Постановка правильного звука Л у ребенка - Домашний мастер Dach-Master.ru
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Постановка правильного звука Л у ребенка

Как научить ребенка выговаривать букву Л

Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.

Обычно к 4-5 годам ребенок уже может выговаривать практически все звуки. К сожалению, ряд букв осваивается гораздо сложнее остальных. Нередко проблемы возникают с произношением звука Л. Малыши запинаются, коверкают слова и «сюсюкают». И если в детском саду это вызывает умиление, то в школе неумение произносить все звуки правильно, может стать серьезной проблемой. Как научить ребенка говорить букву Л? Выясняется, существует ряд эффективных методик, способных устранить такой дефект речи в домашних условиях.

Рекомендации для родителей

Прежде чем перейти к упражнениям на букву Л, взрослым необходимо усвоить ряд несложных правил, которые сделают занятия легкими, а времяпровождение с ребенком – приятным:

  • Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так вы сделаете только хуже. Проговаривайте все слова правильно – это крайне важное условие.
  • Отвечайте на вопросы. Если ребенку что-то не понятно, остановитесь и объясните подробнее. Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы завоюете его полное доверие.
  • Превратите занятия в игру. Дети хорошо усваивают информацию в процессе игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у малыша положительный эмоциональный отклик. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет выговаривать звук Л рефлекторно.
  • Упражнения не должны быть наказанием. Таким образом вы отобьете у чада желание не только учиться, а и вовсе общаться со взрослыми.
  • Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически, в комфортное для вас и ребенка время. Идеальный вариант – упражнения по 5-10 минут 3-4 раза в день.

Придерживаясь этих несложных рекомендаций, ваш ребенок быстро научится проговаривать букву Л в домашних условиях.

Речевая гимнастика

  • «Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
  • Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
  • Улыбка. Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.

Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

  • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
  • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
  • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
  • Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
  • Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.

Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.

Упражнения для звука Л в домашних условиях

  • Лошадка на улице. Изображаем широкую улыбку, показываем зубы, приоткрыв рот. Воспроизводим языком цоканье копыт. Начинать нужно медленно, а со временем постепенно наращивать темп.
  • Лошадка – шпион. Усложненный вариант первого упражнения. Действия те же, но издавать характерное цоканье нельзя. Важно! Подвижная челюсть должна быть зафиксированной, работает только язык.
  • Перо. Подготовьте легкое перышко перед началом занятий. Попросите малыша улыбнуться, слегка приоткрыть рот, аккуратно прикусить кончик языка. Теперь ему нужно выдохнуть так, чтобы образовалось два воздушных потока. Силу и направление дыхания проверьте с помощью пера.
  • Сладости. Малышу следует приоткрыть рот, улыбнуться и показать зубки. Плоский кончик языка нужно положить на нижнюю губу и оставить в таком состоянии на 10 секунд. Пока ребенок выполняет первое задание, возьмите его любимую сладость и намажьте ею его верхнюю губу. Попросите малыша слизать лакомство широким языком с помощью движения «вверх-вниз» (а не из бока в бок). В последующие разы использовать сладости не обязательно.
  • Пароход. Малышу следует проимитировать звук парохода в домашних условиях. Для этого нужно произносить букву «Ы» со слегка приоткрытыми губами. Чтобы упражнение было эффективным, следите за положением языка: кончик опущен, корень приподнимается к небу.
  • Расческа. Звук Л поставить с помощью этого упражнения очень просто. Попросите малыша неплотно сомкнуть зубы и попытаться протолкнуть между ними язык, как бы расчесывая его.
  • Качели. Ребенку нужно покачать языком из стороны в сторону, упирая его в щеки.

Когда тренировки начнут приносить первые результаты, нужно начинать отрабатывать произношение твердого и мягкого звука Л у ребенка. Для этого вместе с ним проговаривайте слова с нужной буквой:

  • в начале слова: лава, ладушки, лампа, лодка, лыжи;
  • в середине слова: голова, золото, потолок, валун, улыбка;
  • в стечении согласных: облако, глаза, глобус, пазлы, клубника;
  • в конце слова: футбол, канал, сокол, пепел, металл.

Думаете, как еще можно научить ребенка говорить Л? Почаще пойте вместе с ним незаурядные песенки на «ла-ло-лу» и читайте стихи, в которых часто встречается необходимая буква (например, «Люлю-бай» из сборника стихов «От Ась до Язь» Т. Маршаловой). Другой интересный вариант – развивающие тренажеры от BrainApps. Игры на мышление, внимание и память позволят ребенку в игровой форме получать новые знания и повышать уровень интеллекта. Совместив речевую гимнастику, домашние упражнения и тренажеры от BrainApps, звук Л начнет выговариваться у ребенка правильно очень быстро.

Когда обращаться к логопеду?

