Ребенок и школа как привить желание учиться - Домашний мастер Dach-Master.ru
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок и школа как привить желание учиться

Как привить ребенку желание учиться?

Малыш будет задавать вам свои бесконечные вопросы, ведь ему все хочется узнать, все понять, все увидеть и попробовать самому. Это очень благодатная пора для развития ребенка. Используйте это время и старайтесь расширять круг интересов ребенка. Ведь чем больше он будет узнавать, тем больше ему захочется узнать нового. Стимулируйте тягу ребенка к знаниям. Тогда эта привычка останется с ним на всю жизнь. И в школе его не надо будет заставлять учиться, потому что сам процесс получения новых знаний будет ему приятен.

Обратите внимание, как вы общаетесь со своим ребенком в повседневной обстановке. В ежедневной суете мы часто не замечаем своих ошибок в воспитании детей, а в будущем они, к сожалению, могут привести к серьезным проблемам. Очень плохо, когда ребенок большую часть времени предоставлен самому себе. Когда вы общаетесь с ним, играете, веселитесь вместе, читаете книжки, рисуете? Всегда ли вы действительно рядом в этот момент, или вы думаете о своих проблемах? Замечаете ли вы маленькие шаги вперед, которые каждый день совершает ваш малыш, радуетесь ли вместе с ним его открытиям и показываете ли эту радость ему? Обмен эмоциями и ваша увлеченность — лучшая помощь ребенку в развитии.

Следите за тем, чтобы ваш ребенок не потерял свой энтузиазм. А ведь это может произойти в том случае, если он окажется предоставлен сам себе, будет проводить время перед телевизором или компьютером. Такие пассивные увлечения останавливают процесс развития и охлаждают пыл творчества.

Безразличие к своему ребенку — самый главный враг развитию. Оно способно погасить пыл его увлеченности и любознательности. Если вы не будете проявлять интерес к делам ребенка, постепенно он тоже утратит желание познавать новое и развиваться, а также забудет все то, чему раньше научился. К тому же он убедится в своей ненужности.

Игры для стимуляции желания учиться

Даже самые простенькие игры прекрасно воспринимаются детьми и приводят к новым открытиям.

«А где твой нос?»

Вы сидите в темной комнате и держите малыша на коленях. Смысл игры: определить на ощупь, что вы нашли на маленьком личике: «Вот — нос. А это — твой подбородок». Теперь пусть ребенок найдет мамин нос и глаза. Игра на развитие внимания. (С трех лет.)

«Похож или нет?»

Предложите ребенку два яблока разных сортов. Есть ли между ними различия? Потом разрежьте их: есть ли различия в запахе и вкусе? Возможно, какое-то из них более сочное или кислое? (С пяти лет.)

«Пещерные люди»

При помощи стола и скатерти соорудите «пещеру». В нее можно залезть вместе с ребенком и рассказать ему истории о древних людях. (С четырех лет.)

«Где звенит?»

Ребенок с закрытыми глазами сидит в комнате на полу. Вы с колокольчиком в руках обходите его кругом. Вот раздается тихий звон. Если малыш сумеет правильно указать сторону откуда идет звук, то роли меняются. Игру можно разнообразить, включив в нее скрип дверцы холодильника и прочие «домашние» звуки. (С четырех лет.)

«Антенны настроены на прием!»

Следует завязать глаза и поймать товарища по игре, призвав на помощь все другие органы чувств, кроме зрения. Потом — поменяться ролями. А можно просто забраться под покрывало и ползти по квартире, как гигантская амеба. (С пяти лет.)

«Монстры и эльфы — абсолютная реальность!»

С трех лет у детей пробуждается фантазия. Они начинают придумывать разные сказочные существа и, главное, верить в них. Они не сомневаются в том, что рядом с ними живут эльфы-невидимки и феи, ужасные чудовища и призраки. Этот фантастический мир может иметь как пугающие, так и смешные проявления. Предметы в нем одушевляются: оживают плюшевые мишки, башмаки сами по себе уходят путешествовать по миру, машинки рассказывают свои истории, а тень на стене превращается в великана. Во многих семьях становится ежевечерним ритуалом изгнание черной пантеры из-под кровати или — чудовища из березы под окном. А потом приходится оставлять ночник включенным, поскольку только свет разгоняет монстров. Причина этого явления в том, что реальность для взрослых и ребенка — две разные вещи. То, что нам знакомо по книгам с картинками, для малышей существует на самом деле. Это еще раз доказывает, что дети открыты для всего, в том числе и для всего таинственного и мистического, для невероятных историй и сказок. При помощи фантазии они создают свою собственную реальность. Они рисуют монстров, сплетают вместе истории о ведьмах и волшебниках, сражаются в своих играх с драконами, переживая собственные страхи.

Не стоит разубеждать детей и рассказывать, что чудовищ не существует. Ведь ребенок видит чудище в березовой кроне и слышит скрежет его когтей. Он видит пантеру под кроватью и замечает блеск ее глаз, ощущает ее острые зубы на своей руке, слышит ее дыхание. Взрослые не должны смеяться над этими детскими страхами, называть их глупостями и относиться несерьезно. Лучше удивитесь детской выдумке. Расспросите малыша, выслушайте его, успокойте. Расскажите ему добрую сказку, в которой все обязательно заканчивается хорошо.

Осмотреться, увидеть, научиться

Каждый ребенок — открыватель философского камня, бесценного сокровища, сокрытого дома и в природе… В каждом ребенке живет исследователь. Вы должны поддержать его исследовательский порыв. Для этого надо отвечать на все вопросы малыша и находить возможности для совместной деятельности.

«Ты идешь дальше?»

Игра для тех, кто еще только начинает бегать. Поставьте стулья в круг. На каждый стул положите по подушке. Под одну из них спрячьте игрушку. Обходя вокруг стульев, ребенок найдет спрятанное. Счастью нет предела! В другой раз игрушка прячется под другую подушку или под стул. На основании этой игры можно придумать массу всего интересного, связанного с поисками игрушек. (С полутора лет.)

«Что можно сделать с носками?»

На полу лежит пара носков. Очень скоро малыш откроет для себя, что носки — замечательная игрушка. Их можно натягивать на ноги и на руки. Можно разыгрывать целые спектакли с куклами из носков, надетых на руки. Можно запихать в них мелкие предметы, а затем — «найти» или попросить кого-то сделать это. (С полутора лет.)

«Откуда пришел пингвин?»

Если вы интересуетесь животными, любите ходить в зоопарк, то ваш ребенок обязательно разделит с вами это увлечение. Очень хорошо, если вы сможете тут же. на месте ответить на его вопросы. Лучше будет захватить с собой книгу про животных. А может быть, что-то интересное вам расскажут работники зоопарка. (С двух лет.)

«Куда бегут муравьи?»

Найдите с ребенком муравейник. Проследите, куда разбегаются от него муравьиные тропы. Обычно дети очень любят наблюдать жизнь насекомых. Особенно хорошо будет, если вы сумеете что-то рассказать о них: о том, как они общаются, о жизни муравейника. Из интереса к муравьям, возможно, вырастет научный интерес к живой природе. (С трех лет.)

«Где самый маленький лист?»

Осенняя игра. В парке вместе с ребенком соберите большие и маленькие листья: красные, коричневые, желтые, зеленые. Дома разложите их: по размеру, по цвету, по форме, по виду деревьев. Какой лист упал с какого дерева? Можете определить это по книжке с картинками. Сколько листьев останется, если взять один, два, три? (С трех лет.)

«Где спрятались улитки?»

Когда вы вечером выйдете в сад или парк, то обратите внимание, что улитки, которые прятались весь день от жары, стали выползать наружу. Почему? А где, собственно, они прятались? Можно собраться и отправиться вместе на поиски «улиткиных тайников». (С трех лет.)

«Покажи свою руку!»

Рассмотрите детскую ладошку. Сравните ваши руки. Намажьте ладони краской и оставьте отпечатки на бумаге.

Обратите внимание, что не бывает одинаковых узоров. (С четырех лет.)

«Так много различий!»

Предложите ребенку сравнить найденные в лесу шишки сосны, елки и пихты. Чем они отличаются. Например, на сосновых ветках они могут быть направлены вверх, в отличие от еловых. А можно просто отправиться собирать шишки, а потом использовать их для поделок. (С четырех лет.)

«Как она светит в темноте?»

Почему у кошек и прочих ночных животных глаза вспыхивают в темноте отраженным светом, если на них посветить фонариком? Можно отправиться вечером с фонариком во двор на поиски кошек. Может быть, вам посчастливится найти место «кошачьего собрания». (С пяти лет.)

«Солнце восходит на востоке»

Если солнце не спряталось за тучи, то по нему легко можно определить стороны света. А если солнышко спряталось? Тогда поможет компас. (С пяти лет.)

«Дайте поиграть!»

Как любят взрослые предостерегать криком своих детей, которые слишком быстро разогнались на своих трехколесных велосипедах, играют с палками или камнями. Часто окрики бывают преждевременны. Но при этом пропадает вся прелесть от езды или игры. Взрослых можно понять — они волнуются, но лучше предупреждать в тех случаях, когда действительно есть опасность. (С полутора лет.)

Читать еще:  Доброе утро моя сладкая девочка

«Мне очень нравится!»

Ребенок показывает вам свой рисунок или демонстрирует какое-то свое новое умение. Подчеркните позитивные стороны того, что вы видите. Не следует настойчиво указывать на слабые стороны — это лишит ребенка желания попробовать еще раз. (С года.)

«Не бросай дело на полпути!»

Ваш ребенок только что занимался чем-то с большим энтузиазмом и вдруг потерял интерес к делу. Он не хочет заканчивать начатое. Что делать? Только не поощрять его «отступление». Ему стало неинтересно потому, что занятие оказалось слишком сложным. Поэтому помогите малышу, убедив его в том, что он сумеет закончить работу. Можно позвать на помощь братьев и сестер или соседских детей, чтобы доделать работу всем вместе. (С трех лет.)

«Продолжение следует»

Большое удовольствие детям доставляет чтение вслух любимой книжки. Старайтесь разбить книжку на несколько частей и всякий раз останавливаться со словами: «А дальше мы почитаем завтра». Такая тактика вызывает интерес ребенка к чтению. (С четырех лет.)

«Для тебя!»

Радуйте ребенка маленькими сюрпризами. Подарок может быть очень скромным: новая кисточка для рисования, детские ножницы, маленький мячик… Когда маленькие подарки позволяют скрасить повседневность, они приобретают особое значение. (С четырех лет.)

«Что еще?»

Постарайтесь постоянно поддерживать в ребенке интерес к его любимым темам и занятиям. В том случае, если ребенок интересуется животными, старайтесь говорить о них во время поездки на автомобиле: «Какое животное умеет мчаться быстрее машины?». Во время рисования: «А сколько полосок у зебры?». Перед сном: «Покажи, как спят маленькие медвежата!». Если малыш интересуется строительством, можете разглядывать строительную технику смотреть новые дома и даже зайти вместе в строительный магазин. В лесу можете построить шалаш, дома — домик из бумаги. (С четырех лет.)

«А дальше?»

Иногда успех от проделанной работы портит неприятная неожиданность. Например, ребенок построил кораблик и решил пустить его в воду, а он вдруг затонул. Вся работа оказалась насмарку. Ему очень жаль кораблик и своей работы. Или с таким старанием нарисованная картина скрывается под жирной кляксой, а построенная башня падает. Как реагировать на слезы и разочарование ребенка? Покажите ему, как можно помочь делу и исправить неприятность. Это мобилизует его волю к дальнейшим занятиям. (С четырех лет.)

Елена Камаровская
Глава из книги «Раннеее развитие ребенка»

Как привить ребёнку желание учиться

Вряд ли можно встретить такого ребёнка, который не хотел бы поскорее стать первоклассником. Но со временем зачастую огонек детского любопытства гаснет в глазах ребёнка, и потом уже в школу его родителям приходится отправлять едва ли не насильно, пуская в ход весь доступный арсенал воздействия. О том, как привить ребёнку желание учиться, и пойдет речь ниже.

Чтобы выправить чадо в школу, иногда родителям приходится применять «тяжелую артиллерию» — от обещания купить новый велосипед до угроз воспользоваться отцовским ремнем. И то, и другое, безусловно, имеет эффект. Вот только он кратковременный и не радует ни ту, ни другую сторону. Знания не получены, стимул учиться не определен, время уходит. Что же делать? Вот что говорят специалисты.

Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться?

В настоящее время существует множество методик раннего развития ребенка. Родители все реже отправляют в школу детей с «нулем» знаний, мол, там всему научится. Да и требования к первоклассникам изменились. Теперь в первый класс принимают подготовленных детей. Современным шестилеткам уже нужно уметь и читать, и складывать-отнимать элементарные числа. Но означает ли это, что они в полной мере подготовлены к школе?

Зачастую бывает так, что родители стремятся отправить своего ребёнка в школу как можно раньше. Например, не с шести, а с пяти с половиной лет. Тому есть разные объяснения. В основном, это делается, дабы иметь «запасной» год перед поступлением в вуз или просто из нежелания отстать от других. Мол, «Танюша из десятой квартиры уже в школу пойдет. А наша хуже что ли? ». Удивительно, как такие мотивы могут впоследствии навредить ребёнку в жизни. Ведь оценивать свое чадо нужно объективно, а не с позиции слепо любящих родственников. То, что ребёнок умеет узнавать буквы и немного считать, еще вовсе не значит, что он готов к школе. Готовность, прежде всего, определяется с психологической точки зрения.

Взрослым необходимо помнить, что игра – самое важное на этом этапе развития ребёнка. Это такой же важный аспект познания мира, как и учеба. Каждому ребенку нужно доиграть свое, прежде чем он будет готов выработать желание учиться. Семь лет – возраст для первоклассников вовсе не случайный. Он самый оптимальный для того, чтобы переключиться плавно с игры на школу. Нет ничего страшного и губительного для детей в методиках раннего развития. Правда, лишь в том случае, если ребенка насильно не принуждают к этому – иначе вам не избежать проблем. Интерес к школе просто-напросто исчезнет вскоре после начала первого учебного года. Помните: быть готовым к школе – это значит не столько уметь читать по слогам, сколько иметь достаточно развитую психику, желание и умение воспринимать новую информацию. Так что прежде, чем привить ребёнку определенные навыки, задайте ему и себе вопрос: «Ты готов? ». И ничуть не зазорно будет честно на него ответить: «Нет, лучше еще поиграем».

Кнутом или пряником?

Что делать, если ребенку действительно непонятно, зачем люди учатся, и почему должен учиться он, если ему это совсем неинтересно? Во-первых, нужно выяснить первопричину – она может быть разной в зависимости от возраста. Во-вторых, постарайтесь все же не прибегать к карательным методам борьбы с ленью. Вы не сможете привить ребёнку что-либо нудными нотациями и ремнем. А вот с чувством стойкого отвращения к школе и учебе в целом ребенок может столкнуться. Не без вашей помощи.

Попробуйте вспомнить себя в эти годы. Что могло вас заинтересовать? Ведь главная проблема взрослых – они напрочь забывают то, какими сами были в первом классе. А помнить это важно, чтобы помочь потом своему ребенку и привить желание учиться.

Как научить ребенка учиться?

Самый беспроигрышный, но и самый нелегкий вариант – это заинтересовать ребенка черпать знания ради самих знаний. Те родители, которым удается это, чрезвычайно мудры и по-настоящему думают о будущем ребенка. Они понимают, что ребенок каждый день должен быть готов открывать мир для себя заново. Сейчас – самостоятельно, потом – со своими детьми. Дома, где есть такие семьи, наполнены живым общением – обсуждением книг, фильмов, спорами и разговорами по душам.

Положительный пример. Ребенку важно видеть, что и мама, и папа все время учатся чему-то и умеют получать удовольствие от этого, тогда ему самому захочется подражать им во всем. Не ленитесь развивать ребенка, водить его на выставки, в музеи, на концерты, и обязательно обсуждайте увиденное. Не дайте детскому любопытству угаснуть – и ребенку легче будет перенести этот интерес на учебу. Этот процесс в таком случае произойдет сам по себе.

Эффект присутствия. Выполнять домашние задания с первоклашкой вместе – дело обычное. Однако нередки и тяжелые случаи, когда родителям приходится сидеть со своими чадами за уроками едва ли не до окончания школы. Это абсолютно тупиковый вариант. Уже к концу второго учебного года дети должны научиться делать все свои домашние уроки самостоятельно. Если у ребенка плохо развита организованность, он постоянно отвлекается – психологи советуют создать эффект присутствия. Будьте рядом с ребенком, когда он готовится, но при этом занимайтесь своим делом, лишь немного приглядывая за ним.

Материальное вознаграждение – неплохой, хотя и довольно спорный вариант. Но ведь учеба – это тоже труд, а любой труд должен быть оплачен. Такая точка зрения есть и она имеет право на жизнь. Размер вознаграждения лучше обсудить предварительно на семейном совете. Пусть это будет небольшая сумма – вы же даете ребенку деньги на карманные расходы. Почему бы ему эти деньги не заслужить?

Преодоление. Пусть ребенок учится получать удовлетворение от преодоления трудностей. Отмечайте с ним любую самую малозначительную победу, хвалите его и искренне радуйтесь. Дайте ему почувствовать, каково это – стать победителем. Обращайте внимание, как вы оцениваете детские успехи: не делайте акценты на отрицательном. Например, вместо «снова за контрольную три получил», скажите: «На этот раз ты начал решать верно, но потом немного сбился».

Каждый ребенок уверен, что его учеба больше нужна вам, а не ему. Смотивируйте его на обучение. Он ведь наверняка хочет стать кем-то. Объясните ребенку, что знания не только приносят радость сами по себе, но и приводят к осуществлению мечты.

Не нужно сюсюкать с ребенком или кричать на него. Разговаривайте с ним как с другом – на равных. Это – самый верный стиль общения, и он приводит к наилучшим результатам. Ведь главное, что нужно нашим детям, – это общение. Теплое, искреннее и дружеское.

Читать еще:  Конкурсы для девочек 9 лет

Адаптация первоклассника в школе: как не утомить и привить любовь к учебе

Начало учебы для многих детей 6-7 лет вызывает так называемый школьный стресс. Ребятишки, привыкшие к играм и прогулкам в детском саду, с трудом перестраиваются на жесткое расписание. Период адаптации к школе зависит от многих факторов, и в некоторых случаях продолжается до полугода.

В первые месяцы учебы первоклашки могут начать жаловаться на усталость и головные боли, нередко у них пропадает аппетит и сон. Кроме того, дети начинают испытывать и психологические трудности. Например, чувство страха и отрицательное отношение к учебе или учителю. Однако психологи уверяют, что период адаптации ребенка к школе можно существенно облегчить, придерживаясь легких правил.

«Для того чтобы бывшие дошколята смогли адаптироваться к новым образовательным и социальным условиям, создан специальный режим обучения: сначала ребята посещают не более трех уроков в день, длительность которых равна 35 минутам, — рассказала АиФ-Челябинск первый замминистра образования и науки Челябинской области Елена Коузова .— В дальнейшем количество уроков и их продолжительность постепенно увеличивается. Кроме того, в начальных классах детям еще не ставят оценки и не задают домашнее задание. Да и дней отдыха у первоклассников больше, чем у остальных школьников — для них введена неделя дополнительных каникул».

Чаще всего страх перед школой первоклашки перенимают от родителей. Мамы, например, беспокоятся о том, что ребенку будет там плохо, он станет часто болеть. Другой распространенной проблемой являются завышенные требования родителей. «Без пятерки не возвращайся», — говорят они. Отныне хороший ребенок или нет, многие родители решают по школьным оценкам. И даже если такими словами они хотят лишь мотивировать ребенка, для первоклассника это отношение становится настоящим адом.

Ребенок, хоть раз получивший «двойку» или выполнивший задание хуже остальных, теряет уверенность в себе. Неуспех усиливает тревогу, и школьник хуже усваивает материал.

Как помочь первокласснику

1. Чаще всего стресса первоклашек можно избежать, создав дома благоприятный психологический климат. Для успеха ребенка родители должны повысить его самооценку. Дать понять, что не перестанут любить его из-за неудач. Ребенок, который чувствует родительскую любовь и заботу, в школе не будет вести себя вызывающе, кричать на уроках, привлекая внимание учителей, либо отвлекаться на посторонние предметы.

2. Родители должны проявлять интерес к тому, как прошел день их чада в школе. Однако, встречая ребенка из школы, не надо набрасываться на него с расспросами. Он должен сам хотеть поделиться с вами событиями прошедшего дня.

3. Перешедшему из детсада в школу ребенку нужна как моральная, так и эмоциональная поддержка. Чадо лучше не ругать, но и хвалить следует только за достижения. При этом постарайтесь не сравнивать успехи первоклассника с результатами других учеников или требованиями школьной программы. Сравнивать ребенка можно только с ним самим: «Сегодня ты сделал на одну ошибку меньше, значит, скоро будешь делать всё безукоризненно».

4. Чтобы ребенок не переутомлялся, необходимо научить его придерживаться расписания. С утра будите его спокойно, день первоклассника должен начинаться в хорошем настроении с вашей улыбки. После занятий школьнику необходим 2-часовой отдых, прежде чем приступить к выполнению домашнего задания. Через каждые 20-30 минут учебы, ребенку нужен перерыв. При этом выполнять задания вечером непродуктивно. Помните, что первоклашка — это еще ребенок, поэтому не забывайте рассказывать ему сказки перед сном и обнимать.

5. Научите ребенка общаться с одноклассниками. Расскажите, что если его не зовут играть, нет ничего стыдного, попроситься самому. В школе первоклашка должен быть послушным и внимательным. Не драться без причины, никого не обзывать, вести себя честно с товарищами. Кроме того, вы должны научиться его не плакать из-за отметок, а также не спорить с учителями. Еще одно важное правило — делать все вовремя.

6. На адаптацию первоклассника к школе существенно влияет его физическое состояние. Убедитесь в том, что ребенок правильно сидит за партой. Вне учебной деятельности ребенок должен вести активный образ жизни. Можно, например, оборудовать спортивный уголок, купив скакалку и гирю. Важно следить за правильным питанием чада. В рацион обязательно должны входить фрукты и овощи.

7. Помните, что физические наказания, запугивания и критика, особенно в присутствии других людей, недопустимы. Также следует исключить такие меры наказания, как лишение удовольствий. Если дети чувствуют со стороны взрослых жестокость или сарказм, они труднее привыкают к школе и быстро теряют к ней интерес.

Будьте терпимее к ребенку, чаще говорите, что любите его, хвалите и следите за самочувствием чада, тогда первоклассник быстрее и легче адаптируется к школе.

Советы нейропсихолога: как стимулировать ребенка к учебе

Ваш ребенок учится с трудом? Не хочет ходить в школу? Он ленится, и учиться его не заставишь?

Мотивация играет решающую роль при учебе в школе. Ведь, как говорят старые преподаватели, если учитель дает знания на уроке, то это еще не значит, что их берут. Если вы не знаете, как убедить ребенка начать учиться, самое время прислушаться к советам детского нейропсихолога.

Учитывайте возраст ребенка

1. Миллион «почему», или 3-5 лет

Осваивать новые знания дети начинают еще в детском саду. «Почемучек» 3-5 лет интересует каждая мелочь, которую он видит, а потому заставлять его учиться вам не придется. Здесь важно набраться терпения и пытаться удовлетворить любопытство малыша простыми и доступными для его понимания объяснения. Ни в коем случае не игнорируйте и не отвечайте с раздражением в голосе, иначе вы отобьете охоту к учебе и заложите негативный опыт приобретения знаний.

Используйте каждое «почему» как возможность поддержать родительский авторитет, развить мышление, воображение и память ребенка, а также дать ему понимание, что быть любопытным, умным – это здорово!

2. Западня для дошколят, или 5-6 лет

В этом возрасте дети активно готовятся к поступлению в первый класс. Частая ошибка родителей – начинать учить малыша арифметике, письму, чтению, совершенно не принимая во внимание степень зрелости его аналитического мышления и используя сомнительные методики. Из-за высокой перегрузки затормаживается развитие зрительно-моторной координации, ухудшаются способности к концентрации внимания и саморегуляции поведения. В результате ребенок попадает в западню: в последствие он будет с трудом высиживать целый урок, неправильно понимать инструкции к заданиям, начнутся проблемы с дисциплиной и оценками.

Дошколята хотят не столько узнать что-то новое, сколько почувствовать себя успешными, знающими. Если поставить малыша в положение неуспеха, постоянно показывать, что ему далеко до идеала, предъявлять завышенные требования, об учебной мотивации можно забыть. Низкая самооценка, боязнь провала, отсутствие веры в себя, просто не дадут ребенку успешно учиться.

3. Школа начинается, или 7-10 лет

Во время школьных уроков дети постоянно оказываются в ситуациях «не знаю» и «не умею», а потому умение справляться с учебными трудностями являются неотъемлемой частью учебного процесса. Овладение этим умением становится основной задачей в начальной школе.

Как вы можете помочь ребенку? Во-первых, организуйте школьнику удобное рабочее место, где его ничего не будет отвлекать. Во-вторых, оказывайте ему помощь: напомните, что надо сесть за уроки, найдите справочную литературу, разберите вместе условия задачи или подскажите, как нарисовать схему… Это не значит, что вы выполняете за учителя его работу, вы помогаете самостоятельно применять новые знания, поскольку ребенку трудно и даже немного страшно. В-третьих, поддерживайте малыша, замечайте его маленькие успехи, не скупитесь на похвалу. Одно ласковое слово мотивирует намного эффективнее, чем тысячи упреков, угроз и запретов.

Восемь важных советов родителям нерадивых учеников

1. Ставьте реальные цели и конкретные задачи

Ребенок должен четко понимать, что от него требуется. Согласитесь, цель «выучить английский за лето» выглядит расплывчатой и несколько пугающей. Ребенок начнет искать предлоги увильнуть, а от конкретики отказаться уже сложнее. Например, если вы предложите в каждый день летних каникул выполнять несколько упражнений и учить по 5-10 новых слов, эта задача воспринимается ребенком как посильная и необременительная. Он сядет за книги, куда с большим желанием, чем если бы вы его заставили угрозой: «Пока не выучишь двадцать страниц из Бонка, гулять не пойдешь». Разбивайте сложные задачи на много маленьких, и двигайтесь от простого к сложному, вознаграждая ребенка за успешное выполнение каждого этапа.

2. Правильно относитесь к оценкам

Двойка, тройка, четверка и пятерка показывают лишь то, как ребенок справился с конкретным заданием, усвоил или не усвоил тему, но ни в коем случае не характеризуют его как личность. Ориентируйте малыша на индивидуальные достижения, чтобы завтрашняя работа стала лучше, чем та, которую он выполнил вчера. Акцентируйте внимание ребенка на его успехах, на том, чему он успел научиться, помогайте применять новые умения в повседневной жизни, создавайте ситуации, где ребенок снова ощутит себя успешным и знающим.

Читать еще:  Как родить ребенка естественным путем

3. Вспомните, зачем нужно учиться

Вопрос «А зачем нам это нужно?» можно часто услышать от школьников любого возраста. Но если старшеклассники нацелены на поступление, то ребята помладше иногда искренне не понимают, зачем им эта литература или биология. Составьте вместе с ребенком максимально длинный список причин, почему нужно ходить в школу и внимательно слушать учителя.

4. Дайте ощутить ответственность за свою учебу

Постепенно внушите ребенку, что он должен сам отвечать за полученные отметки и качество своих знаний. Не берите под свой тотальный контроль выполнение домашнего задания, не паникуйте из-за внезапных провалов и не спешите выяснять отношения со «злым» учителем. Дайте ребенку понять, что вы всегда рядом и готовы прийти на помощь, но рассчитывать он должен, прежде всего, только на свои силы. Гордость за свою самостоятельность и успех помогут ему двигаться дальше.

5. Идите за интересами ребенка

Распространенная ошибка – заставлять малыша ходить во все кружки подряд, даже если к некоторым из них у него не лежит душа. Не ругайте его, если вчера он еще ходил в художественную школу, а сегодня решил заняться музыкой. Ребенку нравится пробовать новые занятия и искать себя. Наоборот, покажите ему разные интересные занятия, ходите вместе на мастер-классы, научные квесты, фильмы, подкладывайте книги, которые могут его увлечь. Недовольство частой сменой интересов иногда обусловлено довольно высокой ценой необходимого инвентаря: но опять же никто не заставляет вас сразу покупать бас-гитару, когда можно одолжить обычную акустическую у друзей.

6. Отложите кнут, достаньте пряник

Дети довольно вяло реагируют на наказания, ведь они ожидают подобную реакцию родителей на очередную двойку. Конечно, вы должны показать, что плохое поведение или неудовлетворительная оценка вас огорчают, но перегибать палку тоже не нужно. Старайтесь больше хвалить ребенка за любые хорошие результаты. Что это такое? Разносторонние интересы, отсутствие опозданий, примерное поведение, участие в школьных мероприятиях, посещение факультативов. В этом случае учебные обязанности станут ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями: радостью, успешностью, комфортом. Он начнет с удовольствием ходить в школу, ведь его мозг уже сам научится радоваться новым достижениям.

7. Научите видеть позитив в заданных уроках

Покажите наглядно, как сделать скучный предмет захватывающим. Например, необходимо составить доклад по литературе или музыке – помогите найти ребенку, интересную тему, например, история Гарри Поттера или рок-музыки. Не дается геометрия? Зато она изучает красивые фигуры. Плохо запоминаются даты важных сражений? Зато учебник истории похож на захватывающий роман или давай представим, что мы участники этих событий. Ищете больше позитивных моментов, а там подключатся и память, и мышление, и воображение.

8. Научите ребенка любить себя

Введите систему поощрений, приучите ребенка хвалить себя за победы любого масштаба и каждое выполненное дело. Причем награда может выражаться и в обычной словесной похвале, друзей, одноклассников, уважении учителя. Наш мозг устроен так, что если за какие-то действия мы получили поощрение, потом для выполнения этих же или подобных действий автоматически выделяется больше энергии и гормонов счастья, даже если это дело только предстоит сделать!

Как привить желание учиться первокласснику

Естественная любознательность заложена в нас природой. Однако без внешней поддержки она быстро угасает. Поэтому так важно сформировать и поддерживать среду, в которой ребёнок сможет получать новые знания естественно и легко. Как развить в ребёнке мотивацию достижения успехов в школе? Как стимулировать интерес к учёбе, когда эффект новизны пропадает и уроки превращаются в рутину?

К чему бы мы ни стремились в жизни, мы делаем это благодаря наличию мотивации. Она может быть отрицательной или положительной. Например, страх перед реакцией родителей на плохую отметку – результат отрицательной мотивации. Данный тип мотивации мешает здоровому развитию личности и негативно влияет на психику ребёнка. Положительная мотивация, напротив, всегда конструктивна и опирается на какой-либо положительный стимул. Сформировать правильную учебную мотивацию первоклассника будет проще, если учесть самые распространённые ошибки родителей.

Ошибка 1. Ребёнок уже умеет читать, писать и считать, а значит, готов к школе!

Интеллектуальная подготовленность вовсе не означает готовности психологической и физической. Так что не спешите отдавать ребёнка в школу пораньше. Ведь ему ещё предстоит научиться управлять своим вниманием, ориентироваться во времени и пространстве, самостоятельно обуваться, справляясь со шнурками или «липучками», и многому другому.

Кстати, проверить уровень школьной готовности ребёнка можно, пройдя вместе с ним простой и очень информативный тест на нашем сайте:

Ошибка 2. Отсутствие контакта со сверстниками

Если ребёнок не посещал детский сад, обеспечьте ему комфортную адаптационную среду – занятия в кружках, командные игры и т.д. Помогите ему научиться жить в коллективе и соблюдать общие правила.

Ошибка 3. Тяжёлая психологическая обстановка в семье

Ребёнок, который часто сталкивается с отрицательными эмоциями близких, тратит огромный ресурс на переживания. У него может просто не остаться сил на то, чтобы волноваться ещё и о школьной успеваемости. Стремитесь дать ребёнку чувство опоры, спокойствия. Дайте понять, что взрослые в состоянии справиться со своими проблемами и что ребёнок в них не виноват.

Ошибка 4. Отсутствие чёткого режима дня

Чётко выстроенный режим дня напрямую способствует не только успешному обучению, но и нормальному физическому развитию ребёнка. Непривычно высокая нагрузка, недостаточный сон и отсутствие чёткого чередования умственного напряжения с физической активностью и отдыхом – прямой путь к переутомлению.

Ошибка 5. Деструктивные методы воспитания

Деспотичность и гиперопека родителей так же опасны для ребёнка, как и чрезмерная либеральность. И то и другое ведёт к неадекватной самооценке. Относитесь к ребёнку с уважением, учите его уважать других и не уходите в крайности. Также очень важно следить за тем, чтобы родители, а также бабушки и дедушки придерживались единой линии воспитания.

Ошибка 6. Проецирование своих страхов и ожиданий

Беспокоиться о будущем ребёнка – вполне естественно для родителя. Однако эти страхи часто не имеют отношения к ребёнку. Примите свой опыт с мудрым спокойствием и дайте ребёнку возможность собственных поисков и открытий!

Ошибка 7. Сравнение с другими

Создание конкуренции путём сравнения с другими детьми – прямой путь к тревожным состояниям и неуверенности в себе. Всякий человек талантлив по-своему, и ни один не идеален. Одна и та же задача может даваться разным детям по-разному. Положительной мотивации способствует сравнение ребёнка с самим собой – следите за динамикой его школьных успехов и вместе оценивайте результаты.

Как повысить мотивацию?

Прежде всего, стремитесь найти источник низкой мотивации – это могут быть ошибки воспитательного характера, большую часть которых мы разобрали, или отсутствие умения учиться. Этот навык в значительной степени выстраивается на основании образа жизни родителей. Поощряйте интересы ребёнка, устраивайте тематические культпоходы, рассказывайте о том, что интересно вам, дополняйте информацию, полученную ребёнком на школьных занятиях, – чаще дарите друг другу радость познания чего-то нового! Вспоминайте позитивный опыт из своих школьных дней, расскажите, как используете эти знания в повседневной жизни.

В первом классе школы навыки обучения только закладываются, и нет ничего плохого в том, чтобы на первых порах выполнять задания вместе. Вместо того, чтобы предлагать ребёнку готовый ответ, помогайте школьнику рассуждать самому. Объясняйте непонятное, терпеливо отвечайте на вопросы. Чаще хвалите малыша, даже если он порой кажется невнимательным и несообразительным.

Развивайте навык самоконтроля с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Определите вместе, когда лучше садиться за занятия, когда – гулять, чем заниматься на досуге. Помимо учёбы у ребёнка могут быть и другие обязанности по дому (труд – важнейший организующий фактор!), а также неприкосновенное право на своё свободное время.

Индивидуальный подход к каждому ребёнку, который лежит в основе образовательной системы «Начальная школа XXI века», отлично мотивирует и поощряет каждого малыша и обеспечивает маленьким ученикам гармоничное развитие и успешную самореализацию.

Помогите школьнику сформировать адекватную самооценку, видеть границы своих способностей во время выполнения школьных заданий и в то же время верить в свои силы.

Сотрудничайте с учителем. Проявите максимум уважения и доброжелательности и воздержитесь от критики. Попросите учителя высказать своё мнение о том, какие факторы помогут вашему ребёнку выстроить успешную учёбу. Даже если учитель не вполне вас устраивает, такой подход даст куда лучший эффект, чем претензии и критика в его адрес.

Любое новое дело в начале обучения кажется долгим, нудным и страшным. Зато освоив его, мы удивляемся, почему другие не пользуются таким простым и полезным навыком. Вспомните вместе с ребёнком похожий пример из его опыта, например порассуждайте, как сложно ему было научиться держать равновесие на двухколёсном велосипеде и как легко он делает это теперь. То же касается освоения школьной программы. Стоит только захотеть – и всё получится!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector