.
- Гимназии № 7, № 19, № 2 — 99,108 и 151 место соответственно.
- Лицей № 6 «Перспектива» — 141 место.
В рейтинге лучших школ России ещё очень много громких имён, но упоминать их все сейчас не представляется возможным. Но даже если выбранного вами учебного заведения там нет — это совсем не значит, что ваш ребёнок не сможет получить достойное образование. К примеру, из Иркутска в ВУЗы Москвы и СПБ приезжает поступать много выпускников и большинство из них становятся студентами, а ведь ни один лицей этого города не представлен в ТОП-200 лучших. Поэтому учите своих детей там, где хорошие, добрые и чуткие педагоги, так образование ваших чад всегда будет на высоте.
Рейтинг лучших школ Москвы-2017: нужно ли срочно переводить ребенка в учреждение из списка
Уже традиционно к началу учебного года Департамент образования столицы опубликовал рейтинг «300 лучших школ Москвы»-2017. Родители, естественно, разволновались. Может, надо было поднапрячься и записать ребенка не в школу через дорогу, а в какую-нибудь гимназию попрестижнее?
ВСЕ СВОИМИ СИЛАМИ
В одной из таких рейтинговых школ — центре образования № 548 « Царицыно » — на днях прошло традиционное родительское собрание. Но на этот раз в нем участвовала министр образования и науки Ольга Васильева . Она прошлась по кабинетам и посмотрела две мастерские — слесарного дела и домоводства.
— У каждой школы есть ресурсы, чтобы открыть что-то подобное, — отметила Ольга Юрьевна, когда родители учеников одной из школ Владивостока пожаловались, что детям негде получать профессиональные навыки.
В теории все так. Но на практике с престижными столичными центрами образования не могут потягаться даже соседние школы.
— Если бы я не ходила на занятия в 548-ю, я не знаю, как бы я экзамены в девятом классе сдала, — сплетничают девушки на школьном дворе. — В прежней моей школе историк уроки вел раза четыре за год, а в остальное время нес какую-то отсебятину. Выдали три учебника — всё, готовьтесь как хотите!
А в 548-й даже к сдаче ЕГЭ на высокий балл готовят без необходимости еще и нанимать репетиторов.
Такое мнение по поводу рейтинговых школ встречается часто. Мол, можно отдать туда ребенка — и всё, дело в шляпе. И лучшие вузы сразу распахнут ее выпускнику двери, и работодатели раскроют объятия.
РОДИТЕЛИ ИЛИ РЕПЕТИТОРЫ?
— Серьезные школы уже сейчас делают так, что репетиторство оказывается в узкой нише, связанной с компенсацией каких-либо недоработок в отдельной области, — говорит Антон Молев, председатель Комиссии по образованию Мосгордумы . — Но, на мой взгляд, репетиторство — это сформированная социальная рамка: родитель смотрит и видит, что все вокруг нанимают репетиторов. И думает: а я что, жалею денег на своего ребенка? И тоже нанимает, чтобы сказать себе: я сделал все, что мог.
На самом же деле в топовых школах просто нормально устроен учебный процесс. И в нем, кстати, без родителей не обойтись!
— Когда я впервые пришла на родительское собрание, учителя нам сразу заявили: расслабиться не получится, — вспоминает Татьяна, мама четвероклассницы одной из рейтинговых школ. — Надо самим проверять домашние задания по математике, прежде чем отдать их на проверку учителю. Потому что если в 30 примерах ребенок сделает 5 ошибок, то все, это тройка. А троечников отправляют в обычную школу.
Вопрос на засыпку: если бы дети и их мамы с папами прикладывали столько же усилий, учась в обычной школе, был бы результат хуже?
УЧИТЕЛЯ И ПРОГРАММЫ
Топовые школы могут привлекать талантливых педагогов, причем не только зарплатой, но и возможностью работать с мотивированными на учебу детьми. И многие учителя честно признают: не уверены, что смогли бы преподавать в обычной школе.
— Мне сложно сказать, стал бы я работать в обычной школе — с другой зарплатой, с другими детьми, — размышляет Андрей Корнейчук , учитель химии в лицее № 1535 (2-е место в рейтинге). — Конечно, мне нравится заниматься с заинтересованными учениками. И я сам стараюсь делать уроки интересными для них.
— Не буду лукавить, мне интересно работать именно здесь, — открыто говорит Александр Гиринский, заведующий кафедрой теории познания лицея НИУ ВШЭ (1-я строчка в топе). — Но с другой стороны, мы работаем по федеральным образовательным стандартам, и все школы в будущем на них перейдут. И правила игры для нас и других школ скоро станут общими.
КОНТАКТЫ С ВУЗАМИ
Конечно, кажется, будто все рейтинговые школы — это что-то вроде яслей при университетах. В топе — школа № 179 при Московском институте открытого образования, специализированный научно-учебный центр МГУ , предуниверсарий МИФИ. Но само по себе поступление выпускников в вузы на место в рейтинге не влияет. А результаты ЕГЭ — не единственный критерий рейтинга.
— Лицей Высшей школы экономики вырвался на первое место во многом благодаря победам в олимпиадах школьников, — отмечает Иван Ященко , один из составителей списка, директор Московского центра непрерывного математического образования. — А участие в чемпионатах профессионального мастерства позволило войти в топ колледжам — например, колледжу № 21 и колледжу № 4.
ЧТО В ИТОГЕ
Высокая строчка — не гарантия
Попадание в топовый список — далеко не гарантия, что ребенку в топовой школе будет хорошо и комфортно. Скорее даже наоборот: от него будут много требовать учителя, к домашним заданиям прибавятся факультативы и дополнительные курсы. Да и конкуренция между учениками в престижных школах гораздо выше.
Некоторым детям такое действительно идет на пользу. Но есть и те, кого подобная гонка за результатами вгонит в стресс. В конце концов не все могут да и не должны быть стобалльниками ЕГЭ и победителями олимпиад.
Многие другие по-настоящему важные вещи рейтингами не измерить. Невозможно померить, насколько сплочен класс, внимательны педагоги или подходящая программа. Насколько комфортно будет в таких стенах вашему ребенку — не все ведь с девяти лет решили, что станут физиками, и бросаются зубрить точные науки.
А это по большому счету гораздо важнее для самочувствия ребенка в школе, чем блестящие результаты экзаменов и сверкающие трофеи на полках в холле.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Антон МОЛЕВ, председатель Комиссии по образованию Мосгордумы:
— Конечно, родителям имеет смысл смотреть на рейтинг школы. Но высокая позиция — это не стопроцентная гарантия правильного выбора. Рейтинг — это скорее ориентир для самих школ, к чему им стремиться.
Родителям надо обращать внимание на объективные результаты школы, причем не только на экзаменах и олимпиадах. Нужно заглянуть на сайт школы, что там происходит, что за жизнь у школы. Если какие-то программы и перспективы развития оказались близкими и интересными, надо сходить на день открытых дверей, пообщаться с учителями. И ориентироваться уже на эти впечатления.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Лицеи и гимназии «разжалуют»
С 1 сентября из названий столичных школ исчезнут слова «лицей» и «гимназия». Теперь все они будут обычными школами.
— Отказ от особых статусов связан со стремлением предоставить всем школам Москвы те же возможности, что были у лицеев и гимназий, — уверен директор теперь уже обычной школы № 1561 Валерий Пазынин. — Решение уравнять их возможности принято не сейчас, а несколько лет назад, когда норматив всех московских школ был поднят до уровня лицеев и гимназий. До сих пор как дань традиции сохранялись лишь названия. А сейчас и они приведены в соответствие с принципом права каждого ребенка на качественное образование независимо от места проживания и школы, к которой он прикреплен.
По действующему закону об образовании все школы и так находятся в равном статусе. Лицей или гимназия и так были только словами на вывесках, а теперь исчезнут и с них.
Читайте также
Рынок труда завтра: чему надо учить студентов сегодня?
Новые технологии меняют рынок труда и сами профессии каждый день
«Не надо ругать детей за двойки и тройки»: глава Рособрнадзора Сергей Кравцов ответил на самые наболевшие вопросы родителей
Что изменится в ЕГЭ, какие предметы вскоре станут обязательными, и что нужно для доступа к экзаменам
Глава Рособрнадзора предупредил родителей о «фальшивых» контрольных в школах
Под видом Всероссийских проверочных работ учеников стращают обычными тестами
Из математиков в биологи: как получить профессию будущего
Специальности на стыке наук становятся все более востребованными — от различных комбинаций медицины и инженерии до биологии и IT
Свое расписание и индивидуальный план учебы: как ТюмГУ перешел на индивидуальное обучение
Уже третий год в Тюменском государственном университете продолжается интересный эксперимент: студенты сами могут выбирать, чему учиться и на какие пары ходить
Домашнее обучение: Физику штудируем на диване, математику — на море
Наш корреспондент задумалась, а не перевести ли ей дочь на учебу без школы
«Университет без выпускников»: как онлайн-среда меняет высшее образование
Российское образование постепенно переходит на цифровые рельсы, но, к сожалению, далеко не всегда этот переход происходит гладко
Идет регистрация на Всероссийскую студенческую олимпиаду «Я-профессионал»
Подать заявку на участие в олимпиаде можно до 18 ноября
«Устроила истерику»: школьницу, которая пожаловалась на унизительное чаепитие, обвиняют во лжи
В «детский» скандал втянуты МВД, прокуратура и педагоги. Но некоторые родители считают, что историю с унижениями ребенок выдумал
Русский язык в школах отделили от родного
С начала учебного года в школьном расписании появился ещё один предмет – «Родной язык и литература»
Поступление в вуз онлайн: абитуриентов ждет упрощение процедуры подачи документов
Проект по поступлению в вузы онлайн призван решить многие возникающие проблемы при подаче документов. Разбираемся, когда стартует эта услуга и как она будет работать
Образование в Чехии: как выбрать учебный центр?
Отвечаем на самые популярные вопросы, которые возникают у учеников и их родителей на этапе выбора вуза и даже страны обучения
Возрастная категория сайта 18+
Коррекция классов
В России ликвидируются элитные школы и гимназии
Общеобразовательная школа-интернат «Интеллектуал»
Фото: Александр Щербак / «Коммерсантъ»
Лучшие московские школы оказались на грани банкротства. В сентябре им в несколько раз сократили финансирование. Сейчас они вынуждены искать спонсоров либо урезать программы и становиться частями больших образовательных корпораций. Педагоги боятся, что реорганизацию элитные школы не перенесут. Укрупнение грозит также школам для инвалидов и девиантных детей. Эксперты отмечают, что московская модель уравниловки распространяется на всю страну. Те же самые процессы проходят в Туле, Рязани, Ульяновске. На очереди — другие регионы. На 11 октября в Москве намечен митинг против усреднения образования.
Всю неделю у здания столичной мэрии на Тверской улице в одиночных пикетах с плакатами «Школы должны быть разными!» дежурили учителя школы-интерната для одаренных детей «Интеллектуал». В конце сентября вышел приказ департамента образования Москвы об объединении их школы с гимназией №1588. В случае если школа на слияние не согласится, ей обещали серьезные денежные проблемы. Собственно, они уже есть. Принятый ранее федеральный закон об образовании упразднил все виды образовательных учреждений: гимназии, лицеи, специализированные, коррекционные и другие. И лишил их права на дополнительное финансирование программ: углубленное изучение предметов, деление классов на подгруппы, индивидуальные занятия, проектно-исследовательскую деятельность, медико-психологическое сопровождение учеников, круглосуточное пребывание.
Авторы этого закона надеялись, что если муниципальные власти посчитают расходы целесообразными, то оплатят их самостоятельно из местных бюджетов. В большинстве регионов так и сделали. Но Москва пошла другим путем.
Неравный брак
Столичная мэрия объявила, что все дети равны и элитные школы — не нужны. В каждой должны быть созданы «равные возможности», в том числе финансовые. В 2011 году был запущен пилотный проект по повышению качества образования. Участникам предлагали поднять действовавший тогда минимальный норматив на содержание ребенка — с 63 до 123 тысяч рублей в год. Обычные районные учреждения охотно соглашались на условия. Продвинутые, имевшие прежде гораздо большие деньги, — не спешили. Тем более для них был установлен переходный мораторий на снижение «тарифов». Но в этом сентябре все надбавки срезали.
«Сейчас мы получаем в два раза меньше, чем соседние школы, — рассказывает учитель математики Алексей Сгибнев. — Когда начали задавать вопросы чиновникам, просить хотя бы уравнять нас по деньгам с остальными, получили ответ, что это возможно только путем слияния. Но такие проблемы поспешно не решаются. Создать что-то хорошее нелегко. А разрушить можно в одно мгновение».
Занятия в общеобразовательной школе-интернате «Интеллектуал»
Фото: Александр Щербак / «Коммерсантъ»
В акциях протеста участвуют практически все «интеллектуалы». Пока педагоги стоят в пикетах, ученики бомбят письмами инстанции — начиная от президента, заканчивая районными чиновниками. А родители готовят иски в суд об отмене «неравного брака».
«Школа, с которой нас сватают, в хозяйственном плане — крепкая, — осторожно рассказывает представитель родительского комитета «Интеллектуала» Елена Новоселова. — Хорошая мебель в холле, занавески, свежий ремонт. Но у наших ребят другие приоритеты. После учебы они целый день пропадают на факультативах, ведут научные разработки. Большинство остаются на пятидневку в интернате. Мы, например, живем в Новой Москве. Каждый день тратить по четыре часа на дорогу нереально. Конечно, в другой соседней школе тоже есть кружки, но за все, кроме спортивных секций, там собираются брать деньги. Мы ознакомились с проектом прайса на сайте: час индивидуальных занятий — 2 тысячи, кружок два раза в неделю — 12 тысяч в месяц. По нашим подсчетам тот объем внеурочных занятий, что сейчас предлагает «Интеллектуал», обойдется примерно в 30 тысяч рублей в месяц. У нас почти 30 процентов семей — малоимущие. Столько платить они не смогут».
Полная инклюзия
«Интеллектуал» — не единственная школа, попавшая под программу слияния. В финансовую ловушку угодили почти два десятка московских школ. Почти все входят в топ-500 лучших школ России, составленный Минобрнауки.
Распоряжение о реорганизации получило и Государственное бюджетное образовательное учреждение (ГБОУ) №1189 имени Курчатова. Школа образовалась в 90-е годы при поддержке Центра компьютерного обучения Курчатовского института. Ученые-практики преподавали ребятам физику, химию, математику. Сегодня «курчатовка» считается одной из сильных математических школ. По итогам прошлого года 98 учеников стали победителями турнира Ломоносова, проводимого МГУ, 24 — выиграли региональный этап Всероссийской школьной олимпиады. Сейчас школе предписано влиться в ряды соседнего ГБОУ №2077. Комплекс создан два года назад и уже вобрал в себя значительную часть образования района Щукино: чиновники поглотили три обычных средних школы, школу для подростков с девиантным (неадекватным, а часто социально-опасным) поведением и школу для умственно отсталых детей 8-го типа (крайняя степень).
Здание «курчатовке», правда, обещают оставить. Пока. Как сложится в будущем — никто не знает. У девиантной школы, например, помещение экспроприировали. Самых спокойных ребят рассортировали по обычным классам. А злостных хулиганов перевели на домашнее обучение.
«Основа нашей школы — высокий уровень поступающих, — считает отец пятиклассницы ГБОУ №1189 Антон Соловьев. — Если упразднят название, то уже в следующем году сюда придут обычные дети. Они не потянут текущую программу и ее уровень придется опускать для всех учеников. Родительский актив готов участвовать в разработке встречного плана развития школы. Одно из предложений — создание Курчатовского образовательного комплекса с сохранением высокого уровня образования».
В сентябре лицей №1525 (более известный как «Воробьевы горы») выселили из Дворца пионеров и отобрали название. Сейчас под известным брендом «Воробьевы горы» создан новый образовательный комплекс из двух местных школ, двух детсадов и колледжа. А ГБОУ №1525 переселили в пристройку школы №1305 у метро Красносельская. Адаптация на новом месте проходит болезненно. Хотя большая часть преподавателей осталась, половина учеников ушли. Приходится начинать все сначала.
Занятия в общеобразовательной школе-интернате «Интеллектуал»
Фото: Александр Щербак / «Коммерсантъ»
«Для нас главное — сохранить атмосферу и уровень, — рисует перспективы учитель литературы и русского языка лицея Евгения Абелюк. — Получится или нет — не знаю. В прошлый понедельник вела уроки в школе №1305, с которой нас сливают. Заменяла заболевшего учителя. Когда прозвенел последний звонок, ко мне вошла в класс женщина с таким, знаете, очень прокуренным голосом и спросила: «В туалет выпускали?» — «Да. А что случилось?» —»Там все накурено», — сказала мне она. Я говорю: «А что, вы — не выпускаете?» — «Мы знаем, кого выпускать». То есть у нас совершенно разные ценности».
Замдиректора по науке физико-математического лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи говорит, что им также «в мягкой форме» поступило уже три предложения об «укрупнении»: «Пока удается лавировать. Для нас слияние неприемлемо. Мы общаемся с укрупненными школами. Никто не рад. Коллективы педагогов и школьников полярных школ — не сливаются. Они слишком разные. Были примеры. Так в одной из школ даже пришлось поделить этажи и туалеты, чтобы дети не дрались на переменах. Есть понятие зона ближайшего развития, среда. Это важно для мотивации учебы. Если из школы уходит тепло отношений, если на разговоры по душам нет времени и оснований, привлекательность учебы падает».
Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ Марина Пинская отмечает, что международный опыт «смешивания разных контингентов» существует. Такое часто практикуется в Соединенных Штатах для оздоровления слабых школ. Однако там обязательно учитывают пропорции «носителей разных ценностей». Как установили американцы, благополучных учеников в таком коктейле должно быть не менее 65 процентов. В противном случае «серость» победит. Работает ли эта цифра в российских реалиях — исследований не проводилось.
Процесс слияний-поглощений в Москве продолжается третий год. По статистике за это время образовано 894 многопрофильных холдинга, поглотивших 3063 школы, детсада и колледжа. Рассматриваются заявки еще от 62 бюджетных учреждений на создание 18 корпораций. Официальную идею коллективизации озвучил московский министр образования Исаак Калина: «Объединение позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте. В том числе в таких комплексах будет и дошкольное образование. У учителей появляется полноценная нагрузка, чего не было в маленьких школах. Ресурсы крупных образовательных комплексов позволяют подавляющему большинству московских школ преподавать любой предмет на необходимом школьникам уровне и вести любую профилизацию».
Фото: Надалинский Евгений / «Коммерсантъ»
Подразумевалось, что реорганизация должна проходить исключительно с согласия родителей. Но почти в каждом случае укрупнения сопровождались протестами. «Пожары» быстро гасились. «Применяется простая технология, — просвещает зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. — Родители один раз приняли решение не объединяться, директора сняли и сказали, что он не умеет с ними работать. Во второй раз приняли решение не объединяться — директора сняли и сказали, что он не умеет работать. На следующий раз управляющий совет от страха, что будет директор какой-нибудь совсем ужасный, уже на все согласен».
Экспертов смущает, что при всем при том с момента образования первых «больших корпораций» прошло немало времени, прозрачной системы обмена опытом и сравнения работы школ до и после слияния — нет. В качестве показателя успешности реформ столичная мэрия часто приводит цифру, что с 2010 года количество московских школ, подготовивших лауреатов городских олимпиад, увеличилось на 37,5 процента, Всероссийской — на 15 процентов. «Есть подозрения, что это всего лишь манипулирование статистикой, — уверяют в независимом межрегиональном профсоюзе «Учитель». — Если все школы слить в одну, то при единственном победителе олимпиад на город мы будем иметь результат 100 процентов».
«Ушки» и «Чэшки»
«Лента.ру» опросила родителей «холдингистов».
«Были ГБОУ №2047, а стали №2109. Прибавились три школы и семь садиков, — рассказывает Ольга Петрова из Южного Бутово. — Пока ничего не изменилось. Разве что в начальных классах к АБВГД-эшкам добавились новые буковки: ЕРСУФЧ : Ешки, Рэшки, Сэшки, Ушки, Фэшки и Чэшки. По мне — так показуха и ничего больше. В стране всеобщей имитации это неудивительно. Это как с зимним временем — мы работаем на благо народа».
Первыми неприятные перемены ощутили представители корпораций, куда влили «особые» школы и детсады: коррекционные, девиантные, вечерние. «Наш сад для детей с задержкой развития и аутизмом год назад стал структурным подразделением комплекса №398 в Выхино, — рассказывает мама двух дошколят Екатерина Музафарова. — Раньше в группах находились по 15-19 человек. Весь день с ними работали дефектологи, логопеды. Действовала театральная студия, лечебный массаж, физиопроцедуры. Теперь все сняли — мы же стали общеобразовательным учреждением, а не коррекционным. Сейчас обсуждаются тарифы на дополнительные услуги: от 3200 до 4500 рублей в месяц за кружок. Малокомплектные группы с больными детьми хотят доукомплектовывать здоровыми — до 25 человек. У специалистов срезали зарплату и они увольняются».
Фото: Светлана Привалова / «Коммерсантъ»
В некоторых столичных районах «инклюзия» приобретает причудливые формы. В Лефортово в прошлом году в комплексе №415 собрались четыре детсада, обычная школа, «английская» и вечерняя.
«Сначала все члены холдинга обитали автономно в своих зданиях, — говорит муниципальный депутат Лефортово Александра Андреева. — В начале сентября около 30 учеников вечерней школы стали учить вместе с обычными школьниками. Возраст у «вечерников» был самый разный — от 15 лет и старше. К одиннадцатиклассникам посадили трех взрослых дядь 21-24 лет, только что вернувшихся из армии. Они матерились при детях, занятия посещали через раз, могли пинком открыть дверь в учительскую и развалиться на диване. На дисциплине, конечно, это сказывалось не лучшим образом. Дети стали задавать вопросы — почему им позволено все, а нам — ничего. Когда родители заинтересовались, что происходит, юноши куда-то исчезли. Но осадок остался. Гарантии, что они не появятся завтра — нет».
По словам директора центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергея Косарецкого, московский рецепт слияний-поглощений постепенно распространяется на регионы. Звонят учителя из Тулы, Рязани, Ульяновска.
«Чему удивляться?»
«Изначально все задумывалось ради ликвидации межшкольного неравенства, — объясняет эксперт. — Но если учреждения объединяются формально, по территориальному признаку, неравенство сохранится и внутри нового комплекса. Условно пятые классы, которые перешли из слабой школы, останутся такими же слабыми по качеству подготовки, как и раньше. А школа «отчитается» сильными детьми, которые определят ее имидж. Внешняя дифференциация заменится внутренней».
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич уверена, что о качестве образования изначально никто и не думал. Главная причина реформ — экономия бюджетных средств. Чем крупнее — тем дешевле. Вместо десяти учителей можно оставить пять.
«Чему удивляться? — недоумевает она. — Разве в других отраслях у нас по-другому? А как мы выбираем губернаторов? Как назначаются министры? Школа просто показывает то, что происходит с государством, с его схемой управления. Когда компетентность, самостоятельность являются не то что ценностью, а препятствием для тотального управления всем и вся».
Хочу учиться! Полный список лучших школ России
Образование — это важнейший вопрос, который во многом способен предопределить будущую жизнь ребенка. Уже со школьной скамьи имеет смысл выбирать для отпрыска лучшее учебное заведение, которое обеспечит ему качественное обучение и высокие шансы на поступление в вуз.
Если еще несколько лет назад ответ на вопрос о выборе школы родители искали при помощи «сарафанного радио», то сегодня в их распоряжении имеются куда более авторитетные источники. Недавно ведущее российское рейтинговое агентство «Эксперт» впервые опубликовало рейтинг общеобразовательных заведений страны, в котором проранжировало 200 наиболее успешных школ России.
В основу сравнения был положен весьма объективный критерий: количество выпускников школ, которые поступили в ведущие вузы страны. В целом, почти половину из 200 лучших школ, вошедших в рейтинг, составляют учебные заведения Москвы. 12% этих школ находятся в Екатеринбурге, 9% — в Красноярске и еще около 30% — в других городах. Составители рейтинга отмечают, что самые высокие позиции обычно занимают школы с физико-математическим уклоном, так как они дают возможность выпускникам использовать высокие баллы по ЕГЭ для поступления не только на профильные специальности, но и на факультеты естественнонаучного и экономического направлений.
Рамблер/Семья предлагает ознакомиться со списком лучших школ страны.
Лицей № 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана (Москва)
Первое место среди своих коллег с наивысшим баллом набрал лицей № 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана, основанный в 1989 году. Первоначально он был создан как специальный подготовительный комплекс для школьников, собирающихся поступать в Бауманку, и программа обучения включала только два последних класса. Однако в 2009 году лицей был объединен со средней школой № 537, и сегодня это — полноценное учебное заведение 11-летнего образовательного цикла, в котором в общей сложности обучается более 1 700 школьников. Они учатся в двух корпусах школы, расположенных на Балаклавском проспекте д. 6 и д. 6А.
Основу деятельности школы составляют две профильные кафедры — «Основы математики и информатики» и «Основы физики». Изучают здесь и другие дисциплины. Школьники получают полноценное среднее образование благодаря наличию методических объединений учителей по гуманитарным и естественнонаучным предметам, физической культуре и ОБЖ.
Выпускники школы предсказуемо предпочитают подавать документы на поступление в МГТУ им. Баумана и, конечно, в большинстве своем попадают в ряды студентов этого вуза: 70% выпускников лицея № 1580 поступают в Бауманку. 13% выпускников предпочитают МГУ им. Ломоносова, 6% — НИУ ВШЭ, 4% — МФТИ.
У ребенка, окончившего лицей № 1580, достаточно широкий выбор учебных заведений, в которых он сможет получить высшее образование.
СУНЦ школа-интернат им. А. Н. Колмогорова МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва)
Девочка делает уроки
Второе место в рейтинге школ занимает специализированный учебно-научный центр МГУ им. Ломоносова — школа-интернат имени А.Н. Колмогорова. Это особенное учебное заведение, которое осуществляет подготовку только учеников 10 и 11 классов. Начать обучение в СУНЦ можно как с 10-го, так и с 11-го класса, успешно сдав вступительные экзамены.
Они проводятся в два тура. Первый из них, отборочный, проходит более чем в 40 городах России, поэтому школьники, окончившие 9 или 10 класс, часто пробуют свои силы, не уезжая из родного города. Девятиклассники могут выбрать для сдачи экзаменов и последующего обучения физико-математический, химический или биологический профиль, а десятиклассники — только физико-математический. Те из них, кто успешно сдаст экзамены в первом туре, переходят во второй тур, который сами организаторы называют Колмогоровской Летней школой (КЛШ) — это двухнедельный интенсив, включающий в себя сдачу экзаменов второго тура и обучение по программе КЛШ.
Если и это испытание будет пройдено успешно, школьник будет зачислен в ряды учащихся школы-интерната им. Колмогорова. При этом совершенно не имеет значения, из какого города приехал ребенок. По информации СУНЦ, в стенах учебного заведения обучаются дети более чем из 60 регионов России, и тем из них, кто зарегистрирован в других городах, предоставляется комфортное общежитие. Примерно две трети выпускников школы поступают в МГУ им. Ломоносова, а остальные предпочитают другие вузы: 22% из них выбирают МФТИ, 11% — НИУ ВШЭ.
Предуниверситарий НИЯУ «МИФИ» (Москва)
Предуниверситарий НИЯУ «МИФИ» — это комплексное образовательное учреждение, ориентированное на подготовку будущих инженеров. Его история началась в 1982 году, когда была создана Московская городская школа с углубленным изучением математики и физики № 542 при Московском инженерно-физическом институте. С тех пор ее возможности существенно расширились, и сегодня под названием «Предуниверситарий» объединены Университетский лицей НИЯУ МИФИ №1511, Университетский лицей НИЯУ МИФИ №1523, Центр довузовской подготовки НИЯУ МИФИ и Центр технологической поддержки образования НИЯУ МИФИ.
Отличительной особенностью предуниверситария является система обучения, которая во многом приближена к университетской. Это позволяет школьникам в комфортной атмосфере подготовиться к новому для себя формату. Поэтому, попадая в вуз, они не испытывают тревоги и неуверенности. Общие поточные лекции, семинары, лабораторные работы — все это ребятам уже знакомо со школы, поэтому они незамедлительно включаются в учебный процесс и начинают осваивать новые знания.
Но в МИФИ из предуниверситария поступают лишь немногим более половины выпускников. Еще 17% отдают предпочтение МГУ им. Ломоносова, 9% — МГТУ им. Баумана, 7% — МЭИ, 5% — НИУ ВШЭ. Это свидетельствует о высоком качестве подготовки в учебном заведении, позволяющем школьнику свободно выбирать среди лучших вузов страны.
Лицей № 1502 при МЭИ (Москва)
Лицей № 1502 нацелен на предвузовскую подготовку старших школьников — учащихся 9–11 классов. Всего в учебном заведении обычно формируется порядка 25 классов, которые ориентированы на подготовку по одному из шести профилей — физика и математика, информатика, английский язык, другой иностранный язык, экология и экономика. Кроме того, ежегодно проводится набор учащихся 7–8 классов, однако уже на платной основе.
Поступление в лицей осуществляется на основании результатов вступительных экзаменов, которые в большинстве случаев включают в себя русский язык, математику, физику и иностранный язык. Поступить в школу могут выпускники обычных школ с 6 по 9 классы: набор в 11-е классы не проводится, они формируются из числа учеников лицея. Обычно экзамены стартуют в конце апреля, и если по их результатам в лицее остались вакантные места, в августе организуют дополнительную экзаменационную волну.
Около половины выпускников лицея поступают в МЭИ, еще 21% — в МГТУ им. Баумана. 14% из них получают образование в МГУ им. Ломоносова, 7% — в НИУ ВШЭ. Руководство школы отмечает, что за 25 лет работы ее окончили 6 200 школьников, из которых поступили в вузы 6159, то есть 99,3%.
Лицей № 1535 (Москва)
Лицей № 1535 — это одно из немногих учебных заведений в рейтинге, ориентированных на подготовку школьников по гуманитарным специальностям. Лицей открывался в 1991 году как экспериментальное образовательное учреждение Института стран Азии и Африки при МГУ. За годы работы лицей полностью оправдал свое название. Первоначально в школе делался упор на преподавание восточных языков, в числе которых были китайский, хинди и урду. Затем от преподавания хинди и урду отказались, однако в расписании появились японский, корейский и арабский языки. Они, за исключением арабского, который был выведен за рамки программы, заняли устойчивую позицию в перечне учебных занятий.
Сегодня языковое обучение по-прежнему остается сильной стороной лицея. Однако спектр направлений подготовки со времен создания образовательного учреждения существенно расширился. Сегодня он включает в себя семь основных профилей: социально-гуманитарный, социально-экономический, историко-филологический, экономико-математический, физико-математический, медико-психологический и медико-биологический. Лицей ведет обучение школьников, начиная с седьмого класса, и для поступления, как и в другие школы, необходимо сдать несколько экзаменов.
Поступающие в 7, 8 и 9 классы должны будут показать свои знания в русском и английском языках языки, а также математике. Школьники, которые хотят обучаться на естественнонаучном направлении, должны также продемонстрировать знания по биологии. Тем не менее, программы обучения лицеистов в 7–9-х классах в целом схожи и предполагают лишь углубленное изучение отдельных предметов. А вот поступление в 10-е классы предполагает выбор конкретного профиля: в результате этого выбора к стандартному набору экзаменов могут добавить литературу, историю, обществознание или физику.
Почти половина выпускников лицея отдает предпочтение альма-матер — МГУ им. Ломоносова. Еще 34% выбирают для обучения Высшую школу экономики. Кроме того, в числе приоритетных учебных заведений для них фигурируют МГИМО и РАНХиГС — туда поступают 5% и 7% выпускников соответственно.