К 4 годам звук Л легко дается ребенку, он начинает правильно произносить слова с этой буквой. Однако, по ряду причин, малыши могут коверкать слова:

  • забывать, пропускать или не слышать «Л» (вместо «ложка» говорит «ожка»);
  • менять «Л» на «У» или «В» («лампа» — «уампа», «Лариса» — «Вариса»);
  • вместо «Л» говорить «Й» («колобок» — «койобок»);
  • путать мягкую и твердую «Л».

Эти ошибки обычно устраняются сами по себе или спустя несколько занятий дома. В случаях, когда у ребенка дефект речи сопровождается наличием неправильного прикуса или неврологического заболевания, следует обратиться к специалисту. Опытный логопед назначит эффективную программу занятий и поможет малышу произносить слова верно.

Постановка звука Л и Ль у детей и взрослых

Правильная артикуляция звуков «Л» и «Ль»

• положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, гласных звуков;
• верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга;
• язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны;
• боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;
• корень языка при твердом звуке [Л] поднят;
• мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Профиль правильной артикуляции при звуках Л и Ль

Звук «Ль»
Артикуляция мягкого звука [Л’] отличается от артикуляции твердого звука [Л] тем, что поднимается не корневая часть языка, а переднесредняя часть его спинки. Смыкаются не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки языка с альвеолами (иногда звук [Л’] произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами).
Исправить нарушение произношения звука [Л] на основе подражания удается редко.

Варианты нарушений

  1. Звук пропускается (ложка – ошка, молоко – моко, бокал – бока и т.п.).
  2. Звук «Л» заменяется нечётким «У» (ложка – уошка, молоко – моуоко, бокал – бокау и т.п.). В данном случае, особенно часто в мягкой позиции, в середине слова звук пропускается (молоко – моко, малина – маина и т.п.).
  3. Звук «Л» заменяется звуком «В» (ложка – вошка, молоко – мовоко, бокал – бокав и т.п.).
  4. Звук «Л» заменяется звуком «Й» (ложка-йёшка, молоко – мойёко, бокал – бокай и т.п.).

Подготовительные упражнения для звука «Л»

Артикуляционные упражнения для языка для звука «Л»

(Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет до 5-7 .)

  • Заборчик: губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Затем зубы зажать «заборчиком».
  • Улыбка: улыбаемся, растягивая губы широко, потом снова возвращаем их в прежнее положение.
  • Окошко: рот открыть, нижние и верхние зубы должны быть видны.
  • Лопаточка: рот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ: Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
  • Качели: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
  • Ленточка: просунуть широкий язык между сомкнутыми зубами и улыбнуться.
  • Зарядка: оскалить зубы попеременно смыкать и размыкать губы.
  • Индюк: рот открыть, широким языком совершать движения по верхней губе вперед-назад: БЛ-БЛ-БЛ.
  • Пароход гудит: улыбнуться, закусить кончик языка зубами и длительно произносить звук «Ы».
  • Варенье: рот приоткрыт, язык высунут. В этой позиции начинаются круговые движения языком по губам, как будто слизывается вкусное варенье. Как вариант – можно назвать упражнение любимым лакомством ребёнка (1 минута).
  • Маляр: кончиком языка водить по верхнему небу, как будто вы его красите.
  • Упражнения для губ и челюстей Открыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение. Упражнение для языка
    1. Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ковшик»). Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.
    2. Болтушка на нёбе. Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.
    3. Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.
    4. Произнесение длительного звука [Л]. Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук «Л», если язык оторвать от альвеол. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.
Читать еще:  Детский деревянный домик на дачу своими руками

Постановка звука «Л»

После проведения подготовительных упражнений следует выбрать один из приемов постановки звука «Л».

Логопед предлагает ребенку произносить звук «Ы» при межзубном положении кончика языка, закрепляя это положение при произнесении слогов, слов и предложений, включающих звук «Л». По мере закрепления звучания «Л» в таком положении межзубная артикуляция звука «Л» постепенно переводится в зазубную. Выполняя это упражнение, можно заметить, что щёки раздуваются. В этом нет ничего страшного, т.к. звук «Л» – боковой и воздух при его произнесении поступает в щёки. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: [Л___а], [Л____у], [Л____о], [Л____ы], [Л____э]. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ____, УЛ_____, ОЛ____, ИЛ____, ЭЛ_____, ЫЛ____.

В тех случаях, когда ребенок заменяет звук [Л] двугубным [В] (губно-губной ламдацизм), следует пальцами раздвигать верхнюю и нижнюю губы, прижимая их к обнаженным резцам, между которыми просунут распластанный кончик языка (до тех пор, пока ребенок не отвыкнет выдвигать губы вперед). Помогут артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик»: губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты!). Удерживать это положение под счёт как можно дольше. Взрослому может даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими мерами удастся удержать «непослушные» губы в улыбке и избавиться от «кваканья».

Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Если же процесс затянется, можно сделать так: произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы. Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Только стоит уходить от этого поскорее, чтобы такой вариант произнесения звука не закрепился. Очень помогает уйти от напряженных губ расслабляющий массаж круговых мышц рта или лёгкое постукивание губ пальчиками. А ещё такие упражнения:

«Лошадка фыркает»: с силой подуть на расслабленные губы, имитируя пофыркивание лошади.

«Рыбка»: пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.

«Фух!»: с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.

  • В отдельных случаях можно предложить ребенку широко открыть рот так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Произнося длительно звук [А], ребенок должен касаться кончиком суженного языка верхних резцов. Может получиться сочетание [Л] с гласным [А] («ла»). Если звук [Л] будет звучать мягко, необходимо прикусывать резцами узкий кончик языка.
  • Постановка звука «Ль»

    • Звук «Ль» может появиться сам просто по подражанию после автоматизации твердого «Л»
    • После автоматизации Л просто соединяем этот звук с гласными «И», «Е», «Ё», «Ю», «Я», при этом растягиваем рот в улыбке.
    • Очень часто наоборот присутствует мягкий звук «Ль», ребенок легко может его воспроизвести просто по подражанию «Ля-ля-ля» и тогда мы пытаемся вызвать твердый звук «Л» как раз дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы при произнесении слогов.

    После получения правильно произнесенного звука [Л] следует перейти к автоматизации звука в слогах и в словах по карточкам.

    Постановка и автоматизация звука [Л] в речи ребенка
    консультация по логопедии на тему

    Практический материал по преодолению ламбдацизма у детей дошкольного и школьного возраста и предназанчена для логопедов, логопедов-дефектологов. В ней представлены инновационные разработки, которые создавались годами. Аналогов данного материала нет ни в интернете,ни в пособиях. Данная методика поможет как начинающим логопедам,так и людям со стажем. Также она будет полезна и родителям, которым небезразлична речь их детей.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Кондратенко Н.В., учитель- логопед

    Консультация для воспитателей и родителей

    Постановка и автоматизация звука [Л] в речи ребенка — материал для работы логопеда-дефектолога.

    Произношение звука «Л» чаще всего бывает нарушено в речи детей и в норме появляется примерно к 5 годам.

    Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Л»

    1) Упражнение «Заборчик-трубочка»

    Цель: Это упражнение необходимо для правильной артикуляции звуков таких как: ОЛ, УЛ, ИЛ и т.д.

    Инструкция: Просим ребенка сомкнуть зубы и улыбнуться, а после вытянуть губы «трубочкой». Чередуем «улыбку» и «трубочку» несколько раз подряд. Я рисую детям забор, и они закрашивают за одно выполненное упражнение одну доску забора. Часто дети не понимают, как это вытянуть губы «трубочкой», поэтому не могут правильно выполнить задание. В таком случае можно спросить ребёнка: «Покажи, как ты целуешь маму, папу и т.д.».

    2) «Покусать яблочко»

    Цель: выработка и закрепление правильного положения языка в ротовой полости.

    Инструкция: Просим ребенка чуть-чуть покусать самый кончик языка передними резцами. Один раз равен десяти повторам.

    Для улучшения мелкой моторики можно после каждого раза предлагать ребенку закрасить нарисованное яблочко.

    Цель: Умение чередовать определенные артикуляционные положения языка.

    Инструкция: Спрашиваем ребёнка: «А ты качался когда-нибудь на качелях?», «Тебе понравилось?» «Давай покачаемся вместе и выполним упражнение?»

    Просим ребенка поднять язычок и подержать сначала на верхней губе, а после дотянуться язычком до своего подбородка.

    Просим ребёнка поднять и упереть язычок сначала в верхние резцы и подержать его, а после в нижние резцы.

    Чередуем упражнения несколько раз подряд.

    Цель: Вырабатывает правильный подъём кончика языка, развивает его подвижность.

    Инструкция: Спросить ребёнка: «Как говорит индюк?» «Правильно, он болбочет. Так давай и мы попробуем»

    Попросить ребёнка широко открыть рот и широким кончиком языка, задевая верхнюю губу произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл». Постепенно ускоряйте темп.

    Цель: Выработка и закрепление умения удерживать язык в верхнем положении.

    Инструкция: «Ты же каждый день чистишь зубки? Так давай, и сейчас почистим» От чего мы будем чистить зубы?

    Что ты любишь кушать?» (ребёнок называет любой фрукт, овощ или его любимое блюдо). Дальше «чистим» зубы, например, от яблока.

    Просим ребенка улыбнуться, поднять язык наверх и широким кончиком языка провести из стороны в сторону сначала по внешней поверхности зубов, а потом по внутренней («почистить» зубы внутри и снаружи). Повторяйте упражнение 5-10 раз, после можно предложить ребёнку закрасить нарисованную зубную щётку.

    Цель: Укрепление мышц языка, выработка умения удерживать язык напряженным, в статичной позиции.

    Инструкция: Просим ребенка открыть ротик и высунуть язычок, сделать его похожим на «иголочку» или «жало» (как у пчёлки). Удерживать язык в таком статичном положении 10 секунд, после расслабление и снова повтор упражнения. Выполнять задание 3-4 раза.

    Цель: Выработка верхнего положения языка, растягивание подъязычной связки, укрепление мышцы языка.

    Инструкция: «Ты видел (а) когда-нибудь лошадку? А знаешь, как она скачет? Давай и мы попробуем поскакать как она?»

    Просим ребёнка «поцокать» кончиком язычка. Показываем сначала сами, а уже после просим повторить ребёнка. Выполняем упражнение вместе с ребёнком 5-7 раз.

    Постановка звука «Л»

    Твёрдый звук «Л» можно поставить ребёнку, попросив его закусить кончик языка передними резцами и длительно произнести звук «лллллл…л». Если этого сделать у малыша не получается, тогда можно заменить длительное произношение звука «лллл…л» на звук «ыыыы…ы».

    Чтобы ребёнку было не скучно вырабатывать правильное положение языка в ротовой полости и закреплять этот навык, возможны разные игры.

    Например: Нарисуйте пароход и остров, на который пароход должен приплыть. Просим ребёнка произнести длительный звук «ыыыы…ыы» и при этом вести линию до острова.

    Инструкция: «Пароход гудит «ыыыы..ыы». Давай поможем пароходу приплыть на остров. Проведи линию от парохода до острова и «погуди» вместе с ним».

    После того, как у ребёнка стало немного получаться правильно выгибать спинку языка, удерживая такое положение, и при этом произносить звук «л» можно переходить к следующему этапу – «Автоматизации звука»

    Автоматизация звука «Л» (АЛ)

    Инструкция для логопеда: Просим ребёнка широко открыть рот на звук «А» и закрыть, закусив кончик языка, на звук «Л». Проговаривайте одно предложение, после ребёнок закрашивает одну картинку. В распечатке картинки рассчитаны как на урок, так и на домашнее задание. Я провожу черту, отделяя одни картинки в строке от других, и говорю: «Вот это мы сделаем сейчас, а вот это ты сделаешь дома с мамой, папой и т.д.»

    1) АЛ-АЛ-АЛ — дождь из тучки капал.

    2) АЛ-АЛ-АЛ — Я песок насыпал.

    3) АЛ-АЛ-АЛ — Я землю копал.

    4) АЛ-АЛ-АЛ — Я поехал на вокзал.

    5) АЛ-АЛ-АЛ — К нам приехал самосвал.

    6) АЛ-АЛ-АЛ – Я с полки взял бокал.

    7) АЛ-АЛ-АЛ – Я рисовал овал.

    8) АЛ-АЛ-АЛ – Я букву «Л» писал.

    9) АЛ-АЛ-АЛ – Я рисовал и устал.

    10) АЛ-АЛ-АЛ – Павел крепко спал.

    11) АЛ-АЛ-АЛ – Вандал разбил бокал.

    Читать еще:  К чему снятся роды ребенка

    12) АЛ-АЛ-АЛ – Павел взял пенал

    13) АЛ-АЛ-АЛ – Я пошел в подвал и картошку взял.

    14) АЛ-АЛ-АЛ – Лист с дерева падал.

    15) АЛ-АЛ-АЛ – Павел мяч кидал.

    16) АЛ-АЛ-АЛ – Мила поехала на бал.

    17) АЛ-АЛ-АЛ – Лада искала квартал.

    18) АЛ-АЛ-АЛ – Павел порвал журнал.

    19) АЛ-АЛ-АЛ – Я держал штурвал.

    20) АЛ-АЛ-АЛ – Я высыпал крахмал.

    21) АЛ-АЛ-АЛ – Малыш украшал зал.

    22) АЛ-АЛ-АЛ — Николай подал сигнал.

    23) АЛ-АЛ-АЛ – Он догнал самосвал.

    24) АЛ-АЛ-АЛ — Я достал коралл.

    25) АЛ-АЛ-АЛ — Павел опоздал на вокзал.

    26) АЛ-АЛ-АЛ — Адмирал зевал.

    27) АЛ-АЛ-АЛ – Мы пошли на карнавал.

    28) АЛ-АЛ-АЛ – Генерал устроил скандал

    29) АЛ-АЛ-АЛ – Для ритуала нужен кристалл.

    30) АЛ-АЛ-АЛ – У Лады прекрасный вокал.

    31) АЛ-АЛ-АЛ – У шакала страшный оскал.

    32) АЛ-АЛ-АЛ – Генерал встал на причал.

    33) АЛ-АЛ-АЛ – Адмирал встал на пьедестал.

    34) АЛ-АЛ-АЛ – Для кинжала нужен материал.

    35) АЛ-АЛ-АЛ – Галка на палке.

    36) АЛ-АЛ-АЛ – Фиалка на балконе.

    37) АЛ-АЛ-АЛ — Мальчик ел халву.

    38) АЛ-АЛ-АЛ – Кто мал да удал?!

    Веник пол подметал,

    Веник очень устал,

    Он чихнул, он зевнул,

    И тихонько лег под стул.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [.

    Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями начиная понимать свой недостаток становя.

    Довольно часто начинающие логопеды испытывают трудность в постановке и автоматизации звука [к]. Подборка данного материала поможет им в этой работе.

    В помощь родителям.

    Рарота со звуком «м».

    Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та.

    Как научить ребенка выговаривать букву «л»

    Грамотная, красивая речь без дефектов это залог социализации и успешного развития. При общении все обращают внимание на то, как говорит человек. Если речь красивая и «льется как ручей», такого человека слушать приятно. В детском возрасте необходимо правильно постановить речь ребенка. Основные проблемы и трудности — это согласные «л» и «р».

    Произношение «л» кажется взрослому простым, однако поставить его получается в некоторых случаях только к годам 6. Данная статья поможет вам следовать правилам, когда требуется постановка твердого и мягкого звука «л» у ребенка.

    Постановка «л» у дошкольника

    Дошкольный возраст — это важный период для каждого. До этого момента малыши учатся ходить, говорить, понимать окружающий мир и самого себя. Некоторые согласные сложны для произношения, они формируются со временем. Хуже, когда родители не обращают внимание на дефекты речи у ребенка. В зрелом возрасте их уже очень сложно устранить, поэтому во всех детских садах с малышами в группе и индивидуально работают логопеды.

    Самыми распространенными сложно произносимыми согласными являются «л» и «р». Конечно, с моментом взросления проблемы могут пройти без посторонней помощи, а иногда и нет. Работа логопедов и заключается в том, чтобы помочь поставить правильное произношение у дошкольника. Звук «л» бывает как мягким, так и твердым. Иногда малыш не может произнести какой-либо один вид, но чаще проблемы произношения «л» у детей возникает в обоих случаях.

    Неправильное произношение звуков

    Каждый период характеризуется появлением новых звуков. К трем годам малыши должны произносить уже все буквы кроме трудных шипящих и «р», производного от него «рь». В этом возрасте у детей появляется повышенная речевая активность.

    К пяти-шести годам малыш должен произносить все звуки и выражать свои мысли не простыми предложениями, а использовать сложные обороты. Этот возраст относится к периоду взросления и перехода к школьному возрасту. Если ребенок испытывает трудности с произношением, то следует обратиться за помощью к врачу либо усиленно заниматься дома.

    Самые распространенные звуковые ошибки:

    • шипящие заменяются звуком «сь», «зь», (сорох –шорох, сенок-щенок, ез-еж);
    • р заменяются на «л», «ль» (работа-лабота, руль-луль, рабость-ладость).

    Что такое ламбдацизм и параламбдацизм

    Неправильному произношению звуку «л», «ль» или полному его отсутствию есть научное название-ламбдацизм. Его подразделяют на 4 вида:

    • носовой. Звук, выходящий с потоком воздуха, стремится попасть не через рот, а через нос. Это происходит, когда корневая часть языка упирается в нёбо, мешая проходу. В таких случаях вместо «л», получается «нг лапа-нгапа, лак-нгак;
    • двугубный. Ребенок ставит губы трубочкой, таким образом, что вместо положенного «л», получается «у»: лекарь-уекарь, лампа-уампа;
    • межзубный. Кончик языка попадает в пространство между зубами, проявляя неправильный звук;
    • отсутствие «л». Один из самых частых вариантов. Малыш вообще не произносит «л», вместо этого получаются слова без него: Лук-ук, линза-инза.

    Что такое ламбдацизм теперь понятно, а что же тогда такое параламбдацизм. Сюда относится замена «л» на другие звуки. К таким заменам относятся:

    • замена «л» звуком «в» или «б»: лала — баба, лава-вава, луна-вуна;
    • замена «л» на «г»: гол-гог, стол-стог;
    • замена «л» на «д»: лошадь-дошадь, лупа-дупа;
    • замена «л» на «йа», «ё», «йу»: ладерь-йагерь, ложка-ёжка, лук-йук;
    • замена «л» мягким «ль»: дела-деля.

    Причины неправильного произношения «л»

    Неправильное произношение Л происходит по определенным причинам. К категории таких причин относят:

    • дошкольник, в силу своего маленького возраста, еще не может произносить этот звук. Этот дефект естествен до 4 лет. В возрасте 4-5 лет, малыш уже должен знать, как научиться выговаривать букву «л», а к 6 годам должен различать в словах твердый и мягкий «л»;
    • слабые мышцы языка и нижней губы. Язык выполняет основную функцию в произведении речи. Если у ребенка есть проблемы со слабыми мышцами языка, тогда вместо «л» будет слышаться «в»;
    • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи. Такой эффект характерен, когда малыш произносит «л», и в этот момент ставит язык между зубами. К такому варианту относится и двугубное произношение, когда язык прилегает к нижней челюсти и мешает правильному произношению звуков.

    Такие причины чаще связаны не с какими-либо дефектами в развитии. Проблема происходит из-за неправильного положения языка, либо неправильного распределения выпускаемого воздуха.
    Если у дошкольника существуют трудности с произношением звука «л», это легко исправить. Потребуется время для его постановки. Обычно 15-20 минут в день в домашних условиях, и через некоторое время ребенок добьется успеха. Если спустя длительный промежуток времени усилия прошли даром, надо обратиться к логопеду. .

    Формирование правильного произношения звуков

    Если ребенок не страдает заболеваниями, патологическими развитиями речевого аппарата, тогда взрослые могут быстро решить задачу. Чтобы понять, как поставить звук «л» в домашних условиях, следует следовать нескольким простым правилам.

    1. Работу нужно начинать с укрепления артикуляционной моторики. Ее укрепление достигают с помощью упражнений и игр.
    2. Следующий этап — это постановка звука. Методики при этом различны. Для каждого случая существует свой метод.
    3. Постановка звука перетекает в произношение. Когда ученик научился произносить букву, надо переходить к слогам, а после — к простым словам, предложениям с множеством повторяющихся звуков.
    4. Переходим к более трудоемкой работе. Разучиваем стишки, скороговорки. Дошкольник быстрее будет усваивать звуки, развивать память.
    5. Закреплять результаты следует через рассказывание и повторение сказок, рассказов, стихов, историй, пение песен.

    Этим простым правилам следует уделять в день совсем немного времени. Своеобразную учебную программу проще преобразовать в игру. Процесс не будет скучным. Вы и ваш ребенок будет увлечен делом, а не нудной работой.

    Как постановить звук «л»

    Самое первое, с чего следует начинать работу это рассказать и показать ученику правильность произношения звука, и как при этом ведут себя язык и губы. Для этого существует много бесплатных фото и видеоматериалов в открытом доступе онлайн. Разработано множество методических работ о том, как научить ребенка говорить букву «л». Чтобы поставить «л», необходимо работать над дыханием и артикуляцией.

    Дома вы сами сможете объяснить, как правильно произносить тот или иной звук. Просто подумайте, каким образом это делаете вы, а потом покажите. Дети всегда лучше усваивают материал на примере других. Просто покажите принцип, пусть малыш повторяет за вами.

    Проблема постановки речи у детей это обычное дело. Уроки помогут ребенку развить слуховое восприятие звука «л».

    Важно правильно дышать и располагать язык, губы. Упражнения на дыхание разработаны в виде игры.

    Самые простые упражнения будут интересны малышу. Забавное веселье на улице может носить поучительный характер. Гуляя, можно играть с одуванчиками, предлагая сдуть все его «перышки», пускать мыльные пузыри.

    Дома можно играть с зажженной свечей, задувая ее, или спичкой, но только под строгим контролем взрослых, и различные подобные игры на выдувание воздуха. Такие игры заинтересуют вашего малыша и будут одновременно носить развивающий характер.

    Необходимо развивать у ребенка и мелкую моторику рук. Она необходима для коррекции речи, интеллектуального и физического развития.

    Артикуляция «л»

    Для начала необходимо поработать над артикуляцией языка. Кончик языка должен быть прижат к верхним зубам и по форме напоминать гамак. Воздух просачивается вдоль языка. Такое положение следует показать ребенку на своем примере, так малыши лучше усваивают. Это первое, что требуется в начальной работе.

    Ошибки при попытке произнести «л»

    В работе над постановкой звука «л» у ребенка могут быть выявлены некоторые ошибки. В этом случае попытки обучения могут провалиться.

    Причины, при которых не удается произнести «л»:

    • неправильное расположение губ;
    • язык располагается не около верхних зубов, а уходит во внутреннюю часть рта;
    • неправильный выдох воздуха — с помощью щек или через нос.

    Чтобы получить правильное произношение «л», следует воспользоваться артикуляционной гимнастикой.

    Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика — это основной метод при постановке «л». Средняя продолжительность занятий должна составлять 15-25 минут, все зависит от возраста малыша. В ее основу должны поэтапно входить различные элементы, для того чтобы ребенку было интересно. Она состоит из нескольких этапов.

    1. Задания на развитие речевого дыхания.
    2. Упражнения по автоматизации произношения.
    Читать еще:  Дизайн ванной комнаты с душевой кабинкой

    Тренировка артикуляционной гимнастики

    Самые эффективные и действенные логопедические упражнения на звук «л»: «Пароходик», «Индюшонок», «Лошадка», «Ветерок». Рассмотрим подробнее, как устроено механически каждое упражнение.

    «Пароходик». Направлено на то, чтобы ученик научился управлять мышцами языка. Малышу следует немного улыбнуться и приоткрыть рот, высунуть язык примерно на половину, прикусить его и пропеть многократное «Ы-ы-ы-ы». В итоге происходит имитация пароходного гудка. Если вам слышится другое звучание, проверьте расположение язычка у ребенка.

    «Индюшонок». Рот приоткрыт, загнутый язык кладется на верхнюю губу, производится движение вверх и вниз по губе. Быстро выдыхаем воздух, получается звук, напоминающий «разговор» индюшки.

    «Лошадка». Первое — обучить дошкольника цокать, как лошадка. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Язык упирается в небо, легкая улыбка, слегка приоткрытый рот. Следующий этап это произнести цоканье, но уже без голоса и громкости, беззвучно. Так разрабатываются мышцы челюсти.

    «Ветерок». Имитируем дуновение ветерка. Он должен выходить не по центральной части, а по краям. Для этого начинающему ученику необходимо прикусить кончик язычка, и выпустить воздух. Проверить правильность выполнения можно с помощью ватки. Поднесите ее ко рту, и увидите направление струи.

    Твердый «л»

    Если мягкий «л» ребенок может произнести, то твердый дается ему немного сложнее из-за того, что положение языка требует занимать верхнюю позицию. Обычно в таких случаях звук вообще отсутствует либо заменяется другими.

    Для поднятия языка вверх существуют несколько упражнений, которые укрепляют еще и мышцы языка.

    1. «Язычок спит». Язык неподвижен между зубами. Ребенку дается задание протяжно и непрерывно повторять «а», спустя немного времени малышу дается задание периодически прикусывать кончик язычка, получается «ал».
    2. Другое упражнение на твердый «л», это пропеть «ы», но уже покусывая широкий язык.
      После этого просим произнести слова с разной расстановкой «л» в словах. Звук «л» в начале слова: лужа, лыжи, лететь, летучий, лопаться, лазер, лай, лампочка, лев, лис, литься, лопнуть. В середине слова: класс, глаза, анализ. В конце слова: стол, бокал.

    Следующий этап — это произнесение стишков, скороговорок, где часто встречается твердый «л».

    Автоматизация

    Ряд проведенных артикуляционных упражнений требуют закрепления и постоянного его произношения. Если ребенок еще не умеет читать, родителям следует произносить слова самостоятельно, а потом просить повторить их детей. Так дошкольник лучше усваивает произносимые звуки.

    Сначала произносятся слоги «л» с гласными: л-а, л-о, л-и; потом наоборот: о-л, а-л, и-л, е-л.
    После произносятся полные слова. «Л» находится в начале, середине, конце слова, смягчаются или делаются твердыми, рядом с другими согласными и так далее.

    Далее произносить следует целые упражнения, желательно, чтобы в каждом слове присутствовал «л»: лес надел листву, лиса любит лето.

    Повторяем и учим стихи и скороговорки. При работе все фразы и предложения необходимо произносить медленно и четко, чтобы не происходило искажение. Если малыш ошибается, возвращайтесь в начало предложения и повторяйте все снова. Хвалите его, это поможет ему чувствовать уверенность. Повторяйте все несколько раз.

    Таких простых правил следует придерживаться, чтобы научить ребенка выговаривать букву «л» на автомате.

    Помощь логопеда

    Не стоит переживать, если ребенок до 5 лет плохо произносит один или несколько звуков. Однако, если в позднем возрасте ему сложно удаются буквы, для начала прибегните к самостоятельному исправлению. Если ваши попытки не увенчались успехом, тогда следует обратиться к специалисту. Распространенная ошибка родителей — неправильное произношение ими самими, нечеткая речь, дефекты речи и так далее.

    Есть и другие случаи, когда нужна помощь логопеда:

    • если у малыша проблемы с речевым аппаратом (ОНР, дизартрия);
    • при неврологических заболеваниях;
    • при психических заболеваниях.

    В этих случаях самостоятельная помощь может только навредить, а не принести пользу.

    Заключение

    Речь — это важный атрибут каждого делового человека. Ее необходимо корректировать с детского возраста, когда только эти проблемы появляются, чаще после 5 лет. Можно прибегнуть к самостоятельному домашнему исправлению. Открытый доступ в интернете предоставит вам различные графические картинки, рисунки и видеоуроки, методические пособия.

    В случае, если ваши усилия окажутся напрасными, и малыш не знает, как выговаривать букву «л» к 6-7 годам, требуется помощь логопедов, которые смогут быстро поставить вашему ребенку красивую, правильную речь и дадут общие советы.

    Постановка правильного звука Л у ребенка

    Логопедические упражнения
    Постановка звуков речи дошкольников

    Логопедические онлайн упражнения

    Помните, что первые занятия по логопедии — это пальчиковые игры. Моторика рук связана с центрами мозга , которые отвечают за артикуляцию. Выполнение рекомендаций логопедического раздела сайта позволит вам получить положительную динамику развития и коррекции речи детей. Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Благодаряупражнениям сайта (poskladam.ru) вы сможете понять развитость словарного запаса ребенка, правильно ли он связывает их между собой и произносит. Речь это важное средство связи между ребенком и окружающим миром.

    Приемы постановки звука Л.

    · Для вызывания этого звука достаточно просто покусать зубками кончик языка, широко положенный и высунутый; и спеть песенку «ла-ла-ла-ла». Как только звук «получился», предложите ребёнку перевести язычок за верхние зубки, продолжайте петь ту же песенку «ла-ла-ла», ударяя язычком в верхние альвеолы.

    · Приоткрыть ротик и широко улыбнутся при этом, с длительным произношением буквы Ы, проталкиваясь кончиком язычка в приоткрытую щелку меж зубами.

    Логопедические упражнения для детей: ставим звук „л”

    Недостатки произношения этого звука называют специальным термином ламбдацизм. Он имеет несколько видов. Это общее пропускание звука («имон» вместо «лимон»), замена его другими, носовое произношение.

    При всех видах ламбдацизма нужно выполнять такие артикуляционные упражнения:

    Разговор индючка. В быстром темпе при открытом рту язык двигается в стороны. При этом произносится звук, характерный рассерженному животному: „бл-бл”.

    Гамак. Это растяжка языка. Его кончик должен упираться в верхние зубки, а затем в нижние. Нужно, чтобы период упора был как можно более долгим. Язычок при этом напоминает гамак.

    Лошадка. Пощёлкивание широким языком верхнего неба дети выполняют с удовольствием.

    Грибок. Язычок малыша всей поверхностью упирается в верхнее небо, а нижняя челюсть при этом опускается вниз до максимума. Уздечка натягивается сильно.

    Самолет гудит. Нужно длительно изображать гудение самолета низким тоном. При этом надо следить, чтобы кончик языка упирался именно в верхние зубы, а не находился между нижними и верхними зубчиками.

    Пароход. Взрослый произносит звук «ыы», имитирующий гудение парохода, затем перемещает язык межу зубами — и получается межзубный звук „л”. Два положения языка нужно чередовать.

    Исправление нарушений произношения звука /Л/.

    Комплекс упражнений: «Маляр», «Чистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Индюк», «Шоколадка», «Конфетка».

    Постановка звука /Л/ от звука /А/

    На первом этапе работы ребенку предлагается улыбнуться и слегка прикусывать кончик широкого языка, произнося при этом протяжный звук /А/. Получится «ал-ал-ал».

    Фиксировать внимание детей на том, что получается звук / Л/ не нужно. Следует далее произносить звук /Л/ в закрытом слоге «ал», затем между гласными – «ала» и, наконец, в открытом слоге – «ла».

    На втором этапе язык убирается за верхние зубы и начинается автоматизация звука.

    Исправление параламбдацизма

    Исправление параламбдацизмов на подготовительном этапе осуществляю сразу по нескольким направлениям: учу различать на слух звук /Л/ и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять языком движения, необходимые для правильного произношения звука /Л/. Но в отдельных случаях упражнения для языка и губ имеют свои особенности:

    — при замене /Л/ на /Й/ ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжное /Ы/.

    — при замене /Л/ на /У/ нужно прежде всего довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога «ла». Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден – он опускается сверху вниз. Далее ребенка учат переключаться с одного движения на другое в быстром темпе (язык за верхними зубами, потом опускается; губы при этом находятся в положении улыбки). Логопед следит, чтобы ребенок не загибал кончик языка внутрь и не произносил звук /Л/ с помощью губ. Первое время можно придерживать движение губ пальцами.

    — при замене /Л/ на /В/ необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от трех до пяти, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют много раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее..

    при замене /Л/ на /Г/ ребенку показывают, в чем ошибки его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. После этого предлагается прижать язык к верхним зубам и сказать /Ы/, и подержать язык за зубами, а не опускать его. Постановка и автоматизация звука /Л/ проводится, как при его отсутствии.

    Если при ламбдацизмах исправление звука /Л/ заканчивается этапом автоматизации, то при параламбдацизмах необходимо провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя.

    Постановка звука /Л ’/

    После автоматизации /Л/ мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, логопед произносит слоги «ли», «ли» и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами. Добившись правильного произношения слога «ли», последовательно переходим к сочетаниям /Л/ с /Е, Ё ,Ю, Я/.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector