Викторианский стиль в архитектуре особенности архитектурные шедевры - Домашний мастер Dach-Master.ru
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Викторианский стиль в архитектуре особенности архитектурные шедевры

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Викторианский стиль

Викторианский стиль — (англ. «Victorian style») — условное название длительного периода в истории искусства Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901) и принца-консорта (англ, consort — супруг) Альберта (1819-1861).

Виктория стала королевой в 1837 г. Это редкое по длительности и устойчивости правление охватило более полувека и оказалось для Англии «мостиком» в двадцатое столетие. Оно характеризовалось «балансированием между традициями и реформами» в экономике и политике, что отразилось на развитии искусства. Англичане называют этот период кратко: «victorianism» и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для «английского стиля».

Эклектизм и стилистическая пестрота викторианизма объясняются также естественной реакцией на пуританский стиль, строгость предшествующей эпохи «стиля королевы Анны» и «георгианцев». В искусстве викторианского периода выделяют три этапа:

  • ранний, или период неостилей (1835-1855);
  • средне-викторианский период («Mid-Victorian period», 1855-1870);
  • поздний, или «свободное возрождение Ренессанса» («Free Renaissanse revivals», 1870-1901).

Начало викторианской эпохи было преисполнено безудержного оптимизма. В это время Англия переживала период промышленного подъема и становилась «мастерской мира». Соответственно развивалась и заносчивая психология представителей нового «среднего класса» (middle class), стремившихся окружить себя атрибутами «роскошной жизни». Снова вошло в обиход понятие «боязнь пустоты», но, в отличие от традиционной трактовки, к примеру, в искусстве Барокко, оно стало отражением иного, эклектического мышления, это заметно в оформлении жилых интерьеров. На фоне стилистически неопределенного декора без всякого порядка и разбора помещалось множество ненужных предметов.

«Этот «страх пустоты» викторианцы принимали за комфорт, вкус и светский тон», — писал в своей книге по истории оформления интерьера Ч. Мак-Коркодейл. Далее он приводит слова немецкого историка искусства Н. Певзнера: «Преобладающим складом сознания в Англии около 1850 года являлся объевшийся самодовольный оптимизм. Вот она, эта Англия, ставшая благодаря предприимчивости заводчиков и торговцев богаче, чем когда-либо, мастерская мира, рай благополучной буржуазии, управляемый коро-левой-буржуазкой и деятельным принцем-консортом». Вкусы того времени, распространенные повсеместно, вдохновили Генри Джеймса на ядовитые строки, посвященные домовладельцам: «Они густо покрывали стены мишурным орнаментом и вырезками с какими-то странными разрастаниями и выпирающими складками драпировок; всевозможными безделушками, которые можно было разве что дарить горничным, этот неописуемый комфорт мог бы доставить большое удовольствие слепому».

Одной из причин этого явления называют ослабление влияния Романтизма, ведущего художественного направления начала XIX в. С 1830-х гг. в Европе начинается период Историзма, времени сосуществования самых разных неостилей. Англия не была исключением. Ранневикторианский период характерен параллельным развитием стилей «неогрек», Неорококо, Неоготики, «византийского», «мавританского», «китайского» стилей. Упадок искусства был неизбежен. «Готику долгое время коверкали, чтобы сделать ее подходящей для коммерческих зданий. Фасадами греческих храмов украшали жилые дома и банки. Римские бани проглядывали в облике железнодорожных станций». Эклектика сопровождалась негативным влиянием первых результатов промышленной революции. Машинным способом можно было сделать быстро и дешево любой «исторический декор»: «барочную резьбу» из папье-маше, или крашеного гипса, «золоченые рокайли» из жести. Керамикой имитировали металл; «викторианская мебель» в стиле «Людовика XIV» соединялась с «готическим» декором. И все это на фоне тяжелых занавесей и почерневших академических картин в золоченых рамах. В карикатурных проявлениях «викторианский стиль» — искусство имитаций и подделок, суррогат, в котором из дешевых материалов механическими приемами создавалась иллюзия роскоши других времен «доброй старой Англии».

Некоторой параллелью «викторианского стиля» в Англии можно считать поздний Бидермайер и «стиль Макарта» в Вене и Мюнхене. Понятно, что индустрия подделок, разлад между промышленным производством и эстетикой вызвали к жизни реакцию со стороны мыслящих, тонко чувствующих художников и теоретиков искусства, которая оформилась в «нео», или «позднеромантическое», направление и «антиэклектическое движение». Его зачинателем стал англичанин, писатель Дж. Раскин. В 1843 г. он опубликовал первый том книги «Современные художники» (Modern Painters;. В этой книге Раскин призывал «вернуться к природе», к искренности и простоте. Он ненавидел машинную цивилизацию и единственное спасение искусства видел в возвращении к ранней Готике, к навыкам средневекового ремесла, когда мастер еще не был отчужден от производства вещи; он являлся одновременно архитектором и рисовальщиком, каменщиком и кузнецом. Раскин презирал технику, свои книги печатал и иллюстрировал сам, а затем развозил их, пользуясь не поездом, а дилижансом. Он был убежден, что только в средневековье, в эпоху гармонии искусства и жизни, духовные, религиозные и нравственные ценности преобладали над материальными.

В следующей книге «Камни Венеции» (1851) великий идеалист и романтик обрушился на «викторианцев», утверждая, что всякое «машинное производство украшений бесчестно», оно нарушает главный принцип художественности: соответствие формы качеству материала и способу его обработки. Продолжателем идей Раскина был архитектор, рисовальщик-декоратор и писатель А. Пьюджин, один из лидеров «Готического Возрождения» в Англии. Пьюджин возглавил «Католическое движение» среди деятелей искусства, в своих рисунках и акварелях он копировал готическую мебель и изделия из металла, стараясь воспроизвести средневековые образцы с величайшей точностью, чтобы «правдивее чувствовать дух истинного искусства». В 1843 г. Пьюджин опубликовал книгу «Апология возрождения христианской архитектуры» («An Apology for the revival of Christian architecture»).

К 1860-м годам относится наивысший подъем деятельности У. Морриса — художника, писателя и публициста, организатора движения «Искусства и ремесла», ставившего целью возрождение традиций средневекового ручного ремесла. Эти начинания составили «антивикторианское» течение английского искусства середины XIX в. («Anti-Victorian») и подготовили второй, «средневикторианский период». Он ознаменовался крупнейшим событием в истории — проведением первой Всемирной выставки в Лондоне (1851), а также инициативами принца Альберта и архитектора Г. Земпера по организации художественно-промышленной школы и музея декоративного искусства. Одним из проявлений «антивикторианского» движения была деятельность прерафаэлитов.

Поздний этап в искусстве викторианской эпохи развивался под влиянием идей английского писателея У. Пэйтера, автора популярной книги об Итальянском Возрождении («The Renaissanse», 1871). В те годы в художественной практике царило невообразимое смешение «исторических стилей»: «Луи XIV», Рококо, «Елизаветинского Ренессанса» и Тюдор-Ренессанса («стиля Тюдоров»), а также барочных стилей «короля Якова» и «Реставрации Стюартов». В других европейских странах, прежде всего во Франции и Германии, наряду с Неоготикой, или «стилем трубадур», с 1860-х гг. получает развитие «неоренессанс» — причудливое смешение элементов искусства Готики, Итальянского и Северного (немецкого) Возрождения, Маньеризма и Барокко. Англия ответила на это «свободным возрождением Ренессанса» («Free Renaissanse revivals»). Однако в кривом зеркале вкусов викторианской эпохи и этот неостиль оказался эклектичным. Громоздкая, перегруженная дробным, мелким декором мебель была иронично названа современниками «стилем подставок и верхушек» («Bracket and overmantel style»). Более цельно новое течение проявилось в лондонской архитектуре, где оно получило наименование «готического возрождения» («Gothic revivals»), или «Неотюдор» («Neo-Tudor»), поскольку здания в этом стиле включали отдельные элементы в подражание «перпендикулярному стилю» эпохи «Тюдор-Ренессанса» (XVI в.). Большинство существующих «готических» зданий Лондона построено в викторианскую эпоху.

Среди них величественное сооружение — здание Парламента на берегу Темзы с Башней Виктории и часовой башней с колоколом «Большой Бен» — произведение архитектора Ч. Бэрри (1836-1860). Внутренняя отделка и мебель в «готическом стиле» созданы по рисункам О. Пьюджина. В 1886-1894 гг. в стиле «Неотюдор» построен мост Тауэр через Темзу. Многие средневековые замки в это же время «воссоздавал» А. Сэлвин. В стиле «готического возрождения» работали архитекторы У. Бёрджес, Дж. Добсон, Н. Шоу, декораторы О. Джонс, К. Дрессер, проектировщик мебели Т. Коллкатт в сотрудничестве с мастерами фирмы «Гиллоу», мебельщик Б. Тэлберт. В 1880-х гг. появилось название «стиль Риджент стрит» («Regent street style»), ассоциирующийся с обстановкой дорогих магазинов на этой фешенебельной улице Лондона. Большие помпезные постройки этого времени отражали характерный имперский дух и потому породили еще одно название: «стиль Британской империи», или «британский ампир» («British Empire»). Искусство викторианской эпохи было эклектично и потому не составило единого художественного направления или стиля. Следовательно, и название «викторианский стиль» следует брать в кавычки, понимая его фигурально.

В 1890-х гг., в период Модерна, критическое отношение к этому «стилю» породило течение эдвардианского неоклассицизма.

Арт-нуво в архитектуре: история, факты, особенности

В 1800-х общество креативных людей твердо решило покончить со скучными уравновешенными геометрическими дизайнами, которые были характерны для той эпохи. Так появился стиль арт-нуво, олицетворяющий свежесть и преобразование.

Читать еще:  Интерпретация значения букв имени Елизавета

Совет: те, кто не разбирается в архитектурных стилях, могут легко распознать стиль арт-нуво по цветочным, лиственным и другим природным мотивам. Они могут украшать как фасады зданий, так и интерьеры.

Арт-нуво положил начало новой эре в области дизайна. Зародился он в Европе, откуда впоследствии распространился по всему миру. Пик развития его приходится на период 1880-1910.

Задачей этого направления было разрушить четкие правила и стереотипы, которым подчинялась художественная деятельность тех времен. Об этом свидетельствуют работы, датированные периодами неоклассицизма и романтизма. Будучи по своей сути городским стилем, арт-нуво позже приобрел черты, вдохновленные миром природы.

После Первой мировой войны популярность этого стиля пошла на спад, уступив место другому дизайну, известному как арт-деко. Однако перед очарованием арт-нуво было сложно устоять, поэтому он периодически возрождался в течение 1960-х.

Особенности архитектуры в стиле арт-нуво

Арт-нуво стал результатом непреодолимого желания оставить позади строгие рамки академического искусства. Он явился средством выражения свободной художественной воли. В переводе с французского это название означает «новое искусство». На сегодняшний день он известен также как стиль Глазго в Англии, Югендстиль в Германии, Модернизм в Испании.

Фривольным этот стиль не назовешь. Архитекторы скорее сосредотачивались на функциональности. В результате мир обрел новый дизайн, который был настолько же красив, насколько практичен. Арт-нуво можно охарактеризовать как современный ответ вычурности предшествующего викторианского стиля.

К типичным архитектурным свойствам такого дизайна относятся органичные, плавные линии и формы, напоминающие стебли и бутоны цветов в сочетании с геометрическими фигурами, такими как квадраты и прямоугольники.

Это движение пропагандировало идею того, что искусство должно быть неотъемлемой частью повседневной жизни, вводя плоские декоративные паттерны, которые гармонировали с любым видом творчества. Таким образом, природный орнамент с лиственными мотивами, вьющимися органичными формами с изящными изгибами воцарился в сфере архитектуры. Наряду с ними преобладали также изображения птиц, насекомых и других зооморфных абстракций с явным намеком на японские традиции.

Примеры арт-нуво в архитектуре

В Испании ярким представителем этого движения стал архитектор Антонио Гауди с его любовью к выпуклым обтекаемым формам. А дизайнер Эктор Гимар продемонстрировал свое видение этого стиля в проекте станции метро в Париже.

Подвижником арт-нуво в Бельгии стал Виктор Орта, прославившийся первой в мире постройкой в этом стиле – Домом Тасселя. В числе других влиятельных бельгийских дизайнеров также Анри Ван де Велде и Густав Бови.

Среди представителей арт-нуво в центральной Европе венецианец Густав Климт, передовые архитекторы Йозеф Хоффман, Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих. Здание муниципалитета в Праге и центральный рынок в Будапеште служат выдающимися примерами этого стиля.

В восточной Европе ключевым памятником стиля арт-нуво стало здание ЮНЕСКО в Риге.

станции метро в Париже станции метро в Париже Дом Тасселя Дом Тасселя Архитектор Эктор Гимар

Архитектурные стили и их особенности

Основные Архитектурные стили

Античность -VI в. до н.э.;

Романский стиль — IХ-XIII в.в.;

Готика – XIV-XVI вв.;

Ренесанс – XV-XVI вв.;

Барокко – XVI-XVII вв.;

Классицизм – XVII-XIX вв.;

Модерн — XIX (начало XX века)

Постмодерн (функционализм) – сер. 20 в.

Древняя архитектура (Античность -VI в. до н.э.)

Особенности древней архитектуры:
Монументальность зданий;
Каноничность;
Статичность;
Основной строительный материал-камень;

Архитектура Древнего мира высоко ценилась последующими поколениями. Ее экзотические формы и разнообразие декоративных элементов служили потомкам вдохновляющими, авторитетными образцами, которые побуждали копировать, адаптировать и ниспровергать архитектурные идеалы Древнего мира. Эта эпоха дала человечеству ордерную и арочную системы, стала началом человеческого прогресса на пике которого мы сейчас находимся.

Передовые цивилизации:
Египетская;
Шумерская;
Греческая;
Римская;
Майя;
Китайская;
Японская;
Трипольская;

Архитектура І-XІV веков (Романский стиль — IХ-XIII в.в.;

Готика – XIV-XVI вв.)

Особенности архитектуры І-ХІV веков:
Основной строительный материал-камень;
Широкое использование мрамора;
Основные здания-храмы, соборы, монастыри, замки;
Монументальность;

Здания этой эпохи принадлежат нескольким стилям: романской архитектуре и готике. Переход из одного стиля в другой произошел довольно резко. Романские здания которым характерна масивность и статичность форм переходят в утонченные динамические здания готики. Произошло это из-за трактовки духовенства основных ценностей человека. Так например в средневековье считалось что красота человека заключается в его внутреннем мире, а что снаружи не так важно, что нашло свой отголосок в архитектуре: здания того времени интерьерные, тоесть снаружи форма масивная, грубая, а внутри украшена всевозможными лепнинами, пилястрами, орнаментами. Готическая архитектура наоборот-экстерьерная, внешняя красота была важней чем внутренняя, поэтому снаружи здания довольно пышные, утонченные, а внутри простые.

Передовые архитекторы:
Артемий Тральский;
Исидор Милетский;
Марк Випсаний Агриппа;

Архитектура ХV-XVII веков (Ренесанс – XV-XVI вв.)

Особенности архитектуры XV-XVI веков:
В зданиях очень четко выражены симметрия, пропорциональность, геометрия и порядок составных частей;
Упорядоченное расположение колонн, пилястр и арок;
Статичность зданий;
Частое использование куполов;

На ХV-XVII века приходится развитие эпохи Ренесанса. Отличительной чертой архитектуры того времени стала светскость и антропонометризм, тоесть интерес в первую очередь к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной архитектуре, происходит как-бы её «возрождение». Наибольший расцвет ренесанса архитектера пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника этой эпохи: Флоренцию и Венецию. К началу XVII века возрождение сменяет новый стиль-барокко.

Передовые архитекторы:
Микеланджело Боунаротти;
Джорджио Вазари;
Андреа Палладио;
Франческо Борромини;
Донато Браманте

Архитектура ХVІІІ-XІX веков (Барокко – XVI-XVII вв.;Рококо — 18 — нач.19 в.в., Классицизм – XVII-XIX вв.;Модерн – кон. 19.в.)

Особенности архитектуры XV-XVI веков:
Класические формы в их традиционном восприятии;
Пышность и багатсво отделки зданий;
Использование исключительно природных материалов;
Четкое класовое различие в архитектуре, раскошные здания для богатых, хижыны для бедных;

Период начинается с расцвета барокко которому присуща черезмерная вычурность и пышность, здания украшаются всевозможными лепнинами, барельефами, орнаментами, позже этот стиль переходит в рококо. Последний считается женским стилем так как приспособлен под вкусы и уподобания прекрасного пола, главным словом того периода был «каприз». Позже его сменяет классицизм, в основе которого лежат идеи рационализма, здания строятся согласно четким канонам тем самым подчеркивая стройность и логичность самого мироздания. Главной чертой архитектуры было обращения к формам античного зодчества как эталону гармонии, простоты и строгости.Под конец ХІХ столетия начал развиватся новый стиль модерн,который сделал переворот в архитектуре. Королем модерна стал Антонио Гауди, работам которого нет аналога.

Классификация данного периода может быть дополнена такими стилями как Ампир – разновидность стиля Классицизма и стилем Эклектика (или Историзм) – как переходный период от Классицизма к Модерну.

Передовые архитекторы:
Франческо Бартоломео Растрелли;
Чарльз Камерон;
Антонио Гауди;

Архитектура XX века (Конструктивизм, Постмодерн или Функционализм)

Особенности архитектуры ХХ века:
Простота и точность геометрических обьемов;
Широкое использование бетона, алюминия, стекла, нержавеющей стали;
Использование в зданиях элементов различных стилей, некий сплав старого, уже бывшего в употреблении, в новом маргинальном контексте;
Масштабность;

Век механизации предвещал новые утопии-малое количество которых было реализовано. Ужасы Первой мировой войны покончили, с бесспорной до тех пор, властью прошлого. Городские жители стремились к большей социальной подвижности, скорости транспорта и свободе от материальных забот. Архитектура являлась важным символом радикальной реформы. ХХ век подарил человечествумодерн, принципом которого был отказ от прямых линий, плавно переходящие формы, которые в середине столетия превратились в функциональную архитектуру постмодерна. Изменились принцыпы архитектуры, вместо прочности, пользы, красоты, пришла форма, функция, экономичность.

Передовые архитекторы:
Ле Корбюзье;
Людвиг Мис ван дер Рое;
Норман Фостер;
Кендзо Танге;
Фрэнк Ллойд Райт;

Архитектура 19 века в России: стили и направления, история, памятники архитектуры

Архитектура 19 века в России характеризовалась большим разнообразием. Ей был присущ не один, а несколько стилей. Как правило, искусствоведы делят ее на два этапа – классический и русский. Особенно ярко указанные стили архитектуры 19 века отразились в таких городах, как Москва и Петербург. В них творили множество гениальных зодчих той эпохи. Познакомимся с историей архитектуры 19 века поближе.

Уход от барокко

Прежде чем говорить о русской архитектуре 19 века, рассмотрим один из стилей, с которого она началась. Барочную архитектуру в России в конце XVIII века сменяет классицизм. Этот термин происходит от латинского слова «образцовый». Классицизм является художественным (в том числе и архитектурным) европейским стилем, сложившимся во Франции в XVII веке.

Читать еще:  Современный дизайн ватерклозета или что такое инсталляция

В его основу положены идеи рационализма. С точки зрения приверженцев этого стиля, произведение искусства, строение должно опираться на строгие каноны, подчеркивая тем самым логичность и стройность всего мироздания. Интересным для классицизма является лишь вечное, незыблемое. В любом явлении он стремится выделить его типологические, существенные черты и отбросить индивидуальные, случайные признаки.

Архитектурный классицизм

Для архитектурного классицизма основной чертой является обращение к формам, характерным для античного зодчества, рассматриваемым как эталон простоты, строгости, гармонии, логичности. В целом он отличается регулярной планировкой, четкостью формы, которая является объемной. В его основе лежит ордер, близкий к античности по формам и пропорциям. А также классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке.

Центрами классицизма в России были Москва и Петербург. Его яркими представители — Джакомо Кваренги и Иван Старов. Типичными классицистическими зданиями являются Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор, находящийся в Александро-Невской лавре, архитектором которых был Старов. По проекту Кваренги были построены Александровский дворец, Смольный институт, Академия наук. Творения этого архитектора являются символом петербургского классицизма.

Трансформация в ампир

Архитектура первой половины 19 века в России характеризуется постепенным переходом от классицизма к ампиру. Ампир (по-французски значит «имперский») — это стиль, относящийся к позднему, или высокому, классицизму. Он также появился во Франции в годы, когда у власти был Наполеон I, и получил свое развитие на протяжении первых тридцати лет XIX века, после чего сменился историзмом.

В России этот стиль возник во время царствования императора Александра I. Как известно, начиная с XIX века в России наблюдалось увлечение культурой Франции. Как это нередко делали русские монархи, Александр I «выписал» из Франции начинающего архитектора Огюста Монферрана. Ему царь поручил возведение Исаакиевского собора в Петербурге. В дальнейшем Монферран стал одним из отцов так называемого русского ампира.

Петербургское и московское направления

Русский ампир разделился на два направления: московский и петербургский. Это деление являлось не столько территориальным, сколько характеризующимся в зависимости от степени его отхода от классицизма. Наибольшим этот отрыв был у петербургских архитекторов. Наиболее видными его представителями являлись:

  • Андрей Воронихин.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Жан Томон.
  • Карл Росси.

Среди архитекторов Москвы к крупнейшим мастерам рассматриваемого периода относятся:

  • Осип Бове.
  • Доменико Жилярди.
  • Афанасий Григорьев.

Среди скульпторов можно выделить Феодосия Щедрина и Ивана Матроса. В российской архитектуре ампир был ведущим стилем до 1830-40-х годов. Интересно, что его возрождение, хотя и в несколько иных формах, произошло в СССР. Это направление, пришедшееся на 1930-50-е гг. ХХ в., стало называться «сталинским ампиром».

Королевский стиль

Ампир часто относят к так называемым королевским стилям, что обусловлено его театральностью при оформлении как внутренних помещений, так и внешней отделки. Его особенностью является обязательное присутствие колонн, лепных карнизов, пилястров, прочих классических элементов. К этому добавляются мотивы, отражающие почти без изменений такие образцы деталей античной скульптуры, как сфинксы, грифоны, львиные лапы.

В ампире элементы располагаются в строгом порядке при наличии симметрии и равновесия. Данному стилю присущи:

  • массивные, монументальные формы;
  • военная символика;
  • богатый декор;
  • влияние древнеримских и древнегреческих художественных форм.

Художественным замыслом данного стиля было подчеркнуть и воплотить идеи могущества самодержавной власти, государства, военной силы.

Корифеи Петербурга

Появление и развитие ампира в архитектуре 19 века в России тесно связано с именем архитектора Воронихина Андрея Никифоровича. Одно из его лучших произведений – это петербургский Казанский собор. Его мощные колоннады полуовалом обрамляют площадь, обращенную к Невскому проспекту. Другое знаменитое его творение – здание Горного института. Оно выделяется огромным портиком с дорической колоннадой, которая выступает на фоне брутальных стен фасада. По бокам портик украшают скульптурные группы.

Известными творениями в стиле ампир Жана де Томона, французского архитектора, являются Большой театр в Петербурге и здание биржи. Непосредственно перед сооружением мастером были установлены две ростральных колонны, которые символизируют четыре великих русских реки, таких как Волга, Волхов, Днепр и Нева. Ростральной называется колонна, украшением которой служат ростры – скульптурные изображения корабельных носов.

Признанным шедевром архитектуры 19 века в стиле ампир является комплекс зданий, относящихся к Адмиралтейству, архитектора Захарова Андреяна Дмитриевича. Уже существовавшее здание было обновлено с учетом воплощения темы морской славы и могущества флота. Оно превратилось в грандиозное сооружение с фасадом протяженностью около 400 метров, с величественным архитектурным обликом и подчеркнутым центральным положением в городе.

Русский стиль

В архитектуре второй половины 19 века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. В результате складывается комплекс, состоящий из нескольких архитектурных стилей, который определяется несколькими способами. Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским». В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне.

В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец. Во внешней отделке последнего сооружения воплощены мотивы Теремного дворца. Окна у него изготовлены в традициях русского зодчества, их украшают резные наличники, снабженные двойными арками и гирькой в их середине.

Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Особенности русско-византийского стиля

В архитектуре 19 века русско-византийское направление развивалось при активной поддержке российского правительства. Ведь этот стиль являлся воплощением идеи официального православия. Русско-византийская архитектура характеризуется заимствованием некоторых приемов композиции и мотивов, использованных в византийских храмах.

Византия заимствовала архитектурные формы из античности, но постепенно изменила их, выработав тип церковных сооружений, сильно отличающийся от базилик древних христиан. Главная его черта – использование купола, покрывающего среднюю часть здания, с применением приема так называемых парусов.

Внутреннее оформление византийских храмов не блистало богатством и не отличалось сложностью деталей. Но при этом их стены в нижней части были облицованы мрамором дорогих сортов, а в верхней украшались позолотой. Своды были покрыты мозаикой и фресками.

Снаружи сооружение состояло из двух ярусов удлиненных окон с закругленным верхом. Окна в некоторых случаях группировались по два или по три, и каждая из групп отделялась от других колонкой и обрамлялась фальшивой аркой. Помимо окон в стенах, делались отверстия у основания купола с целью лучшего освещения.

Псевдорусский стиль

В архитектуре 19 века наблюдается период увлечения такими небольшими декоративными формами, характерными для XVI века, как крыльцо, шатер, кокошник, кирпичный орнамент. В подобном стиле работают архитекторы Горностаев, Резанов и другие.

В 70-х годах XIX века идеи народников пробуждают в художественных кругах большой интерес к культуре русского народа, к зодчеству крестьян и архитектуре XVI-XVII веков. К одним из самых ярких строений, выполненных в псевдорусском стиле этого периода, относят Терем архитектора Ивана Ропета, находящийся в подмосковном Абрамцеве, и построенную Виктором Гартманом типографию Мамонтова в Москве.

В конце XIX — начале XX века происходит развитие неорусского стиля. Находясь в поисках простоты и монументальности, архитекторы обратились в сторону древнейших памятников Новгорода и Пскова, а также к традициям русского Севера. Этот стиль в Санкт-Петербурге воплотился, главным образом, в постройках церковного назначения, выполненных:

  • Владимиром Покровским.
  • Степаном Кричинским.
  • Андреем Аплаксиным.
  • Германом Гриммом.

Но в неорусском стиле строились также и дома, например, доходный дом Купермана, возведенный по проекту архитектора Лишневского А. Л. на улице Плуталовой.

Викторианский стиль в архитектуре: особенности, архитектурные шедевры. Викторианская эпоха

Эпоха правления королевы Виктории в Великобритании является одной из самых значительных и даже революционных. Вторая половина 19 века стала временем бурных преобразований во всех сферах жизни англичан, и это не могло не отразиться в архитектуре. Расскажем о том, что такое викторианский стиль в архитектуре, в чем его специфика и какие его варианты существуют.

История эпохи

В 1837 году на трон Британской империи взошла молодая королева Виктория. Ей выпали на долю различные испытания, она пробыла у власти 60 лет и смогла сделать страну процветающей, культурной, цивилизованной. Викторианская эпоха (годы — с 1837 по 1901) не является однородным периодом истории. На это время пришлось бурное развитие промышленности, культуры, экономики. Британия за эти годы полностью изменила свой образ жизни, свой менталитет. Страна становится одной из самых могущественных империй мира, усиливая свое влияние в Азии и Африке. В последние годы правления Виктории начинается замедление развития, но многие достижения той эпохи до сих пор являются важными для современной Великобритании. Королева Виктория была активным пропагандистом строгой морали, которая является едва ли не главной приметой этого периода. Также она считала важными техническую модернизацию и развитие культуры. Поэтому именно на этот период приходится бурный расцвет английской литературы и архитектуры.

Читать еще:  Пчела интересные факты о пчелах

Викторианская культура

Особенностями периода правления королевы Виктории является отсутствие войн и технологический бум. Британцы становятся достаточно состоятельной нацией, а растущий средний класс является главным локомотивом общественного развития. На этот период приходится активное развитие образования, появляется такой феномен, как туризм, складывается новый образ мышления у жителей империи. По примеру своей королевы британцы исповедуют строгие и консервативные моральные воззрения, они воздержаны в развлечениях и трудолюбивы, и все это — еще одна причина экономического роста страны. Новое мировоззрение становится основой для прорыва в искусстве. Идеологическим основанием викторианства стал сплав утилитаризма и евангелизма. Не последнюю роль в культуре сыграла английская литература. Ч. Диккенс, У. Теккерей, К. Дойл, сестры Бронте – это типичные авторы того времени. Визуальную концепцию эпохи воплощают прерафаэлиты. Особое значение для мирового зодчества приобретает викторианский стиль в архитектуре. Британцы того времени уделяли огромное внимание своему жилищу. Поэтому архитектура и декораторство становятся очень важной частью нового стиля жизни.

Общие черты архитектуры викторианской эпохи

Термином «викторианский стиль» пытаются обозначить огромный период времени, который характеризуется сильной неоднородностью. Поэтому в строгом архитектурном смысле не существует такого единого явления. В англоязычных странах той эпохи господствовал эклектический ретроспективизм, объединивший под собой несколько сходных, но все же самостоятельных направлений. Это итальянский стиль, неоготика, стиль периода Второй империи, индо-саранцинский стиль и другие разновидности.

Архитектура викторианской эпохи пронизана практицизмом, как и вся культура, и эклектичностью. Ей присущи такие черты, как соединение элементов из разных исторических эпох. Здания выполнялись с использованием большого количества деталей, насыщенного цвета, резьбы по фасаду. Башни, балконы, фризы, островерхие крыши, множество окон разного объема, террасы, высокие входы с крыльцом, обилие фактур и декора – все это викторианство.

Периодизация викторианской архитектуры

Так называемый викторианский стиль в архитектуре возникает как ответ предыдущим эпохам – георгианству и стилю королевы Анны, которые отличались большой строгостью и сдержанностью. В зодчестве времен королевы Виктории традиционно выделяют три основных периода:

1. Ранний (1835-1855). Это период неостилей, увлечения историзмом. В это время появляются варианты с приставкой нео- таких известных стилей, как готика, рококо, мавританский, византийский, китайский.

2. Средний (1855-1870). На это время приходится расцвет движения прерафаэлитов, творчества художника У. Морриса. В этот период происходит возврат к ценности уникальности и ручной работы в противовес раннему периоду, когда господствовали вещи массового производства. Вновь главной ценностью признается индивидуальность.

3. Поздний (1870-1901). Этот период еще называют викторианским ренессансом. Происходит переосмысление традиций барокко, готики. Архитекторы вспоминают Тюдоров и используют в новых сооружениях некоторые приемы эпохи 16 века.

Готическое возрождение

В архитектуре всего мира после эпохи «больших» стилей, происходило периодическое обращение к тем или иным традициям зодчества, не избежала таких «возвращений» и Англия. 19 век, особенно его вторая половина, – это время переосмысления и необычного прочтения приемов и решений разных стилей и исторических эпох. В 40-х годах 19 века Англию захлестнула волна неоготики. Стрельчатые окна, шпили и башенки, арки в духе Средневековья становятся чрезвычайно популярными. Причем разнообразные элементы средневековых храмов теперь активно использовались для оформления жилых и коммерческих сооружений. В Англии за период правления королевы Виктории было возведено множество зданий в стиле неоготики. Самыми знаменитыми из них являются лондонский Парламент со знаменитой часовой башней Биг Бен, комплекс Королевского лондонского суда, похожий на сказочный средневековый дворец, и ярчайший вокзал Сент-Панкрас из красного кирпича. Этот стиль был настолько популярен в викторианскую эпоху, что иногда два этих термина синонимизируются.

Итальянское викторианство

Эпоха королевы Виктории характеризуется эклектичной архитектурой, которая стремится соединить детали разных стилей и национальных особенностей. В это время приобретает популярность итальянский стиль, особенно он хорошо проявился в жилой архитектуре, в загородных домах в США. Его главными приметами являются низкая, широкая крыша, колоннады, арки, римские фронтоны, а также богатый декор фасадов. Этот стиль идеально подходил для оформления коттеджей, которые строил средний класс в провинции и пригородах Лондона.

Стиль Второй империи

Французская культура и зодчество разных периодов оказывали значительное влияние на мировую архитектуру. Не смогла миновать этого влияния и Англия, 19 век в которой стал временем очарования ампиром, так называемой Второй империей. Несмотря на сложные отношения английской и французской культур, в период с 1855 по 1885 год британцы отдают должное архитектуре времен Наполеона Третьего. Главной приметой этого стиля стали мансардные крыши, которые считались очень функциональными, а также высокие, узкие двери и большие изогнутые окна. Стиль продержался в Англии недолго и преимущественно применялся для оформления общественных зданий и доходных домов.

Стиль времен королевы Анны

Время правления королевы Анны – начало 18 века. Это был период расцвета английского барокко, с его страстью к богатству и роскошному декору. Архитектурные шедевры того времени были переосмыслены во времена королевы Виктории. Главным идеологом возрождения стиля времен королевы Анны был архитектор Ричард Норман Шоу, его усилиями в Англии появилось немало жилых домов, ставших настоящей классикой британского зодчества. К ним относятся дом «Лебедь» в Челси, первый многоквартирный дом в районе Альберт Холла, несколько домов на Сент-Джемс стрит, большая часть застройки пригорода Бэдфорд Парк, множество коттеджей в разных частях Великобритании, а также в Новой Зеландии и в Индии.

Романский стиль

Архитектурный стиль викторианской эпохи пытался найти новые интерпретации находок зодчих былых времен. В конце 19 века архитекторы вспомнили о древнеримской традиции возведения храмов и замков 11-12 веков. В викторианские времена брутальные здания из камня в основном создавались для проживания людей или для общественных нужд. Позже Генри Гобсон Ричардсон активно пропагандировал этот стиль в жилом строительстве США. Главными чертами стали лаконичность, монументальность и цельность. Основательные дома с башнями из серого камня очень полюбились представителям зарождающейся буржуазии.

Народный стиль

Народный (фолк) викторианский стиль в архитектуре стал органичным сочетанием старых английских традиций по возведению коттеджей для семей рабочих и новых на то время технологий. Так появились особняки, оформленные деревянным сайдингом или деревянной черепицей (гонтом). Этот стиль более всего прижился и получил колоссальное распространение в архитектуре США. Эмигранты из Британии хотели возвести на новой земле кусочек старой доброй Англии, так и появились просторные деревянные дома с башенками, балкончиками, террасами и карнизами. Дешевые материалы позволили семьям рабочих получить отдельные дома и приблизиться к среднему классу по уровню жизни.

В эпоху Виктории, особенно позднего периода, зодчие стремились найти новые комбинации элементов разных стилей. Так на стыке готики и стиля времен королевы Анны появляется стик – разновидность фахверкового строительства. Архитектура как искусство сочетания старинных традиций и новых технологий стремилась найти новые решения для красивого и удобного жилья. Дома в стиле стик почти полностью возводились из дерева по каркасной технологии. Но для упрощения и удешевления строительства в основном применялись реечные технологии. Этот стиль в большей степени получил распространение в США.

Индо-сарацинский стиль

Архитектура Великобритании не только стремилась интерпретировать стили европейского зодчества, но и обращала свое внимание на национальные традиции колоний. Так в Британской Индии появился индо-сарацинский стиль, при помощи которого колонизаторы хотели показать свою преемственность по отношению к коренным правителям страны. Британцы возводят роскошные дворцы-резиденции, стилизованные под сооружения моголов. Эта традиция была охотно подхвачена местной аристократией, которая стала строить в этом псевдонациональном стиле свои дворцы. Позже мотивы индийской и сарацинской архитектуры начали проникать в жилое строительство, особенно это касается коттеджей для провинциального среднего класса в Британии и США.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector