Резные дома из дерева - Домашний мастер Dach-Master.ru
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Резные дома из дерева

Резные Окна с Наличниками с Узорами в Деревянном Доме, Варианты Красивого Декора

Резное кружево наличников на окнах прочно ассоциируется у нас с русским народным творчеством. Традиционно русский человек украшал свое жилье доступными способами. Самый распространенный из них — резьба по дереву. Ни один дом не обходился без резных украшений. Они выполнялись в двух техниках: глухая резьба и ажурная. Первый вид и раньше был редкостью по причине сложности (он выполнялся прямо на бревне), а сейчас и подавно — практически нигде не встречается.

Другое дело — ажурная резьба. Она стала неотъемлемой частью русского деревянного зодчества. Резные наличники на окна в деревянном доме заказывали не только знатные и богатые люди. Простые крестьянские избы иногда были украшены не менее причудливо. Расцвет этого вида народного творчества пришелся на XVII-XVIII века, именно с того времени до нас дошло большинство памятников деревянного искусства. Как, например, реконструкция деревянного дворца Алексея Михайловича в Коломенском.

Каждая область, край или губерния имеет присущие только ей технику и приемы резьбы. Вы никогда не перепутаете дома с наличниками и другими декоративными элементами под Ярославлем с деревенскими избами Нижегородской области. В любом исполнении окна с резными наличниками делают дом более воздушным и невесомым. Изящная резьба облегчает приземистый вид деревенского бревенчатого дома. В зависимости от искусства мастера иногда дома выглядят как произведения искусства.

Хотя первоначально у наличников была совсем другая функция: они закрывали щель между окном и оконным проемом, это экономило тепло в доме и защищало от попадания в щели дождя, мелкого мусора, который со временем может привести к загниванию или появлению плесени. В последующем стали обозначаться преимущества, не связанные с практическим применением обналичников. Сейчас эти достоинства можно отнести к чисто эстетическим:

  • Само название «наличник» говорит за себя, ведь он располагался «на лице» дома. То есть, на той части дома, которая выходила на улицу. Красивые наличники подчеркивали индивидуальность хозяев, их вкус и достаток. Обратите внимание, что на тех деревенских домах, на которых сохранились наличники, бросается в глаза их отсутствие с торца или сзади дома. Хотя обычные накладные деревянные планки имеются для практичности.
  • Декорируя окна, резная обналичка визуально может увеличить приземистый дом или вытянуть его вверх. Воздушное кружево деревянных окон и всего дома создает атмосферу невесомости, скрывая тяжелую конструкцию деревенской избы.
  • Сейчас когда известны основные направления деревянного зодчества разных стран в разные эпохи, можно создать определенный стиль.
  • Можно гармонично при помощи резьбы объединить строения, даже забор на участке в единый ансамбль.
  • В некоторых случаях при оформлении деревянного дома только наличники из дерева будут единственным вариантом оформления.

На долгий срок, когда сельские жители стремились в город, а в городах сносился частный сектор, наличники надолго вышли из моды. Дома если и строили, то в основном кирпичные или каркасно-засыпные. В них не было ничего «лишнего», тем более резьбы.

Дом старались сделать побыстрее и подешевле. Сейчас общая тенденция очень похожа, но мода на все русское несколько изменила характер построек. Многие стали ставить срубы и украшать их как раньше.

Резные украшения дома

С модой на дома из бруса пришла мода на резные украшения дома. Раньше резьба наносилась на каждый элемент дома. Карнизы, ставни, столбы, декоративные балясины и опоры можно было декорировать при помощи резьбы.

Издавна конек, который расположен на стыке двух скатов крыши, украшали деревянной скульптурой коня, петуха или другой птицы. Еще одно украшение для крыши — причелины, которые ажурным узором спускаются вниз и декорируют массивные торцы бревен, удерживающие крышу.

Как кружево карниз украшает резная доска — фриз, по краям которого свисают красивые резные полотенца, или по-другому «сережки», подкрылки. Спускаясь от них вниз, взгляд задерживается на резных наличниках.

Они монтируются двумя способами:

  • Внакладку. Такие наличники крепятся на клей или гвоздями и называются накладными.
  • Телескопический метод. Устанавливая этим способом, нужно быть готовым к сложностям в монтаже, но и результат порадует больше. В паз коробки вгоняют «клювик», который изготовлен на наличнике в виде выступа.

В наше время те, кто собирается украсить свой дом резьбой, чаще всего останавливается на наличниках, так как именно они приковывают взгляд своей красотой. Очень важно, что при этом возрождаются народные традиции.

Детали наличников

Наличники состоят из следующих деталей:

  • резного кокошника, который располагается над окном;
  • вертикально расположенных планок;
  • полотенчиков, которые находятся под окнами.

Эти названия также, как и способы их изготовления, традиционно русские. Чувствуется, что им не одна сотня лет. Есть и дополнительные детали, с такими же говорящими названиями: диадемы, плечики, подзор, сухарики.

Читать еще:  Необычные кровати из дерева

Если вы поставите на окна своего дома наличники, то это придаст дому национальный колорит и выразит его индивидуальность. Декоративные причудливо сочетающиеся узоры раньше имели прикладное значение, сейчас это просто элемент декора. Каждый может выбрать узор не только на свой вкус, но и учитывая стиль участка и построек, расположенных на нем.

Самые распространенные орнаменты у резных наличников — растительные. Русские мастера в желании запечатлеть травы, цветы и листья достигали ощутимых высот в своем мастерстве. До сих пор нам встречаются дома с подобными орнаментами на окнах. И мы можем любоваться на резные окна, которым больше полувека.

Очень часто встречаются наличники с геометрической резьбой. Считается, что это один из самых древних видов украшения домов. Прежде чем освоить растительный орнамент, мастера по дереву вырезали на наличниках ромбы, квадраты или треугольники.

Иногда при помощи рисунка на наличниках создаются сюжетные картины. Каждый элемент, каждая деталь подчеркивает отношение хозяина к окружающему миру. Их значение расшифровывается следующим образом:

  • если при внешней отделке дома вырезали условное обозначение крыльев, то этим хотели подчеркнуть силу;
  • птица значит источник объединения разных времен;
  • солнце олицетворяло жизнь;
  • изображение змеи трактовалось как стремление к мудрости;
  • крест — христианский символ духовного возрождения;
  • растительность олицетворяла любование человека природой, стремление запечатлеть скоропроходящую красоту на целый год.

Кроме того, в извилистой резьбе подчас можно угадать гусей-лебедей, коней, оленей и других диких и домашних птиц и животных.

Породы древесины

Резное обрамление окон выполняется преимущественно из дерева. Прежде всего используют древесину тех пород деревьев, которые меньше всего подвержены перепадам температуры, влажности, воздействию других атмосферных влияний. Однако у каждого дерева есть свои достоинства и недостатки. Ниже приведены самые распространенные виды деревьев, которые используются для изготовления наличников дома.

Самый подходящий материал для резьбы по дереву. Липа мягкая и податливая, с ее помощью можно воплотить любую фантазию, но наличники из нее почти никогда не делают. Она не годится для обналички дома по той причине, что легко впитывает влагу и не подходит для тех изделий, которые находятся на улице. Иногда мастера берутся за такую работу, но много времени уходит на то, чтобы тщательно обработать древесину от попадания влаги. Еще один недостаток липы — она недостаточно прочная.

Осина

Ее прочность используют, применяя осину в качестве рукояток сельскохозяйственных орудий, других предметов быта, например, из этой древесины изготавливали топорища. Осине не страшны морозы, повышенная влажность.

Изделия из осины сохраняют на открытом воздухе все свои положительные свойства: высокую упругость (балки из осины не гнутся и имеют небольшой вес), устойчивость к червоточине и гниению. К сожалению, осина — очень сырое дерево, и добиться условий для ее высушивания сложно, поэтому изделия из нее недешевы.

Береза

Ее любят не только за то, что это дерево — символ России. Во-первых, ее древесину относят к безъядровой, это значит, что внутренняя и внешняя части на срезе не отличаются друг от друга по цвету.
Еще один плюс для характеристики древесины: почти незаметны годичные кольца. Древесина имеет однородную белую окраску с незначительным оттенком. Береза поддается обработке и при сушке практически не трескается.

На открытом воздухе без тщательной обработки береза быстро загнивает. Поэтому при изготовлении наличников требуется специальная и многоэтапная обработка готового изделия.

Лиственница

Этот материал легко выдерживает все атмосферные явления, но для резьбы непригодна из-за своей хрупкости.

Его древесина отличается прочностью и твердостью. Изделия из дуба хорошо гнутся, поэтому из него делали бочки, кадки, полозья, ободы. Дуб устойчив к влажности. Дуб тяжело режется, но все равно используется для изготовления резных деталей. Правда, увидеть резные окна из дуба — большая редкость.

Сосна

Сосна обладает достаточно высокой прочностью, проста в обработке. Во время сушки не склонна к растрескиванию. Благодаря исключительной устойчивости к атмосферным явлениям сосна применяется как для внутренних работ (доски для пола, окна, потолки, пол, перила), так и для внешней отделки. Это хороший выбор для выполнения наличников.

Ольха

У нее ярко окрашенная древесина. Замечательно, как липа, режется благодаря своей мягкости. Также хорошо полируется и поддается обработке. Еще один плюс — ольха не растрескивается при сушке.

Ясень

Древесина этого дерева не уступает дубовой по твердости. Зато по другим физико-механическим характеристикам даже его превосходит. На сегодняшний день — это один из самых модных представителей древесины для внутренней отделки помещений, резной мебели, перил и паркета. Благодаря своим свойствам ясень – подходящий материал для изготовления резных наличников на окна дома.

Читать еще:  Кровати из дерева для подростков

Бук очень похож по своим характеристикам на дуб и ясень. Он также хорошо сгибается, поэтому подходит для производства гнутой мебели, лестниц, перил. По прочности древесина бука практически не уступает дубовой. Правда, в способности к загниванию уступает. Высокую влажность бук тоже не любит. В случае, когда из бука изготавливают наличники, их обрабатывают специальными составами минимум дважды.

Как мы видим, существует большой выбор разных сортов древесины, которые в разной степени подходят для изготовления резных наличников. Есть те, что удобны в обработке, но применяются только внутри помещения. Другие — хорошо справляются с нагрузками в виде осадков и морозов, но при этом нелегки в резке или сушке.



Сделай сам

Популярные статьи

Красивый резной дом

Культурное наследие.
Традиция украшать дома резьбой возникла на Руси, вероятно, еще в языческие времена. Тогда она носила в основном культовый характер.

В узорах древних орнаментов можно различить солнце, дождь, воздевающих руки к небу людей, геометрические фигуры (круги, треугольники, ромбы) и другие знаки, призванные обеспечить защиту от стихий и плодородие земли, а также служащие оберегом жилища.

Конечно, уже тогда сакральный смысл деревянных рисунков совмещался с чисто утилитарным назначением различных элементов: наличники призваны защищать от холода и влаги щели между оконными рамами и бревенчатой стеной дома, причелины — торцы подкровельных слег и т.

Практический смысл сохранился, а культовый постепенно утратился. Осталась только традиция художественного оформления фасада.

С течением времени в каждой местности формировался собственный стиль резных украшений, и узоры наличников разных областей могли существенно различаться. Деревянный резной декор отличается многообразием по технике исполнения, сюжетам и композиционному расположению на доме.
В одних регионах предпочитали использовать скульптурную резьбу, в других — ­глухую, в третьих — прорезную.

Наиболее распространенной была и остается именно прорезная (также называемая пропильной и ажурной) резьба, хотя она возникла позже других.

Традиции и инновации.
Основные мотивы деревянной резьбы мало изменились: по-прежнему популярны геометрический и растительный орнаменты, реже встречаются зооморфный (изображающий животных) и антропоморфный (изображающий людей).

Что касается видов резьбы, то во внешнем декоре дома, как уже говорилось выше, господствующее место занимает прорезная.
В доме, особенно деревянном, резьба встречается не только снаружи, но и внутри (к примеру, в оформлении лестничных балясин и ограждений, мебели и дверей обычно используется скульптурная или рельефная резьба).

Можно выделить следующие виды русской архитектурной резьбы: скульптурную, плоскую, рельефную и прорезную (её разновидность — накладная резьба). Наверное, самый древний вид — плоская резьба по дереву, включающая ряд разновидностей — выемчатую, долблёную, городчатую и др. Наиболее распространенный мотив плоской резьбы — геометрический. На балконах, крылечках, верхнем наличнике окон и дверей многих старых деревянных домов вырезан круг с расходящимися лучами. Конечно, это символическое изображение солнца восходит к языческим представлениям о мире. С древними магическими заклинаниями, вероятно, связаны и другие геометрические фигуры, характерные для плоской резьбы, — круги, кресты, звёзды, ромбы и т.д.
Скульптурная резьба наиболее характерна для северных областей России. Выступающим концам бревен и слег придавались очертания животных и птиц, как реальных, так и мифологических. Но наиболее распространён был декор охлупня на двускатных крышах русских изб. Охлупню чаще всего придавали форму конской головы, первоначально имевшую сакральный смысл. Также выполняли изображения других животных и птиц — оленя, гуся, лебедя и т.д.
Сегодня скульптурные изображения на коньках крыш делают достаточно редко, хотя подобные услуги предлагают народные умельцы и даже фирмы. Помимо торцов бревен и охлупня скульптурными изображениями различных животных и птиц подчас украшались ставни и наличники домов в некоторых российских губерниях.

Рельефная резьба была наиболее распространена в Поволжье. Она также называется долотной, поскольку основным инструментом для ее выполнения (помимо топора) служит долото. Для данного вида резьбы характерен высокий причудливый рельеф. Самый распространенный орнамент — растительный, но часто встречаются также изображения различных животных и мифологических существ (львов, русалок, сирен).
Одним из самых ярких образцов рельефной резьбы считался деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный в 1667–1672 гг. и разобранный во времена Екатерины II. В нём тончайшей резьбой было украшено буквально все — фризы, подзоры, крыльца, галереи… Впрочем, скоро у нас появится возможность полюбоваться необыкновенным декором — восстановление дворца должно быть закончено уже в этом году.

Самая простая, а потому и самая распространённая разновидность домовой резьбы — сквозная (также называемая прорезной, пропильной, ажурной). Она выполняется методом сквозного прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. От других видов деревянной резьбы прорезная отличается тем, что пол­ностью удаляется фон рисунка. Впрочем, её популярность объясняется не только относительной легкостью исполнения.

Читать еще:  Кресло резное из дерева

Во-первых, сквозная резьба декоративно-прикладных элементов придает дому воздушность.

Во-вторых, освещённый солнцем ажурный рисунок со сквозными отверстиями отбрасывает кружевную тень, а варьирующийся в течение дня угол освещения меняет теневой рисунок и облик фасада здания в зависимости от погоды. Кроме того, прорезная резьба может быть многоярусной, то есть резные доски причелин и подзоров накладываются друг на друга. Тогда ощущение воздушности деревянных кружев многократно усиливается.

Хоть режь

В старину на Руси любой деревенский дизайнер руководствовался одним главным правилом — «чтобы было баско». Красиво, значит. Поэтому все предметы вокруг себя наши предки щедро украшали всевозможными орнаментами. Вышивка на ткани, роспись на посуде, резьба по камню и дереву — каждый из таких «украсов» нес в себе и тайные сакральные, и открыто декоративные смыслы. Одной только резьбы в русской традиции за столетия набралось до десятка видов. О самых интересных из них предлагаем вспомнить сегодня.

Тайная геометрия

Геометрическая резьба — самый древний оформительский тренд, известный человечеству еще с дохристианских времен. Кроме хорошего глазомера и уверенной руки, он не требовал от мастера ничего. Даже специального инструмента: нанося орнамент, резчик мог обойтись обычным ножом. Как правило, такой резьбой украшали небольшие предметы, которые превращались в оберег. Дело в том, что самые простые узоры в виде геометрических фигур были символами стихий и явлений. Размещая их в определенном порядке, древние мастера старались уберечься от сил природы или, наоборот, призвать их на помощь. Такие узоры были своего рода магической книгой для тех, кто умел их читать. Розетка с лучами или просто круг призывали в дом благодать Солнца. Вырезанные ромбы должны были даровать хозяину силу и мощь. Узор из треугольников, нанесенный на примитивную фигурку коня, должен был принести здоровье всему домашнему скоту. В дальнейшем редко кто из резчиков использовал геометрическую резьбу по языческим заветам — с необходимым числом заклинаний и количеством взмахов ножа. Но предметы, украшенные таким образом, и сейчас можно отыскать в северных деревнях.

С корабля на бал

У нижегородской глухой резьбы, пожалуй, самая интересная история. На дома она перекочевала прямо с Волги-матушки. Такую резьбу называют еще «корабельной», ведь именно ею украшали расшивы — суда, на которых по Волге переправляли множество товаров. Расшивы издавна покрывали самой причудливой, самой искусной резьбой. Исследователи считают, что у этой тяги к прекрасному было самое что ни на есть практическое обоснование.

Начиная с конца 1740-х годов целая серия царских указов запрещала использовать где бы то ни было доски, тесанные топором. Лес тогда — главный ресурс, его берегут и экономят, ведь чаяниями Петра I вокруг всех крупных городов леса выкосили чуть не до нитки. Плотникам велят бросить топоры и браться за пилы. Поскольку «из одного бревна пиленых досок может быть пять, а по крайней мере четыре или три доски, а топорных одна или по нужде две выходит». Судовладельцев это не могло радовать: считалось, что именно доска из-под топора наиболее пригодна для кораблестроения. Сильный удар как бы запечатывал волокна дерева, и такая доска становилась для воды неуязвима. А пиленые доски «мочалились», «подпускали воду». Однако из-за не тех стройматериалов можно было попасть не то что под санкции, а даже и под репрессии: штрафы, изъятие, битье кнутом.

Но на Руси, помимо декоративно-прикладного, всегда хорошо было развито искусство уклоняться от драконовских указов из столицы. Есть версия, что «топорные», тесаные доски на купеческие расшивы все равно брали, ставили их на самые важные части. А затем щедро маскировали эту «санкционку» великолепными резными узорами: поди знай теперь, пиленая это доска или тесаная.

Когда срок службы судна подходил к концу, его продавали на слом. Резные доски всегда были в цене — команда разбирала их для украшения собственных домов. А дальше по Волге пошли пароходы. И целые плотницкие артели, проклиная «чертовы расшивы», в одночасье лишившие их приличного заработка, разбрелись по губернии, предлагая хозяевам отделку домов в хорошо узнаваемом стиле, с фантастическими «фараонками» и невиданными на волжских берегах львами. Настоящие мастера тесали их топором. Какими бы инструментами ни пополнялся плотницкий арсенал, все же новомодным рубанкам и фуганкам далеко было до чистой «топорной» работы. Не зря тогда любили приговаривать под руку начинающему: «Фугуй, Ванька, тятька топором исправит!»

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector