1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Печатные тесты по биологии

Тестовые задания

Проверь себя перед биологической олимпиадой

(Правильные ответы выделены курсивом.)

1. В каждой живой клетке происходит обмен веществ, который представляет собой:

а) совокупность реакций образования органических веществ с использованием энергии;

б) совокупность реакций расщепления органических веществ с освобождением энергии;

в) совокупность процессов поступления веществ в клетку;

г) совокупность реакций синтеза органических веществ с использованием энергии и расщепления органических веществ с освобождением энергии.

2. Для каждого вида характерен определенный набор хромосом, который сохраняется постоянным благодаря процессам:

а) обмена веществ;

б) митоза, мейоза и оплодотворения;

в) биосинтеза белка;

3. В процессе мейоза число хромосом в гаметах:

а) оказывается равным их числу в материнской клетке;

б) уменьшается вдвое по сравнению с материнской клеткой;

в) увеличивается вдвое по сравнению с материнской клеткой;

г) оказывается различным.

4. В растительной клетке из углеводов состоит:

а) плазматическая мембрана;

5. В результате какого процесса все живое на Земле обеспечивается пищей и кислородом?

а) биосинтеза белка;

б) энергетического обмена;

г) круговорота веществ.

6. О чем свидетельствует сходство клеток растений и животных?

а) об их родстве;

б) о происхождении растений от животных;

в) о происхождении животных от растений;

г) о сходстве их среды обитания.

7. Какова роль молекул АТФ в клетке?

а) обеспечивает транспорт веществ;

б) обеспечивает процессы жизнедеятельности энергией;

в) передает наследственную информацию;

г) ускоряет биохимические реакции в клетке.

8. В своей работе Г. Мендель применил метод скрещивания родительских форм, различающихся по определенным признакам, и наблюдал за появлением изучаемых признаков в ряде поколений. Как называется этот метод исследования?

9. Одно из направлений биотехнологии состоит в перестройке генотипа, что позволяет получать новые организмы с интересующими человека свойствами. Как называется это направление?

а) микробиологический синтез;

б) клеточная инженерия;

в) генетическая инженерия;

г) гибридизация соматических клеток.

10. Как называется метод окрашивания и рассматривания хромосом под микроскопом?

11. Какой из перечисленных методов используется только в селекции животных?

а) отдаленная гибридизация;

б) методы получения гетерозиса;

в) близкородственное скрещивание;

г) определение качества производителей по потомству.

12. Для изучения свойств клеток ученые помещают их на специальные питательные среды, где клетки начинают делиться и из них образуются ткани. Как называются эти методы?

а) методы гибридизации соматических клеток;

б) методы искусственного изменения генотипа;

в) методы выведения микроорганизмов, синтезирующих необходимые человеку вещества;

г) методы культивирования клеток и тканей.

13. В селекции для получения высокопродуктивных форм на клетки воздействуют рентгеновскими, ультрафиолетовыми лучами и химическими веществами. За счет этого повышается наследственная изменчивость организмов. Как называется данный метод селекции?

в) экспериментальный мутагенез;

г) отдаленная гибридизация.

14. Определите среди названных эволюционных изменений идиоадаптизацию.

а) появление четырехкамерного сердца и теплокровности;

б) возникновение покровительственной окраски у кузнечика;

в) появление легочного дыхания;

г) появление многоклеточности.

15. Какой ароморфоз обусловил у млекопитающих появление:

а) легочного дыхания;

б) четырехкамерного сердца и теплокровности;

в) жаберного дыхания;

16. Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку:

а) трудовая деятельность;

б) четырехкамерное сердце и два круга кровообращения;

в) забота о потомстве;

г) наличие четырех групп крови.

17. Прямохождение у предков человека привело к:

а) формированию общественного образа жизни;

б) появлению S-образного изгиба позвоночника;

в) развитию головного мозга;

г) появлению речи.

18. Многие представители негроидной рассы имеют курчавые волосы. Какое значение имело это приспособление на ранних этапах формирования человеческих рас:

а) защищало от переохлаждения;

б) защищало от ультрафиолетовых лучей;

в) способствовало сохранению тепла;

г) воздушная прослойка защищала от перегрева.

19. Определенный ареал, занимаемый видом в природе, называется:

а) географическим критерием;

б) морфологическим критерием;

в) генетическим критерием;

г) экологическим критерием.

20. Определите движущие силы эволюции:

а) приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов;

б) наследственная изменчивость, борьба за существование, искусственнный отбор;

в) усложнение организации живых существ в ходе эволюции;

г) наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

21. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют:

а) абиотическими факторами;

б) биотическими факторами;

в) движущими силами эволюции;

г) экологическими факторами.

22. Антропогенный фактор – это:

а) воздействие на организмы, популяции, сообщества растений и животных;

б) воздействие света, воды на организмы, популяции, сообщества;

в) изменение среды обитания и самих организмов, популяций, сообществ под влиянием деятельности человека;

г) изменение среды обитания организмов в связи с изменением климатических условий.

23. Главным регулятором сезонных изменений в жизни растений и животных является изменение:

а) количества пищи;

в) влажности воздуха;

24. Каждый вид в природе существует в форме:

в) не связанных между собой особей;

г) разнородных группю.

25. Последовательное сокращение массы органического вещества от растений к каждому последующему звену пищевой цепи называется:

б) правилом экологической пирамиды;

в) круговоротом веществ;

г) миграцией атомов.

26. Какие организмы относят к потребителям органического вещества:

27. Главная роль растений в круговороте веществ состоит в:

а) расщеплении органических веществ;

б) использовании необходимой для круговорота солнечной энергии в процессе фотосинтеза;

в) поглощении воды из почвы;

г) выделении кислорода.

28. Ярусное расположение растений в биогеоцинозе служит приспособлением к:

а) использованию света;

б) сезонным изменениям;

в) антропогенному фактору;

г) биологическим ритмам.

29. Регулированию численности популяций способствует:

а) охрана и упорядочение промысла ряда животных;

б) наследственная изменчивость;

в) изменение продолжительности дня;

г) биологический регресс.

30. Назовите предмет изучения общей биологии:

а) строение и функции организма;

б) природные явления;

в) закономерности развития и функционирования живых систем;

г) строение и функции растений и животных.

31. Какое из утверждений правильное:

а) только живые системы построены из сложных молекул;

б) все живые системы обладают высокой степенью организации;

в) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов;

г) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы.

32. На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации:

а) на биосферном;

б) на молекулярном;

в) на организменном;

33. Укажите высший уровень организации жизни:

34. Какой из научных методов исследования был основным в ранний период развития биологии:

в) сравнительный метод;

г) метод наблюдения и описания объектов.

35. Какое из утверждений правильное:

а) все живые организмы обладают одинаково сложным уровнем организации;

б) все живые организмы обладают высоким уровнем обмена веществ;

в) все живые организмы одинаково реагируют на окружающую среду;

г) все живые организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации.

36. Живые системы считаются открытыми потому, что они:

а) построены из тех же химических элементов, что и неживые системы;

б) они обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой;

в) обладают способностью к адаптациям;

г) способны размножаться.

37. Межвидовые отношения начинают проявляться:

а) на биогеоценотическом уровне;

б) на популяционно-видовом уровне;

в) на организменном уровне;

г) на биосферном уровне.

38. Что является общим для всех известных уровней организации жизни:

а) сложность строения системы;

б) действующие на каждом уровне закономерности;

в) элементы, составляющие систему;

г) качества, которыми обладает данная система.

39. Какой из уровней жизни считается первым над организменным:

Читайте также книги по биологии:

Тесты по биологии

Разделы

Химия клетки (7)

Клетка (6)

Молекулярная биология (4)

Вирусы (2)

Биоэнергетика (4)

Размножение (2)

Генетика (7)

Эволюция (5)

Антропогенез (2)

Экология (1)

Зоология (5)

Ботаника (13)

Человек: анатомия и физиология (1)

Олимпиады (14)

Разное (3)

Последние тесты

  • 76.
    05.03.2014
  • 75.
    27.11.2012
  • 74. Законы Менделя
    12.04.2012
  • 73. дыхание
    04.04.2012
  • 72. Экологические факторы
    22.03.2012
  • 11. Нервная система(человек)
    25.11.2012
  • 9. НАУКИ
    10.07.2012
  • 8. Членистоногие
    06.05.2012

Статьи

  • Основы генетики — термины и символика
    08.03.2010

Новости

Авторизация

Кто здесь

В последний час были:

Без регистрации сегодня прошли тесты — 3

Добро пожаловать на сайт Тесты по биологии !

Куда вы попали

Здесь вы можете проверить свои знания по биологии.

Тесты разрабатываются преподавателями кафедры естественных наук ФМШ — физматшколы при Новосибирском государственном университете.

Как пройти тест

Выберите раздел из левого меню (в скобках — число тестов), затем выберите тест.

Вы можете также открыть тест из модуля «Последние тесты» слева.

В настоящее время на сайте представлены два типа тестов :

  • А – с одним верным ответом . Все вопросы выводятся на экран одновременно. Результат показывается после ответа на все вопросы.
  • В – с множественным выбором . В этом тесте могут быть следующие задания:
    • выбрать несколько верных ответов
    • установить последовательность событий
    • установить соответствие
  • Поскольку эти задания более сложные, то вопросы теста В выводятся по одному. Результат показывается отдельно по каждому вопросу.
Читать еще:  Как работают и устанавливаются канальные кондиционеры

Кроме того, тесты различаются по уровню сложности . Если вы ничего не знаете, то начните с уровня 0 — самых легких. Если же знаете всё — то вам прямая дорога к олимпиадным тестам уровня 2 .

Зарегистрированным пользователям советуем сначала войти под своим именем — иначе ваши результаты сохранятся во временных данных и будут удалены через несколько дней.

Зачем нужна регистрация

Вам она нужна, чтобы видеть свои прошлые результаты, сравнивать их с результатами других пользователей, участвовать в обсуждении и публиковать свои тесты.

Нам — чтобы знать, для кого же мы работаем, и готовить новые задания, исходя из анализа самых частых ошибок и ваших вопросов.

Если вы — ученик ФМШ, то помните, что результаты, показанные здесь, не повлияют на вашу оценку. Тренировка на сайте лишь позволит вам лучше сдавать контрольные и зачеты.

Преподавателям

Уважаемые преподаватели биологии, если вы хотите публиковать здесь ваши тесты, сважитесь с нами по электронной почте.

Кстати, школьники тоже могут попробовать себя в роли составителей тестов — специально для вас создан новый раздел сайта Ваши тесты. Чтобы опубликовать свой тест, надо зарегистрироваться.

Новости сайта

5 октября — первый отборочный этап Всесибирской олимпиады по биологии

Приглашаем школьников 7-11 классов Новосибирска и городов, где организованы площадки, на Первый (отборочный) тур Всесибирской по биологии. В Новосибирске тур состоится, как всегда, в НГУ. Подробная информация – на сайте олимпиады.

Приглашаем 11-классников Новосибирска на практикум по молекулярной биологии в ФМШ

С осени 2014 года в ФМШ начал работу новый практикум «Практическая молекулярная биология для школьников». Практикум рассчитан на учеников 11 классов.

Цель курса – познакомить школьников с современными методами, применяемыми в генной инженерии, биотехнологии и молекулярной биологии. На занятиях ребята смогут не только получить базовые знания по методам, но и своими руками выделят ДНК, поставят электрофорез, измерят количество белка с помощью спектрофотометра, проведут окраску по Граму и поставят полимеразную цепную реакцию со своей собственной ДНК. С ребятами работают аспиранты и научные сотрудники институтов биологического профиля СОРАН.

В курсе проводится 5 занятий по темам: «ДНК», «Ферменты генной инженерии», «Микробиология», «Белки», «ПЦР».

В данный момент ведется набор на второй (с 20 октября по 21 ноября 2014) и третий (с 24 ноября по 26 декабря 2014) потоки. Участие школьников бесплатное.

Первый этап Всесибирской — 7 октября 2012

Приглашаем учеников 7-11 классов принять участие в Первом (отборочном) этапе Всесибирской олимпиады по биологии.

Олимпиада будет проводиться в Новосибирском государственном университете и других городах, список которых сейчас уточняется.

Для участия необходимо зарегистрироваться на официальном сайте. Участие в олимпиаде бесплатно.

Олимпиада состоится в воскресенье, 7 октября 2012 г.

Заочный тур Всесибирской — до 20 января 2012

15 декабря начался Заочный отборочный тур Всесибирской олимпиады.

В связи с тем, что последний, Заключительный тур по биологии в этом году будет рано – 12 февраля, Заочный заканчивается 20 января (последний день отправки ответов).

Для участия в туре надо зарегистрироваться на сайте олимпиады. Доступ к заданиям дается участникам после регистрации.

Обращаем ваше внимание, что на Заключительный тур можно попасть, только став призёром одного из отборочных (любого – Первого очного, либо идущего сейчас Заочного).

1 этап Всесибирской по биологии

Осталось всего два дня, чтобы зарегистрироваться на 1 этап Всесибирской олимпиады по биологии.

Время и место: воскресенье, 23 октября, НГУ, главный корпус.

Регистрация заканчивается в 12-00 в четверг. Регистрироваться надо на сайте олимпиады.

Напоминаем, что без участия в одном из отборочных этапов (1-ом, который сейчас, ИЛИ 2-м (заочном) в январе) нельзя попасть на заключительный.

Пояснение: для участия в заключительном этапе достаточно поучаствовать и стать призером ОДНОГО из отборочных этапов: или 1-го, или 2-го (заочного), а не обоих сразу.

Неофициальная страница олимпиады на нашем сайте, где можно найти задания прошлых лет и разбор типичных ошибок.

Условия использования

Большая часть тестов на сайте являются авторскими. Это означает, что вы не имеете права копировать их для размещения на других сайтах сети, публикации в печатных или электронных изданиях, а также любой формы деятельности, связанной с извлечением коммерческой выгоды.

Данные ограничения не распространяются на тесты, в комментариях к которым указан опубликованный источник, из которого они взяты.

Все тесты, представленные здесь, вы можете свободно использовать на уроках в школе со ссылкой на источник.

О технических проблемах,

обнаруженных на сайте, просьба сообщать администратору

Сайт преподавателя биологии и химии Дмитрия Андреевича Соловкова

Главное меню

Стартовый тест по биологии

Этот тест поможет вам определить свой базовый уровень. В него включены вопросы только по общей биологии.

1. Ионы кальция отвечают за:
1) Иммунитет
2) Свертываемость крови
3) Транспорт газов
4) Транспорт питательных веществ

2. Биологические катализаторы (ферменты) по своей природе являются:
1) липидами
2) белками
3) углеводами
4) витаминами

3. Биологическое окисление в клетке происходит:
1) в клеточном центре
2) в цитоплазме
3) в митохондриях
4) в ядре

4. Генетический материал в клетке эукариот содержится:
1) в ядре
2) в цитоплазме
3) в клеточном центре
4) в мембране

5. Фотосинтез происходит
1) у растений
2) у бактерий
3) у грибов
4) у растений и бактерий

6. При удвоении ДНК напротив аденина располагается:
1) урацил
2) тимин
3) гуанин
4) цитозин

7. В результате митоза образуется:
1) две различные клетки
2) две одинаковые клетки
3) четыре одинаковые клетки
4) четыре различные клетки

8. Совокупность всех генов организма:
1) фенотип
2) генотип
3) кроссинговер
4) хромосома

9. Согласно 2-му закону Менделя расщепление происходит в соотношении:
1) 1:1
2) 2:1
3) 3:1
4) 4:1

10. Форма естественного отбора, при которой меняется значение среднего:
1) движущая
2) стабилизирующая
3) межвидовая
4) внутривидовая

11. Теорию абиогенного синтеза органических веществ предложил:
1) Ж-Б. Ламарк
2) Л. Пастер
3) А.И. Опарин
4) К. Линней

12. В мезозойскую эру на Земле господствовали:
1. земноводные
2. рептилии
3. птицы
4. млекопитающие

13. Семейство кошачьих и семейство псовых объединяются
1) род хищные
2) отряд хищные
3) класс хищные
4) тип хищные

14. Функции воды в клетке:
1) среда для реакций
2) терморегуляция
3) растворитель
4) все правильно

15. Холестерол – это:
1) углевод
2) белок
3) липид
4) нуклеиновая кислота

16. Биосинтез белка происходит:
1) в мембране
2) в рибосомах
3) в ядре
4) в цитоплазме

17. Клетка животных НЕ содержит:
1. лизосомы
2. пластиды
3. рибосомы
4. клеточный центр

18. Хемосинтез возможен:
1) у грибов
2) у бактерий
3) у растений
4) у животных

19. В состав молекулы ДНК НЕ входит
1) цитозин
2) аденин
3) урацил
4) тимин

20.В результате мейоза образуются:
1. две одинаковые клетки
2. две различные клетки
3. четыре абсолютно одинаковые клетки
4. четыре различные клетки

21.Совокупность всех признаков организма:
1. генотип
2. фенотип
3. геном
4. ген

22.Согласно 3-му закону Менделя расщепление происходит в соотношении:
1. 9:3:3:1
2. 1:1:1:1
3. 9:7
4. 9:6:1

23. Полиплоидия – это:
1. генная мутация
2. хромосомная мутация
3. геномная мутация

24.Группа организмов, сходных по строению, происхождению и местообитанию, называют:
1. популяцией
2. видом
3. родом
4. породой

25.К эволюционным факторам относят:
1. дрейф генов
2. изоляцию
3. естественный отбор
4. все верно

26. В кайнозойскую эру на Земле господствуют:
1) млекопитающие
2) рептилии
3) птицы
4) земноводные
27.Систематику в современном виде основал:
1) Ч.Дарвин
2) К.Линней
3) Ж-Б. Ламарк
4) В.И. Вернадский

28. . К макроэлементам клетки относят:
1) фтор, иод, натрий, магний
2) углерод, кислород, азот, водород
3) золото, платина, серебро

29. Гликоген- это
1) липид
2) белок
3) углевод
4) неорганическое вещество

30 . Транскрипция происходит:
1) на мембране
2) в ядре
3) в цитоплазме
4) в вакуоли

31. Клетка растений НЕ содержит:
1) вакуоль
2) хлоропласты
3) клеточный центр
4) оболочку

32. Животные относятся:
1) к автотрофным организмам
2) к фотосинтезирующим организмам
3) к гетеротрофным организмам

33. При удвоении ДНК напротив гуанина располагается
1) аденин
2) тимин
3) цитозин
4) урацил

Читать еще:  Карточки английские буквы для детей распечатать

34. Бесполое размножение происходит:
1) спорами
2) делением
3) почкованием
4) все правильно

35. Аллельные гены — это:
1) гены, отвечающие за развитие разных признаков
2) гены, отвечающие за одинаковое развитие одного признака
3) гены, отвечающие за альтернативное развитие
одного признака

36. Согласно 1-му закону Менделя:
1) в F1 все гибриды различаются
2) в F1 все гибриды одинаковы
3) в F1 происходит расщепление 3:1
4) в F1 происходит расщепление 1:1

37. К формам борьбы за существование относят:
1) межвидовая борьба
2) внутривидовая борьба
3) оба ответа правильны

38. Направление эволюции, при котором происходит качественное усложнение организмов:
1) идиоадаптация
2) ароморфоз
3) общая дегенерация

39. Земноводные господствовали на Земле:
1) в архейскую эру
2) в мезозойскую эру
3) в палеозойскую эру
4) в кайнозойскую эру

40. Отряд грызуны и отряд насекомоядные объединяются:
1) класс хордовые
2) семейство хордовые
3) класс млекопитающие
4) тип млекопитающие

41. Ионы железа входят в состав:
1) инсулина
2) гормона роста
3) витамина А
4) гемоглобина

42. Крахмал – это:
1) углевод
2) жир
3) белок
4) витамин

43. Во время кислородного распада глюкозы образуется:
1) молочная кислота
2) гликоген
3) кислород
4) сначала ПВК, потом – углекислый газ и вода

44. Клетка бактерий НЕ содержит:
1) мембрану
2) цитоплазму
3) ядро
45. При удвоении ДНК напротив цитозина располагается:
1) гуанин
2) тимин
3) аденин
4) урацил

46. Виды полового размножения:
1) гермафродитизм
2) раздельнополость
3) партеногенез
4) все правильно

47. Правило чистоты гамет:
1) каждая гамета несет только один из аллельных генов
2) каждая гамета несет два аллельных гена
3) каждая гамета несет три аллельных гена
4) каждая гамета несет четыре аллельных гена

48. Дальтонизм – это болезнь, передающаяся через:
1) пищу и воду
2) Х-хромосому
3) Y-хромосому
4) воздушно-капельным путем

49. Приспособленность организмов носит:
1) относительный характер
2) абсолютный характер
3) у одних видов — абсолютный характер, у других — относительный
4) все варианты неправильны

50. Основы современной эволюционной теории заложил:
1) К. Линней
2) Ч. Дарвин
3) Л. Пастер
4) И. Сеченов

51. В настоящее время на Земле из беспозвоночных господствуют:
1) черви
2) насекомые
3) простейшие
4) кишечнополостные

Тест по биологии школьная программа. Печатные тесты по биологии. Факты о человеке

Однако всегда ли оправдано такое стремление? Чем оно может быть чревато для самого обладателя «странного» имени? Об этом будет рассказано в нашей статье.

Имя человека – настоящая точка пересечения самых разных закономерностей: психологических, исторических, социальных… В частности, согласно социальной теории в имени содержится определенная информация об его владельце.

Так, когда вам называют имя человека, одновременно вы получаете представление об его национальной и религиозной принадлежности, а также об отдельных свойствах его темперамента и чертах характера. Эти представления формируют определенное отношение к носителям тех или иных имен.

С другой стороны, одинаковое отношение ко всем владельцам определенного имени становится причиной влияния этого имени на характер совершенно разных людей. Словом, воздействие имени на характер и даже дальнейшую судьбу ребенка сложно переоценить. И неслучайно в поле зрения психиатров чаще оказываются люди, названные непривычными для слуха или устаревшими именами.

Необычное имя всегда несет в себе вызов общепринятым нормам. Отсюда и риск, связанный с тем, что далеко не каждый взрослый человек, не говоря уже о ребенке, способен справиться с этой навязанной ему ролью борца со стереотипами. Нужно иметь в виду, что степень свободы в выборе имени во многом определяется обществом, в котором мы живем, его традициями, обычаями, модой.

Что говорят психологи об оригинальных именах

Тем не менее, всегда были и будут имена, которые выходят за всякие грани. К таким экзотическим до смешного именам относятся печально знаменитые Даздраперма, Электрификация, Марлен (Маркс и Ленин) и им подобные, весьма популярные в революционные времена. Однако и сегодня встречаются ничуть не лучшие казусы. Скажем, поклонница латиноамериканских сериалов дает своей дочери имя Лаура, не задумываясь над там, как оно будет сочетаться с простецкой фамилией Кулебякина.

Однако иностранное имя – еще далеко не самый худший вариант. К примеру, за последние годы российскими ЗАГСами были зарегистрированы такие имена, как Ангел, Каспер, Россия, Ваучер, Приватизация и даже Виагра. Наконец, в анналы истории вошел курьезный случай с москвичами Вячеславом Ворониным и Мариной Фроловой, решившими назвать своего первенца именем БОЧ рВФ260602, что означает Биологический Объект Человек рода Ворониных-Фроловых, рожденный 26 июня 2002 года.

Дело в том, что некоторые родители, давая ребенку имя, исходят, прежде всего, из своих желаний и предпочтений, порой даже не задумываясь об истинных интересах ребенка, его будущем, его самочувствии с тем или иным именем. Странные и труднопроизносимые имена могут послужить причиной развития многочисленных комплексов. Особенно это относится к чрезмерно претенциозным, даже пафосным именам, свидетельствующим о неких завышенных ожиданиях, которые ребенку будет трудно оправдать.

Конечно, если ребенку при рождении дали странное имя, став взрослым, он может его сменить. Но испытанные в детстве обиды из-за насмешек сверстников вынудят его постоянно держать оборону, что, в свою очередь, обязательно отразится на чертах формирующегося характера. Впоследствии уже взрослому человеку придется постоянно бороться с привычными психологическими реакциями, однако далеко не всегда таким попыткам можно прогнозировать успех, ведь то, что заложено в раннем детстве, изменить практически невозможно.

Что можно посоветовать родителям, решившим назвать свое дитя редким или оригинальным именем? Прежде всего, хорошо подумайте над тем, понравится ли в дальнейшем это имя самому ребенку и хорошо ли оно сочетается с фамилией-отчеством. Позаботьтесь и о том, чтобы это имя не должно вызывать ни насмешек, ни лишних вопросов со стороны окружения, в котором предстоит жить ребенку, начиная уже с детского сада. Вдобавок ко всему прочему имя должно быть достаточно гармоничным и удобопроизносимым.

И напоследок, если будучи религиозным человеком, вы твердо решили дать своему ребенку имя по случайному выбору в Святцах, прежде все-таки оцените, не окажется ли такое имя чрезмерно неблагозвучным. Представьте, например, каково будет жить ребенку с именем Акакий или даже Матрена. Представили? А теперь подумайте, стоит ли так экспериментировать.

Тесты по биологии.

В последние годы в учебных заведениях начали использовать тесты в качестве средства для объективного контроля знаний учащихся. Под тестом понимают задание, в котором присутствует вопрос, на который имеется эталон правильного ответа. В закрытых тестах вместе с вопросом предъявляются несколько ответов, среди которых имеется правильный ответ. Задачей преподавателя является составление теста, отвечающего требованиям, предъявляемым к тестам. Задачей учащегося является правильный выбор ответа. Если тест составлен правильно и у преподавателя есть эталон правильного ответа, то знания учащимся учебного материала, по которому составлен тест, будут оценены правильно, объективно. В открытых тестах учащийся сам формулирует ответ, а преподаватель сравнивает его с эталоном правильного ответа. Существуют тесты, позволяющие проверить усвоение учащимся знаний на разных уровнях:

Составление тестов является трудоемкой и сложной работой, требующей от преподавателя больших знаний и опыта практической работы по составлению и использованию тестов. Наибольшую трудность вызывает составление тестов для проверки умений и навыков учащихся. Большинство тестов, использующихся в настоящее время, проверяют знания учащихся основных биологических терминов, понятий и закономерностей. С помощью тестов легко проверить следующие группы учебных элементов:

— элементы строения тех или иных биологических структур;

— состав и количество тех или иных биологических систем;

— последовательность событий и процессов;

— причинно-следственные связи между событиями;

— названия особенностей и функций тех или иных веществ и структур;

— содержание терминов, понятий

— прогнозирование результатов тех или иных воздействий на биологические системы

— вклад ученых в развитие биологии

В учебном процессе на кафедре медицинской биологии и генетики КГМУ используются тесты нескольких типов:

— закрытые тесты с выбором одного правильного ответа (реже – нескольких правильных ответов)

— открытые тесты, требующие формулировки краткого ответа

— открытые тесты, требующие формулировки развернутого ответа.

Познакомьтесь с тестами этих типов.

2. Образцы тестов.

2.1. Закрытые тесты (с одним правильным ответом)

1. К прокариотам относят

А) возбудителя гриппа

Б) зеленую эвглену

Г) возбудителя малярии

2. В эукариотической клетке ……… содержат молекулу ДНК.

3. При митозе последним из ниже перечисленных событий является

А) разрушение ядерной оболочки

Б) расхождение хромосом

Читать еще:  Самодельная электропечка Электропечь своими руками

В) выстраивание хромосом в области экватора веретена деления

Г) утолщение и укорочение хромосом

4. При изучении генетики человека НЕ используют такой метод как

5. ….. открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие из одной клетки – зиготы.

6. Как называется реакция матричного синтеза, во время которой ферменты и вспомогательные белки из исходной (материнской) молекулы ДНК и свободных нуклеотидов синтезируют две новые (дочерние) молекулы ДНК – одинаковые копии исходной молекулы ДНК?

К сожалению, иногда встречаются неправильно составленных или не совсем удачные тесты. Наиболее часто при составлении закрытых тестов допускаются следующие ошибки:

— тест содержит не один, а два правильных ответа

— неудачен подбор вариантов ответов, существенно облегчающий поиск правильного ответа

— тест составлен по учебному материалу, существенно выходящему за рамки учебной программы, который не способствует более глубокому пониманию изучаемого по программе учебного материала

— имеются неправильные (ненаучные) термины

— ответ содержит заведомо ложную информацию

— отсутствует правильный ответ

— содержание не соответствует научным представлениям.

2.2. Открытые тесты, требующие краткого ответа.

  1. Кроссинговер происходит во время ……….. первого мейотического деления.
  2. АТФ при фотосинтезе образуется во время ……………….. фазы.
  3. Приведите пример белка, выполняющего регуляторную функцию.
  4. Как называется организм, который образует разные гаметы, различающиеся по содержащимся в них половым хромосомам.
  5. Назовите класс, к которому относят современных людей.
  6. Сколько липидных слоев в наружной плазматической мембране?
  7. …………………………. – это процесс образования зрелых половых клеток.
  8. Как называется графическое изображение изменчивости изучаемого количественного признака, отражающее размах колебаний конкретных значений признака и частоты встречаемости отдельных значений признака?
  9. Как называется процесс образования молекулы РНК на молекуле ДНК?
  10. Свинья для свиного цепня является ………………………. хозяином.

К сожалению, и среди открытых тестов встречаются некачественные тесты, в том числе такие, на которые трудно подобрать однозначный правильный ответ.

Опыт показывает, что существует несколько основных причин появления некачественных тестов в печатных изданиях:

— отсутствие экспертной оценки качества тестов

— малый опыт практического использования тестов составителями тестов

— недостаточно высокий научный уровень источника информации.

Зная правила составления тестов и предъявляемые к ним требования, имея глубокие и прочные знания и опыт работы с тестами, вы легко сможете оценить качество предъявляемых вам тестов и не только правильно ответить на них, но и оказать помощь своим педагогам в улучшении качества тестов.

2.3. Открытые тесты, требующие развернутого ответа.

  1. Почему особь нельзя рассматривать в качестве единицы эволюции?
  2. Почему межвидовые гибриды часто оказываются бесплодными?
  3. Назовите основное событие, происходящее в клетке во время метафазы митоза.
  4. Назовите особенности химического состава ДНК и РНК, по которым эти два химических соединения отличаются друг от друга.
  5. Назовите основные особенности строения, характерные для бластулы ланцетника.

Наибольшую трудность при использовании открытых тестов, предусматривающих развернутый ответ, составитель испытывает при разработке эталонов правильного ответа. Эталон должен содержать несколько существенных операций: терминов, взаимосвязей. Отметка может выставляться двумя различными способами:

1) по принципу ”ответил – не ответил”, то есть дал учащийся правильный и полный ответ на поставленный вопрос или нет; за правильный и полный ответ учащийся получает определенное фиксированной количество баллов, за неправильный или неполный ответ не получает ничего;

2) отметка выставляется в зависимости от числа правильных существенных операций, которые учащийся должен осуществить (назвать) во время своего ответа. Под существенными операциями понимают термины, понятия, характерные особенности изучаемого объекта, элементы формул, отношения и связи между компонентами изучаемого объекта.

Приведем пример правильного на наш взгляд эталона ответа на следующий вопрос.

Вопрос. Что такое осмос?

Эталон ответа. Это перемещение молекул растворителя через полупроницаемую мембрану, которая пропускает молекулы растворителя, но не пропускает молекулы растворенного вещества, в сторону большей концентрации растворенного вещества. Ответ содержит 6 существенных операций:

— имеет место перемещение молекул;

— перемещаются молекулы растворителя;

— перемещение происходит через цитоплазматическую мембрану;

— мембрана пропускает молекулы растворителя;

— мембрана не пропускает молекулы растворенного вещества;

— молекулы растворителя перемещаются в сторону большей концентрации растворенного вещества.

В большинстве случаев каждый из таких тестов может быть заменен на несколько более простых закрытых тестов.

Основную массу тестов на текущих и рубежных контрольных работах составляют закрытые тесты и открытые тесты, предусматривающие краткого ответа.

В большинстве случаев тесты используют только для проверки и оценки уровня знаний учащихся. Ряд тестов содержит элементы обучения: новые термины, взаимосвязи. Формулировки некоторых тестов позволяют использовать их для составления новых тестов. Обычно использование тестов бывает достаточным для объективной оценки уровня усвоения студентами программы по медицинской биологии. Труднее добиться того, чтобы сам этот уровень знаний был высоким, достаточным для успешного обучения в вузе. Этого трудно достичь при использовании одних только тестов. Тесты являются вспомогательным инструментом, позволяющим объективно оценить знания учащихся, средством самоконтроля и закрепления учебного материала. Одних только тестов совершенно недостаточно для приобретения прочных и глубоких знаний.

Для этого надо уметь структурировать учебную информацию. Наибольшим эффектом эта работа будет обладать в том случае, если фрагменты структурированного учебного материала будут создаваться вами как элементы будущих тестов. Не надо ждать, когда вам на кафедре предложат тесты разной формы и содержания. Создайте их сами!

3. Разработка тестов

Подготовительным этапом в создании тестов как раз и будет служить работа по конструированию дидактического материала. При разработке дидактического материала необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

— он должен содержать наиболее важные, существенные или специфические характеристики изучаемого объекта или его части

— он должен быть представлен в легко узнаваемой и понятной форме

— он должен отражать существующие взаимосвязи между элементами (компонентами) дидактического материала.

Сконструировав дидактический материал в соответствии с этими рекомендациями, вы легко преобразуете его в тест.

Изучив работу митохондрий, вы пишете небольшой текст.

“В матриксе митохондрий с помощью ферментов происходит окисление низкомолекулярных органических соединений, в ходе которого от них отщепляется СО­2 , водород и богатые энергией электроны. Белки внутренней мембраны митохондрий переносят электроны и используют их энергию для перемещения ионов водорода из матрикса в межмембранное пространство. Ионы водорода, возвращаясь обратно в матрикс через канал фермента АТФ-синтетазы, придает этому ферменту способность синтезировать АТФ из АДФ и фосфорной кислоты. Кислород необходим для связывания ионов водорода — образуется вода. Таким образом, в митохондриях в ходе клеточного дыхания происходит преобразование химической энергии ковалентных связей органических соединений в энергию макроэргических связей молекул АТФ.”

Работая с этим текстом, вы можете составить следующие закрытые тесты.

Тест 1. Сколько мембран входит в состав оболочки митохондрий?

Тест 2. Назовите участок митохондрий, в котором расположены белки – переносчики электронов и ионов водорода?

Б) наружная мембрана

В) внутренняя мембрана

Г) межмембранное пространство

Тест 3. Какой ион перемещается через канал фермента АТФ-синтетазы, придавая ему способность синтезировать АТФ?

Тест 4. Назовите структурный компонент клетки, в котором в ходе клеточного дыхания образуется АТФ.

Г) аппарат Гольджи

Все сконструированные нами тесты являются закрытыми. Убрав варианты ответов, вы легко преобразуете эти тесты в открытые тесты, требующие краткого и однозначного ответа.

Большое значение в закреплении учебного материала имеет подбор ложных ответов. Они должны быть правдоподобными и не должны содержать явно ложные утверждения (несуществующий термин, неправильное описание механизма, процесса или связи между отдельными элементами). Для составления правильного теста необходимы широкие и глубокие знания. Для проверки правильности созданного вами теста можно воспользоваться следующими советами:

1) через 2-3 недели проверьте, сможете ли вы сами ответить на вопрос теста

2) посмотрите, смогут ли ваши товарищи ответить на вопрос теста, понятен ли им вопрос

3) покажите тест преподавателю и попросите его оценить правильность теста.

Главное, чтобы ваш тест удовлетворял следующим требованиям:

— формулировка вопроса должна быть ясной, четкой, понятной и желательно простой по форме

— формулировка вопроса должна предусматривать конкретный и однозначный ответ и не допускать возможности выбора еще одного правильного ответа, отличного от предлагаемого вами

— ответы не должны быть громоздкими

— формулировки ответов не должны содержать явно ложную информацию.

Самостоятельное составление тестов в печатном варианте – это трудоемкая и долгая работа. Поэтому можно ограничиться устной работой с готовыми текстами, задавая тестовые вопросы по мере изучения текста. При этом вы легко выявите те неточности, упрощения или ошибки, которые содержатся в некоторых учебниках и учебных пособиях, что позволит вам исправить их самостоятельно, с помощью педагога или дополнительной литературы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector